Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Автодело" 10 класс»
МБОУ «Урдомская СОШ»
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР
_______ /Тончихина А.С.
« » ____________ 20__ г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
________/Додонов В.А./
« » _________ 20 __ г.
Рабочая программа по элективному курсу
« Автодело»
для 10 класса
Уровень: профессиональный
Мастер производственного обучения:
Широкий Михаил Владимирович
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Автодело» для 10 класса разработана на основе:
- Примерной программы разработанной сотрудниками Центра методического обслуживания подготовки водителей автотранспортных средств Института развития профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации Кива А.А., Голяковым М.П.
- Правил дорожного движения Российской Федерации, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года № 621 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации».
Рабочая программа ориентирована на преподавание по Правилам дорожного движения Российской Федерации, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года № 621 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации».
В соответствии с учебным планом школы на изучение программного материала отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Практических работ – 40.
Содержание курса полностью соответствует:
- Примерной программе разработанной сотрудниками Центра методического обслуживания подготовки водителей автотранспортных средств Института развития профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации Кива А.А., Голяковым М.П.
Учебно-тематический план
Раздел № 1. Правила дорожного движения.
36
Раздел № 2.
Правовая ответственность водителя.
6
Раздел № 3.
Основы управления транспортным
средством и безопасность движения.
10
Раздел № 4.
Оказание первой медицинской помощи.
16
Итого:
68
В учебно-методический комплект входит: - Громаковский А.А. 3 в 1. Всё, что нужно для сдачи экзамена в ГИБДД: ПДД, билеты, вождение: Автомобили и ПДД / А. Громаковский. – М.: Эксмо, 2013. – 288 с.: ил. – «Правила Дорожного Движения».
Определение целей, решаемых при реализации рабочей программы
Учебно-воспитательный процесс подготовки водителя состоит в формировании и развитии определённых качеств личности школьника, необходимых для успешной его работы на автотранспортных средствах.
Определение задач, решаемых при реализации рабочей программы
Образовательные задачи:
- дать начальное представление о изучаемом предмете;
- обеспечить усвоение материала;
- закрепление материала;
- расширение и углубление изучаемого материала.
Воспитательные задачи:
Совершенствовать:
- идейно-мировозренческое представление;
- правовое представление;
- нравственное представление;
- эстетическое представление;
- экологическое представление.
Продолжить формирование:
- активных жизненных позиций;
- осознание потребности в труде;
- творческих начинаний;
- понимания значения мобильности профессиональных знаний.
Прививать:
- чувство полноправности и ответственности;
- критическое отношение к существующим технологиям, стремление к
рационализации процесса;
Воспитывать инициативу и самостоятельность трудовой деятельности.
Развивающие задачи:
Развитие умений:
- выделять главное в проблеме;
- анализировать;
- делать обобщения и выводы;
- ставить вопросы;
- формулировать задачи;
- формулировать ответы;
- принимать самостоятельные решения;
- контролировать свои действия;
- решать проблемные ситуации и задачи;
- применять имеющие знания на практике.
Развитие профессиональных интересов и необходимых личностных качеств.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Водитель транспортного средства категории «В» должен уметь:
- управлять легковым автомобилем в различных дорожных и метеорологических условиях;
- соблюдать Правила дорожного движения, уверенно действовать в сложной дорожной обстановке и не допускать дорожно-транспортных происшествий;
- проводить контрольный осмотр автомобиля перед выездом и ежедневное техническое обслуживание;
- устранять возникшие во время мелкие эксплуатационные неисправности, не требующие разборки механизмов;
- оказывать самопомощь и первую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и соблюдать требования по их транспортировке.
Водитель транспортного средства категории «В» должен знать:
- назначение, расположение, устройство, принцип действия основных механизмов и приборов легкового автомобиля;
- Правила дорожного движения, основы управления транспортными средствами и безопасности движения;
- признаки неисправности механизмов и приборов автомобиля, возникающих в пути и их устранение на основе Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;
- приёмы и последовательность действий при оказании первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях;
- порядок выполнения контрольного осмотра автомобиля перед выездом и работ по его ежедневному техническому обслуживанию;
- правила техники безопасности при проверке технического состояния автомобиля, устранении неисправностей и выполнении работ по техническому обслуживанию, правила обращения с эксплуатационными материалами ( бензином, электролитом, охлаждающими жидкостями, маслами и другими техническими жидкостями );
- ответственность за нарушение административного, уголовного кодексов, Правил дорожного движения, правил эксплуатации автомобиля и загрязнение окружающей среды.
