Интегрированный урок литературы, ИЗО и технологии «К родным корням…» в 7 классе.
Бинарный интегрированный урок «К родным корням…» является звеном в цепи мероприятий, связанных с краеведческой тематикой. Интеграция литературы, истории, ИЗО и технологии в данном случае позволяет погрузиться в эпоху 19 столетия, создать целостное представление о жизни орловского народа в данный исторический период, осознать духовную связь с нашими предками. Учащиеся повторяют, систематизируют и обобщают знания, закрепляют умения и навыки, полученные на каждом из школьных предметов ранее и в ходе экскурсий в этнографические музеи школы и города.
Главная цель урока - приобщение обучающихся к истокам родной культуры, формирование духовно развитой личности на основе отечественных культурных ценностей.
Задачи урока:
-обучающие: закрепить и систематизировать на основе первоисточников и литературного наследия И.С.Тургенева знания учащихся об эпохе 19 века, полученные на уроках литературы, ИЗО и технологии; расширить представления учащихся об историческом и культурном прошлом Орловского края; показать связь слова Тургенева с духовными недрами русского народа;
-развивающие: развивать творческое и логическое мышление, воображение, логическую и образную память учащихся, устную и письменную речь, навыки работы с текстом, культуру работы со словарем; расширять кругозор школьников, формировать навыки анализа текста, социально - психологической характеристики героя, умение чувствовать красоту слова;
- воспитательные: формировать у школьников художественное восприятие окружающего мира, чувство любви к родному краю, уважения к ее культурному наследию, ответственности за его будущее;
- здоровьесберегающие: профилактика умственного утомления учащихся на уроке.
Поставленные цели и задачи достигаются через деятельностный подход к процессу обучения, использование наглядности, активных дидактических инновационных технологий, способствующих оптимизации учебного процесса.
Ведущей идеей опыта работы является создание благоприятных условий для эффективного обучения и воспитания школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здесь корни русской души »
18
Конспект
интегрированного урока литературы, ИЗО и технологии
« Здесь корни русской души…» в 7 классе
Время: 2 часа
Цель урока: формирование духовно развитой личности обучающегося на основе отечественных культурных ценностей, приобщение к истокам родной культуры.
Задачи урока:
-обучающие: закрепить и систематизировать на основе первоисточников и литературного наследия И.С.Тургенева знания учащихся об эпохе 19 века, полученные на уроках литературы, ИЗО и технологии; расширить представления учащихся об историческом и культурном прошлом Орловского края; показать связь слова Тургенева с духовными недрами русского народа;
-развивающие: развивать творческое и логическое мышление, воображение, логическую и образную память учащихся, устную и письменную речь, навыки работы с текстом, культуру работы со словарем; расширять кругозор школьников, формировать навыки анализа текста, социально - психологической характеристики героя, умение чувствовать красоту слова;
- воспитательные: формировать у школьников художественное восприятие окружающего мира, чувство любви к родному краю, уважения к ее культурному наследию, ответственности за его будущее;
- здоровьесберегающие: профилактика умственного утомления учащихся на уроке.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, выставка иллюстраций учащихся к рассказам И.С.Тургенева, макет русской избы 19 века, раздаточный дидактический материал, технологические карты для выполнения практического задания, фрагменты фольклорной музыки, материалы для лепки и изготовления кукол, кроссворды для выполнения домашнего задания, стенд «Здесь корни русской души…».
Этапы урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Слово о писателе И.С.Тургеневе.
3. Выступление подготовленного ученика с сообщением «Этнические
особенности Орловского края» с использованием карты.
4. Аналитическая беседа о быте орловского крестьянства эпохи 19 века
с опорой на художественный текст.
5. Самостоятельная работа в группах с последующей проверкой.
6. Обобщающая беседа о крестьянском костюме 19 века.
7. Дидактическая часть с элементами игры.
8. Проверка творческого домашнего задания группы «иллюстраторов».
9. Домашнее задание.
10. Отчёт группы «лингвистов».
11. Подготовка к практической и творческой работе.
12. Практическая и творческая работа в группах по интересам.
13. Подведение итогов работы. Рефлексия.
14. Заключение.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Учитель литературы. (Слайды 1, 2).
Хочу найти, изведать и понять,
Откуда я и что во мне издревле.
Века стоят вкруг древнего огня -
Могучие и мудрые деревья.
Велик и прост суровый их закон,
И нету справедливее закона,
Что дерево живет лишь целиком:
Отрубишь корни – засыхает крона.
По этому закону не дано
О давнем прошлом забывать живущим,
Мне кажется, я важное звено
Между ушедшим миром и грядущим.
(М.Чебышева).
Учитель ИЗО и технологии.Родина подобна огромному дереву, корни которого питают его, уходя глубоко в землю. (Слайд 3).
(Слайды 4, 5, 6, 7). Корни – это то, чем мы жили вчера, сто, тысячу лет назад. Это наша богатая история. Это наши деды и прадеды. Это их добрые дела, традиции и обычаи, бережно сохраненные предметы народного промысла, произведения искусства.
Ребята, как вы думаете, зачем нам надо знать свои корни?
Ученик.Чтобы быть крепкими и сильными. Чтобы никакие трудности не сломили. Чтобы не потеряться среди других народов.
Учитель ИЗО и технологии.Тогда и воздух, которым дышим, будет целебным и вкусным, и земля, на которой живем, будет дороже, и все сделанное руками будет овеяно красотой, накопленной в веках.
(Слайд 8). Давайте сегодня на уроке обратимся к родным корням. Вглядываясь в прошлое, представим себе лица, характеры, образ жизни, мысли давно ушедших людей, и попытаемся понять, что мы – продолжающееся (не новое!) поколение, что без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. ( Слайд 9).
(Запись в тетрадях темы урока.) (Слайд 10).
Учитель литературы.А поможет нам в этом великий русский писатель, наш земляк – И.С.Тургенев, который с самого раннего детства изучал быт и нравы орловского крестьянства 19 века. (Слайд 11).
2. Слово о писателе И.С. Тургеневе.
Учитель литературы.(Слайд 12). Лучшие свои годы И.С.Тургенев провел в родовом имении Спасское-Лутовиново, которое находится в 65-ти километрах от Орла. Тургенев часто ходил на охоту с крестьянином Афанасием Алифановым, любовался щедрой природой Орловщины. Здесь он безмерно был счастлив. Здесь, как нигде, им овладевало отрадное «чувство родины». Но здесь же он видел тяжелый быт простого народа, страдающего под гнетом крепостного права. Писатель поклялся всю жизнь бороться с крепостным правом. В результате в 1852 году появилась правдивая книга, проникнутая глубоким сочувствием к русским людям и верой в лучшее будущее великого народа. Называется она «Записки охотника». (Слайд 12). А.Н.Бенуа писал: "Записки охотника"(1847-52) – "…это …энциклопедия о русском человеке, о русской жизни, о русской земле…"
(Запись цитаты в тетради.)
Учитель ИЗО и технологии.«Записки охотника» Тургенева часто сравнивают с этнографическими очерками.
Вы знаете, что изучает этнография?
Ученик. Этнография изучает материальную и духовную культуру народа.
Учитель литературы.(Слайд 13). Слово «этнография» произошло от греческих слов «народ», «пишу». (Запись в тетради).
3. Выступление подготовленного ученика «Этнические особенности Орловского края» с использованием карты.
Учитель ИЗО и технологии. (Слайд 14). Орловский край является самобытным отражением тех исторических и культурных событий, которые происходили на Орловской земле, большую часть населения которой составляли выходцы из разных областей Центральной России, Украины, Молдавии, другую же – потомки первых переселенцев – вятичей.
Это способствовало появлению на территории Европейской России северно-русской, южно - русской зон и средней полосы между ними.
Орловская губерния входила в южно - русскую этнографическую группу. О ее характерных особенностях расскажет представитель группы этнографов.
Ученик.
1. О местонахождении южно - русской этнографической группы. (Слайд 14).
Южно - русская этнографическая группа размещается на территории южной черноземной полосы России. В нее входят следующие области: Рязанская, Пензенская, Калужская, Тульская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Брянская, Курская, Орловская, Белгородская.
2. О характерных чертах южно - русской этнографической группы.
Южно – русская группа характеризуется:
- «акающим» наречием;
- многодворными сельскими поселениями, наземным срубным и
обмазанным глиной жилищем (хатой);
- особым женским костюмом с юбкой-поневой, полихромным
геометрическим орнаментом в одежде.
Эта группа русских имеет пестрый этнокультурный состав, что связано с особенностями заселения Черноземья выходцами из различных областей Центральной России.
3. О взаимопроникновении культур.
Исторические события отразились на обычаях, взглядах, нравах людей, населявших территорию Орловской области в прежние времена. Коренное население усваивало обычаи и традиции переселенцев, а те меняли свои привычки под воздействием местной культуры. До сих пор в календарном обрядовом фольклоре сохранились языческие элементы.
(Запись в тетради: южно - русская этнографическая группа, аканье, хата, понева).
4. Аналитическая беседа о быте орловского крестьянства эпохи 19 века с опорой на текст.
Учитель литературы.Как вы думаете, ребята, почему мы можем рассматривать рассказы Тургенева «Бирюк» и «Бежин луг» как документы эпохи 19 века?
Ученик. Тургенев в своих рассказах упоминает подлинные названия мест, находящиеся неподалеку от Спасского-Лутовинова. Кобылий верх, у которого деревья рубили в рассказе «Бирюк», находился в километре от Спасского-Лутовинова. Парахинские кусты, Варнавицы, Варнавицкая плотина- в полукилометре от имения господ. Бежин луг - на реке Снежеди, в 15-ти км от Спасского-Лутовинова, в Чернском районе Тульской области. Неподалеку от Бежина луга есть село Тургенево, принадлежавшее некогда отцу писателя. Раньше там была бумажная фабрика, на которой работал Ильюша лисовщиком. Да и почти все лица, упоминаемые в рассказах, списаны с живых людей. Бирюк, например, был на самом деле, его в лесу убили собственные крестьяне.
В селе Шаламове из уст в уста передавали историю о предвиденье небесном.
Учитель литературы. Ребята, что вы знаете о жизни орловских крестьян в дореформенное время (40-50-е годы 19 века) из уроков истории и из рассказов И.С.Тургенева? Какие приметы эпохи вы встретили в рассказах?
Ученики. В условиях крепостного права царили бедность, разорение и голод («Бирюк»). Мальчики из рассказа «Бежин луг» упоминают барина, приказчика, фабричного надсмотрщика.
Учитель литературы. Каковы условия жизни Бирюка?
Ученик. Бирюку и его двум детям живется очень трудно. Писатель рисует безотрадную картину бедной, убогой их жизни.
Учитель литературы.Войдем в жилище Бирюка. Опишите обстановку его избы, сохраняя авторский стиль повествования.
«Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек.
Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой, без полатей и перегородок.
Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста».
Учитель литературы.Какие слова говорят о необычайной бедности героя и об отношении автора к увиденному?
Ученик. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (избушка, окошечко, огонек) здесь - средство сочувственного воспроизведения неустроенного быта героя. Прилагательные (закоптелая, низкая и пустая комната, изорванный тулуп) подчеркивают бедность жилища.
Ученик.В чистой просторной избе, где есть достаток, где людям хорошо живется. (Слайд 15).
Учитель литературы.Какие чувства от увиденного испытал охотник?
