kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КАЗАХСКОЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (городской семинар)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель:         

-  Познакомить учащихся с историей   возникновения и   развития  казахского танцевального искусства.

Задачи:   

- Расширение представления о видах  казахского  искусства;

- Развитие творческих способностей  учащихся и эстетического вкуса; 

- Воспитание интереса к казахской  культуре и пробуждение гордости за достижения своего  народа

Оборудование:   - презентация в программе  Power Point:  видео фильмы;

выставка книг;      

Ход урока

I Организационный момент

(слайд 1) музыка

Легенда

Гуляя в тенистой роще, греческой мудрец беседовал со своим учеником: «Скажи мне,- спросил юноша,- почему тебя часто одолевают сомнения?  Ты прожил долгую жизнь, умудрён опытом, как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КАЗАХСКОЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (городской семинар) »

КАЗАХСКОЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(городской семинар)

Тымченко Светлана Михайловна

учитель технологии

первой категории





Цель:

- Познакомить учащихся с историей возникновения и развития казахского танцевального искусства.

Задачи:

- Расширение представления о видах казахского искусства;

- Развитие творческих способностей учащихся и эстетического вкуса;

- Воспитание интереса к казахской культуре и пробуждение гордости за достижения своего народа

Оборудование: - презентация в программе Power Point: видео фильмы;

выставка книг;


Ход урока

I Организационный момент

(слайд 1) музыка



Легенда

Гуляя в тенистой роще, греческой мудрец беседовал со своим учеником: «Скажи мне,- спросил юноша,- почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрён опытом, как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?» В раздумье философ посохом начертил перед собой 2 круга, маленький и большой.

« Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но что осталось вне этих кругов – неизвестность. Чем больше круг знаний, тем больше грани с неизвестностью»

Так вот, ребята, чем больше вы будете узнавать нового, тем больше будет возникать у вас немалых вопросов, тем больше будет круг ваших знаний. Желаю успеха! II Объявление темы урока и цели

Тема нашего сегодняшнего урока: «Казахское танцевальное искусство» (слайд 2, 3). (слайд 4)

Эпиграфом к уроку я взяла следующие слова: «Танец - это мать всех искусств. Музыка и поэзия существуют во времени; живопись и архитектура - в пространстве. Но танец живет одновременно во времени и пространстве». Карл Закс

V Объяснение нового материала (слайд 5)

Танцы – один из популярнейших видов художественного творчества. Любимо танцевальное искусство и казахским народом.

Самобытная танцевальная культура казахского народа тесно связана с музыкальным фольклором, свадьбой и сватовством, сопровождавшими их обрядовыми песнями, танцами, с играми-состязаниями. Хотя многие канонические формы древних плясок не дошли до нас, в памяти народной остались их сюжетная тематика, традиционные увлечения многих поколений, идеалы танцевальной пластики, ибо этот вид искусства у казахов никогда не ограничивался определенной, раз и навсегда выработанной системой жестов, движений и «механикой» танца. Изучение фольклора, памятников материальной культуры, письменных источников, лексикона самого казахского языка дает основание утверждать, что танцы, будь это — шаманские, плясовые или игровые состязательные, сопровождали весь процесс развития казахского общества с глубокой древности до наших дней, обогащая его духовную культуру. Сохранились описания и даже зарисовки казахского народного танца, сделанные русскими путешественниками 19 века.


VI Выступления учащихся

Ученик 1: (слайд 6)

Так, например, уральский журналист – бытописатель Н.Ф. Савичев опубликовал в газете «Уральские войсковые ведомости» (1868, № 44) воспоминание о Курмангазы Сагырбаеве, который исполнил на домбре «старинный танец, аранжированный им с голоса. Это было прелестное адажио, - отмечает Савичев, - а я ожидал услыхать что – нибудь вроде трепака». Тут же Савичев по рассказу очевидцев дает характеристику казахских народных танцев: они «…состоят в судорожном вытягивании суставов, посредством чего танцующие стараются выразить томление любви, тоску разлуки, угрозы, месть и другие сильные чувства. В мотивах казахского танца все это есть, и музыкант повторяет один мотив до той поры, пока плясун перейдет к другому чувству».


Ученик 2: (слайд 7)

В журнале «Правительственный вестник» (1892, № 64) опубликована статья «Киргизы в Среднеазиатской степи», дающая также описание казахского народного танца. Здесь говорится: «… после еды в юрту являются почти всегда музыканты с инструментом, вроде балалайки, под музыку которого мальчики пляшут. Пляска заключается в верчении вокруг на одной ноге, причем другая нога поддерживалась одной рукой. Свободной рукой мальчики быстро ударяют себя по разным частям тела, затем начинается нечто вроде плясок вприсядку и вращения всего тела …». Подобные описания казахских танцев, бытовавших в народе, имеются в большом количестве.

Учитель:

Сохранились некоторые народные танцы, в которых прослеживаются мотивы жизненного уклада казахов в прошлом.

По сюжетной направленности, характеру и манере исполнения казахские танцы можно подразделить на следующие группы:

Предлагаю поработать с учебником и разделить казахские танцы на группы. Работа с ноутбуками. (под музыку)

Кластер (слайд 8)


(Слайд 9, 10, 11) (музыка) Наиболее характерными особенностями казахского танца, исполняемого под аккомпанемент домбры, кобыза, дангры, являются экспрессивность исполнения, резкость движения, подвижность суставов, собранность корпуса в мужских танцах, гибкость талии, пластика рук — в женских. Специфичными были пляски на коне, доступные лишь более одаренному танцовщику, джигиту-наезднику, а также ночные хороводы у алтыбакана — переносных качелей и т. д.

Не прибегая даже к историческим аргументам, в качестве доказательства против бытующего в среде некоторых специалистов мнения, что казахский народ в прошлом не имел своего танцевального искусства, можно указать прежде всего на наличие в казахском языке слов «би» — танец, «билеу» — танцевать, в арсенале музыкального фольклора так называемых «би-кюйев» — танцевальных ритмов Искусством танца в прошлом владели в совершенстве многие певцы-импровизаторы, например, знаменитый певец Берикбол Копенов, прозванный Агаш-аяком (деревянной ногой), за умение танцевать на ходулях, Шашубай Кошкарбаев, Жунусбек Жолдинов, Карсак Копабаев, целый ряд танцевальных кюев играла на домбре Дина Нурпеисова (слайд ), а ее сын танцевал под эту музыку. Они были желанными на всех празднествах, ярмарках, где устраивались театрализованные танцы с пением, танцы-игры, показывающие силу и ловкость плясунов, представления, пронизанные пантомимой и шутками.

Видео: стилизованный танец «Каражорга», «3 тысячи человек одновременно танцуют Каражорга»

(слайд 12, 13) Особое место занимали женские танцы – «Айжан кыз», «Былкылдак», «Бес - кыз» «Каз - катар» танцы имеют хороводный характер, иногда движения танца мягкие, плавные, иногда живые, сообразно с окраской музыки. (Видео) В отличие от узбеков, таджиков и др. восточных народов мусульманского вероисповедания, казахи имели танцы парные, исполняемые юношей и девушкой.

Искусство плясунов передавалось из поколения в поколение. В патриархально-феодальном обществе каждый род имел своих мастеров-профессионалов. Они были на положении придворных шутов или в числе народных забавников-комиков "ку". Канонических форм народных плясок у казахов не существовало. Импровизация - непременное условие танцевального фольклора. Наиболее характерные особенности танца - экспрессивность исполнения, резкость движений, подвижность плеч, "игра" суставов, напряжённость и собранность корпуса, гибкость, позволяющая танцовщику включать сложные акробатические приёмы. Типично также сочетание яркого эмоционального характера танца с разнообразием хореографического рисунка, что особенно проявлялось в танцах-состязаниях (утыс би, сылкыма). Танец исполнялся под аккомпанемент домбры (или барабана). Энергичный и чёткий ритм би кюйев (танцевальных мелодий) служил основой для упорядочения ритма и темпа танца.

В условиях социалистического общества, с развитием материальной и духовной культуры, созданием профессионального театра (30-е гг.) началось развитие национального танцевального искусства. Старинные казах, танцы, воспринятые профессиональными танцовщиками, обогащённые новыми выразит, средствами и содержанием, со сцены профессионального театра перешли в народные самодеятельные коллективы. Такие танцы, как айжан кыз, кииз басу, тепенкок, маусымжан, саунши женгей, бескыз, келинчек, мерген, кокпар и др., стали наиболее популярными танцами в народных развлечениях. (Видео)
В 1939 был создан первый ансамбль народного танца при Казах, филармонии (худ. рук.- заслуженный деятель искусств Казахской CCP А. Исмаилов). Значит, вклад в развитие народного танцевального искусства внесла концертная деятельность народной артистки Казахской CCP Шары Жиенкуловой (слайд 14) (руководителя Ансамбля песен и танцев мира), заслуженной артистки Казахской CCP H. Тапаловой (слайд 15) (руководителя Ансамбля песни и танца)балетмейстера Даурена Абирова (слайд 16) В 1955 создан Ансамбль песни и танца Казахской CCP. В его репертуаре старинные казах, танцы; ансамбль ведёт также большую работу по созданию современного народного танца. Среди ведущих исполнителей заслуженные артисты Казахской CCP 3. Розмухамедова, А. Исмаилов. В 1968 создан хореографический ансамбль классического и народного танца "Молодой балет Алма-Аты" (худ. Рук. - заслуженный артист Казахской CCP Б. Г. Аюханов), (слайд 18 Выступление ученицы) в репертуаре которого казахские танцы "Беркут и лиса", "Танец акынов", "Акку", "Джигитовка", танцевальные сцены из оперы "Кыз-Жибек" E. Г. Брусиловского и на темы эпоса. Хотелось бы так же сказать о художественном руководителе ансамбля «Арай» Хренове Валерии Ивановиче, который внес огромный вклад в развитие постановки казахских танцев (слайды 19 – 31)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
КАЗАХСКОЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (городской семинар)

Автор: Тымченко Светлана Михайловна

Дата: 05.03.2015

Номер свидетельства: 182431


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства