Согласно общим положениям государственного общеобразовательного стандарта целью учебного предмета «Технология» является содействие в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни, приобщение школьников к современной технологической культуре обработки различных материалов и выполнению художественного проектирования изделий. Это предполагает творческое и эстетическое развитие учащихся. Кроме урочной системы, достижение этой цели возможно через внеклассную и кружковую работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружковая работа «Умельцы»»
Кружковая работа «Умельцы»
Для 5-8 классов общеобразовательной школы
Содержание:
1раздел.
Программа
1 пояснительная записка
2 содержание программы
3 учебно-тематическое планирование
2раздел.
Литература
Пояснительная записка
Согласно общим положениям государственного общеобразовательного стандарта целью учебного предмета «Технология» является содействие в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни, приобщение школьников к современной технологической культуре обработки различных материалов и выполнению художественного проектирования изделий. Это предполагает творческое и эстетическое развитие учащихся. Кроме урочной системы, достижение этой цели возможно через внеклассную и кружковую работу.
Данная программа может быть использована в обучении декоративно-прикладному искусству учащихся 5-8 классов.
Процесс рождения народных сувениров «таит» в себе возможности для учащихся реализовать свои творческие фантазии, умения и навыки.
В процессе изготовления сувениров у учащихся расширяются и углубляются прикладные художественно-декоративные умения, развиваются нравственные качества личности, повышается уровень культуры.
Цель проводимых занятий ДПИ – помогут детям заняться в часы досуга увлекательным делом.
Оно развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при обработке разных материалов, помогает овладеть различными инструментами.
«По своим творческим принципам, по своей природе детское искусство декоративно и орнаментально. Поэтому не только станковая , но и прежде всего декоративное искусство и ремесла должны играть большую роль в художественном воспитании детей» (В.С. Воронов). Опыт показал, что систематические занятия ДПИ открывают возможность для развития инициативы и творчества, активизирует мышление и фантазию, рациональный подход к материалу.
Именно в труде велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величествен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа.
Процесс в работе захватывает, так как в каждое изделие вложен личный труд и готовое изделие оценивается как собственное произведение. А если в изделие, над которым работал, вложена своя идея или новый элемент – внесены свои поправки, реконструкция, орнамент, прибегая к фантазии или выдумке, такое изделие особо дорого. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого на долго запоминается.
Есть одна истина – все прикладные искусства всех народов рождались в процессе производства вещей для практического применения и поэтому изучение законов красоты должны быть тесно связаны с трудом, с их практическим освоением.
Прежде чем познакомить учащихся с профессиональными секретами, я стараюсь создать атмосферу более глубокого понимания народной культуры – обычаи, традиции, обряды.
Изучение наследия национального декоративно-прикладного искусства, обобщение и распространение традиций, обрядов будут служить гарантом терпимости и дружелюбия нашего молодого поколения, нашей многонациональной страны.
Бытовое искусство всегда имело приверженность ко всему старому, насыщено традициями, хранит в себе крепкие устои. Вне традиций искусство было невозможно. Поэтому мы знакомимся с историей прикладного искусства казахского, русского и других народов. Особое внимание уделяется знакомству с повседневными предметами, окружающих нас в быту.
Дать человеку счастье любимого труда – значит помочь найти ему среди множества жизненных дорог именно ту, на которой ярче всего раскроются индивидуальные способности его личности. Работать в области народного творчества, в разных его видах- удовольствие и для этого удовольствия не надо жалеть ни стараний ни энергии – только так можно достичь хороших результатов.
Общее количество часов – 144
Количество часо в внеделю - 4
Цель:
Образовательная: знакомство с видами ДПИ, со способами изготовления сувениров.
Воспитательная: продолжить формирование эстетического вкуса, аккуратности, бережного отношения к вещам.
Развивающая: продолжить формирование познавательного интереса, творческой активности, фантазии, красоты восприятия.
Задачи:
Помочь учащимся осознать, понять возможности процесса работы над созданием сувенира;
Представить возможности учащимся заниматься созданием сувениров из разнообразных материалов.
Развить у учащихся умение создавать сувениры.
Учащиеся должны уметь:
-рационально организовывать свое рабочее место, соблюдать технику безопасности;
-выполнять разработку несложных проектов;
-составлять или выбирать технологическую последовательность изделий от предъявляемых к нему технико-технологических требований и существующих условий;
-выбирать основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
-собирать изделие по схеме, эскизу и контролировать его качество;
-выполнять различные виды художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций.
Программа кружка
Раздел 1. Домбра и ее роль в жизни человека. Декоративные игрушки. Игрушки из дерева.
Один из самых распространенных казахских инструментов – домбра. Он занимает важное место в истории казахского музыкального искусства. История возникновения домбры. Строение домбры сложное, технология ее изготовления требует подробного ознакомления. Инструменты и материалы, технология изготовления домбры.
Практическая работа. Изготовление коллекции инструментов. Подбор материалов, разработка эскизов. Изготовление домбры.
Раздел 2. Игрушка из глины и пластилина.
Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Она не всегда предназначалась для игры, а чаще всего была предметом украшения народно быта. Как правило в ней сочетаются искусство пластики и живописи, что делает эти предметы неповторимо выразительными. Образы игрушек просты оригинальны и очень ярко выражают представления народных мастеров о мире, природе, людях. Инструменты, техника изготовления, способы обработки, обжига.
Практическая работа. Изготовление игрушки из глины, пластилина, каркаса для пластилиновой куклы.
Раздел 3. Игрушки из природных материалов.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного , заботливого отношения к ней и формирование первых трудовых навыков. Изготовление игрушек, поделок из природного материала- труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того, чтобы дети им охотно занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.
Практическая работа.
Солома различных злаков: пшеницы, ржи, овса, ячменя – самый прочный, долговечный и красивый материал для создания различных произведений искусства. Изготовление соломенной куклы.
Раздел 4. Деревянные сувениры.
История изготовления деревянных сувениров. Изготовление сувениров. Материалы, навыки изготовления заготовок, кухонных досок, подставок под горячее, ложек и т.д.
Практическая работа. Изготовление сувениров.
Раздел 5. Игрушки из спичек.
Материалы и инструменты. Способы изготовления сувениров, технология склеивания и соединения.
Практическая работа.
Технология изготовления сувениров.
Раздел 6. Хозяйственные принадлежности.
Тематический план кружка «Умельцы»
№
Наименование разделов и тем
Кол-во часов теории
Кол-во часов практики
Общее кол-во часов
1
Изучение ДПИ. Народно-прикладное искусство. Домбра и ее роль в жизни народа.