Формы контроля уровня достижений учащихся
При проверке знаний, умений и навыков по автоделу используют различные способы:
- устный опрос;
- контрольная работа;
- комбинированный контроль;
- уплотнённый опрос;
- тестовый контроль.
УСТНЫЙ ОПРОС – один из наиболее распространённых способов проверки: учащийся у доски или с места отвечает на вопросы преподавателя. Вопросы ставят достаточно широкие, предполагающие затрату времени на одного учащегося в среднем 10 минут.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА – тоже является традиционным, широко применяемым способам контроля: вся группа одновременно выполняет в письменной форме задание преподавателя, рассчитанное на 0,5 – 2 часа.
КОМБИНИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ – представляет собою попытку увеличить эффективность использования времени устного опроса введением небольшой контрольной работы для некоторой части учащихся. Их объём рассчитывают на время, отведённое на устный опрос.
УПЛОТНЁННЫЙ ОПРОС – отличается от устного опроса главным образом значительным уменьшением времени, затрачиваемого на каждого учащегося: в среднем 2 минуты вместо 10.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ – различают на тесты опознания, различения и соотнесения.
- ТЕСТ ОПОЗНАНИЯ – учащемуся задаётся вопрос, требующий альтернативного ответа «да» или «нет», «являются» или «не являются» и т.п. Одна из альтернатив и является эталонной.
- ТЕСТ РАЗЛИЧЕНИЯ – вместе с заданием содержат ответы, из которых учащийся должен выбрать один или несколько. Эталон такого теста представляет собою соответственно один или несколько правильных ответов.
- ТЕСТ СООТНЕСЕНИЯ – предлагают учащимся соотнести объекты с их качествами (свойствами), причём и объекты, и свойства фигурируют в задании.
Качество опыта, приобретённого учащимся в итоге усвоения учебной информации, и,
следовательно, качество его деятельности можно характеризовать четырьмя уровнями усвоения (уровнями деятельности).
Уровень 1 - уровень знакомства: по представленным учащемуся натуральным видам, признакам, характеристикам, изображениям, описаниям он может узнавать ранее изученные учебные элементы – предметы, процессы, явления; учащийся обладает знаниями-знакомствами.
На этом уровне различают следующие виды деятельности:
- ОПОЗНАНИЕ: учащийся может правильно ответить на вопрос, является ли представленный ему предмет, процесс, явление именно тем, о чём спрашивается. Например, по плакату, на котором изображён знак 1.33 «Прочие опасности», ученику задали вопрос: входит ли этот знак в группу «Предупреждающие знаки»?
- РАЗЛИЧЕНИЕ: из нескольких предъявленных или описанных предметов, процессов, явлений, учащийся выделяет именно тот, о котором поставлен вопрос. Например, на плакате изображена группа «Знаки приоритета», ученику предложено среди многих других знаков указать, скажем, знак 2.4 «Уступить дорогу».
- СООТНЕСЕНИЕ: даны несколько объектов, перечислен ряд их свойств; ученик должен правильно соотнести объекты и их свойства. Например, даны знаки и группы знаков. учащемуся предлагается линиями соотнесения соединить знаки с группами, к которым они относятся.
На первом уровне усвоения требования к прочности запоминания, к мыслительным и логическим операциям невелики: учащемуся представляется не только вопрос (задание), но, по существу, и ответы (решения); ему остаётся только выбрать правильный.
Уровень 2 – уровень воспроизведения: учащийся может воспроизвести изученную информацию, повторить проделанные при обучении действия, операции, решить типовые задачи, рассмотренные на занятиях. Например, учащийся может рассказать о «Общих обязанностях водителя», выполнить разворот на автомобиле, практикующийся во время обучения вождению, решить задачу с очерёдностью пересечения транспортными средствами нерегулируемого перекрёстка в ситуации, показанной преподавателем на уроке по изучению правил дорожного движения.
Различают два вида воспроизведения: буквальное и реконструктивное.
- БУКВАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ характерно точным повторением информации в том же порядке, как она дана в учебнике, на уроке.
- РЕКОНСТРУКТИВНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ, когда ученик обладает определённой свободой в выборе обозначений, составлении собственных вариантов формулировок, примеров, последовательности изложения.
К сожалению, буквальное воспроизведение иногда свидетельствует о запоминании без понимания существа вопроса. Поэтому, за исключением воспроизведения формулировок законов, определений, терминов, стандартных обозначений, следует требовать от учащихся реконструктивного воспроизведения, при безусловно глубоком понимании и буквально воспроизведённых учебных элементов.
По сравнению с 1-м уровнем усвоение знаний на 2-м уровне требует от учащихся более сложной работы: не только понять и запомнить информацию, но и подготовить её воспроизведение.
Уровень 3 – уровень умений и навыков: учащийся способен выполнять действия, методика, форма и последовательность которых освоены в ходе обучения, но содержание и условия выполнения этих действий отличаются от тех, которые имели место во время учебных занятий, они соответствуют реальным практическим условиям, всё многообразие которых невозможно предусмотреть заранее. К этому уровню усвоения относится, к примеру, вождение автомобиля в реальных условиях городского движения.
Для овладения умениями и навыками недостаточно понять и запомнить информацию, отрепетировать её воспроизведение – необходимо выполнять упражнения, тренироваться, осваивать методически целесообразную последовательность операций.
Уровень 4 – уровень творчества: учащийся может решать творческие задачи, участвовать в рационализаторской и изобретательской работе, самостоятельно ориентироваться в новых для него, не изученных ранее ситуациях, - его деятельность носит исследовательский, поисковый характер.
Чтобы вывести на уровень творчества, далеко не достаточно обеспечить усвоение знаний, умений и навыков по определённому – пусть даже весьма широкому – набору учебных элементов. Необходимо научить самостоятельно добывать нужные знания и умения, решать творческие задачи. Необходимо заставить ученика поверить в свои творческие возможности. Для этого в педагогический процесс вводят творческие работы, обучают по специальной методике творческой научно - исследовательской, рационализаторской, изобретательской деятельности.
Овладение уровнями усвоения имеет характер последовательности : не усвоив деятельности на 1 – м уровне, учащийся не сможет перейти на деятельность 2-о уровня, не усвоив на 2-м – не перейдёт на 3-й. Поэтому обучение, имеющее цель вывести учащихся на высокие уровни усвоения, должно быть спланировано так, чтобы учащиеся последовательно освоили деятельность на всех предшествующих уровнях.
Следует иметь ввиду : усвоение учебного элемента на каждом последующем уровне требует во много раз (3-5 раз) большей затраты времени, чем на предыдущем. Поэтому для каждого учебного элемента нужно планировать уровень усвоения по принципу необходимости и достаточности – наиболее низкий из приемлемых.
Усвоение на любом уровне возможно только в том случае, если будет осуществлён полный комплекс учебной деятельности, состоящий из трёх видов действий: ориентировочных, исполнительских и контрольных.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ включают получение учащимся необходимой информации, рассмотрение поставленной цели, получение инструктажа и ориентировки по выполнению последующих действий.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ДЕЙСТВИЯ состоят в интеллектуальной переработке полученной информации и выполнении упражнений, необходимых для усвоения знаний, умений и навыков.
КОНТРОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ предусматривают проверку качества усвоения, полноты и правильности выполнения ориентировочных и исполнительских действий, а также необходимую их корректировку.
Для итогового оценивания учебных достижений обучающихся в конце учебного года используется дихотомическая система («зачет – незачет»). Курс считается зачтенным, если учащийся посетил не менее 2/3 занятий по этому курсу и (или) по окончании курса предоставил зачетную работу. Зачетная работа может быть выполнена в форме контрольной работы или в форме защиты проекта по выбору учащегося. Во время учебного года для оценивания учебных достижений обучающихся используется пятибальная система оценивания.
Критерии оценки знаний.
Оценка «5»
Ставится, если учащийся:
- полностью освоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
Ставится, если учащийся:
- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
Ставится, если учащийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
Ставится, если учащийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1»
Ставится, если учащийся:
- полностью не усвоил учебный материал;
- не может изложить знания своими словами;
- не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Календарно-тематическое планирование
№
Урока
Название темы
Кол-во
часов
Дата
проведения
Коррекция
1.
Раздел № 1. Правила дорожного движения.
Общие положения.
36
1
7.09
2.
Предупреждающие знаки.
1
7.09
3.
Общие положения.
1
14.09
4.
Предупреждающие знаки. Знаки приоритета.
1
14.09
5.
Устный опрос по пройденным темам.
1
21.09
6.
Устный опрос по пройденным темам.
1
21.09
7.
Общие обязанности водителей.
1
28.09
8.
Запрещающие знаки.
1
28.09
9.
Применение специальных сигналов. Предписывающие знаки.
1
5.10
10.
Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров.
1
5.10
11.
Устный опрос по пройденным темам.
1
12.10
12.
Устный опрос по пройденным темам.
1
12.10
13.
Сигналы светофора и регулировщика.
1
19.10
14.
Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.
1
19.10
15.
Знаки особых предписаний. Начало движения, маневрирование.
1
26.10
16.
Расположение транспортных средств на проезжей части.
1
26.10
17.
Устный опрос по пройденным темам.
1
9.11
18.
Устный опрос по пройденным темам.
1
9.11
19.
Информационные знаки.
1
16.11
20.
Скорость движения. Знаки сервиса.
1
16.11
21.
Устный опрос по пройденным темам.
1
23.11
22.
Устный опрос по пройденным темам.
1
23.11
23.
Обгон, опережение, встречный разъезд. Остановка и стоянка.
1
30.11
24.
Проезд перекрёстков.
1
30.11
25.
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.
1
7.12
26.
Движение через железнодорожные пути. Знаки дополнительной информации.
1
7.12
27.
Устный опрос по пройденным темам.
1
14.12
28.
Устный опрос по пройденным темам.
1
14.12
29.
Движение по автомагистралям. Движение в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств.
1
21.12
30.
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
1
21.12
31.
Буксировка механических транспортных средств. Учебная езда. Перевозка людей.
1
28.12
32.
Перевозка грузов. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных.
1
28.12
33.
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
1
18.01
34.
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Дорожная разметка и её характеристики.
Право собственности на транспортное средство. Страхование водителя и транспортного средства.
1
8.02
41.
Устный опрос по пройденным темам.
1
8.02
42.
Устный опрос по пройденным темам.
1
8.02
43.
Раздел № 3. Основы управления транспортным средством и безопасность движения.
Подготовка автомобиля к началу движения, рабочее место водителя.
10
1
15.02
44.
Начало движения, переключение передач, торможение.
1
15.02
45.
Управление автомобилем при объездах препятствий, встречных разъездах, обгонах. Управление транспортным средством при проезде перекрёстков.
1
15.02
46.
Методы управления автомобилем в плотных транспортных потоках. Управление автомобилем в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости.
1
22.02
47.
Управление автомобилем по грунтовым дорогам. Действия водителя на скользкой дороге.
1
22.02
48.
Управление автомобилем при буксировке. Преодоление брода и ледовых переправ. Осторожно велосипедисты.
1
22.02
49.
Экстренные действия водителя при внезапном отказе органов управления и агрегатов автомобиля.
1
1.03
50.
Действия водителя в зоне автозаправочных станций и при пожаре на транспортном средстве. Дорожно-транспортные происшествия.
1
1.03
51.
Устный опрос по пройденным темам.
1
15.03
52.
Устный опрос по пройденным темам.
1
15.03
53.
Раздел № 4. Оказание первой медицинской помощи.
Основы анатомии и физиологии человека.
16
1
5.04
54.
Основы анатомии и физиологии человека.
1
5.04
55.
Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики.
1
12.04
56.
Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях.
1
12.04
57.
Психические реакции при авариях. Острые психозы. Особенности оказания помощи пострадавшим в состоянии неадекватности.
1
19.04
58.
Термические поражения.
1
19.04
59.
Организационно-правовые аспекты оказания помощи пострадавшим при ДТП.
1
26.04
60.
Острые, угрожающие жизни терапевтические состояния.
1
26.04
61.
Проведение сердечно-лёгочной реанимации, устранение асфиксии при оказании первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
1
3.05
62.
Остановка наружного кровотечения.
1
3.05
63.
Транспортная иммобилизация.
1
10.05
64.
Методы высвобождения пострадавших, извлечения из машины: их транспортировка, погрузка в транспорт.
1
10.05
65.
Обработка ран. Десмургия.
1
17.05
66.
Пользование индивидуальной аптечкой.
1
17.05
67.
Устный опрос по пройденным темам.
1
24.05
68.
Устный опрос по пройденным темам.
1
24.05
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся
1. Правила дорожного движения Российской Федерации, в редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года № 621 «О внесении
изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации.
2. Правовые основы деятельности водителя : учебник водителя автотранспортных
Средств категории «А», «В», «С», «D», «Е» / А.В. Смагин. – 7-е изд., стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2009. – 112 с.
3. - Громаковский А.А.
3 в 1. Всё, что нужно для сдачи экзамена в ГИБДД: ПДД, билеты, вождение: Автомобили и ПДД / А. Громаковский. – М.: Эксмо, 2013. – 288 с.: ил. – «ПравилаДорожного Движения».
4. Всё об ответственности водителя: административной, гражданской, уголовной. Новые
штрафы, ПДД и тесты на алкоголь. – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 117 с.: с ил.
5. Первая доврачебная медицинская помощь : учебник водителя автотранспортных