РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для 8 классана 2014-2015 уч.год.Составлена на основании программы образовательной области «Технология. » автор Симоненко В. Д.Количество часов всего 35 часов ,в неделю 1 часОсновным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».
Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектная деятельность;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 8 класса »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Аккузево
муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
Рассмотрено и принято
на заседании Ш.М.О.
Протокол №__ от
«__» _______________2014г.
«Согласовано «
заместитель директора по УВР
……………………………. / Р.М.Имамова /
«__» _______________2014г.
«Утверждаю»
Директор школы
………………………… /Ф.В.Гайнуллина/
«__» _______________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии для 8 класса
на 2014-2015 уч.год.
Срок реализации 1 год.
Составлена на основании программы образовательной области «Технология. » автор Симоненко В. Д.
Количество часов всего 35 часов ,в неделю 1 час
Составитель: Нуриманов Ф.Р.
Год составления программы 2014.
Пояснительная записка
по технологии 8 класса.
Общая характеристика учебного предмета.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».
Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектная деятельность;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и механизмы».
Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.
Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Учащиеся должны знать:
цели и значение семейной экономики;
общие правила ведения домашнего хозяйства;
роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его члена;
цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;
сферы трудовой деятельности;
принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
принципы работы и использование типовых средств защиты;
о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
способы определения места расположения скрытой электропроводки;
устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
как строится дом;
профессии строителей;
как устанавливается врезной замок;
основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах;
особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
уметь:
анализировать семейный бюджет;
определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
анализировать рекламу потребительских товаров;
выдвигать деловые идеи;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;
собирать простейшие электрические цепи;
читать схему квартирной электропроводки;
определять место скрытой электропроводки;
подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
ориентироваться на рынке товаров и услуг;
определять расход и стоимость потребляемой энергии;
собирать модели простых электротехнических устройств.
Тематическое планирование 8кл.
Тема:
Количество часов к рабочей программе:
Вводное занятие.
1
Семейная экономика.
11
Электротехнические работы.
14
Технология ведения дома.
3
Творческий проект.
6
Место предмета в учебном плане
Учебным планом на изучение технологии в 8 классе выделено 1 часа в неделю, (35) часов в год.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Дата проведения
Вводное занятие -1час.
1.
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда
1
Введение новых знаний
Содержание курса «Технология. 8 класс». Правила безопасного поведения в мастерской
Знать: цели и задачи курса; правила безопасного поведения в мастерской
5.09
Семейная экономика- 11час.
2
Семья как экономическая ячейка общества
1
Введение новых знаний
Семья, её функции. Связи семьи с обществом. Семья как экономическая ячейка общества.
Знать: понятия семья, потребности, семейная экономика; функции семьи, её потребности, пути их удовлетворения
12.09
3
Семья и бизнес
1
Введение новых знаний
Предпринимательская деятельность и её виды. Прибыль. Связи семьи с государственными учреждениями, предприятиями,
Знать: сущность понятийпредпринимательская деятельность, прибыль; виды предпринимательской деятельности; особенности предпринимательской деятельности
19.09
4
Потребности семьи
1
Введение новых знаний
Основные потребности
семьи. Правила покупок. Источники информации о товарах. Классификация вещей с целью покупки
Знать: понятиепотребность; основные потребности семьи; классификацию вещей с целью покупки; правила покупок
Уметь: планировать покупки; совершать покупки
26.09
5
Семейный
бюджет.
Доходная
и расходная части бюджета
1
Введение новых знаний
Бюджет семьи, его структура. Доход и расход. Рациональное планирование бюджета семьи.
Ведение учёта
Знать: понятиябюджет семьи, доход, расход; основы рационального планирования бюджета.
Уметь: вести учёт доходов и расходов семьи; планировать расходы семьи с учётом её состава
3.10
6
Расходы на питание
1
Введение новых знаний
Основы рационального питания. Распределение расходов на питание. Правило покупок основных продуктов
Знать: основы рационального питания; свойства продуктов их питательную ценность; распределение расходов на питание.
Уметь: рационально вести домашнее хозяйство, планируя расходы.
10.10
7
Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета
1
Введение новых знаний
Накопления и сбережения. Способы сбережения средств. Формы размещения сбережений. Структура личного бюджета школьника
Знать: сущность понятий накопление, сбережение; способы сбережения средств; формы размещения сбережений; структуру личного бюджета.
