Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 6 класса»
СОГЛАСОВАНО
Протокол педагогического совета
№____ от«___» _______202…
УТВЕРЖДАЮ
приказ №____ от «___» _______202…
Директор МОУ СОШ №…
___________________________
Рабочая программа
По технологии
(мальчики)
6 класс
на 20 - 20 учебный год
Учебных недель - 34
Часов в неделю - 2
Часов в год - 68
Составитель: Соловьев Сергей Михайлович,
Учитель МОУ «СОШ № 22»
Высшей категории
Г. о. Подольск
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
-выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
-овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
-самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
-становление и самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
-планирование образовательной и профессиональной карьеры;
-осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
-проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
-самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Мета предметные результаты:
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
-алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
-определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
-комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
-проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
-поиск новых решений возникшей технической и организационной проблемы;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
-виртуальное и натуральное моделирование технических объектов и технологических процессов;
-приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов свой деятельности;
-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
-выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественную потребительскую стоимость;
-согласование и координация познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
-объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
-диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
-соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
-оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
-оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предпринимательской деятельности;
-выбор профиля технологической подготовки в старших классах средней школы или профессии в учреждениях начального или среднего профессионального образования;
-выраженная готовность к труду в сфере материального производства или в сфере услуг;
-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
-осознание ответственности за качество результатов труда;
-наличие экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении работ;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
-формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
-выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
-оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
-публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
-разработка проектов рекламных образов, слоганов и лейблов;
-потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-учитывать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
-планирование технологического процесса и процесса труда;
-подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
-проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;
-подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологий материально-энергетических ресурсов;
-проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
-соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
-обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
-выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
-дизайнерское проектирование изделия или рациональное эстетическая организация работ;
-моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
-разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
-эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
-рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
-развитие моторики и координации движения рук при работе ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
-достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
-соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
-сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-подбор и применении инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом их применения;
-контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
-выявление допущенных ошибок в процессе труда и проектной деятельности;
-документирование результатов труда и проектной деятельности;
-расчет себестоимости продуктов труда;
-примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
Учебник: Технология:6 класс: учебник /Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев и др.- М.: Дрофа, 2020.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. Основы проектной и графической грамоты – 4 ч.
Основные составляющие практического задания и творческого проекта учащихся
Основные этапы выполнения практических заданий. Проектная деятельность. Творческий проект. Последовательность реализации творческого проекта «Изделие своими руками».
Основы графической грамоты. Сборочные чертежи
Сборочный чертёж. Сборочная единица. Основные требования к содержанию сборочного чертежа. Правила чтения сборочных чертежей.
ПР.Р.№1. Чтение сборочного чертежа.
Раздел 2. Современные и перспективные технологии – 4 часа
Актуальные и перспективные технологии обработки материалов
Виды технологий обработки конструкционных материалов.
Порошковая металлургия.
Электротехнологии: метод прямого нагрева проводящих материалов электрическим током; электрическая, дуговая, контактная сварка.
Технологии сельского хозяйства
Сельское хозяйство. Растениеводство. Капельное, аэрозольное орошение. Гидропоника. Животноводство. Идеи творческих проектов.
Раздел 3. . Техника и техническое творчество – 4 часа
Технологические машины
Машина. Энергетические, информационные машины. Рабочие машины: транспортные, транспортирующие, технологические, бытовые машины. Основные части машин: двигатель, рабочий орган, передаточные механизмы. Кинематическая схема. Условные обозначения на кинематических схемах.
Основы начального технического моделирования
Начальное техническое моделирование. Идеи творческих проектов.
ПР.Р.№2. Конструирование подставки под электрический паяльник и электровыжигатель.
ПР.Р.№3. Изготовление стилизованных моделей летательных аппаратов.
Раздел 4. Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов. - 14 часов.
Подготовка к работе ручных столярных инструментов
Заточка, наладка ручных столярных инструментов. Подготовка к работе лучковой пилы. Последовательность регулировки лучковой пилы. Строгание. Подготовка рубанка к работе.
Устройство токарного станка СТД-120М для обработки древесины.
ПР.Р.№6. Устройство токарного станка для обработки древесины.
Работа на токарном станке для обработки древесины
Подготовка к работе на токарном станке. Инструменты для выполнения токарных работ. Виды точения.
Технологии точения древесины цилиндрической формы
Рабочее место. Организация рабочего места. Правила безопасной работы на токарном станке. Подготовка и крепление заготовок на токарном станке. Последовательность закрепления заготовки: в центрах; к планшайбе; в патроне. Приёмы точения цилиндрических поверхностей. Графическое изображение тел вращения.
ПР.Р.№7. Изготовление ручки для резца- стамески.
Конструирование и изготовление изделий из древесины с криволинейными формами
Конструирование. Этапы конструирования. Оценка изделий. Приёмы обработки изделий с криволинейными формами. Шаблон. Узкая выкружная ножовка. Инструменты для зачистки изделий.
ПР.Р.№8. Конструирование декоративной полки.
ПР.Р.№9. Изготовление декоративной полки.
Шиповые столярные соединения
Шиповое соединение. Шип, гнездо, проушина. Виды шиповых соединений. Технологическая последовательность изготовления столярных изделий с шиповыми соединениями. Долбление. Технология долбления гнезда.
Пр.Р.№10. Расчет элементов шиповых соединений.
Пр.Р.№11. Выполнение шиповых соединений.
Изготовление изделий с шиповыми соединениями
Сборка и отделка шипового соединения. Правила изготовления и сборки шиповых соединений. Правила безопасной работы при изготовлении шиповых соединений. Идеи творческих проектов.
ПР.Р.№12.Изготовление подрамника для картины в технике соединения «вполдерева».
Раздел 5. Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов – 12 часов.
Металлы и способы их обработки
Металлы. Сплавы. Внешние признаки металлов. Цвета металлов и сплавов. Чёрные и цветные металлы. Инструментальная сталь. Конструкционная сталь. Медь, латунь, бронза, алюминий. Профили. Листовой металл. Маркировка стали. Цвета маркировки сталей. Способы обработки металлов. Обработка металлов давлением: штамповка, прокатка, ковка. Литьё. Обработка металлов резанием. Режущие инструменты.
Лаб.- практич. работа №13. Знакомство с различными видами металлов.
Лаб.- практич. работа №14.Знакомство с видами металлических профилей.
Измерительный инструмент — штангенциркуль
Точность обработки. Измерительный инструмент — штангенциркуль. Техника измерения штангенциркулем. Правила эксплуатации штангенциркуля.
Лаб.- практич. Работа №15. Приемы измерения штангенциркулем.
Рубка и резание металлов
Знакомство с профессией слесаря. Рубка металла. Инструменты для рубки металла: ручные и механизированные. Подготовка рабочего места. Рабочее положение при рубке металла. Виды ударов молотком по зубилу: кистевой, локтевой, плечевой. Рубка по уровню губок. Разрубание и вырубание металла. Правила безопасной работы при рубке металла. Резание металла и искусственных материалов ручной слесарной ножовкой. Подготовка ручной слесарной ножовки к работе. Рабочее положение при резании слесарной ножовкой. Последовательность резания тонколистового металла. Последовательность резания слесарной ножовкой заготовок круглого сечения. Резание металла слесарной ножовкой с поворотом ножовочного полотна. Основные ошибки при резании слесарной ножовкой и способы их устранения. Правила безопасной работы при резании слесарной ножовкой.
ПР.Р.№ 16. Освоение приемов рубки металла.
ПР.Р.№ 17. Освоение приемов работы ручной слесарной ножовкой.
Опиливание металла
Опиливание металла. Напильник. Виды напильников. Требования к рабочему положению при опиливании. Приёмы и способы опиливания и контроля обрабатываемых заготовок из металла. Правила безопасной работы при опиливании металла.
ПР,Р, №18. Освоение приемов опиливания заготовок из металла.
Виды соединения деталей из металла и искусственных материалов.
