Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Развитиетехнического творчества учащихся 5-7 классов»
МОУ Вихоревская СОШ №2
Развитие технического творчества учащихся 5-7 классов
Тимофеев В.В. учитель технологии
Развитие творческой деятельности учащихся
Труд ученика должен быть непременно творческим. Условие непременности вовлечения учащихся в творчество должно быть для учителей технологии (технического труда) обязательным. При подготовке к уроку учитель должен выявить возможности постановки задач творческого характера с учётом возрастных возможностей учащихся. Это важно в связи с тем, что большинство школьников просто копируют действия учителя или механически выполняют его указания. Надо так составлять учебные задания, чтобы творческие задачи были их составной частью, а решение - необходимым условием выполнения задания.
Процесс творческой деятельности детей строю из трёх этапов:
осмысление идеи;
решение задач;
воплощение решения в материале.
На начальном этане обучения возможности для творчества у школьников невелики, поэтому подвожу их к идее или прямо передними задачу. Но по мере приобретения ими трудовых знаний и опыта возможности для проявления творческих усилий заметно расширяется. При этом важен индивидуальный подход, иначе может получиться так, что всю основную работ решению творческих задач возьмут на себя два-три наиболее сильных ученика, остальные останутся пассивными.
В 5 классах наибольшие возможности для творчества на уроках труда открывается тема «Разметка плоских поверхностей». Учащиеся с интересом выполняют задания на оптимальное использование заготовок.
В 6 классах предлагаю творческие задания на определение наиболее удобной формы детали, технологичность её изготовления, предварительно ознакомив с соответствующими требованиями. Можно давать задания на замену материалов по условиям работы изделия (прочность, термостойкость, износостойкость, трение и др.)
Элементы творчества должны доходить до сознания учащихся медленно, малыми дозами, из урока в урок необходимо, чтобы каждый ученик делал для себя открытие, даже если оно давно известно. Например: соединение изделий из древесины на гвоздях и шурупах (5класс).
Возникает ряд проблем. Первая проблема: как забивать гвозди в торец доски, чтобы они крепко держали? Ответ дают учащиеся: надо забивать их наискосок.
Вторая проблема: как можно быстро заворачивать шурупы, особенно в большом количестве? Ученики вносят разные предложения, которые тщательно обсуждаются. Наконец, все приходят к выводу, что самым лучшим вариантом будет зажать отвёртку дрель или в коловорот. Это и есть открытие, которое заставляет школьников каждый раздумать, как облегчить груд, сделать его продуктивнее.
Цель уроков технического труда не только в том, чтобы научить школьников правильным приёмам работы, сформировать соответствующие умения и навыки, но и дать им необходимые политехнические знания. Время, отведённое на сообщение технических сведений, ограничено (не более 20% урока). Поэтому так велико значение использования инструкционных и инструкционно-технологических карт. Они помогают школьникам в изучении чертежей выборе заготовок, инструментов и приспособлений планировании и выполнении работы, соблюдении технических требований к изготовляемому изделию, контроле его качества Опыт свидетельствует, что обучение с применением инструкционных карт позволяет учащимся овладеть рациональной технологией, развивает у них конструкторско-технологическое мышление, приучает к самостоятельности.
Важно приучить школьников не только пользованию инструкционными картами, но их составлению. Для этого ученики самостоятельно изучают задание, расчленяют каждую операцию на отдельные составляющие, знакомятся с особенностями их выполнения. Затем изучают чертёж изделия, технические требования к нему, уточняют логическую последовательность его изготовления и инструктивно – технологических указаний по каждому переходу перечень оборудования инструментов, причин и материалов для выполнения каждой операции.
Так при выполнении работ на токарных станках в 7 классе по теме «Составление операционно-технологической карты на изготовление детали цилиндрической формы» выдаю учащимся чистый бланк инструкционной карты, состоящий из трёх основных разделов: чертёж деталей, «Последовательность обработки», «инструменты и приспособления». Анализируя изображённый на доске чертёж, служащий основой для самостоятельного вычерчивания эскизов на бланке карты, ученики определяют последовательность выполнения технологических операций, высказывают предложения по рационализации труда и др. Когда карта заполнена, то она становится руководством к практической работе Развитию технико-технологического мышления школьников служит так же тематическое использование на занятиях различных приспособлений. При их пойме нении надо учитывать не только практическую целесообразность (облегчение, трудя улучшение качества изделий и др.), но и возможность расширения политехнического кругозора, развития творческих способностей учащихся. Например, при использовании стула, служащего для формирования в 5 классе навыка пиления древесины под углом, учащиеся убеждаются, что оно облегчает и ускоряет работу и может использоваться при изготовлении самых разнообразных изделий.
В начальный период в 5 - 6 классах, это будет художественное творчество: резьба по дереву, выпиливание, выжигание. Овладение мастерством художественной обработки материалов предполагает понимание их декоративных возможностей и развитие фантазии, и приобретение технических знаний и умений. При этом развивается особое чувство материала, его декоративно-технологических особенностей. В результате преобразования материалов в декоративные формы и образы у детей формируются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и умеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности. На таких занятиях сочетается решение творческих задач с необходимостью овладения приёмами специфических ремёсел, с приобретением определённых трудовых навыков при воплощении замыслов в том или ином материале.
Развитие технического творчества учащихся 5-7 классов
путем решения творческих задач на уроках технологии.
Развитие технического творчества учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Социально-экономическое развитие нашей страны предъявляет к современному выпускнику наличие развитых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. В образовании выходит задача подготовки учащегося к творческому труду, "который является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет ее творческую переработку и генерацию еще более новых и полезных идей".
Нужна непосредственная практическая деятельность в конкретном виде творчества - техническом, художественном и т.д.
Для целенаправленного развития технического вида творчества у своих воспитанников я использую специальные задания. Все задания расчленяются на три основных этапа:
осознание и обоснование идеи;
техническая разработка задания и практическая работа над ним;
апробирование объекта в работе и оценка результата творческого решения.
Каждый этап имеет отчетливо выраженный практический результат: на первом этапе им является осмысленная и принятая идея; на втором этапе - конструкторско-технологическая разработка идеи, доведение ее до возможности практической реализации и практическая реализация решения; на третьем - анализ, доработка и оценка решения. Результативность каждого этапа выполнения творческого задания тесно связана с развитием у школьников технического мышления и трудовых умений и навыков.
На практике технического творчества техническая задача формулируется учителем, дается в готовом виде. В таких случаях после анализа ее условия и под воздействием возникшей проблемной ситуации, учащийся принимает задачу в той формулировке, которая ему была предложена учителем, но может и изменить, переформулировать ее. Как показал опыт, в большинстве случаев учащиеся, предложенные мною задачи, формулируют сами. Это происходит под влиянием субъективного понимания сущности явлений, отраженных в задаче и является показателем того, что ученик ее "принял".
На втором этапе, сформулировав задачу или осознав ее формулировку, учащийся приступает к поиску способа решения. Вначале, как правило, он обращается к прошлому опыту, мысленно отвечая на поставленные перед собой вопросы: что уже известного можно использовать для решения задачи? Не встречалась ли раньше аналогичная задача? Не обнаружив сходства, ученик отказывается от намерения воспользоваться известными способами решения задачи и приступает к поиску новых. В ходе такой деятельности может возникнуть догадка о новом способе решения задачи. Если же этого не произойдет, учащийся продолжает анализ создавшейся ситуации, в процессе которого происходит отбор информации, установление связей между данными задачи и ее требованием. Это обуславливает выдвижение предложений о способах решения стоящей перед ним задачи.
Выдвижение предложений обычно происходит путем догадки. Одни предложения могут строиться на основе опыта, другие на обобщении известных заданий, третьи - на основе аналогии, четвертые - на использовании абстракций. Аналогия и перенос известных способов решения в новую ситуацию, ассоциативные связи на этом этапе играют главную роль.
Основной задачей на третьем этапе является разработка документации, необходимой для изготовления осмысленного образца.
В большинстве технических задач то или иное противоречие. Этим объясняется их творческий характер. Противоречия являются движущей силой решения технических задач, т.е. причиной возникновения проблемной ситуации, которая активизирует познавательную деятельность решающего задачу. Главным свойством всех противоречий является их способность "проводить в движение" мысль.
Пример задачи: необходимо сконструировать модель машины. И так, есть общая идея. Известно, что машина относится к технологическим машинам, может быть на колесном или гусеничном ходу, иметь колеса, кабину и другие части. Так возник образ. Задача: самостоятельно разработать технологическую документацию на его изготовление. Учащиеся выполняют общий рисунок - находят наиболее рациональное расположение и компоновку частей. Когда найдено удачное конструктивное решение - делают эскиз. Данные переносят на материал и строят объект.
Таким образом, решение данной задачи необходимо разделить на три Основных этапа – навыков.
Выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия. Здесь решается ряд важных проблем: уточнение класса машин, их особенности, конструктивное построение основных узлов.
Этап - определение путей решения задачи, разработка технологической документации. Учащиеся выполняют эскиз конструкции, определяют форму, размеры, взаимное расположение отдельных частей.
Этап - исполнение намеченного плана. Здесь учащиеся самостоятельно подбирают материалы, инструменты и выполняют практическую работу.
Роль учителя - направление учащихся на поиск оптимального варианта, помощь при выявлении ошибок, причин неудач.
Для выявления уровня творческой подготовленности учащегося было проведено исследование в двух группах седьмого класса. Исследование проводилось по методике Ю. С. Столярова и Д.М. Комского с использованием шкалы уровней творчества учащихся.
Уровень 1.Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему, направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.
Уровень 2. Учащемуся доступно изготовление изделия с доконструирова-нием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную техническую документацию.
Уровень 3. Учащийся справляется с изготовлением изделия с предварительным конструкторским оригинальным усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию.
Уровень 4. Учащемуся посильна самостоятельная технологическая разработка конструкторской идеи изделия (предъявленной учителем) и его изготовление.
Уровень 5. Учащийся способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.
Учащимся была предложена творческая работа по изготовлению модели автомобиля из древесины. В результате анализа выполненных работ были получены следующие результаты: 76,5 % учащихся вышли в своей работе на первый, 22,5 % - на второй уровень. Никто из учащихся не вышел на уровни с изготовлением изделий с конструкторским оригинальным усовершенствованием. Это указало на необходимость применения метода поиска в решении творческих технических задач на уроках технического труда.
В ходе такой работы было выявлено, что основные затруднения учащиеся встречают при постановке проблемы с изготовлением изделий с конструкторским оригинальным усовершенствованием.
Проводя систематическую работу по повышению творческой подготовленности учащихся, через год было вновь проведено исследование по этой же методике в той же группе. Оно показало, что количество учащихся с первым уровнем снизилось. Основная часть учащихся находится на третьем уровне-51 %.
Таким образом, можно утверждать, что применение метода поиска решения творческих задач является эффективным в развитии технического творчества учащихся.