Важнейшие принципы, присущие учебному процессу вообще, присутствуют, в частности, в преподавании технологии. А так как процесс трудового обучения имеет свою специфику, необходима более ясная трактовка определений.
Суть дидактического принципа | Пути реализации принципа |
Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью в обучении технологии |
Здесь речь идет не о связи обучения и труда, а о соотношении теории и практики в самом процессе обучения. Ученики должны не только усвоить содержание научно-технических знаний, но и научиться применять эти знания на практике. Принцип отражает закономерность того, как овладевать технологическими знаниями, и отвечает на вопрос, зачем эти знания ученику. | Соединение теоретического обучения с практической деятельностью и трудом учащихся; Изложение теоретических технико-технологических сведений должно сохранять систему и логику технических наук; При организации практической работы учащихся теоретические сведения должны подчиняться уже логике производственного процесса, технологической последовательности его выполнения; Трудовые действия учащихся во время практических работ должны опираться на научно-технические знания и обосновываться ими. Простое подражание в практической деятельности учащихся действиям учителя ведет к узкому ремесленничеству. |
Принцип научности |
Сущность принципа научности в обучении технологии заключается в том, что учащиеся должны овладевать научно достоверными знаниями | Соблюдение технической и технологической терминологии, исключение, так называемого, заводского жаргона; Раскрытие естественнонаучных основ технических явлений, технических устройств и технологических процессов; Ознакомление учащихся с историей изучаемых технических явлений и законов, методами их исследования и внедрения в производство. |
Принцип доступности в обучении технологии и посильности труда для учащихся |
Учебный материал по своему объему и научной глубине должен соответствовать познавательным возможностям учащихся, а практические задания, производительный труд, выполняемые учащимися на занятиях по технологии, определяться исходя из уровня предшествующей трудовой подготовленности и физических возможностей учащихся. | Использование самых современных активных методов и приемов обучения; Учет индивидуальных познавательных возможностей учащихся, дифференциация в подборе трудовых заданий; Правильное дозирование учебного материала; Чередование учебного труда и отдыха учащихся. |
Системность и последовательность в обучении технологии |
Суть данного принципа обучения заключается в изучении учебного материала в последовательности, отражающей логику технических наук, ход технологического процесса, закономерности формирования технологических умений и соблюдении навыков и некоторых других педагогических требований. Изучение последующего учебного материала должно строиться на основе усвоения предыдущего. | Расположение учебного материала в соответствии с логикой науки, ходом технологического процесса и т.д.; Систематическое повторение и обобщение изученного учебного материала после усвоения отдельных тем и разделов курса технологии; Постепенное усложнение практические работы учащихся; Раскрытие межпредметных и внутрипредметных связей курса технологии. |
Сознательность и активность учащихся при обучении технологии |
Сознательность в обучении означает ясное понимание учащимися конкретных целей учебной работы, осмысленное усвоение изучаемых явлений и фактов, умение применять знания в практической деятельности. Активность в обучении предполагает большую учебную работу учащихся, стремление к овладению знаниями и т.д. Активность тесно связана с развитием самостоятельности учащихся в учебной и трудовой деятельности. | Формирование у учащихся мотивово учения; Постоянное раскрытие учащимся конкретных целей обучения; Обучение их правильной организации рабочего места, планированию своего труда, самоконтролю в процессе учебно-технологической деятельности; Вовлечение учеников в конструирование и составление чертежей изготовляемых изделий и разработку технологической документации. |
Прочность усвоения учащимися технико-технологических знаний, умений и навыков |
Суть принципа прочности состоит в закреплении усвоенных учащимися знаний в их памяти и в возможно длительном сохранении приобретенных технологических умений и навыков. | Закрепление изложенного на уроке учебного материала, организация упражнений, решения технических задач и т.д.; Регулярное проведение различных видов повторений учебного материала Требование осмысленного запоминания учащимися учебного материала |
Наглядность в обучении технологии |
Суть принципа наглядности заключается в построении учебного процесса с опорой на чувственно-практический опыт учащихся, на непосредственное восприятие технических устройств и технических явлений или их моделей, макетов, а также образов в виде реальных (рисунка, фотографии, картины) и условных (чертежа, эскиза, схемы) изображений. | Обязательная демонстрация учителем рабочих приемов и трудовых движений при инструктировании учащихся по выполнению практических работ; Использование в процессе обучения самых различных средств наглядности: натуральных объектов, моделей, макетов, плакатов и т.д., то есть применение так называемой внешней; Правильное сочетание слов и образа. |
Воспитывающий характер обучения технологии |
Сущность принципа заключается в том, что сам процесс обучения технологии, его организация и содержание формируют у учащихся различные качества личности. | Хорошая организация учебного процесса; Правильный отбор содержания обучения; Общественно-полезный характер труда. |
Все рассмотренные принципы обучения технологии, как уже указывалось, представляют собой систему и взаимосвязаны между собой. Например, на реализацию принципа доступности существенное влияние имеет принцип наглядности, а также систематичности и последовательности в обучении и т.д.