kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формы и методы на уроке по повышению мотивационной сферы у учащихся с ОВЗ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка применяется на практике с детьми с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формы и методы на уроке по повышению мотивационной сферы у учащихся с ОВЗ".»

Доклад на тему "Формы и методы на уроке по повышению мативационной сферы у учащихся с ОВЗ»

  «Психологический закон гласит: прежде призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», - писал Л.С. Выгодский. Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, умения организовать учебный процесс.

    У школьников с нарушением интеллекта наблюдается достаточно низкий уровень учебной мотивации. Работа педагога, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

    - актуализация уже сложившихся ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;

    - создание условий для появления новых мотивов, целей;

    - коррекция дефектных мотивационных установок;

    - изменение внутреннего отношения ребенка как к уровню своих возможностей.

              Наиболее характерными чертами детей с интеллектуальной недостаточностью  являются: общее недоразвитие всей психики; инертность мышления, замедленность, трудности переключения, использование стереотипов. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей; неустойчивость, отвлекаемость внимания, недостаточность процессов синтеза и анализа; слабость  мышления  резко  снижает  качество  памяти. Наиболее неразвитым оказывается логическое запоминание. В то же время механическая память может оказаться сохранной. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью обычно запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным.

          Мотивационно - потребностная сфера школьников с интеллектуальной недостаточностью неустойчива, мотивы ситуативны. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности. Характерная черта ребенка с интеллектуальной недостаточностью - отсутствие у него интереса к познанию.

         Учебная мотивация есть совокупность факторов, обуславливающих проявление учебной активности. Мотивация формируется в процессе самой учебной деятельности, становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен ребенок. Изменяя ее формы и содержание можно влиять на мотивацию, перестраивать ее. Учебная мотивация побуждает школьника к учебной деятельности и определяет направленность на те или иные стороны этой деятельности.

        Обязательно использование разнообразных видов стимуляции: похвала, моральное поощрение, ситуация успеха, опережающее поощрение. Учитель должен так организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира. На каждом уроке педагоги должны использовать проблемное обучение, развивающие методы. Широко использовать интегрированные уроки и совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение.

        Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной интеграции и социализации в обществе. Поэтому образовательная система коррекционной школы ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности обучающихся положительных эмоций в ходе учебно-воспитательного процесса, создание условий для осмысленных действий учащихся, поощрение инициативы и самостоятельности. Положительное отношение к учению у учащихся с ОВЗ может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность учителя, различные виды оценки, подготовка к будущей работе, интерес к изучаемому материалу или получению знаний, интерес к процессу учебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и учителем требования и др. Всё это способствует, с одной стороны, развитию понимания необходимости школьных знаний, интереса к изучаемым предметам, а с другой стороны - повышению успеваемости, что, в свою очередь, стимулирует ученика к ещё более лучшему отношению к школе.

        Рекомендуется использование приемов стимулирования мотивации на различных этапах урочной деятельности.

   Организационно-подготовительный:

        У детей создание предрабочей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. На этом этапе эффективны упражнения, направленные на активизацию внимания, восприятия. Так, например, тема урока может быть задана в виде разгадывания кроссворда.

  Основной этап:

      На основном этапе решаются главные задачи урока. Ценным в методическом плане является проблемное изложение в виде вопросов-задач, рассуждений на поиск ответов. Нельзя забывать, что у  умственно отсталых учащихся при увлечении учителя словесными методами срабатывает охранительная система, включается запредельное торможение. Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией.

  Заключительный этап.

      На этом этапе идёт проверка и оценка знаний. И здесь тоже существует своя специфика. Умственно отсталые учащиеся не всегда понимают значения оценки, сути ее. Стараются получить хорошую оценку только для похвалы. Поэтому оценки должны тщательно комментироваться.  Стимулирующая  иногда ставится не совсем объективно, а за прилежание. Правильно понятая оценка приводит к критичности в учебной и трудовой деятельности. Проверять нужно не только знания, но и, что особенно важно, общую образованность: мобильность, глубокое мышление, наличие творческих возможностей.

Урок начинаю, привлекая внимание учащихся чем-то неожиданным, необычным. Это может быть загадка о профессии, инструменте, поговорка или стихотворение. Например, урок повторения пройденного материала начинается приветствием учителя и предложением:

- сейчас мы назовем знакомый штукатурный инструмент. Кто называет, может сесть на место;

-называть штукатурную (малярную) технологическую операцию последовательно и сесть на место;

- назвать вяжущее (наполнитель) и сесть на место.

Организация уроков штукатурно-малярного дела ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Создание нестандартных ситуаций на уроке, использование проблемно-поискового метода обучения способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Основа для развития индивидуальности – деятельная система обучения, идущая от развития посильных возможностей ученика. В основе ее лежит сотрудничество на уроке между учителем и учеником.

Например, проведение физкультминутки.

Упражнение 1: «затираем поверхность штукатурки способами «в круговую» и («в разгонку»)». Учащимся нужно вспомнить технологическую операцию, выбрать правильную рабочую стойку, изобразить хватку инструмента (терки) и показать способ затирки.

Упражнение 2: «расшить трещину шпателем». Учащиеся вспоминают операцию, определяют правильную рабочую позу, выполняют хватку шпателя и имитируют движение шпателем при разрезании трещин.

Физкультминутка 3: Маляры известку носят, (Переваливаются слева направо,

Держат в руках воображаемые ведра.)

Стены кистью купоросят. (Повернулись лицом к стенам, движения воображаемой кистью вверх-вниз.)

Не спеша, разводят мел. (Наклонились, мешают кистью в

Я бы тоже так сумел воображаемом ведре.)

. (разводят в стороны руки.)

Принцип наглядности является одним из важнейших методов активизации познавательных интересов и творческих способностей учащихся. Это образцы строительных материалов, карточки-задания, инструкционные, технологические карты, которые способствуют наглядному восприятию всего процесса изготовления изделия, помогают учащимся с ограниченными возможностями здоровья легче и глубже усвоить материал урока. Это связанно с конкретностью мышления наших учащихся, с характерными для их психики нарушениями процессов абстрагирования и обобщения. Реализация принципа наглядности на уроке: показ инструментов, материалов, дефектов штукатурки и качественной отделки поверхностей и др. Применение средств наглядности делает урок более эффективным, способствует формированию знаний, умений, навыков по предмету. Так совместно с учителем учащиеся в кабинете штукатурно-малярного дела оформили рабочую зону для отделочных работ, выполнили разметку «Элементы стены»: панели, фриз, гобелен и нанесли отделку - филенка, бордюр, барельеф, трафарет, виды дефектов окраски.

Большую роль в воспитании самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий играют технологические и инструкционные карты, которые являются указанием к действию в процессе практической работы. Учащиеся на уроке самостоятельно заполняют шаблон-сетку операционной или технологической карты (последовательность операций, инструмент, материалы), т.е. они учатся планировать работу. С опорными словами: «сначала, потом, затем, после этого, и наконец» учащиеся составляют операционную последовательность вида работ, тем самым развивая логическую составляющую, и коммуникативные качества личности.



Таким образом, систематическое применение специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений, активных методов обучения, приемов обучения, игровых элементов и использование современных педагогических технологий исправляют недостатки психофизического развития учащихся с нарушением интеллекта и в значительной степени сглаживают их нарушенные функции, в результате чего происходит повышение их жизненной компетентности.



   Положительное отношение к учению у учащихся с ОВЗ может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность учителя, различные виды оценки, подготовка к будущей работе, интерес к изучаемому материалу или получению знаний, интерес к процессу учебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и учителем требования и др. Всё это способствует, с одной стороны, развитию понимания необходимости школьных знаний, интереса к изучаемым предметам, а с другой стороны - повышению успеваемости, что, в свою очередь, стимулирует ученика к ещё более лучшему отношению к школе.

 

 

 

 

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Формы и методы на уроке по повышению мотивационной сферы у учащихся с ОВЗ".

Автор: Александр Анатольевич Алексенко

Дата: 17.04.2024

Номер свидетельства: 649112

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Социально-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchashchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669676"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(112) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства