Просмотр содержимого документа
«Хозяину и щепочка годится»
Муниципальное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Смоленская средняя общеобразовательная школа»
Проектная работа
Тема: Хозяину и щепочка годится
Автор работы:
Самойлов Антон - 5А класс,
ИРМО «Смоленская СОШ»
Проектная работа допущена
к защите
Руководитель: Костромин
Игорь Борисович,
учитель технологии
Научный консультант:
Якубова Анна Михайловна
«26» января 2017 г.
2017
Оглавление
Актуальность проекта.
Проблемы проекта.
Цель проекта.
Задачи проекта.
Гипотеза (ожидаемые результаты проекта, основные
проблемы, рассматриваемые в проекте).
Сроки разработки и реализации проекта (этапы).
Ресурсы проекта.
Планирование проекта (предполагаемая методика и техника его выполнения, краткий обзор литературы и других материалов по теме, разработка банка идей и предложений по решению рассматриваемой проблемы).
Практическая часть проекта.
Экономический расчет.
Экологическое обоснование.
Заключение (рефлексия).
Реклама изделия.
Список использованной литературы.
Актуальность проекта
Мне не безразлична экология родного села. Я хочу видеть свое село чистым и красивым, хотя понимаю, что чистота не появится сама собой – чистоту делают люди.
В селе Смоленщина в данный момент существует один вариант утилизации мусора – вывоз на свалку. Но решает ли это проблему утилизации бытовых отходов в экологическом смысле? Нет и еще раз нет. Мне не под силу построить завод по переработке мусора, а что же я могу сделать для решения этой проблемы в свои 11 лет?
Я задумался, а может мусору можно дать «вторую жизнь»?
На занятии кружка «Домашний мастер» наш руководитель Костромин Игорь Борисович показал нам изделия из вторичного сырья. И я заинтересовался этой проблемой. В домашних ненужных вещах я нашел сломанные часы с рабочим механизмом, банки из-под майонеза и дверь от шкафа из ЛДСП. Это натолкнуло меня на мысль найти применение этим вещам, так сказать подарить им «вторую жизнь».
Проблемы проекта.
Вы задумывались, что такое мусор? Что выбрасывают люди? Знаете ли вы, сколько скапливается мусора в больших городах или селах? В России за год образуется около 7 млрд.т. бытовых отходов (до 350 кг на одного человека в год). Одна среднестатистическая семья ежедневно выкидывает в среднем 3 кг мусора.
В последние десятилетие в составе пищевого мусора растёт доля бумаги, картона, ЛДСП, ДСП, ДВП и особенно пластмасс, в том числе полиэтилена, который практически не разлагается естественным путём. Использованная и выброшенная жестяная банка пролежит много лет и только, примерно через 20 лет, подвергнется разрушению. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы.
Проблема экологии - очень серьезная для всего человечества и я считаю, каждый человек должен внести посильный вклад в решение данной проблемы.
Цель проекта
Создание изделий из отходных материалов и их реклама среди школьников
Задачи проекта
изготовить изделия из использованных и отходных материалов на занятиях кружка «Домашний мастер»
продемонстрировать свои изделия на школьной выставке «Умелые руки не знают скуки»
Гипотеза (ожидаемые результаты проекта, основные
проблемы, рассматриваемые в проекте)
Из ненужных вещей можно сделать красивые и полезные изделия, таким образом внести вклад в защиту окружающей среды
Сроки разработки и реализации проекта (этапы)
№ этапа
Название этапа
Содержание деятельности
Сроки
1
Подготовительный
изучение информации, анализ проблемы.
Сентябрь 2016г.
2
Организационный
Сбор материалов для утилизации. Приобретение шурупов, клея, морилки и др.
Сентябрь- октябрь
2016г.
3
Основной
Изготовление изделий
Октябрь - январь 2016г.
4
Аналитический
1.подведение итогов реализации проекта;
2.участие в выставке работ учащихся «Умелые руки не знают скуки»
Январь 2016г.
Ресурсы проекта: Работа по изготовлению изделий из отходных материалов производилась в учебных мастерских школы под руководством учителя технологии во внеурочное время на кружке «Домашний мастер».
При работе использовались библиотечные и интернет-ресурсы, инструменты и станки мастерской школы.
Планирование проекта (предполагаемая методика и техника его выполнения, краткий обзор литературы и других материалов по теме, разработка банка идей и предложений по решению рассматриваемой проблемы).
При планировании и разработке проекта использована дополнительная литература, интернет – сайты. Практическая часть – разработка технологических карт будущих изделий из различных отходных материалов и практическое изготовление самих изделий
Практическая часть проекта (технологическая карта изделий):
«Самодельные часы»
№ п/п
Последовательность выполнения работы
Инструменты и приспособления
1
Изучение дополнительной литературы, материалов из интернета, составление технологической карты будущего изделия.
Литература из фонда школьной библиотеки, интернет, чертежные инструменты.
2
Выбор использованных механизмов и деталей для будущего изделия, раскрой заготовки, разметка.
Механизмы от старых часов, деревянные детали от старой мебели, метр столярный, угольник столярный, карандаш, чертеж.
3
Разметка заготовок, пиление деталей основания часов.
Ручная пила, упор для пиления, карандаш, угольник столярный.
4
Сборка каркаса основания, подгонка механизма часов к основанию.
Деревянные заготовки, часовой механизм с батарейкой, клей ПВА, крестовая отвертка, шурупы.
5
Шлифование готового изделия, покрытие морилкой.
Шлифовальная бумага, морилка на неводной основе, кисточка.
6
Снятие фаски на деталях каркаса.
Ручной фрезерный станок, фрезы.
7
Лакирование готового изделия.
Лак
2.«Самодельный горшок под цветы»
№ п/п
Последовательность выполнения работы
Инструменты и приспособления
1
Изучение дополнительной литературы, материалов из интернета, составление технологической карты будущего изделия.
Литература из фонда школьной библиотеки, интернет, чертежные инструменты.
2
Выбор использованных деталей для будущего изделия, раскрой заготовки, разметка.
Используемые пластиковые банки от майонеза, ДСП для основания горшка, отходы древесины – штапик, метр столярный, угольник столярный, карандаш, чертеж.
3
Разметка заготовок, пиление штапика.
Ручная пила, упор для пиления, карандаш, угольник столярный.
4
Сборка каркаса основания будущего изделия, склеивание.
Правила безопасности при работе с ручным инструментом сверлильным станком (инструкция)
Перед началом работы:
Надеть спецодежду и проверить средства индивидуальной защиты (защитные очки; коврик диэлектрический).
Осмотреть рабочее место, убрать лишние и мешающие предметы, обратив внимание на достаточность освещения, наличие ограждений вращающихся частей станка.
Проверить отсутствие внешних повреждений станка, наличие и исправность тумблеров, переключателей и т.п.
Убедиться в целостности крышки электророзетки и выключателей, электровилки и подводящего электрокабеля.
Проверить наличие и надежность крепления защитных ограждений и соединений защитного заземления с корпусом станка.
В случае обнаружения неисправности станка, инструментов учащийся обязан немедленно поставить в известность педагога.
Убедиться в работоспособности вытяжной вентиляции и местных отсосов древесной пыли, надеть защитные очки.
Разложить инструменты и заготовки в определенном установленном порядке на тумбочке или на специальном приспособлении, убрать все лишнее.
Запрещается самостоятельно включать станок в электрическую сеть.
Проверить работу станка на холостом ходу.
Не приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.
Во время работы:
Во время работы необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации станка и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.
Следить за исправной работой станка, системы вентиляции и местного отсоса древесной пыли, целостностью изоляции и заземления.
По окончанию работы:
выключить станок;
убрать стружку со станка при помощи щетки, не сдувать стружку и не сметать ее рукой;
привести в порядок рабочее место, оборудование возле станка;
сложить в специальный шкаф инструмент и приспособления, используемые при работе на станке;
убрать в отведенное место средства индивидуальной защиты;
снять специальную одежду;
тщательно вымыть руки с мылом.
При обнаружении неисправности оборудования проинформировать об этом педагога.
С разрешения педагога покинуть помещение мастерской.
Экономический расчет
№
Наименование материала
Цена,
руб.
Количество
Стоимость,
руб.
1
ЛДСП
Мебель для утилизации
Дверки шкафа
0
2
Рабочий механизм от старых часов (разбит корпус)
0
1
0
3
Клей «Момент»
150 (250гр.)
125 гр.
75
5
Деревянные рейки и бруски
Отходы производства
10
0
6
Лак ПФ - 231
200
0,25 л.
50
7
Морилка на неводной основе
100
0,5 л.
50
8
Шлифовальная бумага
20
2 листа
40
9
Шурупы
1
15
15
Итого: 230 рублей
Экологическое обоснование
Изделия нетоксичны при эксплуатации.
Изделия покрыты натуральным лаком для древесины.
Легко утилизируются.
Результаты проектной деятельности
1. использовал материалы, которые подлежали утилизации, как отходы;
2. доказал наглядно, что из старых, подлежащих утилизации вещей, можно изготовить изделия, которые будут еще долгое время использоваться в быту и будут в единственном экземпляре;
3.заинтересовал учащихся школы к работе в кружке «Домашний мастер» и теперь многие ребята конструируют свои работы из различных отходных материалов. Пример: 2 одноклассницы – Саша и Настя записались на кружок. Они умеют украшать изделия красками. Я вместе с ними изготовил кухонный набор к Новому 2017 году, который был выставлен на районный конкурс. В наборе использовались отходные материалы из отходов фанеры от сломанных стульев. Моей задачей было выпилить каркас основания (фигура петуха) и кухонных досок ручным лобзиком. Кроме того, для изготовления набора потребовалась картофелемялка. Я изучил устройство токарного станка по дереву СТД 120, правила и приемы работы, технику безопасности при работе. Изделие получилось красивым и соответствующим символу нового 2017 года.
4. Внес свой вклад в решение экологической проблемы моего села.
Реклама изделия
Вы можете сделать приятный сюрприз своим близким, сделав им подарок в виде оригинальных часов, табурета, горшка для цветов и других изделий– используя бросовые и старые вещи!
Список использованной литературы
Тищенко А.Т., Симоненко, В.Д., «Индустриальные технологии». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 год.
Тищенко А.Т., Симоненко, В.Д., «Индустриальные технологии». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 год.
Клятис Г.Я.. «Мебель своими руками» –М.: Лесная промышленность, 1990 год.
Васнецов Н.Ю. «Золотая книга домашнего мастера» -М.: «Вече», 2005 год.