Просмотр содержимого документа
«Программа здоровье сберегающих технологий в трудовом обучении детей»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ образовательные технологии
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
Учитель технологии Кутнаев Иван Владимирович
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Задача - оптимум
Задача - минимум
Включает не только
Охрану здоровья учащихся,
но и формирование, укрепление
их здоровья, воспитание
у них культуры здоровья а
также охрану здоровья
педагогов и содействия им в
стремлении грамотно заботиться о
своем здоровье
Обеспечение таких
условий обучения,
воспитания, развития,
которые не оказывают
негативного воздействия
на здоровье учащихся
Здоровье сберегающие технологии
Организационные
Педагогические или психолого-педагогические
Включают все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях
Создают условия безопасного для здоровья обучения
ЗОТ
Здоровьесберегающие образовательные технологии
ФОТ
Физкультурно-оздоровительные технологии
МГТ
Медико-гигиенические технологии
Здоровьесберегающая педагогика
Педагогика сотрудничества
Личностно-ориентированная педагогика
ТОБЖ
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
ЭЗТ
Экологические здоровьесберегающие технологии
Адаптивная педагогика
Содержание
Нормативно-правовые документы;
Медико-гигиенические технологии;
Технологии охраны безопасности жизнедеятельности;
Физкультурно-оздоровительные технологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Нормативно-правовые документы (1)
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.-576-02 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44 г. Москва;
Приказ №186/272 от 30.06.92 МЗ РФ и МО РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;
Нормативно-правовые документы (2)
Приказ № 60 от 14.03.95 МЗ и МО РФ «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов»;
Приказ № 2715/227/166/19 от 16.07.2002 г. МО и МЗ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Нормативно-правовые документы (3)
Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы;
Постановление Правительства РФ от 23.03.2001 № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»;
Приказ МО РФ N 619 от 28.02.2000 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».
Медико-гигиеническая технология Санитарно-гигиенические требования в общеобразовательных учреждениях
Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с 1 сентября 2003 года.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики, режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Общие положения и область применения
Настоящие правила определяют санитарно-гигиенические требования к:
воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
естественному и искусственному освещению;
водоснабжению и канализации;
помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;
режиму образовательного процесса;
организации медицинского обслуживания обучающихся;
санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
организации питания обучающихся.
Технология охраны безопасности жизнедеятельности
Главной целью управления охраной труда и в целом обеспечением безопасности жизнедеятельности в системе образования является
сохранение жизни и здоровья воспитанников, обучающихся и работающих в процессе труда, обучения, воспитания и организованного отдыха.
Направления деятельности (1):
обеспечение выполнения требований правовых актов и нормативно-технических документов;
организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости среди работающих, обеспечение их средствами индивидуальной защиты;
предотвращение несчастных случаев с обучающимися во время проведения образовательного процесса, дорожно-транспортного, бытового травматизма и происшествий на воде;
соблюдение требований нормативных документов по радиационной и пожарной безопасности , защите окружающей среды и действиям в чрезвычайных ситуациях;
Направления деятельности (2):
обеспечение безопасности эксплуатации учебных и бытовых зданий и сооружений, оборудования, приборов и технических средств обучения;
охрана и укрепление здоровья работающих, обучающихся, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, обучения, организованного отдыха;
создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности
валеологическая организация учебно-воспитательного процесса;
использование здоровьесберегающих технологий;
валеологическое обучение школьников;
система воспитательной работы, направленная на формирование мотивации здорового образа жизни.
Валеологическая организация учебно-воспитательного процесса
психолого-педагогическую оценка готовности к обучению детей в школе;
изучение индивидуальных и личностных психофизиологических особенностей учащихся с целью дифференциации учебно-воспитательного процесса;
развитие и тренировка психических функций учащихся;
личностно ориентированное обучение учащихся;
валеологически целесообразная организация урока, его этапов, компонентов;
анализ и оценка адаптации учащихся на разных этапах обучения в школе.
Здоровьесберегающие технологии :
личностно ориентированная технология
технология сотрудничества
метод проектов
игровые технологии
технология уровневой дифференциации;
коллективный способ обучения КСО
групповые технологии
методика Базарного;
зачетная система;
модульное обучение.
адаптивные технологии
Базарный Владимир Филиппович (1942г.р.)
- учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, профессор, академик Академии творческой педагогики. Основатель нового направления в науке- здоровьеразвивающей педагогики.
Закрытые помещения, ограниченные пространства, неестественно напряженная поза во время урока.
Социально – психологические факторы риска
стрессовая тактика педагогических воздействий;
стресс ограниченного времени;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;
отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников.
Использование офтальмотренажера
Картинки для офтальмотренажера
Прописи, применяемые в системе обучения "по Базарному".
Прописи, применяемые в системе обучения "по Базарному".
Здоровьеразвивающая технология В.Базарного
Работа на уроке в режиме смены динамических поз.
Работа на уроке с экологическим панно.
Рациональная организация урока
Плотность – 60 – 80%
Количество видов учебной деятельности - 4 -7 видов
Продолжительность вида – до 10 минут
Смена видов деятельности – через 7 – 10 минут
Количество видов преподавания – не менее 3-х
Чередование видов преподавания – через 10 – 15 минут
Эмоциональные разрядки – 2 – 3
Использование ТСО в соответствии с нормами САНПиНа
Чередование позы учащихся, наблюдение за посадкой
2 физминутки из 3 упражнений с 4 повторениями
Положительная эмоциональная обстановка
Наличие у учащихся мотивации
Темп и особенности окончания урока
Система воспитательной работы, направленной на формирование мотивации здорового образа жизни: