Просмотр содержимого документа
«Проектная работа Тема "Театр теней"»
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №146
Проект
«Театра теней»
Автор проекта: учащийся 8 «б» класса
Ишимова Сергея
Руководитель проекта: учитель технологии
Гордеева У.В.
Челябинск 2016г
Содержание проекта:
I. Введение
1.1. Идея проекта, ее обоснование
1.2. Содержание конкретных задач
1.3. Планируемый результат
II. Основная часть
2.1. Теоретически
2.1.1. История
2.2. Поисковый
2.2.1. Разработка идей, вариантов
2.3. Технологический
2.3.1. Обоснование цветовой гаммы
2.3.2. Используемые инструменты и приспособления
2.3.3.Технологическая последовательность выполнения
III.Заключение
3.1. Экономический расчет
3.2. Экологическая оценка изделия
3.3. Заключение о выполнении творческой задачи
I. Введение
1.1. Идея проекта, ее обоснование
Театр теней я увидел по телевизору и заинтересовался этим и решил сделать проект на эту тему. Само название – «Театр теней» таит в себе загадку, притягивает к себе магией недосказанного, как и всякий театр. Театр теней по-прежнему привлекает внимание. И это в век телевидения и компьютеров! А все от того, что есть у этого театра не проходящее достоинство: теневой спектакль создается на глазах у публики, а значит — с ее участием. Решил сделать это для домашнего время проведения в кругу семьи. Просмотрев большое количество Интернет ресурсов я узнал различные варианты выполнения фигурок для игры. Как выполняется ширма и ее подсветка.
1.2. Содержание конкретных задач
Цель: Выполнить набор для показа спектаклей в своем «Театре теней»
Задачи:
* Провести исследование, разработать эскиз изделия.
* Организовать рабочее место.
* Подобрать материал.
* Подобрать инструменты и приспособления.
* Спроектировать и изготовить изделие.
1.3. Планируемый результат
Требования к будущему изделию:
1. Изделие должно быть красивым и аккуратно выполненным.
2. Интересным и выполненным по всем законам физики.
3. Экономически не дорогим.
II. Основная часть
2.1. Теоретический
2.1.1. История происхождения Театра теней
Всякий театр - тайна, а теневой, самый древний и поэтичный.
Первые кукольные спектакли сохранились в памяти людей как одна из форм магии, заклинания. Яванский, Малайский, Индонезийский театр, например, возник из ритуала поклонения умершим предкам. Существовало представление, что умершие обладают магической силой, и, если их привлечь, то они могут оказывать покровительство и помощь. Для этого изготавливались специальные фигурки, в которые они должны вселиться. Сами души умерших представлялись многим народам мира в виде теней. Так возник один из оригинальных видов театрального зрелища – теневой театр. Наибольшее распространение театр теней получил у народов Азии и Ближнего Востока. В Китае наибольшее распространение театр получил в эпоху Тан (7 – 8 век н. э. ). Для китайского театра характерно обращение к фольклору. Фигурки изготовлялись из бараньей, ослиной или обезьяньей кожи. В редких случаях из цветной бумаги. Обычно их украшали цветным шелком, так что китайский театр с его красочным представлением, можно назвать светотеневым. Куклы управлялись тремя спицами, которые крепились на запястьях, и были подвижны в основных суставах рук и ног. До сих пор в Китае существует множество различных теневых театров. Индийский, а, также Индонезийский теневой театр, как в историческом прошлом, так и по сегодня, представляет классический эпос «Рамаяна» и «Махабхарата». Особый интерес представляет Яванский театр теней. Первоначально он был в каждом доме, и в каждом доме глава семьи вызывал души предков. Затем теневой театр перешел в руки жрецов. Появилась специальная профессия – водитель кукол – даланг. Даланг воспевал подвиги предков, складывал героические сказания и хвалебные гимны. Появились определенные сюжеты с постоянными героями. Такой театр назывался ваянг – кулитом. Неторопливый, эпический характер сюжета (представление длилось от заката до рассвета) перемежался динамическими сценами. В древнем ваянг – кулите уже были декорации. Они были нужны для обозначения места действия ( дворец, лес. ворота) и для большей достоверности. Сам рассказ оставался поразительной смесью магии и реальности. Из поколения в поколение, век за веком « игра куклой» вошла не только в религиозную, магическую, но и в художественную сферу жизни человека. В наше время теневой театр получил распространение и такие театры стали появляться в Европе, Канаде США. Особой известностью пользуется эстрадный теневой театр артиста из Австралии Брадшоу. Возможности теневого театра представляются им либо сменяющими друг друга декорациями, либо картинками – карикатурами. В нашей стране теневой театр использовался, как методическое пособие в конце 19 начале 19 века. Затем был забыт и вспомнили о нем уже в конце 20 века. Книга, по которой написана историческая справка, описывает Московский эстрадный теневой театр. Год издания книги-1982.
