Рабочая программа по технологии 6 класс (индустриальные технологии)
Рабочая программа по технологии 6 класс (индустриальные технологии)
Рабочая программа составлена на основе Ф.з. «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы по Технологии 5-8 классы.
Данная рабочая программа включает общую характеристику предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, определяет объём содержания образования по курсу, тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета. Рабочая программа является комбинированной, т.к. направление образовательной области «Технология» «Индустриальные технологии» дополнено направлением «Сельскохозяйственный труд».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 6 класс (индустриальные технологии)»
Муниципальное образовательное учреждение
Каргинская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор В.А. Денисова
Приказ №___ от «___» _________ 2014 г.
Рабочая программа
по Технологии
6 класс
уровень: базовый
Разработчик программы: Прибылов А.П.
учитель технологии высшей квалификационной категории
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» на заседании МО учителей Зам. директора по УВР технологии, рисования, музыки ________ Т.А. Кошкина
Протокол №____
от «____»_____________ 2014 г. «____» ______________ 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Ф.з. «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы по Технологии 5-8 классы, федерального перечня учебников, рекомендованных МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2015-2016 у.г.
Данная рабочая программа включает общую характеристику предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, определяет объём содержания образования по курсу, тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета. Рабочая программа является комбинированной, т.к. направление образовательной области «Технология» «Индустриальные технологии» дополнено направлением «Сельскохозяйственный труд».
В связи с этим в данной программе уменьшено время на изучение разделов «Технология ручной обработки древесины», «Технология ручной обработки металла», «Технологии домашнего хозяйства» с сохранением всех составляющих ФГОС ООО.
Для реализации обязательного минимума содержания по разделу «Растениеводство» в ОУ имеется учебно-опытный участок для организации практической деятельности школьников. Школьный (УОУ), а также кабинет биологии являются основной базой изучения растениеводства.
Учебный план составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения, лабораторно-практические и практические работы. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность.
После изучения раздела «Технология ручной обработки древесины» программой предусмотрено выполнение творческого проекта.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая — получение представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета.
учебного материала по разделам и темам с учётом возрастания сложности изучаемого
материала в течении учебного года и возрастных особенностей обучающихся.
Общая характеристика курса Технология 6 класс
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапеобщего образования 245 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в VI классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Технология»
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса «Технология»
Личностные результаты:
- развития трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- проявление познавательной активности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка для себя новых задач;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательной деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов, приспособлений, инструментов и оборудования с учетом требований технологии изготовления объекта труда;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, правил санитарии и гигиены, пожарной безопасности;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду, осознание ответственности за качество результатов труда;
-формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании материалов, времени, денежных средств.
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий; разработка варианта рекламы выполненного
объекта;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;
- художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ.
в коммуникативной сфере:
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции;
- овладение устной и письменной речью; публичная презентация и защита проекта изделия.
в физиолого-психологической сфере:
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учетом
технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание по темам рабочей программы.
Растениеводство
Основы аграрной технологии.
(Осенние работы)
Теоретические сведения. Технология подготовки хранилищ к закладке урожая и поддержания в них микроклимата, причины потерь сельхозпродукции при хранении и способы их устранения. Правила безопасного труда при работе в овощехранилищах. Виды овощей семейства пасленовые. Их пищевая ценность, сорта. Понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного производства. Типы почв, понятие о плодородии. Способы повышения почвенного плодородия. Профессии, связанные с выращиванием растений и охраной почв.
Практические работы. Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение, оценка урожайности основных культур и сортов в сравнении со справочными данными, отбор и закладка на хранение семенников двухлетних овощных культур, клубней и луковиц многолетних растений. Осенняя обработка почвы с внесением удобрений.
Варианты объектов труда:редис, горох, фасоль, бобы, свекла, морковь, капуста, картофель.
(Весенние работы)
Теоретические сведения. Биологические и хозяйственные особенности, районированные сорта основных овощных и цветочно-декоративных культур региона. Понятие о севообороте. Технология выращивания двухлетних овощных культур на семена. Способы размножения многолетних цветочных растений. Растительные препараты для борьбы с болезнями и вредителями. Правила безопасного труда при работе со средствами защиты растений.
Практические работы. Планирование весенних работ на учебно-опытном участке, составление перечня овощных и цветочно-декоративных культур для выращивания, разработка плана их размещения, составление схем севооборотов, подготовка почвы, внесение удобрений, посевы и посадки овощей, посадка корнеклубней георгин, черенкование флокса, размножение растений делением куста, луковицами, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, подкормка растений, зашита от болезней и вредителей.
Варианты объектов труда:капуста, свекла, морковь, картошка, петрушка, георгины.
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов.
Теоретические сведения. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины.
Лесоматериалы. Виды продукции, получаемые из древесины.
Виды пиломатериалов, технология их производстваи область применения. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Пороки древесины. Профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов.
Назначение, устройство и принцип действия лесопильной рамы.
Последовательность конструирования изделия. Понятия вариативности, дизайна, прочности и экономичности изделия. Учет направления волокон. Моделирование.
Способы соединения брусков. Соединение врезкой в половину толщины бруска. Виды изделий, получаемых таким соединением.
Способы и последовательность изготовления цилиндрических и конических деталей и изделий ручным инструментом. Применяемые и инструменты и приспособления. Приемы обработки и контроль точности. Технологическая (маршрутная) карта на изготовление изделия.
