Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»»
Методическое объединение учителей технологии.
п. Новонежинка, 2017 г.
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»
Творческий отчет учителя технологии Кускадамова Ж.Т.
ГУ «Новонежинская СШ имени Б. Кенжетаева отдела образования акимата Аулиекольского района»
Доклад на районном методическом заседании Кускадамова Ж.Т., учителя технологии Новонежинской СШ имени Б. Кенжетаева
Тема доклада: «Активные методы обучения на уроках технологии»
Педагогическое кредо: “Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы к их выполнению. Долой скуку, давай творчество!”.
Педагогические задачи: • Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. • Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся. • Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог. • Формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике. • Воспитание активной жизненной позиции и чувства патриотизма.
Основные задачи развития учащихся: • Развитие интеллектуальных и творческих способностей. • Расширение кругозора учащихся. • Развитие общеучебных умения и навыков. • Развитие умений и навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки, ученического самоуправления. • Развитие личной целеустремленности, самоконтроля и др.
Активные методы обучения на уроках технологии 1. Работа с устными и письменными текстами на уроке. Традиционные формы проведения занятий, на которых учитель устно излагается учебный материал: лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала. На таких занятиях активность учащихся достигается за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения: • выдвижение и последующее обоснование предложений (гипотез), • постановка проблемных вопросов, • организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др. 2. Учебные задания, работающие на решение поставленных задач: • задания исследовательского характера, • задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ и т.п., • имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер. • обучающие игры
Виды обучающих игр, применяемых на уроках технологии: • Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий). • Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами: 1. Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся. 2. Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец и т.д.); 3. Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями; 4. Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.; 5. Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока. • Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.). В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы. • Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст. • Игровое проектирование – может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях. 3. Образовательные технологии педагогические методы, используемые на уроках технологии: • неигровые методы (имитационные упражнения), • проектные методы обучения, • имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения, • систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий. Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Интеграция ускоренно моделирует личность, служит импульсом мироощущения учащихся, перестраивает мышление учителей, расширяя их научный диапазон. Интеграция подразделяется на два основных вида: • Горизонтальная – наиболее распространенный способ объединения сходного материала ряда предметов (например, “История костюма”, “Дизайн жилого помещения” и др.) • Вертикальная – объединение одним учителем того материала, который в разные годы обучения повторяется на разном уровне сложности. (Например, “Материаловедение”, “Конструирование и моделирование” и др.) • Способствует обогащению мышления и чувств учеников за счет включения интересного нетрадиционного материала; • Позволяет с разных сторон познавать явления или предметы изучения. Еще одной из форм работы с учащимися являются интегрированные и социальные проекты. 4. Внеурочные формы занятости учащихся, направленные на эффективное решение поставленных задач: • Традиционная декада предметов ШМО физкультуры, музыки, ИЗО и технологии. • Работа над проектами. Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества ребенка, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать.
На основе изложенного выше можно сделать общие выводы: • Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от желания учащихся. • Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью. • Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий.
Подготовил: учитель технологии Кускадамов Ж.Т.
2017 г.
Творческий отчет учителя технологии Кускадамова Ж.Т. по теме:
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии по художественной обработке древесины, мозаике»
Актуальность темы: В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности.
Приоритетной задачей общего образования становится формирование не только интеллекта учащихся, но и духовной и эмоциональной сферы, творческого подхода к труду, что представляется условием эффективности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации выпускников школы. Задача современной школы — учить детей самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, учить делать правильный выбор, учить думать творчески. Развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой.
Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия и средства развития творческой активности учащихся. Теоретически разработать и практически показать приобщение детей к творчеству, к свободной импровизации, к умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии, создавать на уроках атмосферу раскованности, доброжелательности, умению решать любые проблемы.
Задачи исследования:
1. анализ литературы по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии; 2. анализ психологических и педагогических условий для развития познавательной деятельности учащихся по художественной обработке древесины; 3. освоение учащимися практических умений по технологии художественной обработки древесины; 4. разработка методики проведения уроков технологии на основе методов развития творческих способностей учащихся; 5. проверка разработанной методики на практике.
Объект исследования: процесс творческой деятельности школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: эффективность вовлечения учащихся в творческую деятельность методом проектов, способствующим развитию их творческих способностей.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии будет успешным, если систематически вовлекать детей в творческую деятельность посредством метода проектов. В результате продуктивной проектной деятельности у учащихся смогут быть сформированы определенные качества личности, которые позволят им в будущем осуществлять проектный, творческий подход к любой деятельности.
Методы исследования: наблюдения, анализ и обработка литературы, эксперимент, анкетирование.
Практическая значимость: развитие творческих способностей учащихся является важной задачей учителя технологии, выбранная методика и уроки проведены на практике и доступны для учащихся, способствуют развитию творчества детей.
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечить условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Творчество-это вершина развития человеческих способностей.
Технологическое образование занимает особое место в курсе средней школы, так как оно ставит перед педагогами задачу формирования учащимися знаний, алгоритм созидательной деятельности, характерной для современных социально-экономических условий. Знания, умения, навыки, полученные на уроках технологии, образное мышление ученика, его мироощущение — выливаются в настоящий творческий процесс по созданию изделий. Для развития творческих способностей учащимся необходимо дать знания и опыт. В процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учителя, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышение его качества.
Одаренные дети часто становится выдающимися людьми, но далеко не всегда. Не менее часто люди, не проявившие себя в детстве, достигают выдающихся результатов в зрелом возрасте. Обычно учителя, родители ценят в детях прилежание, послушность, аккуратность. Американские ученые, изучившие биографии четырехсот выдающихся людей обнаружили, что 60% из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения в плане приспособления к условиям школьной жизни. Сегодня учеными разрабатываются новые системы тестов для определения с помощью факторного анализа и других статистических методов творческих признаков личности.
Средствами учебного предмета «Технология» формируется творчески думающая, активно действующая и легко адаптирующаяся личность.
Обучение школьников художественной обработке древесины обладает значительными образовательными и воспитательными возможностями: развивает технологическую культуру, способствует эстетическому и творческому развитию личности, более успешной самореализации, социализации в среде сверстников, профессиональному самоопределению. Древесина — это красивый, доступный, универсальный, прекрасный поделочный материал в природе, обладающий достаточной твердостью и долговечностью и сравнительно легкой обрабатываемостью самым несложным инструментом. Удивительные природные качества древесины- красивая естественная текстура, теплоизоляционность, водонепроницаемость и другие ценные свойства способствовали созданию из дерева изделий разнообразных по назначению, формам, цвету и фактуре, привлекая изобразительных мастеров в искусных руках которых древесина превращалась в изящные изделия. Дерево является тем материалом, который защищает, греет, радует человека, доставляет ему эстетическое наслаждение. В качестве поделочного материала дереву нет альтернативы.
На уроках технологии по художественной обработке древесины знакомлю учащихся с историей возникновения и развития декоративной обработки древесины. Указываю на замечательные творения русского деревянного зодчества, на развитие плотнического, бондарного, столярного, токарного и других ремесел. Учащиеся знакомятся с несколькими видами резьбы: контурной, выемчатой, рельефной, сквозной, объемной.
Обращаю внимание учащихся на изделия из лозы, рогоза, бересты. С интересом учащиеся знакомятся с творениями древнерусских плотников и 2столяров, которые строили хоромы, терема, скобары для кваса, корыта для теста, с бочарами, собирающими бочки из дубовых дощечек. Интерес у учащихся вызывают изделия мастеров Казахстана, украшающих резьбой деревянное оружие — дубины (соил), луки со стрелами, буланы (шактар), юрты, сундуки.
На уроках по художественной обработке древесины учащиеся изучают способы отделочных работ по дереву, к которым относятся резьба и гравировка, инкрустация, мозаика и выжигание.
Учащиеся узнают особенности плоской, глухой, плосковыемчатой, ажурной, рельефной, скульптурной резьбы. Творчество проявляют учащиеся при выполнении гравировки, инкрустации, интарсии, маркетри, пирографии.
Гравировка заключается в том, что очень тонкий верхний слой древесины или нанесенное на нее покрытие снимается резцом и таким образом образуется рельефный рисунок.
Инкрустация — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра, врезанными в поверхность.
Интарсия — вид инкрустации на деревянных предметах фигурных изображений или узоров из древесины разной текстуры и цвета, врезанных в поверхность деревянных изделий.
