Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс по изготовлению "Раскладной вазы из древесины"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Технология — это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Она включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов. В школе учебный предмет «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.
Рабочая программа по технологии, составлена на основе документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Примерная программа по учебному предмету Технология 5 класс ( Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5 класс: проект – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
Программа по учебному предмету Технология 5 класс / А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко. — М.: Вентана — Граф, 2015.
Образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ с.Таремское
Положения о рабочей программе школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко. — М.: Вентана — Граф, 2015..
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ».
Выбор данной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и раскрывает содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся.
Основное предназначение учебного предмета«Технология» в системе общего образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, сознательность, гибкость, предприимчивость. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.
Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материало сберегающихи безотходных технологий в сферах производства и услуг, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, планирования и организации трудового процесса, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, основ творческой и предпринимательской деятельности.
Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося:
культура труда — включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;
графическая культура — знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;
культура дизайна — знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
информационная культура — знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;
предпринимательская культура — знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;
культура человеческих отношений — знания, умения иготовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
культура дома — знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;
потребительская культура — знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;
проектная и исследовательская культура — знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.
Рабочая программа составлена с учетом полученных знаний учащихся в начальной школы на уроках технологии и опыта их учебно-трудовой деятельности
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Примерные программы основного общего образования по технологии составлены из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.
«Технология» в 5 и 6 классе по 2 часа в неделю В 7 и 8 классах 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучения технологии учащихся основной школы являются:
♦ сформированность личностных познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости непрерывного образования в современном обществе Л1;
♦ самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыковЛ2;
♦ мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода Л3;
♦ готовность к выбору индивидуальной траектории будущей образовательной и профессиональной деятельности, в соответствии с собственными интересами и возможностями, и потребностями общества Л4;
♦ развитие теоретического, технико-технологического, экономического и исследовательского мышления Л5;
♦ развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности Л6;
♦ толерантное осознание, готовность и способность вести диалог с другими людьми, находить общие цели для их достижений Л7;
♦ проявление бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам, приобретение опыта природоохранной деятельности Л8;
♦ формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, воспитание патриота своей Родины Л9.
Метапредметными результатами обучения технологии в основной школе являются:
♦ умение адекватно оценивать себя, свои способности; видеть связь между затраченными усилиями и достигнутыми результатами Р1;
♦ умение самостоятельно определять способы решения учебных, творческих, исследовательских и социальных задач на основе заданных алгоритмов Р2;
♦ формирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу, корректировать результаты совместной деятельности Р3;
♦ владение навыками исследовательской и проектной деятельности, определение целей и задач, планирование деятельности, построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез, моделирование технических объектов, разработка и изготовление творческих работ, формулирование выводов, представление и защита результатов исследования в заданном формате Р4;
♦ использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личную, общественно значимую и потребительскую стоимость Р5;
♦ овладение нормами и правилами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов Р6.
Предметными результатами обучения технологии в основной школе являются:
В познавательной сфере:
♦ владение базовыми понятиями и терминологией, объяснять их с позиций явлений социальной действительности П1;
♦ опыт использования полученных знаний и умений при планировании и освоении технологических процессов при обработке конструкционных материалов П2;
♦ подбор материалов, инструментов, оснастки, оборудования в соответствии с технологической, технической и графической документацией П3;
♦ подбор естественных и искусственных материалов для практических и проектных работ П4;
♦ владение способами научной организации труда при выполнении лабораторных, практических, исследовательских и проектных работ П5;
♦ применение межпредметных и внутрипредметных связей в процессе разработки технологических процессов и проектно-исследовательских работ П6.
В ценностно-мотивационной сфере:
♦ умение ориентироваться в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей, в будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни П7;
♦ уважение ценностей иных культур и мировоззрения П8;
♦ осознание своей роли в решении глобальных проблем современности П9;
♦ оценивание своих способностей и готовности к труду в конкретной предметной или предпринимательской деятельности П10;
♦ осознание ответственности за здоровый образ жизни, качество результатов труда, экономии материалов, сохранение экологии П11.
В трудовой сфере:
♦ знание моральных и правовых норм, относящихся к трудовой деятельности, готовность к их исполнению П12;
♦ понимание роли трудовой деятельности в развитии общества и личности П13;
♦ умение планировать процесс труда, технологический процесс с учетом характера объекта труда и применяемых технологий П14;
♦ выполнять подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов П15;
♦ проектирование и составление графической документации, последовательности технологических операций с учетом разрабатываемого объекта труда или проекта 16;
♦ участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности П17;
♦ соблюдение культуры труда, трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасности работ, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены П18;
♦ умение самостоятельно выполнять отбор информации с использование различных источников информационных технологий, для презентации результатов практической и проектной деятельности П19;
♦ умение самостоятельно или с помощью справочной литературы выполнять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям сиспользованием контрольных и измерительных инструментов П20.
В физиолого-психологической сфере:
♦ сочетание образного и логического мышления в процессе трудовой, проектной и исследовательской деятельности П21;
♦ развитие моторики, координации и точности движений рук при выполнении различных технологических операций, при работе с ручными и механизированными инструментами, механизмами и станками П22.
В эстетической сфере:
♦ умение эстетически и рационально оснастить рабочее места, с учетом требований эргономики и научной организации труда П23;
♦ умение проектировать разрабатываемое изделие или проект, с учетом требований дизайна, эргономики и эстетики;
♦ разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда П24.
В коммуникативной сфере:
♦ знания о конструктивном взаимодействии людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением П25;
♦ умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска необходимой учебной и социальной информации П26;
♦ умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ, с учетом общности интересов и возможностей всех участников трудового коллектива П27;
♦ умение публично отстаивать свою точку зрения, выполнять презентацию и защиту проекта изделия, продукта труда или услуги П28.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Направление «Индустриальные технологии»
5 класс
Выпускник научится:
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Тематическое планирование 5 класс
№ п.п.
Тема
Кол-во часов
1
Введение
2
2
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
20
3
Технологии художественно - прикладной обработки материалов
6
4
Исследовательская и созидательная деятельность
10
5
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
2
6
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
22
7
Технологии домашнего хозяйства
6
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п.п.
Наименование раздела и тем
Кол-во часов
Виды учебной деятельности
Сроки прохождения
Примечание
План
Факт
Исследовательская и созидательная деятельность (вводная часть) (2ч.)
1, 2
Вводный инструктаж по технике безопасности.
2
Изучение инструктажа по тех. без.
3.09
Технология ручной обработки древесины и древесных материалов (20.ч)
3, 4
Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
2
Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа Сообщение с презентацией на тему «Виды пиломатериалов», «Виды древесных материалов».
10.09
5, 6
Графическое изображение деталей и изделий
2
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная работа. Зарисовка эскиза детали.
17.09
7, 8
Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины
2
Участие в беседе по теме. Усвоение основных определений и понятий по теме.
24.09
9, 10
Последовательность изготовления деталей из древесины
2
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная работа
1.10
11, 12
Разметка заготовок из древесины
2
Разметка заготовки при помощи рейсмуса. Соблюдение правил безопасного труда.
8.10
13, 14
Пиление заготовок из древесины
2
Практическое занятие
15.10
15, 16
Строгание заготовок из древесины
2
Сборка, разборка и регулировка рубанка; строгание деталей
22.10
17, 18
Сверление отверстий в деталях из древесины
2
Закрепление сверл в коловороте и дрели; разметка отверстия; просверливание отверстия нужного диаметра
29.10
19, 20
Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами
2
Соединения деталей из древесины, выполнять соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами.
12.11
21, 22
Соединение деталей из древесины клеем
2
Выполнять соединение деталей из древесины клеем.
19.11
Технологии художественно - прикладной обработки материалов (6 ч)
23, 24
Отделка изделий из древесины
2
Выявление дефектов и их устранение
26.11
25, 26
Выпиливание лобзиком
2
Выбор заготовок для выпиливания, выпиливание фигур и простых орнаментов.
3.12
27, 28
Выжигание по дереву
2
Практическое занятие
10.12
Исследовательская и созидательная деятельность (4 ч)
29, 30, 31, 32
Творческий проект «Стульчик для отдыха на природе»
4
Выполнение эскиза, модели изделия. Изготовление детали, сборка и отделка изделия.
17-24.12
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов (2 ч)
33, 34
Понятие о механизме и машине
2
Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом.
14.01
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (22 ч)
35, 36
Тонколистовой металл и прово-лока. Искусственные материалы
2
Сообщение с презентацией на тему «Цветные и чёрные металлы», «Виды листового металла и проволоки»
21.01
37, 38
Рабочее место для ручной об-работки металлов
2
Сообщение с презентацией на тему «Профессии, связанные с обработкой металла
28.01
39, 40
Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов
2
Работа с текстом учебника
4.02
41, 42
Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов
2
Участие в беседе по теме. Усвоение основных определений и понятий по теме.
11.02
43, 44
Правка и разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы
2
Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции.
18.02
45, 46
Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов
2
Практическое занятие
4.03
47, 48
Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки
2
Практическое занятие
11.03
49, 50
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов
2
Практическое занятие
18.03
51, 52
Устройство настольного сверлильного станка
2
Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах.
25.03
53, 54
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов
2
Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции
8.04
55, 56
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы
2
Сообщение с презентацией на тему «Сборка и отделка изделий из металла и проволоки» + практика
15.04
Исследовательская и созидательная деятельность (4 ч)
57, 58, 59, 60
Творческий проект «Подставка для рисования»
4
Выбор темы проекта в соответствии со своими возможностями, обоснование выбора темы. Выполнение эскиза, модели изделия.
22-29.04
Технологии домашнего хозяйства (6 ч)
61, 62
Интерьер жилого помещения
2
Знакомство с требованиями, предъявляемыми к интерьеру; предметы интерьера
6.05
63, 64
Эстетика и экология жилища
2
Оценка микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам
13.05
65, 66
Технологии ухода за жилым помещением, одеждой и обувью
2
Правила уборки помещений. Осваивание технологии удаления пятен с обивки мебели, чистки зеркальных и стеклянных поверхностей
20.05
Исследовательская и созидательная деятельность (заключительная часть) (2 ч)
67, 68
Защита проекта
2
Разработка вариантов рекламы. Оформление проектных материалов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. Подготовка электронной пре-зентации проекта. Защита проекта
27.05
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Учебно-методическое обеспечение
УМК учителя:
Примерная программа по учебному предмету Технология 5 класс ( Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5 класс: проект – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
Программа по учебному предмету Технология 5 класс / А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко. — М.: Вентана — Граф, 2015.
Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко. — М.: Вентана — Граф, 2015.
УМК обучающегося:
Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко. — М.: Вентана — Граф, 2015.
Материально-техническое обеспечение
Станки:
Вертикально-сверлильный, Токарные станки по дереву, токарный станок по металлу.
Плакаты о безопасной работе при сверлении, при работе на станках, при ручной обработке древесины и металла, правила внутреннего распорядка, инструкции.