Заклёпочные соединения
Соединение деталей. Подвижное и неподвижное соединение деталей. Разъёмное и неразъёмное соединение деталей. Резьбовые, конусные, сварные, заклёпочные соединение деталей. Соединение заклёпками деталей из тонколистового металла. Инструменты и оборудование для клёпки. Последовательность соединения деталей заклёпками с полукруглыми головками. Пробивание отверстий в тонколистовом металле. Современные способы соединения деталей заклёпками. Правила безопасной работы при соединении деталей заклёпками.
ПР.Р.№19. Пробивание отверстий в тонколистовом металле при выполнении заклепочного соединения.
Пайка металлов
Пайка металлов. Инструменты и оборудование для пайки. Виды паяльников. Материалы для пайки: припои, флюсы, канифоль, нашатырь. Организация рабочего места при пайке. Технология пайки. Ошибки при пайке. Правила безопасной работы с электропаяльником. Идеи творческих проектов.
Технологии производства круп, бобовых и их кулинарной обработки
Злаковые культуры. Крупы. Основные этапы производства круп. Требования к качеству круп. Каша. Технология приготовления блюд из круп. Блюда из бобовых. Технология приготовления блюд из бобовых. Требования, предъявляемые к блюдам из бобовых (кроме пюре).
Технологии производства макаронных изделий и их кулинарной обработки
Макаронные изделия. Технология приготовления макаронных изделий. Приготовление макаронного теста. Формование изделий. Сушка. Технология приготовления макаронных изделий. Требования, предъявляемые к блюдам из макаронных изделий.
Технологии производства молока и его кулинарной обработки
Молоко. Виды, состав молока. Пастеризация. Стерилизация. Требования к качеству молока. Блюда из молока. Требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленных из молока. Правила подачи блюд из молока.
Технология производства кисломолочных продуктов. Приготовление блюд из кисломолочных продуктов
Лаб.- практич. работа №22. Определение примесей крахмала в сметане. (с.234).
Технология приготовления холодных десертов
Горячие сладкие блюда. Холодные сладкие блюда. Десерты. Компоты. Кисели. Желе. Муссы. Самбуки. Кремы. Требования к качеству холодных десертов. Сервировка десертного стола и правила этикета.
Технология производства плодоовощных консервов
Консервирование. Маринование и квашение. Правила и требования консервации. Тара для консервирования. Правила безопасной работы при консервировании. Способы заготовки фруктов и ягод. Стерилизация. Варенье. Бланширование. Повидло, джем, мармелад, компоты. Производство замороженных овощей, фруктов, ягод.
Особенности приготовления пищи в походных условиях
Организация питания в походе. Разведение костра. Первая помощь при пищевых отравлениях. Идеи творческих проектов.
Раздел 8. Технологии художественно-прикладной обработки материалов – 4 часа
. Художественная обработка древесины в технике контурной резьбы
Контурная резьба. Знакомство с профессией мастера-резчика. Виды древесины для контурной резьбы. Инструменты. Способ желобкования. Этапы: надрезание, подрезание. Контурная резьба по тонированной древесине или фанере. Чеканка фона контурной резьбы. Правила безопасной работы при выполнении контурной резьбы. Идеи творческих проектов.
ПР.Р.№23.Выполнение разметки и контурной резьбы на заготовке.
Роспись тканей
Оборудование, инструменты, материалы. Пяльцы для росписи ткани. Свободная роспись. Свободная роспись с применением солевого раствора. Тампоны. Краски. Техника росписи.
Сушка и закрепление рисунка.
Раздел 9. Технологии ведения дома – 4 часа.
Интерьер комнаты школьника
Комната школьника. Зонирование пространства жилого помещения (зоны приготовления пищи, приёма гостей, сна и отдыха, санитарно-гигиеническая зона). Зонирование комнаты подростка. Санитарно-гигиенические требования. Эргономические требования. Мебель. Организация рабочей зоны. Дизайн интерьеров. Эстетические требования.
Технология «Умный дом»
Система «Умный дом». Идеи творческих проектов.
Принципы и средства создания интерьера дома
Принципы создания интерьера дома. Знакомство с профессиями архитектора и дизайнера интерьера. Распределение дома на зоны. Архитектурно-планировочное решение. Трансформируемая мебель.
Технологии ремонта жилых помещений
Ремонтные работы. Технология оклеивания стен обоями и покраска потолка. Правила безопасной работы во время ремонта.
Оформление интерьера комнатными растениями
Оформление интерьера. Подбор комнатных растений. Сухоцветы. Искусственные цветы. Композиция.
Выбор комнатных растений и уход за ними
Виды комнатных растений. Уход за растениями. Частота, обильность полива и подкормок. Пересадка растений. Идеи творческих проектов.
Раздел 10. Элементы тепловой энергетики, электротехники и робототехники – 6 ч.
Виды проводов и электроарматуры
Провода. Виды проводов и электропроводки. Марки проводов. Виды и назначение электромонтажных инструментов и изоляционных материалов. Последовательность действий при сращивании многожильных проводов. Последовательность дейст- вий при выполнении ответвления многожильных проводов. Виды и назначение электроарматуры и установочных изделий. Правила безопасной работы при выполнении электромонтажных работ.
Квартирная электропроводка. Потребители электроэнергии. Электрическая схема квартирной электропроводки. Виды и назначение счётчика электрической энергии.
Защитные устройства: автоматические выключатели и предохранители.
Принципиальная и монтажная схема однолампового осветителя. Условные обозначения элементов электрической цепи.
Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя. Запись алгоритма с помощью блок-схемы. Линейный алгоритм. Условный алгоритм. Циклический алгоритм. Идеи творческих проектов.
Раздел 11. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности - 6 часов.
Разработка и изготовление творческих проектов
Социальные проекты. Идеи творческих проектов.
Творческий проект:
Этапы проекта:
Постановка проблемы. Изучение проблемы. Цель проекта. Первоначальные идеи. Дизайн-исследование. Окончательная идея. Оформление проекта. Исследование размера изделия. Технология изготовления. Анализ проекта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п\п
Наименование разделов и тем
Общее количество часов
В том числе на :
Уроки
Проекты
ПР.Р.
1
Основы проектной и графической грамоты
4
2
2
1
2
Современные и перспективные технологии
4
2
2
3
. Техника и техническое творчество
4
4
4
2
4
Технология получения и преобразования древесины и искусственных древесных материалов
14
14
9
5
Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов
12
12
8
6
. Технологии получения и преобразования текстильных материалов
2
2
1
7
. Технологии обработки пищевых продуктов
8
8
1
8
. Технологии художественно-прикладной обработки материалов
4
2
1
9
Технология ведения дома
4
4
10
Элементы тепловой энергетики, электротехники и робототехники
6
2
2
11
Технология творческой, проектной и исследовательской деятельности
6
6
ИТОГО
68
54
14
25
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Дата
Тема раздела, урока
По плану
Факти-
Чески
. Раздел 1.Основы проектной и графической грамоты – 4 ч.
1-2
Основные составляющие практического задания и творческого проекта обучающихся
3-4
Основы графической грамоты. Сборочные чертежи. ПР.Р.№1. Чтение сборочного чертежа
. Раздел 2. Современные и перспективные технологии – 4 часа
5-6
Актуальные и перспективные технологии обработки материалов
7-8
Технологии сельского хозяйства
Раздел 3. . Техника и техническое творчество – 4 часа
9-10
Технологические машины
11-12
Основы начального технического моделирования. ПР.Р.№2. Конструирование подставки под электрический паяльник и электровыжигатель.
ПР.Р.№3. Изготовление стилизованных моделей летательных аппаратов.
Раздел 4. . Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов. - 14 часов.
13-14
Подготовка к работе ручных столярных инструментов.
Тема 11. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности – 6час.
63-66
Разработка и изготовление творческих проектов
67-68
Социальные проекты. Идеи творческих проектов.
Творческий проект на тему:
Постановка проблемы. Изучение проблемы. Цель проекта. Первоначальные идеи. Дизайн-исследование. Окончательная идея. Оформление проекта. Технология изготовления. Анализ проекта.