Понятие «технологическая машина». Составные части. Механизмы передачи движения. Назначение и устройство токарного станка. Способы крепления заготовок. Виды и режимы точения. Черновое и чистовое точение. Контроль точности. Правила безопасной работы.
Практические работы. Изучение видов пиломатериалов. Измерение и простановка размеров пиломатериалов.
Конструирование и моделирование простейшего изделия из древесины.
Организация рабочего места столяра: подготовка рабочего места и инструментов.
Соединение брусков в половину толщины древесины.
Изготовление изделий цилиндрической и конической формы.
Изучение составных частей на примере оборудования в школьной мастерской (СТД, сверлильный станок). Изучение устройства токарного станка для точения древесины.
Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка подручника, проверка станка на холостом ходу. Соблюдение рациональных приемов работы при изготовлении изделий на токарном станке по обработке древесины.
Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке: определение припусков на обработку, черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов (канавок, уступов, буртиков, фасок); чистовое точение, подрезание торцов детали, обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда при работе на токарном станке.
Уборка рабочего места.
Варианты объектов труда. Образцы древесины с пороками. Пиломатериалы. Образец соединения в половину толщины древесины. Указка школьная. Черенок для лопаты. Кормушки для птиц. Кухонные и бытовые принадлежности.
Технология художественно-прикладной обработки материалов.
Теоретические сведения. Виды резьбы и технологии их выполнения. Геометрическая резьба. Оборудование рабочего места резчика. Инструменты для геометрической резьбы их конструкции и назначение. Разметка рисунка. Приемы резания. Правила безопасного труда.
Точение древесины как один из видов декоративно-прикладного творчества. Породы древесины применяемые для точения. Точение древесины.
Практические работы. Подбор и подготовка заготовок для нанесения рисунка (орнамента). Нанесение орнамента. Выполнение резьбы.
Точение древесины (изготовление изделий)
Варианты объектов труда.Декоративные изделия.
Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов.
Теоретические сведения. Металлы и сплавы, основные технологические свойства металлов и сплавов.
Сортовой прокат, его виды, назначение и способы получения.
Чертежи изделий из сортового проката. Правила чтения чертежей деталей и изделий.
Устройство и назначение штангенциркуля. Приемы измерения.
Сущность технологического процесса создания изделий из сортового проката: разработка эскизов, чертежей, технологий изготовления, технологические операции. Профессии и специальности, связанные с обработкой металла.
Резание заготовок слесарной ножовкой. Приемы работ. Ознакомление с промышленными способами резания сортового проката.
Рубка металла. Устройство зубила. Рабочие позы и приемы рубки в тисках и на плите. Правила безопасной работы. Ознакомление с промышленными способами рубки.
Назначение и приемы выполнения опиливания заготовок из металла. Виды напильников, насечек.
Лабораторно-практические работы. Определение видов сортового проката. Опытная проверка жесткости и прочности проката в различных направлениях.
Чтение и выполнение чертежей деталей из сортового проката.
Измерение размеров деталей штангенциркулем.
Чтение и составление технологической карты на изготовление металлических изделий из проката.
Рубка металлических заготовок в тисках и на плите.
Опиливание заготовок из металла. Отработка приемов опиливания. Контроль точности.
Варианты объектов труда. Садово-огородный инструмент, подсвечники, элементы декоративного оформления интерьера, слесарный инструмент, предметы бытового назначения.
Технологии ведения дома
Ремонтно-отделочные работы
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Интерьер жилых помещений и их комфортность.
Рациональное размещение мебели и оборудования в помещении. Декоративное украшение помещения изделиями собственного изготовления.
Практические работы. Пробивание отверстий в стене, установка крепежных деталей.
Варианты объектов труда: крепление полки .
Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Выбор тем проектов на основе личностных и общественных потребностей. Алгоритм проектной деятельности. Требование к готовому изделию.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей из банка проектов. Выбор модели проекта. Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Варианты объектов труда:разделочная доска, скворечник, подсвечник, солонка, скалка, мялка
Тематический план.
№
Разделы и темы программ
Количество часов
1
Растениеводство.
1.1. Аграрные технологии
(осенние работы)
1.2. Аграрные технологии
(весенние работы)
8
10
2
Технологиисоздания изделий из конструкционных материалов
2.1. Технология ручной и машинной обработки древесины. Элементы машиноведения.
2.2. Технология ручной обработки металла. Элементы машиноведения.
2.3. Технология художественно-прикладной обработки материалов.
16
14
8
3
Технология ведения дома
3.1. Ремонтно-отделочные работы.
2
4
Исследовательская и созидательная деятельность
10
Итого
68
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
курса Технология 6 класс.
1. Учебно-методическая литература:
Тищенко А.Т.
Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2013.- 192 с.
Самородский П.С.
Технология: технический труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Самородский П.С., В.Д. Симоненко; под редакцией В.Д. Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2013.-160 с.
Самородский П.С., В.Д. Симоненко
Технология 6 кл. Методические рекомендации к проведению уроков: Пособие для учителя / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 128 с.
Тищенко А.Т.
Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: рабочая тетрадь / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2013.- 70 с.
2. Нормативно-правовые документы:
Конституция РФ
Федеральный закон «Об образовании в РФ»
3. Периодические издания:
подшивка журналов «Школа и производство»
4. Стенды:
виды столярных инструментов
виды слесарных инструментов
применение древесины в промышленности
5. Инструменты для обработки древесины:
рубанок — 7 шт.
молоток - 2 шт.
напильник — 10 шт.
киянка — 5 шт.
ножовка - 6 шт.
лобзик - 12 шт.
6. Инструменты для разметки заготовок из древесины: