Рабочая учебная программа курса «Технология» для 5-9 классов составлена на основе Примерной программы по технологии составленной с учётом федерального компонента государственного стандарта общего образования по технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии (5-9 класс)»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 59 г. Челябинска
Утверждаю
Директор
Приказ № __от «__» __________ ____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Технология». Направление «Технический труд» - 5-9 классы
для основного общего образования
Составитель:
Хлестов Сергей Васильевич
учитель технологии первой категории
Челябинск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Информационная карта
Пояснительная записка
Содержание курса
Календарно-тематический план курса
Требования к уровню подготовки учащихся
Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу, цифровые образовательные ресурсы
Приложения…………………………………………………………
Темы проектных работ учащихся
НРК
Информационная карта
рабочей программы по Технологии 5-9 классы.
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МАОУ СОШ № 59 г.Челябинска программа определяет приоритеты в содержании технологического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МАОУ СОШ № 59 г. Челябинска программа является основанием для определения качества реализации общего технологического образования.
Объем учебного времени: 70 часов в год (350 часов за 5 лет).
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю, учебные занятия парами по 2 часа.
Формы контроля: текущий контроль, итоговая аттестация.
Итоговый документ: аттестат об основном общем образовании.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание учебного предмета «Технология» в основной школе (5-9 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
Учебный план МАОУ СОШ № 59 г. Челябинска на 2014 – 2015 учебный год;
Инструктивно-методическое письмо ГУО ДПО ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2014-2015 учебном году» от 30 июня 2014г. № 03-02/4959.
Рабочая учебная программа курса «Технология» для 5-9 классов составлена на основе Примерной программы по технологии составленной с учётом федерального компонента государственного стандарта общего образования по технологии.
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей (цели, задач):
освоение знаний о составляющих технологической культуры, её роли в общественном развитии;
овладение умениями рациональной организации труда, проектирования и изготовления личностно значимых объектов труда;
развитие технического мышления и умения решать практические задачи;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду.
В преподавании курса «Технология» реализуются важнейшие требования модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения.
Система формируемых умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе обучения технологии:
- овладение основными навыками работы с ручным и механическим инструментом;
- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;
- выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, чертёж, технологическая карта и т.д.);
- Владение умениями совместной деятельности : согласование и координация деятельности с другими её участниками;
- оценивание результатов своего труда с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Региональный компонент курса «Технология»
Объём учебной нагрузки, отводимой на изучение регионального компонента содержания образования в 5-9 классах составляет примерно 10 % учебного времени, т.е. примерно 7 уроков в год. Для реализации НРК в 5-9 классах используется вариант, когда материал равномерно распределён по соответствующим темам курса технологии.
Рабочая программа курса «Технология» включает в себя разделы «Машины и механизмы», «Технология обработки древесины», «Технология обработки металла», «Электротехнические работы», «Проектная деятельность», «Технология ведения дома», «Декоративно – прикладное творчество», «Черчение и графика».
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности. Основными методами обучения являются выполнение практических заданий, моделирование и конструирование.
В программе предусмотрено выполнение учащимися творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы даётся в конце каждого года обучения.
Согласно учебному плану на изучение «Технологии» в 5-9 классах выделяется 70 часов в год, 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»
5 класс
(по учебному плану 70 часов, 2 часа в неделю)
Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование. (8 часов)
Технология в жизни человека. Понятие машины и механизма. История развития техники. (2 часа). НРК
Основные теоретические сведения
Школьные учебные мастерские и правила внутреннего распорядка. Организация труда и оборудование рабочего места. Общие сведения о санитарии. Рациональное размещение инструментов. Правила ТБ. Охрана окружающей среды. Виды машин и механизмов, принцип действия и их применение. Типовые детали машин и механизмов. Кинематические схемы.
Практические работы
Вводный инструктаж. Изучение устройства и принципа действия. Определение передаточного числа.
Варианты объектов труда
Рабочее место, образцы типовых деталей и макеты механизмов.
Знакомство с текстовым редактором. ( 2 часа)
Основные теоретические сведения
Медиа-центр, оборудование. Компьютерное рабочее место.
Практические работы
Вводные данные.
Варианты объектов труда
Компьютер.
Знакомство с графическим редактором. ( 2 часа)
Основные теоретические сведения
Медиа-центр, использование графического редактора при оформлении изделия.
Практические работы
Создать рисунок и распечатать на принтере.
Варианты объектов труда
Графические редакторы Paint, CPEN.
Использование ЭВМ как калькулятора. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Написание программы для вычисления длины заготовки из проволоки.
Практические работы
Написать программу и вычислить длину заготовки.
Варианты объектов труда
ПК, проволока.
Технология ведения дома. ( 6 часов).
Отношение человека к предметам.( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Наполнение человеческого жилья основными предметами быта. Уход за помещениями. Уход за одеждой, чистка ремонт и хранение одежды. Уход за мебелью, обувью и книгами.
Практические работы
Изучение пылесоса – как средства для ухода за помещениями. Его устройство и принципы работы.
Варианты объектов труда
Помещение, обувь, одежда, книги.
Интерьер дома. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Создание комфортных условий пребывания в помещении. Понятие дизайна интерьера и его применение. Основные стили в создании интерьера : классика, модерн, хай – тек и т.д.
Практические работы
Начертить план своего дома и разместить на нём реальное расположение мебели и вещей. Придумать свой план расположения мебели и начертить второй чертёж.
Варианты объектов труда
Планирование квартиры, схема квартиры.
Гигиена учащегося. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Понятие режима дня. Принципы и правила правильной его организации. Основные санитарно – гигиенические правила и нормы.
Практические работы
Распланировать свой режим дня на один день и на неделю, в соответствии с правилами и рекомендациями учителя и врачей .
Варианты объектов труда
Плакаты и таблицы, эскизы и подставки.
Технология создания изделий из древесины и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации. ( 16 часов).
Общие сведения о древесине. ( 2 часа). НРК
Основные теоретические сведения
Строение древесины, её породы и методы добычи. Пороки древесины и её применение.
Практические работы
Определение породы дерева по представленному образцу.
Варианты объектов труда
Образцы пород древесины, плакаты, изображения.
Виды древесины и пиломатериалов. Графическая документация на детали. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Виды и элементы пиломатериалов, получение фанеры, ДСП, ДВП., преимущества и недостатки различных материалов. Проецирование детали на три плоскости, получение изображения в масштабе, виды линий и их применение. Последовательность выполнения чертежа.
Практические работы
Определение основных элементов пиломатериалов. Построение чертежа детали по образцу.
Понятие о разметке как об операции. Виды разметочного инструмента, приёмы разметки с учётом рационального расходования материала. Операция пиления, виды и приёмы пиления, инструмент. Техника безопасности.
Практические работы
Разметка заготовки по шаблону. Пиление заготовки по разметке.
Варианты объектов труда
Разделочная доска.
Строгание древесины рубанком. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Операция строгание, виды и приёмы строгания, инструменты и приспособления. Техника безопасности.
Практические работы
Строгание кромок по разметке.
Варианты объектов труда
Разделочная доска.
Сверление древесины ручным инструментом. Изготовление изделий из древесины. (2 часа).
Основные теоретические сведения
Операция сверления, виды свёрел, инструменты для сверления, приёмы сверления и техника безопасности. Изготовление технологической карты на изделие и изготовление изделия.
Практические работы
Закрепление разметка и сверление отверстия коловоротом. Закрепление ручная и механическая обработка.
Варианты объектов труда
Упор.
Отделка изделий из древесины, подготовка к сборке. (2 часа).
Основные теоретические сведения
Виды отделки, поверхности изделия : зачистка, шлифовка, лакирование, техника безопасности.
Практические работы
Зачистить заусенцы и прошлифовать изделия.
Варианты объектов труда
Упор.
Сборка и отделка материалов из древесины. (4 часа).
Основные теоретические сведения
Виды отделки поверхности готового изделия.
Практические работы
Зачистить готовое изделие и покрыть его лаком.
Варианты объектов труда
Упор.
Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки.
( 16 часов).
