ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (из опыта работы лагеря технического профиля «ЭВРИКА» Станции юных техников Горного улуса)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (из опыта работы лагеря технического профиля «ЭВРИКА» Станции юных техников Горного улуса)
Основной целью профильных лагерей технического направления является формирование у участников устойчивых качеств и навыков в реализации научно-технических проектов, ключевых социальных компетенций у детей и молодежи как активных участников строительства инновационной России, в которой интеллект и творческий потенциал каждого жителя является ведущим фактором экономического роста и национальной конкурентоспособности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (из опыта работы лагеря технического профиля «ЭВРИКА» Станции юных техников Горного улуса) »
МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»
Горного улуса Республики Саха (Якутия).
Станция юных техников
Доклад:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
(из опыта работы лагеря технического профиля «ЭВРИКА»
Каникулы – удивительная пора не только для отдыха, но и накопления новых знаний, положительных чувств и эмоций, навыков общения. Важно не «пропеть» это замечательное время, а вернуться в класс не только отдохнувшим, посвежевшим, загорелым и подросшим, но и наполненным, хоть и небольшим, но собственным жизненным опытом, обогащенным знаниями, яркими впечатлениями, а главное – духовными и душевными качествами!
С наступлением лета многие родители задумываются о летнем отдыхе для своих детей, ведь хочется, чтобы ребенок не просто отдохнул и набрался сил, но и с пользой провел летние каникулы. Летний лагерь для детей – вот прекрасное решение.
Став участником программы профильных лагерей, подросток сможет более полно удовлетворить свои интересы, склонности и способности, так как предлагаемые программы связаны с развитием творческого потенциала, совершенствованием личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождением в систему социальных связей, воплощением собственных планов, удовлетворением индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, развлечением, игрой, свободой в выборе занятий. Главным в содержании деятельности профильного лагеря является практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде (видах) социального, художественного, научно-технического и т.п. видов творчества, дополняемые обязательной системой мер по оздоровлению и полноценному отдыху детей.
Особенность профильных лагерей:
- содержание образовательной и развивающей деятельности организуется в соответствии с профилем;
- профильные приоритеты во многом определяют содержание развлекательных (досуговых) мероприятий;
- для работы на профильных сменах привлекаются специалисты, обладающие соответствующими профилю навыками.
- часто требуется специальное оборудование.
Основной целью профильных лагерей технического направления является формирование у участников устойчивых качеств и навыков в реализации научно-технических проектов, ключевых социальных компетенций у детей и молодежи как активных участников строительства инновационной России, в которой интеллект и творческий потенциал каждого жителя является ведущим фактором экономического роста и национальной конкурентоспособности.
В течение учебного года воспитанники станции юных техников изготавливают модели технических объектов, отрабатывают навыки управления своей моделью, их интересы сосредоточены на техническом творчестве. Во время каникул им, как и всем детям школьного возраста, хочется играть, общаться со сверстниками, получить новые позитивные впечатления, что возможно в условиях летнего лагеря. За время проведения профильной смены ребята имеют возможность совместить укрепление здоровья, отдых, традиционные формы деятельности детей в летнем лагере и расширение технического кругозора, усовершенствование своих технических навыков, обмен опытом юных техников. Путёвка на профильный технический лагерь будет также наградой для лучших воспитанников станции юных техников, участников и призёров выставок и соревнований.
В связи с вышеизложенным, профильная смена юных техников приобретает исключительную значимость для воспитанников МОУ ДОД СЮТ. Она является формой организации деятельности подростков, позволяющей совместить оздоровление детей и учебно-образовательный процесс.
В данном докладе обобщается опыт организации профильного лагеря спортивно-технического направления «Эврика» Станции юных техников МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» Горного улуса РС (Я).
Цель доклада: Обобщение и распространение педагогического опыта организации профильного лагеря технической направленности на примере работы лагеря технического профиля «Эврика».
Предмет исследования: методика организацииработыпрофильного лагеря технической направленности.
Объект исследования: процесс организации деятельности лагеря технического профиля.
В соответствии с предметом, объектом и целью исследования мы поставили следующие задачи:
Изучение опыта работы лагеря технического профиля «Эврика».
Анализ результатов работы лагеря.
Обобщение и трансляция опыта работы лагеря.
Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
Глава 1. Что такое профильный лагерь и чем он отличается от обычного детского оздоровительного лагеря?
В последнее время наряду с обычными детскими оздоровительными лагерями все чаще появляются такие, программа которых соответствует конкретному профилю или тематике. Их принято называть профильными или тематическими. Мода на профильные лагеря пришла к нам несколько лет назад из за рубежа и успешно прижилась среди большого количества традиционных детских оздоровительных лагерей.
Согласно статистике в настоящее время в России существует более 50 000 детских лагерей, и конечно, в условиях здоровой конкуренции каждый из них старается разработать наиболее интересную и увлекательную программу.
В качестве профиля организаторы стараются выбрать популярные увлечения современных детей: различные виды спорта, танцы, компьютер, туризм, иностранный язык, фотографирование, журналистику, интеллектуальные игры. В некоторых случаях лагерь в целом или отдельную смену создают по сюжету популярных среди детей приключенческих фильмов или компьютерных игр. Вместо отрядов могут быть команды, вместо вожатых – лидеры. Особое внимание уделяется обучающим занятиям, на которых дети учатся развивать логику и коммуникативные навыки.
В остальном, программа профильного лагеря приближена к традиционной – это активный отдых на пляже, туристические походы, песни под гитару, игры и конкурсы внутри отряда, массовые спортивные игры и соревнования, костюмированные шоу и дискотеки.
Какие профильные лагеря существуют в России?
Не так то просто описать все виды профильных лагерей – фантазия современных руководителей безгранична. Мы познакомим вас только с некоторыми из них.
Интеллект-лагерь
Компьютерный лагерь
Приключенческий лагерь
Православный лагерь
Танцевальный лагерь
Туристический лагерь
Профильные летние детские лагеря организовываются обычно на базе профильных секций или детских центров внешкольного образования. К профильным лагерям относят лагеря с художественным, экологическим, военным, компьютерным, музыкальным, техническим уклоном и т.д.
Работа профильного летнего лагеря может быть организована также на базе загородного лагеря, где для профильной группы выделена целая смена или один заезд. В профильном лагере дети, также как и в спортивном, делятся не по возрасту, а по уровню подготовки.
Программа профильного лагеря обязательно включает занятия в соответствии с выбранным профилем, но дополнительно могут присутствовать и все другие виды «лагерной» деятельности.
Глава 2. Практическая часть
2.1.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЛАГЕРЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ «ЭВРИКА».
Как система непрерывного технического образования лагерь технического профиля «Эврика» функционирует с 2007 года. Организаторами лагеря являются:
- Администрация МР «Горный улус»;
- МУ «Управление образования» Горного улуса;
- Станция юных техников МОУ ДОД ЦДОД Горного улуса.
- Общественная организация «Сайдыы суола» («Путь развития») по поддержке научно-технического творчества детей Горного улуса.
Цель программы: Создание оптимальных условий для реализации индивидуальной траектории личностного саморазвития подростка, освоения новых знаний и практических навыков в области спортивно-технического моделирования.
Деятельность лагеря направлена на решение основныхзадач:
- создание условий и возможностей, позволяющих решать задачи непрерывного технического образования.
- обеспечение участия участников в проектах укрепления материально-технической базы спортивно-технических кружков.
- реализация механизмов мотивации подростков к собственному развитию, умению работать самостоятельно.
- создание условий для формирования у подростков социального и профессионального самоопределения.
- развитие творческих, конструкторских способностей, технического мышления;
- повышение спортивного мастерства юных спортсменов-моделистов;
Участники программы:
Воспитанники Станции юных техников – победители и призеры улусных, республиканских выставок технического творчества, спортивно-технических соревнований.
подростки в возрасте 10–15 лет с интересом к научно-технической сфере.
Педагогический состав:
Педагоги дополнительного образования спортивно-технического направления Станции юных техников. Критерии отбора педагогов – знание психолого-возрастных особенностей подростков (ребят), методов управления коллективами, группами.
Вожатые - студенты педагогических ВУЗ-в, студенты 3-5 курсов, знающие психолого-возрастные особенности ребёнка, общую педагогику, методы управления коллективами, группами.
Материально-техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы профильного лагеря спортивно- технического направления создана хорошая материально-техническая база:
- кабинеты технического творчества - 4;
- самодельный бассейн;
- самодельная трасса для радиоуправляемых автомоделей.
- станки, инструменты.
- материалы: бальза, сосна, пенопластовые потолочные плиты и т.д.
Направления и формы реализации программы:
Оздоровительная - направлена на отдых и укрепление здоровья через физкультуру, спортивные и спортивно-технические соревнования, физический труд, подвижные игры и другие виды деятельности на свежем воздухе. Включает в себя мониторинг состояния здоровья участников, выстраивание рационального режима отдыха, питания, соблюдение правил личной гигиены;
Обучающая– формирование новых знаний в области спортивно-технического моделирования, развитие практических умений и навыков, творчества, фантазии, умения работать в коллективе.
Развивающая - создание условий для развития положительных качеств, активизация резервных возможностей личности. Проведение экскурсий, интеллектуальных игр, встреч с интересными людьми, викторин и т.д.
Воспитывающая– Проявление и формирование качеств личности в игровых моментах, в моделях жизненных ситуаций.
Социальная – развитие коммуникативных качеств участников в ходе включения ребенка во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формирование навыков проживания в коллективе.
Трудовая - Участие в реализации проектов, направленных на создание и укрепление материально-технической базы технических кружков совместными усилиями педагогов и детей;
Ожидаемые результаты:
- удовлетворение интересов участников программы в области спортивно-технического моделирования.
- овладение участниками теоретических и практических навыков спортивно- технического моделирования;
- обеспечение участия подростков в проектах создания и укрепления материально-технической базы спортивно-технических кружков.
- приобретение трудовых навыков;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей участников смены;
- укрепление здоровья детей, формирование отрицательного отношения к вредным привычкам.
- успешное участие ребят в республиканских соревнованиях спортивно- технического моделирования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основную форму деятельности профильного лагеря составляет деятельность дополнительных образовательных программ спортивно-технического моделирования на базе технических кабинетов, учебно-производственной мастерской Станции юных техников.
№
Наименование программ
Количество часов
1
«Авиа и ракетомоделирование»
36
2
«Автомоделирование»
24
3
«Судомоделирование»
28
ВСЕГО
92
Образовательная деятельность опирается на следующие принципы:
Принцип непрерывности технического образования;
Принцип самореализации подростков в условиях профильного лагеря;
Принцип включенности в реальные социально значимые отношения;
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления;
Метод обучения и приобщения к работе – передача опыта в форме непринужденного общения, игра. Ключевой принцип образовательного процесса -создание ситуации успеха каждому ребенку. Дети, с помощью педагогов, переходят от одного успеха к другому, в результате чего формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества. Для реализации поставленных задач немалую роль играет умение педагога создать на каждом занятии атмосферу доброжелательности, доверительности, взаимопонимания, укрепляющую веру каждого ребёнка в свои силы и возможности.
По окончании работы творческой мастерской учебные и личностные достижения участников фиксируются в итоговом документе - сертификате о прохождении курса по направлению.
В деятельности технических творческих мастерских особое внимание уделяется правилам безопасности труда при изготовлении, испытаниях и запусках моделей. Работа педагогов строится на личной ответственности за жизнь и безопасность вверенных ему детей, поэтому с них требуется знание и изучение таких документов, как «Конвенция о правах ребенка», «Трудовой кодекс Российской Федерации», «Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей», «Рекомендации по профилактике детского травматизма и предупреждения несчастных случаев с детьми в пионерских и спортивно-оздоровительных лагерях».
ОРГАНИЗАЦИЯ
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Содержание спортивных, развлекательных (досуговых) мероприятий во многом определяют тематические дни смены. Например, во время реализации программы «Авиа, ракетомоделирование» проводятся:
техническая игра «Вперед к звездам», посвященная истории российской космонавтике,
игра-конкурс «Авиамодель за 5 минут»,
конкурс рисунков «Нас зовут космические дали»,
соревнования участников с изготовленными ребятами авиамоделями по видам «Простые планеры», «Планеры с резиномотором».
Во время недели «Автомоделирования» проводятся:
интеллектуальная игра «Мир автомобилей»,
конкурс «Безопасное колесо» по правилам дорожного движения и вождению велосипедов,
экскурсия в автотранспортное предприятие ОАО «Бэрдьигэс»,
конкурс для умелых рук «Вторая жизнь предметов»,
игры с радиоуправляемыми автомоделями в самодельной автотрассе СЮТ,
игры, соревнования судомоделями в самодельном бассейне СЮТ.
Также проводятся познавательные мероприятия, такие как мультимедийные викторины «Знаешь ли ты историю малой Родины?», «Люди, которыми мы гордимся», игра «Бизнес-день»,видеопросмотры фильмов,посещение краеведческого музея, музея военной и трудовой славы Горного улуса, экскурсии в республиканскую мастерскую музыкальных инструментов, ТРС «Бэрдьигэс», филиала НВК «Саха» в Горном улусе, Центр занятости населения Горного улуса, а также беседы на правовую тему.
Одно из важнейших мест в оздоровительной среде занимают физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, ориентированные на развитие ребенка, формирование у него потребности здорового образа жизни, приобщение к занятиям физической культурой. Организуется ежедневная утренняя зарядка, проводятся систематический осмотр медиком здоровья, контрольно-измерительные замеры веса и роста, витаминизация детей. Организуется сбалансированное, калорийное двухразовое питание в расчете 170 рублей в день на 1 ребенка, в результате многие ребята прибавляют в весе и росте. Также проводятся профилактические беседы «Диалог о вредных привычках», «О здоровом питании».
Согласно плану проводятся физкультурно-массовые мероприятия. Участники испытывают силу, выдержку и мастерство в соревнованиях по футболу между командами, в личном первенстве по стрельбе из пневматической винтовки, по гонке на велосипеде. Организуются товарищеские встречи по футболу с воспитанниками лагеря «Солнышко», подвижные игры на воздухе, «Веселые старты» и т.д.
2.2 МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ «ЭВРИКА»
Удовлетворенность воспитанников мероприятиями
Удовлетворенность детей и родителей
Обхват воспитанников лагеря по возрасту
Социальное положение воспитанников лагеря
Закрепляемость воспитанников в кружках Станции
90% детей, прошедших лагерь, продолжают занятия в Станции юных техников круглый год. По годам: 2007-2011 годы
Достижения профильного лагеря «Эврика»
2007 год – Грант Министерства по молодежной политике РС(Я) в сумме 60 000 рублей.
1 место в улусном конкурсе лагерей 2008 г.
2010 год – 3 место в республиканском смотре-конкурсе лагерей среди лагерей дневного пребывания.
2010 год - 2 общекомандное место в республиканских соревнованиях по кордовому автомоделизму в с. Хатассы. В личном зачете Аргунов Дьулус занял 2 место на республиканских соревнованиях по кордовому автомоделизму в разделе «Грузовые автомобили больше 12В», Максимов Аскольд - 2 место на республиканских соревнованиях по кордовому автомоделизму в разделе «Грузовые автомобили до 12 В».
2011 год - 2 общекомандное место в республиканских соревнованиях по кордовому автомоделизму в с. Хатассы. В личном зачете Семенов Кирилл занял 2 место на республиканских соревнованиях по кордовому автомоделизму в разделе «Грузовые автомобили больше 12 В».
Саввинов Коля – 1 место в республиканских соревнованиях по ракетомодельному спорту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность профильных лагерей спортивно-технического направления нацелена на выявление и развитие научно-технических способностей, изобретательства, рационализаторства подростков, подготовку к жизненному и профессиональному самоопределению.
В веке научно-технического прогресса, когда перед педагогическим сообществом стоит задача формирования разносторонне развитой гармоничной личности с технически ориентированным мышлением, профильные лагеря научно-технического направления становятся наиболее востребованными и интересными среди основных заказчиков образовательных услуг - родителей и их детей.
Анкетирование среди родителей и участников программы профильного лагеря спортивно-технического направления «Эврика» позволяет сделать вывод о том, что они высоко оценивают программу лагеря, позволяющую развивать техническое творчество и мышление детей, приобретать новые знания, практические навыки и умения, социальный опыт, друзей.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кругликов Г.И, Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества, - Москва, «Народное образование», 1996.- с. 2-4.
Горский В.А. Техническое творчество школьников. - М.: Просвещение, 1980. – с.23-28.
Календарно-тематический план профильного лагеря «Эврика»
Дни
Программа
1
Организационный сбор, инструктаж по ТБ. Формирование отрядов. Знакомство с календарным планом лагеря, правилами поведения, распорядка дня. Знакомство с руководителями отрядов, выбор командиров.
Открытие лагеря: приветствие отрядов, праздничное шоу, веселые игры.
2
Групповые занятия в творческой мастерской «Авиа, ракетомоделирование».
«Модель за 5 минут» (соревнования с простейшими авиамоделями).
3
Групповые занятия в творческой мастерской «Авиа, ракетомоделирование».
Личное первенство по стрельбе из пневматической винтовки.
4
Групповые занятия в творческой мастерской «Авиа, ракетомоделирование».
Техническая игра «Вперед к звездам», видеопросмотр фильма «Снайпер саха»
5
Групповые занятия в творческой мастерской «Авиа, ракетомоделирование».
Матч по футболу среди отрядов.
6
Групповые занятия в творческой мастерской «Авиа, ракетомоделирование».
Экскурсия в республиканскую мастерскую музыкальных инструментов, ТРС «Бэрдьигэс» (филиал НВК «Саха»)
7
Групповые занятия в творческой мастерской «Авиа, ракетомоделирование».
Конкурс на лучший рисунок, посвященный космонавтике, выставка работ «Космическая галерея».
8
Групповые занятия в творческой мастерской «Авиа, ракетомоделирование».
Соревнование среди участников по простым планерам и планерам с резиномотором.
9
Групповые занятия в творческой мастерской «Автомоделирование».
Профилактическое мероприятие «Диалог о вредных привычках». Игры с радиоуправляемыми моделями.
Строительство самодельной трассы
10
Групповые занятия в творческой мастерской «Автомоделирование».
Посещение краеведческого музея. Игры с радиоуправляемыми моделями.
Строительство самодельной трассы
11
Групповые занятия в творческой мастерской «Автомоделирование».
Соревнование «Безопасное колесо», личное первенство по гонке велосипедов.
Строительство самодельной трассы
12
Групповые занятия в творческой мастерской «Автомоделирование».
Экскурсия в автотранспортное предприятия ОАО «Бэрдьигэс».
13
Групповые занятия в творческой мастерской «Автомоделирование».
Беседа на правовую тему в библиотеке деловой информации.
Строительство самодельной трассы
14
Групповые занятия в творческой мастерской «Автомоделирование».
Соревнование по кордовым автомоделям среди участников.
Строительство самодельной трассы
15
Групповые занятия в творческой мастерской «Судомоделирование».
Викторина «Знаешь ли ты свой родной улус?», «Люди, которыми мы гордимся».
Строительство самодельной трассы
16
Групповые занятия в творческой мастерской «Судомоделирование».
Игры с судомоделями в бассейне. Конкурс для умелых рук «Вторая жизнь предметов».
Строительство самодельной трассы
17
Групповые занятия в творческой мастерской «Судомоделирование».
Техническая игра«Два корабля», подвижные игры на воздухе.
Строительство самодельной трассы
18
Групповые занятия в творческой мастерской «Судомоделирование».
Беседа «О здоровом питании». Посещение музея боевой и трудовой славы Горного улуса.
Строительство самодельной трассы
19
Групповые занятия в творческой мастерской «Судомоделирование».
Игры с судомоделями. Игра «Бизнес-день».
Презентация самодельной трассы
20
Групповые занятия в творческой мастерской «Судомоделирование».
Профориентационное мероприятие в Центре занятости населения Горного улуса. Подготовка к закрытию лагеря.
Развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков у учащихся во время летнего лагеря технического профиля.
Задачи программы:
Воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду.
Формирование для учащихся познавательного интереса в области техники, развитие политехнического кругозора.
Формирование практических навыков и знаний в процессе изготовления спортивных моделей.
Ранняя ориентация ребят на профессии, связанные с авиацией.
Программа включает в себя моделирование и конструирование моделей различных видов планеров, вертолетов, ракет. В процессе моделирования и конструирования дети знакомятся с основными частями авиатранспорта. Основной метод проведения занятий - практическая самостоятельная работа. Работают учащиеся в основном индивидуально. Применяется метод консультаций.
В процессе работы по данной программе учащиеся обучения должны уметь:
- изготовлять модель по собственному чертежу;
- решать технические задачи на усовершенствование или конструирование;
- пользоваться технической литературой.
На всех этапах обучения используются различные виды игр, способствует активизации мыслительной деятельности, развитию образного технического мышления, творческих способностей, самостоятельности и изобретательности в процессе работы.
№
Тема занятий
Количество часов
теоретические
практические
всего
1
Вводное занятие
1
1
2
2
Планеры. Модели планеров.
2
8
10
3
Вертолеты. Модели вертолетов.
2
8
10
4
Модели ракет
2
8
10
5
Профессии в авиации
2
-
2
6
Организация и проведение соревнований
-
4
4
Итого:
9
29
36
Краткое содержание программы
Вводное занятие (2 часа)
Цель: Общее знакомство с авиацией, историей ее развития и применением.
Авиамоделизм – первая ступень овладения авиационной техникой. Цели, задачи и содержание работы творческой мастерской.
Ознакомление участников программы с правилами безопасной работы с инструментом, на станках и пользования приборами.
2. Планеры. Модели планеров (10 часов)
Цель: Формирование устойчивых навыков по моделированию авиационной техники и изготовление моделей планеров из различных материалов.
Силы, действующие на планер в полете. Дальность планирования. Скорость снижения. Парение планера.
Устройство планера. Фюзеляж, крыло, стабилизатор, киль, вспомогательные части. Система управления планером.
Практическая работа. Постройка моделей планеров, технология изготовления их отдельных частей. Вычерчивание рабочих чертежей. Изготовление частей и деталей моделей планеров. Обтяжка поверхностей. Определение центра тяжести.
Регулировка и запуск моделей, устранение замеченных недостатков.
3. Вертолеты. Модели вертолетов. (10 часов)
Цель: Дать кружковцам первоначальные сведения о работе воздушного винта, создании им силы тяги, а также ознакомить их с историей возникновения и применения вертолета.
Практическая работа. Изготовить модель вертолета с резиновым двигателем. Главная деталь – несущий винт. Изготовление каркаса, несущего винта, резинового двигателя. Регулировка и запуск моделей, устранение замеченных недостатков.
4.Модели ракет. (10 часов)
Цель: Дать учащимся понятие о реактивном движении, ознакомить с устройством и назначением ракет, изготовить модели ракет.
Из истории возникновение ракета строительства. Виды и классификации ракет. Их роль в освоении космоса. Основные элементы и части ракеты. Основные элементы набора корпуса ракет. Типы спортивных моделей ракет. Соблюдение правил техники безопасности. Реактивный двигатель.
Практическая работа. Способы переноса чертежей деталей модели на картон. Основные части ракеты: 1-двигатель; 2-стабилизатор; 3-напрвляющие кольца; 4-головной обтекатель; 5-парашют; 6-корпус.
Технология изготовления отдельных частей модели. Склеивание, сборка и окрашивание модели. Испытание моделей.
5. Профессии в авиации (2 ч)
Теоретическая часть: Ознакомление с профессиями, связанными с авиацией.
6. Организация и проведение соревнований (4 часа)
Цель: Выявление лучших летных качеств моделей. Соревнования – одна из форм массовой спортивной работы в профильном лагере. Участие в соревнованиях является одним из стимулов технического совершенствования. Положения соревнований разрабатываются заранее.
Цели и задачи программы: Формирование у учащихся познавательного интереса в области техники, развитие политехнического кругозора, ранняя ориентация ребят на профессии, связанные с автотранспортом,
Данный курс рассчитан на 24 часа. В процессе моделирования и конструирования кордовых автомоделей дети знакомятся с основными частями транспортной техники, с закономерностями построения и функционирования техники вообще, раскрывают значение транспорта в жизни человека и общества.
Изучение данного спецкурса позволит детям формировать:
Умение работать с различными инструментами;
Умение планировать работу;
Монтажно-сборочные умения;
Умение самостоятельно изготовить изделие по техническому рисунку, эскизу.
№
Тема занятий
Количество часов
теоретические
практические
всего
1
Вводное занятие
1
1
2
2
Автомобильный транспорт
1
4
5
3
Кордовые модели автомобилей
1
8
9
4
Питание кордовых моделей
1
3
4
5
Профессии, связанные с автотранспортом.
2
-
2
6
Заключительное занятие. Соревнование, выставка работ.
-
2
2
ВСЕГО
6
18
24
Краткое содержание программы
Вводная часть (2 часа).
Теоретическая часть. Цели и задачи, содержание программы. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Повторение понятия развертки, эскиза, чертежа, правилами сгибания бумаги, склеивания.