Ученик. «Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло; невесело войти ночью в мужицкую избу».
В этих словах горечь, душевная боль за подневольного, нищего мужика.
Учитель литературы.А когда изба показалась ему «еще печальнее прежнего»?
Ученик.Когда он узнал о жизни лесника (кроме хлеба, в доме ничего нет, ушла жена, бросив двоих детей).
Учитель ИЗО и технологии.(Демонстрирует макет избы 19 века.)
Перед вами макет избы 19 века. Чем эта изба похожа на избу Бирюка? Есть ли отличия?
Ученики.Сходства: обе избы сделаны из бревен, покрыты соломой, в каждой есть печь, красный угол, стол, лавки, самовар, сени, нет полатей и перегородок.
Отличия: нет люльки, лучины; макет избы имеет дымоход, идущий от печи (такие избы называли «белыми») - это изба середняка; в избе лесника печь без дымохода (курная изба), поэтому она закоптелая, очень бедная.
Учитель ИЗО и технологии. Какое значение имела печь в крестьянских избах? (Слайд 16).
Ученик.Печь занимала главное место в избе, ей отводилось почти половина избы, с ней связана вся жизнь крестьянина. Часть избы за русской печью называют бабий кут. Бабий кут женщина украшала для себя: в нем она проводила немало времени.
Печь складывали из кирпича, который сверху обмазывали глиной. Человек, который умел класть печь, печник, пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе.
Учитель ИЗО и технологии. Что еще было в крестьянской избе?
Ученик. Красный угол, полати, лавки, сени.
Учитель литературы. Ребята, какая картина представляется нам, когда мы читаем строки: «Дверь заскрипела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог»?
Ученик.Могучая фигура лесника, который нагибается, чтобы, перешагнув через большой порог, войти в избу.
Учитель ИЗО и технологии. По старой традиции, каждый, входя в избу, волей-неволей должен поклониться хозяевам, не поклонишься – шишку на лбу набьешь. Поэтому двери делали низкими, а пороги, наоборот, высокими, чтоб меньше дуло.
Кто строил избы? Что вы знаете об этом?
Ученик. Избы строили плотники. Еще совсем недавно, лет сто, двести назад, плотниками были почти все крестьяне. Плотницкое дело пришло к нам из глубокой старины вместе с земледелием.
Учитель ИЗО и технологии.Народ смеялся над теми мужчинами, которые не умели плотничать, как и над женщинами, которые плохо рукодельничали. Был талант или нет, независимо от этого все люди стремились постичь мастерство. И постигали по мере своих способностей.
(Слайд 17) Посмотрите внимательно на избы. Что в них общего?
Ученик. На них есть «коньки».
Учитель ИЗО и технологии. Зачем «коня» устанавливали на крышу? Для красоты?
Ученик.«Коньки" на крышах русских изб делали не "для красоты". В народе избу уподобляли коню: дом – это тело коня, четыре угла – четыре ноги коня. В старину к задней части «конька» прикрепляли еще и хвост из мочала. А еще раньше вместо деревянного "конька" укрепляли настоящий лошадиный череп.
«Коньки» на крышах символизировали солнце и призывали урожай и достаток в дом.
Учитель ИЗО и технологии. Изба крестьянина — это символ понятий и отношения к миру, выработанных давным-давно нашими предками.
5. Самостоятельная работа в группах с последующей проверкой.
1) Подготовка к самостоятельной работе (актуализация знаний по теме «Портрет»).
Учитель литературы. Как вы думаете, что еще может дополнить наши представления о жизни орловских крестьян середины 19 века?
Ученик.Описание внешности людей.
Учитель ИЗО и технологии.Что входит в понятие внешность?
Ученик.Лицо и его мимика, особенности фигуры, одежда человека.
Учитель литературы.Как в искусстве и литературе называется изображение человека? (Слайд 18).
Ученик.Портрет.
Учитель ИЗО и технологии.Что отражает портрет?
Ученик. Внешнее сходство, духовный мир человека, его характер, социальный статус, эпоха.
Учитель ИЗО и технологии. Для этого художники и писатели используют выразительные средства? Какие?
Ученик.В искусстве это достигается с помощью цвета, линий, штриха, пластических форм. А в литературе - с помощью художественного слова, выразительных средств языка.
2) Постановка цели самостоятельной работы.
Учитель литературы.В рассказах мы встречаем колоритные портреты героев. Тургенев словно бы зовет нас вглядеться и вдуматься, не останавливаясь на первом впечатлении. (Слайд 19).
Попробуем сделать это. По портретам мальчиков охарактеризуйте жизнь детей крепостной эпохи. Каждой группе необходимо ответить на вопросы карточек с опорой на тексты рассказов Тургенева и обобщить наблюдения. (Слайд 20).
(На столах – портреты мальчиков художника В.Пахомова).
3) Самостоятельная работа в группах по карточкам разной сложности.
Карточка для 1 группы (слайд 21):
1. Определите, какой вид тропа преобладает в описании Феди? Приведите примеры из текста.
2. Какие элементы одежды говорят о его социальном положении? Выберите из списка то, что соответствует действительности, зачеркните лишние: пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой, свитка, замашная рубаха, небольшой новый армячок, голубенький пояс, гребешок, сапоги с низкими голенищами.
Карточка для 2 группы (слайд 22):
1. Составьте план, по которому Тургенев знакомит нас с Павлушей.
2. Выделите его характерные черты лица.
3. Почему он понравился автору?
4. Почему одеждой своей он не мог щеголять?
Карточка для 3 группы (слайд 23):
Лицо мальчика «было незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость…».
1. Почему таким нарисован Ильюша? Добавьте в описание яркую метафору, используемую писателем.
2. Что примечательного в его одежде?
4) Выступления представителей групп на тему «Жизнь орловских детей крепостной эпохи».
Представитель 1 группы. В описании Феди преобладают эпитеты: «стройный мальчик», «красивые, тонкие, мелкие черты лица», «кудрявые белокурые волосы», «светлые глаза, постоянная полувеселая - полурассеянная улыбка», «узенькие плечики». О его социальном положении говорит добротная одежда: пестрая ситцевая рубаха с жёлтой каемкой, армячок, голубенький пояс, сапоги. Тургенев подчеркивает: «Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье».
Учитель литературы. В образе Феди показано, что экономическое расслоение крепостной деревни, происходившее в 40-е годы 19 века, накладывало свою печать даже на детей.
Как вы думаете, почему на красивом лице Феди постоянная полувеселая - полурассеянная улыбка?
Ученик 1 группы. Федя живет беззаботно, у него все есть, а в ночное он выехал просто для забавы.
Представитель 2 группы. Тургенев, знакомя нас с Павлушей, сначала описывает черты его лица, затем фигуру, взгляд и одежду. Павлушу можно сразу узнать по его характерным чертам: всклоченным волосам, широким скулам, рябому бледному лицу. Запоминается сравнение «голова огромная, как говорится, с пивной котел». Тургенев выделяет взгляд мальчика, в котором видна его сила характера, смелость, решительность: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». (Он поскакал навстречу опасности ночью, даже не взяв хворостинки.) Он чувствует ответственность за других людей – это хорошее качество. Охотник просто любуется этим мальчиком.
А одеждой своей он не мог щеголять из-за бедности: «вся она состояла из замашной рубахи да из заплатанных портов».
Учитель ИЗО и технологии.Как вы понимаете слово «замашная»?
Ученик 2 группы.Это домотканая материя грубой выделки из льна.
Представитель 3 группы. На лице Ильюши видны следы его трудной жизни. Двенадцатилетний Ильюша допоздна работал на бумажной фабрике. Надсмотрщик иногда даже не пускал домой ночевать. Отсюда подавленность, забитость, о которой ярко говорит метафора: «Сдвинутые брови не расходились».