Металлы и проволока. Графическая документация. ( 2 часа) НРК
Основные теоретические сведения
Виды и свойства металлов, способы получения металлов. Эскиз, чертёж, технологическая карта.
Практические работы
Определение основных видов металлов, построение чертежа детали по образцу.
Варианты объектов труда
Образцы деталей, чертежи деталей.
Изучение конструкции и технологии изготовления изделия. Разметка заготовки. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Виды и способы разметки. Инструменты для разметки.
Практические работы
Разметка заготовок.
Варианты объектов труда
Металлическая проволока.
Разрезание, правка и сгибание тонколистового металла. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Разрезание тонколистового металла слесарными инструментами. Виды инструментов. Техника безопасности.
Практические работы
Вырезать и загнуть боковины заготовки по чертежу.
Варианты объектов труда
Металлическая коробочка.
Сверление отверстий в тонколистовом металле. Соединение деталей на заклёпках и покраска изделия. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Разметка центров отверстий, сверление, пробивание. Техника безопасности. Расчёт заклёпочного соединения и сборка изделия. Защита поверхности изделия.
Виды материалов, их производство, профессии связанные с деревообработкой. Технологические пороки древесины : механические повреждения, заплесневелость, деформации.
Практические работы
Определить вид пиломатериалов и вычислить их объём. Составить таблицы пороков древесины.
Варианты исполнения и схемы действия устройств построенных по принципу механической автоматики.
Практические работы
Чтение схем, разборка конструкции.
Варианты объектов труда
Устройство регулирования уровня жидкости.
Модели механических устройств. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Регулирование уровня жидкости в сосуде ограниченного объёма.
Практические работы
Сборка и испытание модели.
Варианты объектов труда
Поплавковый клапан регулирования уровня жидкости, сливной бачёк.
Электротехнические работы. ( 10 часов).
Автоматические устройства. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Понятия об автоматическом контроле и регулировании. Применение на практике, в производстве и в быту.
Практические работы
Изучение устройства и принципа работы терморегулятора.
Варианты объектов труда
Регулятор температуры.
Трансформатор переменного тока. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Понятие о постоянном и переменном напряжении. Преобразование напряжения переменного тока. Техника безопасности.
Практические работы
Расчёт коэффициента трансформации.
Варианты объектов труда
Трансформатор.
Полупроводниковый диод.
( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Проводники, полупроводники и изоляторы. Их применение в быту и на производстве.
Практические работы
Сборка электрической цепи.
Варианты объектов труда
Ознакомление с работой светофора.
Выпрямитель переменного тока. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Устройство и принцип работы блока питания. Его применение в быту.
Практические работы
Изучение устройства и принципа работы.
Варианты объектов труда
Блок питания.
Квартирная электропроводка. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Работа счётчика электроэнергии, возможность подключения нескольких электроприборов одновременно, расчёт максимального количества электроприборов. Техника безопасности.
Практические работы
Способы определения расхода и стоимости электроэнергии.
Варианты объектов труда
Схема квартирной электропроводки.
Технология ведения дома. ( 6 часов).
Основные системы энергосбережения. Микроклимат в доме. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, водоотведения и канализации. Оценка и регулирование параметров микроклимата.
Практические работы
Замена клапанов, сальников, подбор арматуры. Выбор оптимальных режимов микроклимата.
Разработка чертежей и технологии на изготовление проекта.
Варианты объектов труда
Индивидуальный проект.
Выполнение дизайн – проекта. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Потребительские качества товара.
Практические работы
Изготовление деталей изделия.
Варианты объектов труда
Индивидуальный проект.
Выполнение проекта. ( 4 часа).
Основные теоретические сведения
Техника безопасности при изготовлении и сборке.
Практические работы
Изготовление деталей изделия. Сборка изделия.
Варианты объектов труда
Индивидуальный проект.
Экономические расчёты. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Расчёт энергетических, материальных и трудовых затрат.
Практические работы
Расчёт затрат.
Варианты объектов труда
Индивидуальный проект.
Презентация проекта. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Что такое презентация и способы проведения презентаций.
Практические работы
Анализ и защита проекта.
Варианты объектов труда
Индивидуальный проект.
Экскурсия на предприятие. ( 2 часа).
Основные теоретические сведения
Ознакомление с работой предприятия. Назначение выпускаемой продукции. Применяемые технологии и оборудование. Техника безопасности.
Практические работы
Написать сочинение на заданную тему.
Варианты объектов труда
Предприятие промышленности города.
8 класс
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (18ч.)
Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование(4ч.)
Сложные механизмы (4ч.)
Основные теоретические сведения
Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах. Конструкция сложных механизмов. Условные обозначения механизмов на кинематических схемах.
Практические работы
Сборка моделей кулачкового, кривошипно-шатунного и рычажного механизмов.
Варианты объектов труда
Модели механизмов и деталей конструктора.
Декоративно-прикладное творчество (14ч.)
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения (14ч.)
Основные теоретические сведения
Традиционные виды декоративно- прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно- прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно- прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира.
Основной принцип художественно- прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Виды поделочных материалов и их свойства Учет технологии изготовления изделий и свойств материала.
Основные средства художественной выразительности. Понятие о композиции. Виды и правила построения орнаментов.
Практические работы
Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно- прикладного творчества народов России.
Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления (по одному из направлений художественной обработки материалов). Выбор материалов с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия.
Изготовление изделия с применением технологии ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов. Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте. Общее представление о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока Коммутационная аппаратура управления коллекторным двигателем. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока. Методы регулирования скорости и изменение направления вращения (реверсирования) ротора коллекторного двигателя.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практические работы
Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора. Подборка деталей. Монтаж цепи модели. Испытание модели.
Сборка цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой.
Электроэнергетика будущего. Знакомство с наиболее распространенными профессиями в энергетической промышленности, в обслуживании линий передачи электроэнергии.
Варианты объектов труда
Модели из деталей конструктора, цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой.
Технология ведения дома (22ч.)
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов (6ч.)
Основные теоретические сведения
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен. Правила безопасного пользования бытовой техникой.
Практические работы
Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Усвоение положений законодательства по правам потребителей. Планирование возможной предпринимательской деятельности: обоснование. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.
Варианты объектов труда
Рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов РФ, предприятия торговли.
Ремонтно-отделочные работы в доме (8ч.)
Основные теоретические сведения
Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.
Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технология наклейки обоев встык и внахлест. Правила безопасности.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.
Способы размещения декоративных растений
Практические работы
Подготовка поверхностей стен помещений под окраску: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Подготовка поверхностей стен помещений под оклейку: заделка трещин, шпатлевние, шлифовка. Подбор обоев по каталогам. Выбор обойного клея под вид обоев.
Знакомство с профессиями, связанными с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.
Оформление эскиза пришкольного участка с использованием декоративных растений.
Варианты объектов труда
Учебные стенды, стены с дефектами в классных комнатах и рекреациях школы.
Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации (8ч.)
Основные теоретические сведения
Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме.
Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.
Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.
Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта.
Утилизация отходов. Экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов
Практические работы
Ознакомление с системой водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями.
Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам. Учебные работы по замене прокладок и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах.
Варианты объектов труда
Резиновые шайбы и прокладки для санитарно-технических устройств, запорные устройства системы водоснабжения.
Современное производство и профессиональное образование (8ч.)
Сферы производства и разделение труда (4ч.)
Основные теоретические сведения
Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника.
Практические работы
Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса Профессии вчера, сегодня и завтра. Решение кроссвордов.
Варианты объектов труда
Технологическое оборудование.
Профессиональное образование и профессиональная карьера (4ч.)
Основные теоретические сведения
Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Специальность, производительность и оплата труда. Пути получения профессии. Система профессиональной подготовки кадров в России.
Практические работы
Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Выбор и характеристика по справочнику условий поступления и обучения в профессиональном учебном заведении.
Варианты объектов труда
Единый тарифно-квалификационный справочник. Справочники профессиональных учебных заведений.
Творческая, проектная деятельность (16ч.)
Основные теоретические сведения
Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объектов. Методы сравнения вариантов решений. Применение ЭВМ при проектировании. Классификация производственных технологий. Соблюдение стандартов на массовые изделия. Технологическая и трудовая дисциплина на производстве. Производительность труда. Цена изделия как товара. Содержание проектной документации Критерии оценки проекта
Практические работы
Выбор вида изделия на основе анализа потребностей. Дизайнерская проработка изделия. Выбор материалов. Составление чертежей деталей и технологических карт их изготовления. Изготовление деталей. Сборка изделия. Отделка изделия. Контроль качества работы. Определение себестоимости изделия, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Подготовка пояснительной записки. Презентация проекта
Варианты объектов труда
Темы проектных работ даны в приложении к программе
9 класс
Электротехнические работы(8ч.)
Сборка простых электронных устройств(8ч.)
Основные теоретические сведения
Измерительные приборы для измерения тока, напряжения, сопротивления. Способы подключения измерительных приборов. Использование авометра для поиска неисправности в электрической цепи.
Качественная характеристика свойств полупроводниковых диодов и транзисторов (односторонняя проводимость, способность усиливать электрические сигналы). Условные обозначения полупроводниковых приборов на схемах. Резисторы, катушки индуктивности и конденсаторы в цепях электронных приборов, их назначение и обозначение на электрических схемах.
Схема выпрямителя переменного тока. Схема однокаскадного усилителя на транзисторе. Понятие об электронных устройствах автоматики.
Понятие о квантовых генераторах и волоконно-оптической связи.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду здоровье человека. Электромагнитное «загрязнение» окружающей среды
Практические работы
Измерение параметров цепи с помощью авометра. Проверка авометром исправности полупроводниковых диодов. Сборка из готовых элементов конструктора однокаскадного усилителя на транзисторе и проверка его работоспособности.
Знакомство с профессиями, связанными с радиомонтажными работами.
Варианты объектов труда
Модели электронных устройств из деталей конструктора.
Технологии ведения дома(10ч.)
Введение в предпринимательскую деятельность(10ч.)
Основные теоретические сведения
Особенности деятельности менеджера, бизнесмена, предпринимателя. Сущность предпринимательской деятельности. Особенности индивидуальной трудовой деятельности. Методы исследования рынка и спроса на товары и услуги. Инновационный менеджмент и жизненный цикл инновации. Бизнес-план и его основные компоненты. Методы оценки себестоимости производства продукта и определения цены товара. Виды рекламы и основные требования к её разработке.
Практические работы
Определение целей и задач, решаемых менеджером, бизнесменом, предпринимателем. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Анализ потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Выбор объекта или услуги для предпринимательской деятельности. Расчёт примерных затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка и покупательной способностью населения. Выбор путей продвижения продукта труда на рынок.
Варианты объектов труда
Изделия, рекомендованные в программе для творческих, проектных работ или предложенные учащимися.
Черчение и графика(34ч.)
Техника выполнения чертежей и правила их оформления(4ч.)
Основные теоретические сведения
Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и её виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий.
Практические работы
Знакомство с видами графической документации. Организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов. Знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД). Оформление формата А4 и основной надписи. Выполнение основных линий чертежа.
Варианты объектов труда
Образцы графической документации. ЕСКД. Формат А4 для чертежа.
Геометрические построения(2ч.)
Основные теоретические сведения
Графические способы решения геометрических задач на плоскости.
Практические работы
Выполнение различных вариантов геометрических построений. Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Построение овала. Сопряжения.
Варианты объектов труда
Изображения различных вариантов геометрических построений.
Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем(10ч.)
Основные теоретические сведения
Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразование. Метод проецирования. Центральное и прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды.
Параллельное проецирование и аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Прямоугольная изометрическая проекция.
Особенности технического рисунка. Эскизы, их назначение и правила выполнения.
Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений.
Практические работы
Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежа детали и её описание. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного вида и масштаба изображения. Выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекции. Выполнение технического рисунка по чертежу. Выполнение эскиза детали с натуры. Чтение простой электрической и кинематической схемы.
Варианты объектов труда
Чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей, электрические и кинематические схемы.
Сечения и разрезы(6ч.)
Основные теоретические сведения
Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях. Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях
Практические работы
Вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями. Вычерчивание чертежа детали с необходимыми разрезами. Выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции.
Варианты объектов труда
Модели и образцы деталей, чертежи деталей с сечениями и разрезами.
Сборочные чертежи(8ч.)
Основные теоретические сведения
Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения.
Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Спецификация деталей сборочного чертежа. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры, наносимые на сборочном чертеже.
Принципы и последовательность выполнения сборочного чертежа.
Деталировка сборочных чертежей.
Практические работы
По наглядному изображению выполнить чертеж одного из резьбовых соединений. Чтение сборочного чертежа. Выполнение несложного сборочного чертежа типового соединения из нескольких деталей. Выполнение деталировки сборочного чертежа изделия.
Варианты объектов труда
Сборочные чертежи (эскизы) несложных изделий из 4-5 деталей. Чертежи деталей сборочных единиц. Модели соединения деталей. Изделия из 5-6 деталей
Прикладная графика(4ч.)
Основные теоретические сведения
Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки. Графика – средство сочинения (композиции) формы. Графика – средство выражения своих чувств и идей. Товарный знак, логотип. Виды композиционного и цветового решения.
Практические работы
Чтение информации, представленной графическими средствами. Построение графиков, диаграмм по предложенным данным. Разработка эскиза логотипа или товарного знака.
Современное производство и профессиональное образование(8ч.)
Сферы производства и разделение труда(2ч.)
Основные теоретические сведения
Основные структурные подразделения производственного предприятия. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Влияние техники и технологии на виды, содержание и уровень квалификации труда. Приоритетные направления развития техники и технологии в конкретной отрасли (на примере регионального предприятия). Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда
Практические работы
Анализ структуры предприятия и профессионального деления работников
Варианты объектов труда
Устав предприятия (сферы производства или сервиса), данные о кадровом составе предприятия и уровне квалификации.
Профессиональное образование и профессиональная карьера(6ч.)
Основные теоретические сведения
Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Профессиональные качества личности и их диагностика. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Практические работы
Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования в различных источниках, включая Интернет. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Варианты объектов труда
Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям профессионального образования, сборники диагностических тестов, компьютер.
Творческая проектная деятельность(10ч.)
Творческая проектная деятельность(10ч.)
Основные теоретические сведения
Методы поиска предпринимательской идеи. Характеристики предпринимательской идеи. Оценка перспективности предпринимательской идеи. Порядок составления бизнес-плана. Использование ЭВМ для проектирования. Техника разработки предпринимательской идеи. Экономия материалов и энергии. Новизна изделия и его возможные потребители. Доход и прибыль с продаж. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Самооценка проекта. Оформление проекта. Рецензирование. Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Последовательность презентации проектов и результатов труда. Оценка проектов
Практические работы
Выдвижение предпринимательской идеи. Выбор вида изделия с учетом возможного потребительского спроса. Анализ возможностей качественного выполнения изделия. Планирование технологического процесса. Изготовление изделия. Контроль качества и потребительских свойств. Определение способов реализации изделия. Разработка предложений по возможной рекламе. Оценка качества проекта. Защита проекта. Подготовка и проведение презентации проектов. Компьютерная презентация.
Варианты объектов труда
Темы проектных работ даны в приложении к програм
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся 5 класса должны:
знать:
Что такое технический рисунок, эскиз и чертеж
Основные параметры качества детали: форма, шероховатость, размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль
Пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье
Что такое текстовая и графическая информация
Какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке
Общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций
Назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций
Основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям
Виды пиломатериалов
Возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий
Источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации
Принципы ухода за одеждой и обувью
Уметь:
Рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ
Выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно - технологическим картам
Читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения
Понимать содержание инструкционно – технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ
Графически изображать основные виды механизмов передач
Находить необходимую техническую информацию
Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий
Выполнять основные учебно – производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке
Соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах
Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины
Применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности
Набирать и редактировать текст
Создавать простые рисунки
Работать на ПЭВМ в режиме калькулятора
Владеть компетенциями:
Ценностно – смысловой
Деятельностной
Социально – трудовой
Познавательно – смысловой
Информационно – коммуникативной
Межкультурной
Учебно – познавательной
Решать следующие жизненно – практические задачи:
Вести экологически здоровый образ жизни
Использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации
Планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях
Проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов
Учащиеся 6 класса должны:
знать:
Что такое технический рисунок, эскиз и чертеж
Основные параметры качества детали: форма, шероховатость, размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль
Пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье
Виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке
Общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций
Назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного, режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций
Основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям
Возможности и умения использовать ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий
Источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации
Виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения
Устройство сливного бачка
Уметь
Рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ
Осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданные формы и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей
Производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции
Читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения
Понимать содержание инструкционно – технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ
Графически изображать основные виды механизмов передач
Находить необходимую техническую информацию
Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий
Читать чертежи и технологические карты, выполнять технические требования, предъявляемые к детали
Шлифовать и полировать плоские металлические поверхности
Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины
Применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности
Владеть компетенциями:
Ценностно – смысловой
Деятельностной
Социально – трудовой
Познавательно – смысловой
Информационно – коммуникативной
Межкультурной
Учебно – познавательной
Решать следующие жизненно – практические задачи:
Вести экологически здоровый образ жизни
Использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации
Планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях
Проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов
Учащиеся 7 класса должны:
знать:
Что такое технический рисунок, эскиз и чертеж
Основные параметры качества детали: форма, шероховатость, размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль
Пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье
Виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке
Общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций
Назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного, режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций
Основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям
Возможности и умения использовать ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий
Общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы
Виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения
Устройство сливного бачка
Уметь
Рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ
Осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданные формы и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей
Производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции
Читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения
Понимать содержание инструкционно – технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ
Графически изображать основные виды механизмов передач
Находить необходимую техническую информацию
Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий
Читать чертежи и технологические карты, выполнять технические требования, предъявляемые к детали
Шлифовать и полировать плоские металлические поверхности
Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины
Применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности
Владеть компетенциями:
Ценностно – смысловой
Деятельностной
Социально – трудовой
Познавательно – смысловой
Информационно – коммуникативной
Межкультурной
Учебно – познавательной
Решать следующие жизненно – практические задачи:
Вести экологически здоровый образ жизни
Использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации
Планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях
Проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов
Учащиеся 8 – 9 классов должны
знать:
Цели и задачи семейной экономики
Общие правила ведения домашнего хозяйства
Роль членов семьи в формировании семейного бюджета
Необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его члена
Цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства
Сферы трудовой деятельности
Принципы производства, передачи и использования электрической энергии
О влиянии электрических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека
Способы определения места расположения скрытой электропроводки
Устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов
Как строится дом
Профессии строителей
Как устанавливается врезной замок
Основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах
Особенности выполнения архитектурно – строительных чертежей
Основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах
уметь
Анализировать семейный бюджет
Определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося
Анализировать рекламу потребительских товаров
Выдвигать деловые идеи
Осуществлять самоанализ развития своей личности
Соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям
Собирать простейшие электрические цепи
Читать схему квартирной электропроводки
Определять место скрытой электропроводки
Подключать бытовые приемники и счетчики электроэнергии
Использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации
Проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов
Ориентироваться на рынке товаров и услуг
Определять расход и стоимость потребляемой энергии
Собирать модели простых электротехнических устройств
Программно-методическое обеспечение
МАОУ СОШ № 59 г. Челябинска.
Образовательная область «Технология»
Предмет «Технология»
«Технический труд»
2014 - 2015г.
Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс 5 — 9 кл. составлен на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждении Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Учебный план МАОУ СОШ № 59 г. Челябинска на 2014 – 2015 учебный год;
Инструктивно-методическое письмо ГУО ДПО ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2014-2015 учебном году» от 30 июня 2014г. № 03-02/4959. Базовыми разделами для мальчиков являются разделы; «Создания изделий из конструкционных и поделочных материалов», а также «Электротехнические работы», «Технология ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Приказ МО РФ: «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего основного и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089. Федеральный компонент государственного стандарта»
Инструктивно-методическое письмо ГУО ДПО ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2014-2015 учебном году» от 30 июня 2014г. № 03-02/4959.