Теоретическая часть. Автотранспорт и его значение в народном хозяйстве. Классификация видов транспорта. Основные части автомобиля.
Практическая часть: Изготовление задуманной модели легкового автомобиля или микроавтобуса.
Кордовые модели автомобилей. (9 часов)
Теоретическая часть. Понятие кордовых моделей автомобилей. Классификация кордовых моделей по типу двигателей и устройству ходовой части. Основные части кордовых моделей: двигатель, ходовая часть, рама, кузов. Двигатели в моделях (резиновые, индукционные, пружинные, микроэлектродвигатели).
Практическая часть: Усовершенствование задуманной модели. Изготовление ходовой части кордовой модели.
Питание кордовых моделей (4 часа)
Теоретическая часть. Понятие об электрическом токе и электрической цепи. Правила составления электрических цепей. Выключатели, переключатели, их назначению. Понятия постоянного и переменного тока. Устройство выпрямителя.
Практическая часть: Установка микроэлектродвигателя на модели.
Профессии, связанные с автотранспортом (2 часа)
Теоретическая часть: Профессии, занятые в автомобильной промышленности.
Заключительное занятие (2 часа)
Соревнование между участниками программы лагеря по кордовому автомоделизму. Выставка изготовленных моделей.
Формирование умений и навыков у учащихся в сфере судомоделирования, познавательного интереса в области техники, развитие политехнического кругозора.
В процессе реализации программы «Судомоделизм» должны быть решены следующие задачи:
Приобретение практических навыков и умений, умений пользоваться инструментами;
Овладение технологией постройки простых моделей с резиновым двигателями, моделей яхт.
Обучение правилам запуска простейших плавающих моделей.
Ранняя ориентация ребят на профессии, связанные с водным транспортом.
Воспитание культуры труда.
Учащиеся должны научиться:
пилить, строгать, сверлить ручными инструментами;
читать и строить чертеж, снимать и записывать размер, рисовать детали;
соединить детали, клеить;
раскрасить, отшлифовать детали;
запускать судомодели.
Тема
Количество часов
всего
на теоретические занятия
на практические занятия
Вводное занятие
2
1
1
Простейшая модель парусного катамарана
8
2
6
Простейшая модель лодки с резиновым двигателем
12
2
10
Игры и соревнования
6
-
6
Итого:
28
5
23
Краткое содержание программы
Вводное занятие (2 часа)
Знакомство су участниками. Ознакомление с правилами поведения, планом и порядком работы мастерской. Организационные вопросы. Демонстрация готовых моделей.
Простейшая модель парусного катамарана (8 ч.)
Яхты. Катамараны. Основные элементы набора корпуса судна (киль, форштевень и др.). Главные размещения судна. Типы парусов. Действие паруса. Действие паруса. Управление яхты. Способы переноса чертежей деталей модели на картон и бумага: с помощью копировальной бумаги, по шаблонам. Окрашивание модели. Испытание модели на воде.
Практическая работа. Изготовление деталей модели катамарана. Склеивание корпуса. Сборка модели. Окрашивание. Опробование на воде.
Простейшая модель катера с резиновым двигателем (12 ч.)
Гражданские и военные катера: прогулочные, спасательные, разъездные, транспортные, бронекатера, сторожевые, торпедные и др.
Основные сечения корпуса судна. Понятие о прочности и конструкции корпуса. Надстройки и рубки. Двигатели и движители. Гребной винт. Его назначение. Шаг винта. Судовые устройства. Спасательные средства. Двигатели в судомоделировании.
Технология изготовления модели катера. Разметка. Приемы изготовления палубы, рубки, винтомоторной группы, судовых устройств. Технология проведения лакокрасочных работ Изготовление резиномотора.
Практическая работа. Изучение чертежей, рисунков и описания модели. Заготовка материала. Изготовление корпуса, надстроек и деталей.
Сборка моделей, установка гребного вала и винта, руля, двигателя (резинового). Окраска модели. Спуск модели на воду: проверка осадки, остойчивости, устранение крена. Регулировка устойчивости модели на курсе: с помощью руля и скорости, с помощью изменения шага винта и мощности резинового двигателя.
4.Проведение игр соревнований(6 ч.)
Подготовка моделей к соревнованиям. Проведение соревнований. Награждение победителей. Разбор соревнований. Анализ недостатков.