Просмотр содержимого документа
«Программа по технологии для 6 класса»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»
Руководитель МО
___________ Долматова В.Н.
Протокол № 1
от «30» августа 2018г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»
__________ Борлакова Р.Т.
«_____»_______________20___г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»
___________Байкулова А.М.
Приказ № 504
от «31» августа 2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Технология ведения дома
Класс: 7а, 7б, 7в
Образовательная область Технология
Уровень образования основное общее
Уровень изучения предмета базовый уровень
Учебный год 2018-2019
Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 2 часа в неделю, всего – 68часов в год
Рабочую программу составила: Долматова Вера Николаевна, учитель технологии высшей квалификационной категории
Год составления 2018
г. Усть-Джегута
2018 г.
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Перечень и название раздела и тем курса
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Раздел 1.
Проектная деятельность.
2
Овладение новыми знаниями
Раздел 2.
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Творческий проект «Праздничный наряд»
24
Овладение новыми знаниями
Лабораторные и практические работы Проект
Раздел 3.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА.
Творческий проект «Подарок своими руками»
16
Овладение новыми знаниями
Лабораторные и практические работы Экскурсия
Проект
Раздел 4.
ИНТЕРЬЕР ЖИЛОГО ДОМА
Творческий проект «Умный дом»
10
Овладение новыми знаниями
Практические работы Проект
Раздел 5.
КУЛИНАРИЯ
Творческий проект «Праздничный сладкий стол»
16
Овладение новыми знаниями
Практические работы
Экскурсия
Проект
Итого
68
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии «Технология ведения дома» для 7 класса ( для девочек) составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) – для 1-4 классов; или ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов.
Образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом от «31» августа 2018г. № 504);
Учебный план ОУ (утверждён приказом от «31» августа 2018 № 469);
Примерные программы по учебным предметам. Технология. – 5 -9 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников на 2018 – 2019 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнауки от «31»марта 2014 № 253.
Состав УМК
1.
Автор учебника
Название учебника
Издательство
Год издания
Н.В.Синица, В.Д.Симоненко
Технология.
Технология ведения дома.
М.:Вентана-Граф
2014
2.
Автор рабочей тетради
Название рабочей тетради
Издательство
Год издания
Н.В.Синица, Н.А.Буглаева
Технология ведения дома.
М.:Вентана-Граф
2014
Цели и задачи обучения технологии в 7 классе соответствует планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.
Целями обучения предмета «_Технология. Технология ведения дома.» в 7 классе является:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основными задачами обучения являются:
-освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
Содержание учебного предмета «Технология. Технология ведения дома» 7 класс способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основные теоретические сведения
Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации. Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников.
Практические работы
Выполнение эскизов проектов. Творческий проект по разделу «Интерьер жилого дома».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Умный дом», «Комплект светильников для моей комнаты», «Праздничный сладкий стол», «Сладкоежки», «Праздничный наряд», «Юбка-килт», «Подарок своими руками», «Атласные ленточки» и др.
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ»
Основные теоретические сведения
Элементы материаловедения. Классификация текстильных волокон животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.
Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки.
Конструирование и моделирование швейных изделий
Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки в натуральную величину.
Моделирование поясной одежды
Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD и из Интернета.
Элементы машиноведения
Уход за швейной машиной: чистка и смазка движущихся и вращающихся частей. Приспособления к швейной машине для потайного подшивания и окантовывания среза.
Практические работы
Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств.
Конструирование основы прямой юбки.
Моделирование юбки по замыслу.
Получение выкройки швейного изделия из журнала мод.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Уход за швейной машиной: чистка и смазка.
Выполнение потайного подшивания и окантовывания среза с помощью приспособлений к швейной машине.
Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Устранение неполадок. Терминология швейных работ. Выполнение образцов швов.
Проект «Праздничный наряд»
Основные теоретические сведения
Технология изготовления поясного швейного изделия.
Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой-корсажем.
Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайными стежками — подшивание.
Основные машинные операции: подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой. Классификация машинных швов: краевой окантовочный с закрытым срезом и с открытым срезом.
Технология обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом. Притачивание застёжки-молнии вручную и на швейной машине. Технология обработки односторонней, встречной и байтовой складок. Подготовка и проведение примерки поясной одежды. Устранение дефектов после примерки.
Последовательность обработки поясного изделия после примерки. Технология обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия прямым притачным поясом. Вымётывание петли и пришивание пуговицы на поясе. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная чистка и влажно-тепловая обработка изделия.
Подготовка доклада к защите проекта.
Практические работы
Раскрой проектного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Обработка среднего шва юбки с застёжкой-молнией.
Обработка складок.
Подготовка и проведение примерки поясного изделия.
Обработка юбки после примерки: вытачек и боковых срезов, верхнего среза прямым притачным поясом, нижнего среза.
Выполнение прорезной петли и пришивание пуговицы.
Чистка изделия и окончательная влажно-тепловая обработка.
Защита проекта.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА
Основные теоретические сведения
Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник росписи по ткани.
Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков.
Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование ПК в вышивке крестом.
Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Материалы и оборудование для вышивки гладью. Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок и рококо.
Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.
Практические работы
Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика.
Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми стежками.
Выполнение образца вышивки в технике крест.
Выполнение образцов вышивки гладью, французским узелком и рококо.
Выполнение образца вышивки атласными лентами.
Творческий проект «Подарок своими руками»
ИНТЕРЬЕР ЖИЛОГО ДОМА
Основные теоретические сведения
Роль освещения в интерьере. Понятие о системе освещения жилого помещения. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп: накаливания, люминесцентные, галогенные, светодиодные. Особенности конструкции ламп, область применения, потребляемая электроэнергия, достоинства и недостатки.
Типы светильников: рассеянного и направленного освещения. Виды светильников: потолочные висячие, настенные, настольные, напольные, встроенные, рельсовые, тросовые. Современные системы управления светом: выключатели, переключатели, диммеры. Комплексная система управления «Умный дом». Типы освещения: общее, местное, направленное, декоративное, комбинированное.
Предметы искусства и коллекции в интерьере. Оформление и размещение картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере. Профессия дизайнер.
Значение в жизни человека соблюдения и поддержания чистоты и порядка. Виды уборки: ежедневная (сухая), еженедельная (влажная), генеральная. Их особенности и правила проведения. Современные натуральные и синтетические средства, применяемые при уходе за посудой, уборке помещения.
Зависимость здоровья и самочувствия людей от поддержания чистоты в доме. Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный пылесос, его функции. Робот-пылесос. Понятие о микроклимате. Приборы для создания микроклимата (климатические приборы): кондиционер, ионизатор-очиститель воздуха, озонатор. Функции климатических приборов.
Изучение потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении.
Практические работы
Выполнение электронной презентации «Освещение жилого дома».
Генеральная уборка кабинета технологии.
Подбор моющих средств для уборки помещения.
Подбор современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи.
КУЛИНАРИЯ
Основные теоретические сведения
Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления творога в домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов. Профессия мастер производства молочной продукции.
Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления теста и изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача их к столу.
Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлители теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста и формования мучных изделий. Электрические приборы для приготовления выпечки.
Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий. Виды изделий из них. Рецептура и технология приготовления пресного слоёного и песочного теста. Особенности выпечки изделий из них. Профессия кондитер.
Виды сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов. Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Профессия кондитер сахаристых изделий.
Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Правила поведения за столом и пользования десертными приборами. Сладкий стол фуршет. Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов с помощью ПК.
Практические работы
Определение качества молока и молочных продуктов.
Приготовление молочного супа, молочной каши или блюда из творога.
Приготовление изделий из жидкого теста.
Приготовление изделий из пресного слоёного или песочного теста.
Приготовление сладких блюд и напитков.
Разработка меню.
Приготовление блюд для праздничного сладкого стола.
Сервировка сладкого стола.
Разработка приглашения на праздник с помощью ПК.
Творческий проект «Праздничный сладкий стол»
Содержание учебного предмета «Технология. Технология ведения дома» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «Технология. Технология ведения дома» является приоритетным для формирования метапредметных (познавательных, регулятивных коммуникативных) и личностных УУД.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Содержание учебного предмета «Технология. Технология ведения дома» способствует дальнейшему формированию ИКТ - компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
Реализуемые приоритетные элементы программы развития смыслового чтения:
1.Стадия вызова. Актуализация и обобщение знаний.
2.Стадия осмысления. Получение новой информации.
3.Стадия рефлексии. Формирование у каждого своего собственного отношения к полученной информации.
Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения.
• Овладение различными видами чтения.
•Создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения.
•Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации.
• Информационная переработка текста.
•Овладение национально-культурными нормами речевого/неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов.
Основными формами контроля являются:
1.Устные ответы.
2.Выполнение заданий.
3.Выполнение упражнений.
4.Работа над проектом.
2. Общая характеристика учебного предмета:
Рабочая программа по технологии («Технология ведения дома») составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии («Технология ведения дома»), федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 7 классе.
На изучение данного предмета отводится 2 сдвоенных часа в неделю, что при 34 учебных неделях составит 68 часов в год. Предусмотрены лабораторные, практические работы и творческие проекты по каждому разделу.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета«Технология. Технология ведения дома» на 2 ступени обучения:
Личностные результаты изучения предмета:
проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;
мотивация учебной деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
нравственно-эстетическая ориентация;
реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
развитие готовности к самостоятельным действиям;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности);
проявление технико-технологического и экономического мышления;
экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам).
Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практико-ориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с правилами и технологиями), что обусловливает необходимость формирования широкого спектра УУД.
Метапредметные результаты изучения курса:
познавательные УУД:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
моделирование технических объектов и технологических процессов;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
исследовательские и проектные действия;
осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
формулирование определений понятий;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
коммуникативные УУД:
•умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
•владение речью;
регулятивные УУД:
целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
Предметные результаты освоения учебного предмета «Технология. Технология ведения дома» в 7 классе отражены в календарно-тематическом планировании.
Ученица получит возможность овладеть
Предметными результатами освоения курса и сформировать следующие умения:
осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области освещения, предметов искусства и коллекций в интерьере, гигиены помещения, бытовых приборов для уборки и создания микроклимата в помещении, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;
разрабатывать и оформлять интерьер комнат и зон жилого дома изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;
работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, определять доброкачественность молочных продуктов, изделий из всех видов теста, сладостей, десертов, напитков; готовить блюда из этих продуктов, сервировать праздничный сладкий стол; знать основы праздничного этикета;
определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны;
определять свойства тканей из волокон животного происхождения;
выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой. Классификация машинных швов: краевой окантовочный с закрытым срезом и с открытым срезом.
определять виды поясной одежды, конструкции юбок, выполнять снятие мерок для изготовления поясной одежды; построение чертежа прямой юбки выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
подготавливать ткань к раскрою, раскраивать и переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать, выполнять дублирование и поузловую обработку деталей, обрабатывать обрезные срезы швов, определять качество готового изделия;
знать основные инструменты и материалы для ручной росписи тканей; ручного вышивания нитками и атласными лентами.
5. Содержание учебного предмета на ступень:
Программа «Технология. Технология ведения дома» для 7 класса, как и вся основная образовательная программа основного общего образования, содержат обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.