Программа
Программа составлена на основе Примерных программ основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд».
( В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев, и др.)
Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение»1-4, 5-11 классы. 7-е издание. М.Просвещение 2008
Рабочая программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» 5-9 класс, составленная учителем Хлестовым С.В., утвержденная директором МАОУ СОШ №59 Гавриловой С.В. в 2014г.
Учебники
А.Т.Тищенко В.Д. Симоненко «Технология. Индустриальные технологии.» 5 класс М. «Вентана-Граф» 2012 год
И.А. Карабанов «Технология обработки древесины» 5 – 9 класс М. Просвещение 1995 г.
Е.М. Муравьёв «Технология обработки металлов». М. Просвещение 1995 г.
П.С.Самородский, А.Т.Тищенко, В.Д. Симоненко «Технология» 6 класс М. «Вентана-Граф» 2012год
И.А. Карабанов «Технология обработки древесины» 5 – 9 класс М. Просвещение 1995 г.
Е.М. Муравьёв «Технология обработки металлов». М. Просвещение 1995 г.
П.С.Самородский, А.Т.Тищенко В.Д. Симоненко «Технология» 7класс М. «Вентана-Граф» 2012год
И.А. Карабанов «Технология обработки древесины» 5 – 9 класс М. Просвещение 1995 г.
Е.М. Муравьёв «Технология обработки металлов». М. Просвещение 1995 г.
В.Д. Симоненко «Технология» 8 класс М. «Вентана-Граф» 2005год
И.А. Карабанов «Технология обработки древесины» 5 – 9 класс М. Просвещение 1995 г.
Е.М. Муравьёв «Технология обработки металлов». М. Просвещение 1995 г.
В.Д. Симоненко «Технология» 9 класс М. «Вентана-Граф» 2019год
И.А. Карабанов «Технология обработки древесины» 5 – 9 класс М. Просвещение 1995 г.
Е.М. Муравьёв «Технология обработки металлов». М. Просвещение 1995 г.
.
Учебные пособия для учащихся
Шпаковский В.О. «Для тех, кто любит мастерить» Книга для учащихся, Москва, «Просвещение», 1990г.
Тищенко А.Т. «Рабочая тетрадь. Технология. Технический труд 5 класс» Москва «Вентана-Граф» 2012.
Самородский П.С. «Рабочая тетрадь. Технология. Технический труд 7 класс» Москва «Вентана –Граф» 2012
Контрольно-измерительные материалы
В.М. Казакевич, А.М. Марченко «Оценка качества подготовки выпускников основной школы» М. Дрофа 2000 г.
В.П.Боровых Ответы на экзаменационные билеты. Теоретическая часть. 9 класс. Волгоград «Учитель» 2009
В.П.Боровых Ответы на экзаменационные билеты. Практическая часть.9 класс. Волгоград «Учитель» 2009
Цифровые образовательные ресурсы
Уроки технологии. 5 – 6 классы. Электронное приложение к учебному пособию. Москва, «Планета», 2011
Литература для реализации национально – регионального компонента и проектной деятельности учащихся
В.П.Боровых Технология. Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву. 5-9 классы. Волгоград. «Учитель» 2009
Методические и справочные пособия
И.А. Карабанов «Справочник по трудовому обучению
5-7 кл.» М. 1992 г.
Ю.П.Засядько «Технология. Поурочные планы. По учебнику под редакцией В.Д.Симоненко. Мальчики. 5 класс» В. Учитель 2007 год.
Внеклассная работа по труду. Работа с разными материалами. Пособие для учителей. Москва, «Просвещение», 1981 г.
Алгоритм создания рабочей программы педагога : метод указания / Н. Л. Подобряева. Челябинск : МОУ ДПО УМЦ,
2011.
Технология. Деловые и ролевые игры на уроке. 5-8 классы. С.П.Шурупов. Волгоград, «Учитель» 2013.