Уметь: планировать свой личный бюджет; рационально вести домашнее хозяйство
17.10
8
Маркетинг в домашней экономике. Реклама товара
1
Введение новых знаний
Маркетинг и его основные цели. Торговые символы. Этикетки. Штрихкод. Задачи, стоящие перед рекламой
Знать: понятиемаркетинг и его основные цели; назначение торговых символов, этикеток, Штрихкод; виды
рекламы.
Уметь: разбираться
в информации, заложенной
в этикетках, вкладышах; быть грамотным покупателем
24.10
9
Трудовые отношения в семье
1
Введение новых знаний
Основные принципы взаимоотношений
в семье
Знать: принципы управления семьёй; цели и задачи трудовых отношений, организации труда в семье.
Уметь: строить свои взаимоотношения со всеми членами семьи
7.11
10
Экономика приусадебного (дачного) участка
1
Введение новых знаний
Значение приусадебного участка в семейном бюджете. Варианты
использования приусадебного участка
Знать: о влиянии доходов с приусадебного участка на семейный бюджет; значение приусадебного участка в организации рационального питания семьи, её отдыха.
Составление бюджета семьи с использованием домашнего компьютера
Знать: последовательность
выполнения операций
Уметь: составлять семейный бюджет
21.11
12
Коммуникации в домашнем хозяйстве
1
Введение новых знаний
Источники информационного обеспечения семьи, средства передачи и приёма информации. Современные средства коммуникации
Знать: источники информации; современные средства передачи и приёма информации.
Уметь: правильно формулировать информацию при её обмене с другими
28.11
Электротехнические работы14часов.
13
Электричество в нашем доме
1
Введение новых знаний
Электрическая энергия – основа современного технического прогресса. Типы электростанций. Типы гальванических элементов.
Знать: понятиеэлектрический ток; область применения электрической энергии; источники электрической энергии; электрические схемы и условные обозначения на них; правила электробезопасности.
Уметь: читать электрические схемы
5.12
14
Творческий проект. Светильник с самодельными
элементами
1
Практическое
занятие
Тематика творческих проектов. Творческие методы поиска новых решений. Дизайнерская проработка изделия. Критерии оценки качества
Знать: технологию изготовления светильников, электрических элементов; правила электробезопасности.
Уметь: изготавливать
простейшие источники света из подручных материалов
12.12
15
Электрические измерительные приборы
1
Практическое занятие.
Дизайнерская проработка изделия.
критерии оценки
качества.
Знать: технологию изготовления светильников; правила
электробезопасности.
Уметь: изготавливать простейшие источники света из
подручных материалов.
19.12
16
Авометр
1
Введение новых знаний
Назначение авометра. Принцип работы авометра
Знать: назначение и устройство; принцип работы авометра.
Уметь: производить измерения.
26.12
17
Однофазный переменный
ток
1
Введение новых знаний
Однофазный переменный ток: получение и основные параметры. Трансформаторы: устройство.
Знать: способ получения и основные параметры однофазного переменного тока; преобразование переменного тока в постоянный; устройство трансформатора.
Трёхфазный переменный ток: способ его получения. Устройство генератора трёхфазного тока. Способы соединения обмоток генератора с потребителем
Знать: понятия трёхфазный переменный ток, линейные провода, нулевой провод; способы соединения обмоток генератора с потребителем.
Уметь: читать электрические схемы; собирать по ним электрические цепи
23.01
19
Выпрямители переменного
тока
1
Введение новых знаний
Назначение и принцип действия выпрямителя. Свойства проводников и изоляторов. Диоды, конденсаторы, их обозначение на электрических схемах. Осциллограф и область его применения
Знать: свойства проводников и изоляторов; назначение и принципы действия выпрямителей; принципы работы диода и его обозначение на электрической схеме.
Уметь: читать электрические схемы; собирать схему зарядного устройства
30.01
20
Квартирная электропроводка
1
Введение новых знаний
Схема квартирной электропроводки. Правила подключения к сети светильников и бытовых приборов. Установочные, обмоточные и монтажные провода. Виды изоляции проводов. Назначение предохранителей
Знать: назначение установочных, обмоточных и монтажных проводов; виды их изоляции; назначение предохранителей; правила подключения светильников и бытовых приборов к сети.
Уметь: чертить схемы электрических цепей; проводить их монтаж
6.02
21
Бытовые
нагревательные приборы и светильники
1
Введение новых знаний
Принцип действия бытовых нагревательных приборов и светильников, их назначение. Виды нагревательных элементов. Виды ламп.
Знать: виды нагревательных элементов и ламп; принцип действия бытовых нагревательных приборов и светильников.
Уметь: составлять электрические схемы
13.02
22
Бытовые
электропечи
1
Введение новых знаний
Виды, назначение и устройство бытовых электропечей. Рациональное использование бытовых электроприборов, обеспечивающее экономию электроэнергии. Правила безопасной работы
Знать: назначение и устройство разных видов электропечей; правила их эксплуатации и безопасной работы
Уметь: рационально использовать электроприборы, обеспечивая экономию электроэнергии
20.02
23
Электромагниты и их применение
1
Введение новых знаний
Принцип действия и область применения электромагнитов. Электромагнитные реле
Знать: устройство и принцип действия, область применения электромагнитов; назначение и устройство реле.
Уметь: собирать цепи электрическим схемам.
27.02
24
Электрический пылесос.
Стиральная машина.
1
Введение новых знаний
Электроприборы, оберегающие домашний труд. Их устройство, назначение и принцип работы. Правила эксплуатации электроприборов. Правила безопасности труда
Знать: назначение, устройство и принцип действия пылесосов и стиральных машин; правила эксплуатации этих электроприборов; правила безопасной работы.
Уметь: пользоваться электропылесосом и стиральной машиной
6.03
25
Холодильники
1
Введение новых знаний
Назначение, сфера применения, конструкция холодильника. Принцип работы. Виды холодильников.
Правила эксплуатации холодильника. Правила безопасности труда
Знать: назначение и конструкцию холодильников разных видов; принципиальную схему холодильника; правила эксплуатации и безопасности.
Уметь: пользоваться холодильником, обеспечивая длительность его эксплуатации и экономию электроэнергии
13.03
26
Швейная машина
1
Введение новых знаний
Устройство и принцип действия электрической швейной машины. Правила эксплуатации и ухода за швейной машиной. Правила безопасности труда
Знать: устройство и принцип действия швейной машины с электроприводом; правила эксплуатации и безопасной работы.
Уметь: выполнять обслуживание оборудования для продления срока его эксплуатации
20.03
Технология ведения дома-3 часа.
27
Ремонт оконных и дверных
блоков
1
Комбинированный урок
Простейшие работы по ремонту оконных и дверных блоков. Инструменты и материалы для ремонта. Правила безопасной работы
Знать: инструменты и материалы для ремонта; виды ремонта оконных и дверных блоков; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять ремонт оконных и дверных блоков
3.04
28
Технология установки дверного замка
1
Комбинированный урок
Разновидности замков. Особенности установки разных видов замков.
Технология установки дверного замка. Правила безопасности труда
Знать: разновидности замков и особенности их установки; последовательность действий при установке замка; инструменты.
Уметь: выполнять установку дверного замка
10.04
29
Утепление дверей и окон
1
Комбинированный урок
Материалы, применяющиеся для утепления дверей и окон. Способы утепления дверей и окон
Знать: виды материалов для утепления дверей и окон; способы утепления; последовательность действий; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять работы.
17.04
Творческий проект 6 часов.
30
Изготовление творческого проекта
1
Урок-практикум
Творческие методы поиска новых решений. Методы сравнения вариантов решений. Применение компьютера при проектировании изделия. Содержание проектной документации. Технология изготовления изделий
Знать: творческие методы поиска новых решений; технологическую последовательность изготовления изделия.
Уметь: выбирать тему обосновывать свой выбор; проектировать изделие; изготавливать изделие и представлять его.
24.04
31-32
Изготовление
творческого
проекта.
2
Урок-
практикум.
Требования предъявляемые при проектировании изделий.
Методы проектирования.
Знать: требования, предъявляемые при проектировании
изделий; методы проектирования; основы экономической оценки стоимости выполняемого проекта.
Уметь: анализировать свойства объекта; делать экономическую оценку стоимости проекта.
1.05
8.05
33-34-35
Изготовление
творческого
проекта.
2
Урок -практикум.
Виды проектной документации. выбор вида изделия. Сборка и отделка изделия. Оформление
проектных материалов.
Знать:последовательность
работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов.
Уметь: обосновывать свой
выбор темы; разрабатывать
конструкцию изделия;
15.05
22.05
29.05
Литература
Для учителя: «Технология» поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко. (Мальчики) авт.-сост. Ю.П. Засядько.
Изд. Учитель. г. Волгоград.
«Декоративно-прикладное творчество». Изделия из древесины и природного материала. Авт.-сост. О.Н. Маркелова. Изд. Учитель
г. Волгоград.
Технический справочник учителя труда: пособие для учителя V-VIII кл. Ю.А. боровков, С.Ф. Легорнев, Б.А. Черепашнец. -2-изд.,