Маркетри — вид мозаики из фигурных пластинок фанеры. Этим способом удобно делать из декоративной фанеры разных пород дерева изображения цветов и целых букетов, пейзажей.
Выжигание по дереву — пирография используется для декоративно-прикладного украшения мебели, детских игрушек, сувенирных изделий, картин, деревянной посуды.
Учащиеся сами исследуют, какие породы деревьев лучше всего подходят к определенным видам декоративно-прикладного искусства. Так учащиеся самостоятельно сделали вывод, что для мозаичных и резных работ лучше всего подходит древесина сосны, лиственницы, можжевельника, яблони, дуба. Для резьбы подходит древесина кедра, кипариса и туи, березы, груши. Для мозаичных работ больше всего подходит ель, ясень, карагач, грецкий орех. Лучше всего для резьбы подходит древесина липы, клена, ольхи, бука, груши, березы, дуба. Лучшие породы для выжигания: липа, ольха, тополь, береза, бук.
На уроках технологии по художественной обработке древесины учащиеся работают на токарном станке, соблюдая технику безопасности. Они используют инструменты, применяемые для резьбы по дереву: долота и стамески (прямые стамески, полукруглые, стамески-клюкарзы, стамески-цезарики, стамески-косячки); пилы-выкружные, курковые, универсальные курковые. Для украшения выжиганием учащиеся используют электровыжигатели. Пирографию применяют как элемент декоративного украшения в изделиях из дерева. Школьники сначала делают изделие, а затем выжигают на нем рисунок. Каждый ученик выбирает свой рисунок, который должен быть лаконичным и сдержанным. Он должен не разрушать, а подчеркивать и выявлять природную красоту дерева.
В результате художественной обработки древесины, учащиеся создают предметы и изделия, которые являются полезными, служит для украшения быта, обладают эстетичностью. В процессе художественной работы ученики наследуют опыт прошлых поколений, у них появляется уважение к народным традициям, развивается стремление к прекрасному, любовь к родному краю. Декоративно-прикладное искусство оказывает эмоциональное воздействие, способствует нравственному, умственному и эстетическому воспитанию детей, формирует их духовный мир. Работа по декоративно-прикладному искусству связана с созданием чего-либо нового, открытием и обнаружением для себя новых знаний и новых возможностей. Занимаясь художественной обработкой древесины, учащиеся приобретают практические навыки, соединяя профессиональные приемы с собственной художественной выдумкой, а это способствует выявлению их творческих способностей. Занятия декоративно-прикладным искусством развивает зрение, осязание, художественно-образное и пространственное мышление, интеллектуальную и эмоциональную среду, раскрывает творческий потенциал личности. В процессе выполнения декоративного украшения изделий школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых вещей.
Особое назначение художественного украшения заключается, прежде всего в его эстетическом и нравственном воздействии на человека. Не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и сохранить творческие способности надолго. Поэтому творчеству надо обучать, ученикам надо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Дать учащимся просто технические навыки недостаточно. Хорошее овладение техническими навыками оставляет учащихся на уровне ремесла, а не творчества. А потому необходимо вложить в произведения учащихся эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт. Учебная деятельность по декоративно-прикладному искусству позволяет успешно решать дидактические задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников, так как в процессе изготовления различных изделий декоративного характера перед учениками постоянно возникают технологические трудности, требующие принятия нужных решений.
Художественная деятельность вовлекают в учебный оборот те силы и способности детей, которые другими средствами не могут быть задействованы. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение, возбуждает желание к последующей деятельности. Технология - это предмет, изучающий методы и способы образования и выполнения того или иного процесса и изготовление предмета. Учащиеся имеют возможность проявить творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее. Урок технологии создает для каждого ученика возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, поскольку все учащиеся задействованы в различных видах и формах учебной деятельности.
На уроках по художественной обработке древесины в результате проектной деятельности дети приобщились к творчеству, активизировалась их художественная потребность, художественная деятельность, появилось уважение к народным традициям, стремление детей к самообразованию и самореализации в процессе практического применения знаний. Проектная деятельность способствовала повышению интереса к предмету. В основном, каждый ученик делает свое изделие и свое индивидуальное украшение, что открывает безграничный простор для творчества.