Коррекция двигательных навыков на уроках столярного дела
Коррекция двигательных навыков на уроках столярного дела
Одним из важнейших направлений в процессе профессионально-трудового обучения учащихся с недостатками психофизического и интеллектуального развития является механизм формирования целенаправленных действий и движений в процессе овладения навыками.Одним из важнейших направлений в процессе профессионально-трудового обучения учащихся с недостатками психофизического и интеллектуального развития является механизм формирования целенаправленных действий и движений в процессе овладения навыками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекция двигательных навыков на уроках столярного дела»
Тема: «Коррекция двигательных навыков на уроках столярного дела»
Одним из важнейших направлений в процессе профессионально-трудового обучения учащихся с недостатками психофизического и интеллектуального развития является механизм формирования целенаправленных действий и движений в процессе овладения навыками.
В процессе трудового обучения двигательным трудовым навыкам у разных групп обучающихся продвижение идет неравномерно. Это вызвано неоднородностью их состава, которая определяется разными потенциальными возможностями и связана с особенностями присущих им дефектов.
Обучающиеся коррекционной школы VIII вида обучаются профессиям в основе которых лежит ручной труд. Подход в обучении приемам труда во многом связан с имеющимися у детей двигательными нарушениями.
Разнообразные двигательные недостатки детей с ОВЗ можно отнести к двум группам. К первой относятся преимущественно локальные нарушения, ко второй - системные, обусловленные поражением высшего (смыслового) уровня регуляции. Оба указанных вида нарушений затрудняют формирование трудовых движений, действий.
Характер трудностей зависит как от индивидуальных особенностей нарушения моторики, так и от состава трудового действия. Усвоение результата приема и орудия труда в основном зависит от уровня интеллектуального развития школьника, а формирование двигательной программы в значительной мере определяется развитием его моторики. В классе есть дети, которые успешно справляются во фронтальной работе и овладевают трудовыми навыками в значительной мере успешно. Есть группа детей относительно трудоспособные, но испытывающие трудности в овладении действиями и имеющие нарушения двигательной сферы. Неправильное положение тела, неправильная хватка инструмента, нерациональное приложение усилия часто наблюдается в процессе выполнения различных операций учащимися. Это позволяет целенаправленно осуществлять и применять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе овладения двигательными умениями и навыками.
Формирование двигательных навыков является трудной задачей, для успешного решения которой учителю приходится преодолевать много трудностей. В одних случаях не удается достичь достаточной точности и вариативности выполняемого: в других - вырабатываемые двигательные навыки оказываются косными, с большим трудом переносятся в новые условия.
Чтобы успешнее и полнее решать проблему формирования двигательных умений и навыков, а следовательно, и процесс обучения, необходимо искать такие подходы, в процессе использования которых этот подросток поднялся бы на более высокую ступень интеллектуального и моторного развития.
Процесс усвоения трудовых навыков может происходить наиболее эффективно при соблюдении одного из главных условий - максимально возможного осознания учащимися всех компонентов трудового действия.
При разработке методов, элементов, приемов, направленных на повышение уровня осознания при выполнении трудовых операций, уделяется внимание осознанию функционально значимых элементов рабочего места, объекта труда, рабочих действий, движения, устройства инструмента, возможные виды брака. В качестве методических средств повышения осознания трудовых движений, действий использую таблицы, плакаты, фото и видеоматериалы, где показаны рациональные приемы работы. В качестве индивидуальных заданий применяю таблицы, фото с описанием трудовых действий и движения и возможные вида брака. Работаем с кроссвордами на обобщение знаний, движений отдельных операций технологического процесса.
При обучении осознанию двигательных навыков, умений действий следую методической последовательности:
1. Создание целевой установки на овладение операции.
2.Объяснение назначения операции и анализ её результатов.
3. Обсуждение в беседе и демонстрацией учителем правильно организованного рабочего места, размещения материала, инструмента.
4. Показ учителем рабочего приема с объяснением трудовых действий.
5. Изучение плаката с описанием последовательности трудовых действий операции и возможных видах брака.
6. Повторная демонстрация показа приема перед выполнением пробной работы учащимися. Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия. Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:
Информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
Организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
Позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
Стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
Позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.
7. Первоначальное выполнение операций обучающимися с проговариванием.
8. Запись в тетрадях основных терминов, выражений относящихся к данной операции.
9.Индивидуальная работа учащихся на последующих занятиях на осознание действий, движений, распределения внимания.
Обучение успешному формирования двигательных умений и навыков невозможно представить без практического выполнения. Практической работе предшествует тренировочные действия. (Так, например, работа с ножовкой. Проводили упражнения: каждый учащийся тренировался у верстака в хватке инструмента рукой, распределения усилия. Расположение тела по отношению рабочей плоскости. Находили оптимальный угол наклона ножовки, пространственной ориентации при пилении продольном и поперечном).
На первоначальных этапах практического обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной постановки, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнении упражнений учитель должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат.
Особое внимание уделяю при формировании двигательных навыков тому, что у детей разные рабочие руки. Кто- то держит инструмент в правой руке, а кто- то в левой. Это говорит о том, что трудовые действия делаются зеркально. У большинства детей нарушено слуховое внимание и зрительное восприятие. Поэтому или я или более сильный ученик наглядно показываем правильный ухват столярного инструмента.
Для экономии трудовых движений и мышечных усилий оборудование, инструменты располагаются с учетом востребованности, необходимости. Дети должны осознать важность организации рабочей зоны. Учащиеся на практических занятиях работают группой (бригадой), звеном. Со стороны учителя – контроль, помощь и оценивание индивидуальных результатов. Выполнение трудовых действий, движений сопровождается проговариванием учащимися, обсуждением возможного вида брака или ошибки. Многократное выполнение действия, систематические упражнения с коррекцией неточностей, их осмысливанием, исправлением ошибок в повторных попытках, анализ каждого рабочего движения, объединение ряда движений в единое действие, в дальнейшем регулирование темы работы, позволяет учителю контролировать уровень осознания учащимися выполнения трудовых действий.
Обучающиеся после окончания коррекционной школы-интерната VIII вида должны включиться в общественно-полезную деятельность, быть социально защищенным, равноправным гражданином государства. Им необходимо участвовать в трудовых процессах, быть физически и двигательно готовыми к выполнению предъявляемых нагрузок. Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах трудовой деятельности.
Успех формирования умений и навыков на уроках трудового обучения (столярное дело) во многом определяется материально-техническим обеспечением мастерской. В современных условиях это – один из наиболее болезненных факторов организации обучения.
Сегодня без полной комплектации школьных мастерских учитель затрудняется полноценно проводить уроки. Вряд ли новые учебные программы и учебники, как бы основательно они ни были подготовлены, могут быть реализованы учителем в полном объеме без оснащения учебного процесса средствами обучения.