Актеры Китайского теневого театра показывают представления.
2.2. Поисковый
2.2.1. Разработка идей и вариантов
Нам потребуется.
1. Источник света - это может быть простая настольная лампа, туристический фонарик и любой другой светильник с направленным светом.
2. Экран – представляет собой полупрозрачную белую плоскость, которую можно сделать из разных материалов – калька, белая тонкая простыня, обыкновенный ватман или скрепленные между собой в стык листы белой бумаги. Рамкой для экрана может служить прорезанная крышка от любой коробки, художественный подрамник, двухэтажная детская кровать – какая угодно конструкция, на которую можно натянуть экран. можно сделать из разложенной обувн коробки, натянуть простыню на двухэтажную кровать. Маленькая «сцена» подходит для простых пальчиковых спектаклей, а если вы хотите подготовить настоящее кукольное представление – лучше сделать просторный большой экран, куда поместится вся история.
3. Декорации и персонажи – выберете, с чего вы хотите начать. Если решите попробовать пальчиковый театр, потренируйтесь вместе с ребенком складывать ладони и пальцы таким образом, чтобы на экране появлялись «живые» образы зверей. Собачка может лаять, крокодил разевать зубастую пасть, зайчик шевелить ушками – как придумаете сами. Для кукольного театра понадобится плотный картон, из которого вы будете вырезать декорации и фигурки.
Экран может быть обычным листом бумаги или тканью, прикрепленным сверху к уже имеющейся стационарной основе или просто подвешенным на веревке.
В этом случае нижний край листа или ткани должен быть утяжелен и «отбит» полосой непрозрачного материала, высотой 10 – 15 сантиметров. Эта деталь будет закрывать руки, держащие фигурки и, возможно, края декорации.
Можно изготовить стационарный экран, который складываться,
Имеющиеся с двух сторон, складные части, могут быть одновременно, как опорой экрана, так и дополнительным элементом декора. Декорировать экран можно как угодно, по своему вкусу и предпочтениям. Можно взять за основу архитектуру Мариинского, ТЮЗа или Александринского театра, а можно сделать театр – раек; можно оформить рампу в русском народном стиле, а можно создать яркий образ детства, с персонажами книг и мультфильмов.
2.3. Технологический
Чаще же театр теней показывают на большом экране. Для этого необходим другой источник света.
Полезные советы:
Экран должен располагаться между зрителями и лампой. Актеры – между лампой и экраном. Не забывайте, что лампа нагревается, и во время представления лучше не прикасаться к источнику света.
2. Чтобы тени были чёткими, свет должен падать прямо, а не сбоку, и лампа должна стоять не близко, а в двух, трёх метрах от стены.
3. Источник света должен быть всегда позади экрана и немного сбоку. Становитесь так, чтобы тень от вашего тела почти не попадала на экран, а тень от рук была равномерно четкой.
4. Картонные фигурки лучше покрасить черной краской, тогда на экране они будут контрастными и заметными.
5. Размер теней на экране зависит от расстояния от фигурки до источника света. Чтобы фигурка стала меньше, поднесите ее вплотную к экрану. Чтобы она выросла в размерах – расположите ее подальше. Декорации лучше закреплять вплотную к экрану на скоч или загнутые скрепки, чтобы они не сдвигались во время представления, а у маленьких режиссеров появится лишняя пара рук.
6. Если детям понравится домашний театр, сделайте настоящий занавес, билетики и программки. Во время спектакля можно устраивать настоящий антракт с импровизированным буфетом.
5. Начните с небольшого числа персонажей, - двух или трех для первого раза вполне достаточно. Потренировавшись, вы легко сможете перейти к более сложным постановкам.
6. Чтобы сделать спектакль «цветным», используйте цветные лампочки или фильтры, которые можно закрепить на лампе. Для ночных сцен – синий фильтр, для утренних – красный и так далее.
7. Фигурки можно сделать подвижными, примотав руки, ноги, крылья и хвосты мягкой проволокой. Вместо палочек, на которых держатся персонажи, используйте обычные трубочки для напитков.
2.3.2. Используемые инструменты и приспособления
Для изготовления рамы потребуется :
Рейка 4*1*6м для рамы
Саморезы 20\05 скрепления уголков и реек
Уголок плоский 30\30
Шарниры 40\40 (4шт) раскрывающих рамок
Белая ткань 100*100
Стиплер
2.3.3. Технологическая последовательность выполнения изделия.
2.3.4 Чертеж рамы
Технологическая карта на изготовление рамы
№ операции
Последовательность выполнения
Эскиз
Инструмент
1
Выбираем заготовки рейки 4*1
Линейка, карандаш, ножовка
2
Выпиливаем рейки по чертежу
Ножовка, чертеж, линейка
3
Скрепляем напиленные рейки уголками 30\30
Шурупаверт, саморезы, уголки
4
Крепим боковые рамки на шарниры
Шарниры, шурупаверт
Натягиваем ткань
Ткань, степлер
III. Заключение
Целью моего проекта было создание Театра теней для вычернено время проведения с семьей.Все поставленные задачи мною выполнены. Изделие получилось красивым и оригинальным.
В работе я проследил историю создания театра теней. До выполнения этой работы, я не знал, что это искусство зародилось в Азии, Яванский, Малайский, Индонезийский театр, например, возник из ритуала поклонения умершим предкам
Большое внимание уделял выбору материала и отделки. От правильного подбора, которого зависел успех моего проекта.
С экономической точки зрения мой проект имеет выгоду, так как себестоимость моего изделия получилась не большой. Да и не купить такое изделие в магазине, потому что изготовлен в единственном экземпляре с частичкой моей души.
Это моя первая работа в направлении театра. В дальнейшем я планирую разработать много сюжетов для показа не только в кругу семей но и на мероприятиях в школе..
3.1. Экономический расчет
Расчет материальных затрат
№
Наименование
материала
Единица измерения
Количество
Цена в рублях
Стоимость
1
Рейка
штука
4м
80р м
320руб.
2
Белый материал
метр
2/2м
15 м
30руб.
3
Уголки 30\30
шт
12
1,5
180руб.
4
Саморезы
штука
30
0,24
7,20руб.
5
Шарниры
штука
4
24р
96 рубль
3х мм фанера
Рейки от яшиков
0
0
Итого:
633.2
Вывод: Общая стоимость сувенира составила 633.2 рубль. С экономической точки зрения мой проект имеет выгоду, так как себестоимость моего изделия получилась не большой. Да и не купить такое изделие в магазине, потому что изготовлен в единственном экземпляре с частичкой моей души.
3.2. Экологическая оценка изделия
Одной из самых актуальных проблем всей вселенной является загрязнение окружающей среды. Не зря создаются отряды по защите природы, которые следят за порядком. И конечно важно, чтобы изготовленные изделия были экологически чистыми.
Процесс изготовления моего изделия не наносит вред окружающей среде (использую инструменты для ручных работ)
Рама и фигуры выполнен из экологически чистых материалов