Заметно, что Тургенев недолюбливает Ильюшу. В одежде обращают на себя внимание новые лапти, онучи и опрятная черная свитка, толстая веревка вокруг стана (но не пояс, как у Феди), низенькая войлочная шапочка. Видимо, он принадлежал к среднему классу, так как мог купить себе обновку.
Учитель литературы.Для справок. Условия труда на фабрике были тяжелые. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. По силам ли работа в таких условиях подростку?
Немудрено, что мальчик выглядит так, как будто чем-то придавлен.
Учитель ИЗО и технологии.Что вы знаете о свитке как о виде одежды?
Ученик 3 группы.Это верхняя длиннополая одежда. Слово «свитка» украинское, его мы уже встречали у Н.В.Гоголя в повести «Тарас Бульба».
Учитель ИЗО и технологии. Какую мысль, высказанную в начале урока, подтверждает этот факт?
Ученик 3 группы.Это является подтверждением мысли о взаимопроникновении культур под воздействием исторических событий.
5) Итоги самостоятельной работы.
Учитель литературы. Подведем итоги самостоятельной работы.
Итак, благодаря чему мы смогли представить себе лица, характеры, образ жизни и даже мысли людей?
Ученик. Благодаря художественному слову Тургенева и ярким графическим образам героев, созданных художником В.Пахомовым.
6. Обобщающая беседа о крестьянском костюме 19 века.
Учитель ИЗО и технологии. (Слайд 24). Внимательно посмотрите на экран. Это мужской крестьянский костюм 19 века. Вспомните, из чего он состоял?
Ученики.Рубаха, порты, онучи, оборы, лапти.
(После того как ученики называют элементы костюма, компьютер поочередно выводит надписи на схеме, учащиеся записывают их в тетради).
Учитель ИЗО и технологии.Наш разговор был бы неполным, если бы мы не упомянули о важной детали костюма. Какой?
Ученик.О вышивке. (Слайд 25).
Учитель ИЗО и технологии. Вышивали сказочных птиц, горделивых коньков, диковинные деревья, лучистые круги, женскую фигуру, вкладывая в каждый узор глубокий смысл, выражая свои представления о мире в образах.
Какие части рубахи содержали орнамент?
Ученик.Ворот, подол, рукава
Учитель ИЗО и технологии. Зачем их вышивали?
Ученик. Это защищало человека от проникновения злых сил.
Учитель ИЗО и технологии. Язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.
Прямая горизонтальная линия - это земля. А волнистая горизонтальная?
Ученик. Вода.
Учитель ИЗО и технологии. Вертикальная линия – это …
Ученик. Дождь.
Учитель ИЗО и технологии.А огонь и солнце как изображались?
Ученик.Крестом.
Учитель ИЗО и технологии.Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Что обозначали цвета в орнаменте?
Ученик.Красный цвет - жизнь, добро. Черный цвет - злые силы.
7. Дидактическая часть с элементами игры.
Учитель литературы.Чтобы лучше узнать прошлое родного края, надо быть очень внимательным к слову. Читая рассказы Тургенева, вы, ребята, наверное, обратили внимание на своеобразие языка его произведений. В чем оно проявляется?
Ученик. Писатель использует местные говоры, устаревшие слова.
Учитель литературы. Тургенев даже делает в тексте примечания: «по – орловскому».
Учитель литературы. Предлагаю поиграть в слова. Игра называется «Продолжи ряд». Мы называем первые слова, а вы должны продолжить логический ряд и сказать, что лежит в основе объединения слов. Можно добавлять слова, знакомые по другим источникам. (Учителя по очереди читают слова, дети продолжают ряды; один ученик в это время выполняет индивидуальное задание на карточке).
Ученики (продолжают). Бучило, тятя, верх, рожок, бирюк (исключительно орловские диалектизмы, по примечанию автора, которые имеют синонимы в книжной речи).
Ученики (продолжают). Вишь, християнский, ихний, пошта, шти (особые фонетические диалектизмы, которые можно встретить и сегодня).
Учитель литературы. Для справки. О влиянии диалектов на русский язык говорит интересный факт. Более ста пятидесяти лет назад Тургенев в рассказе «Бежин луг» употребил слово «шуршать», взяв его в кавычки и пояснив: «как говорится у нас», т.е. в Орловской губернии. До Тургенева выражение «камыши шуршат» не употреблялось. Но впоследствии и до наших дней никому не приходило в голову брать в кавычки слово «шуршать», относить его к местным говорам.
Какова роль диалектизмов в рассказах Тургенева?
(О своих наблюдениях рассказывает ученик, работавший по индивидуальной карточке).
Индивидуальная карточка:
1. Внимательно прочитайте фрагмент текста. Определите роль диалектизмов в нем?
-Эх вы, вороны!- крикнул Павел.- Чего всполохнулись? Посмотрите-ка, картошки сварились. (Все пододвинулись к котельчику и начали есть дымящийся картофель; один Ваня не шевельнулся.) Что же ты? – сказал Павел.
Но он не вылезал из-под своей рогожи. Котельчик скоро весь опорожнился.
-А слыхали вы, ребятки, начал Ильюша, - что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?
-На плотине-то?- спросил Федя.
-Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, а в оврагах все казюли водятся.
- Ну, что такое случилось, сказывай…
2. Закончите высказывание, в котором говорится о роли диалектизмов и просторечий в рассказах Тургенева, заполнив пропуски нужными словами.
Диалектизмы и просторечные слова помогают лучше понять и представить время и … действия; присутствие их в речи героев помогает писателю нарисовать … .
(Проверка выполнения индивидуального задания ученика по карточке, который сначала выразительно читает текст (задание 1 в карточке), а потом делает вывод о роли диалектизмов в нем (задание 2 в карточке)).
Учитель литературы. Тургенев часто прибегал к диалектным и устаревшим словам в целях поэтической расцветки, а еще он был убежден в том, что именно в народном языке нужно искать самые яркие, выразительные и меткие слова.
С их помощью мы познаем огромный и удивительный мир народных традиций и культуры.
(Запись в тетради: диалектизмы создают языковой портрет эпохи, помогают создать индивидуальный образ героя.)
8. Проверка творческого домашнего задания группы «иллюстраторов».
Учитель ИЗО и технологии.Обратите внимание на выставку художественных работ по произведениям И.С.Тургенева «Бежин луг» и «Бирюк». Каждый из вас смог побывать в роли художника-иллюстратора и понять, как важно суметь вчитаться в произведение, представить описанные картины природы, проникнуться мыслями писателя, чтобы точно все воспроизвести на бумаге. Не зря во время работы тексты рассказов лежали рядом, помогая вам.
Свой отчет о работе представляет группа «иллюстраторов».
Учитель литературы. Класс во время прослушивания выступлений думает над вопросом: «Почему Тургенев уделяет большое внимание пейзажным зарисовкам?» (Слайд 27).
1-ый ученик-«иллюстратор». Искусство Тургенева не зря сравнивали с искусством живописца, композитора. Картинами называют его описания природы, а пейзажную зарисовку «Прекрасный июльский день» - увертюрой ко всему рассказу «Бежин луг».
Мы иллюстрировали состояние природы в различное время суток.
Эпитет «прекрасный» день сразу задает настроение картине: мы вместе с рассказчиком радуемся хорошей погоде, потому что «с самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром – она разливается кротким румянцем». Эпитеты и метафоры создают лирическое настроение. Писатель словно дает нам указание: «В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки…»
Лучше всего передают настроение картины такие техники акварели, как работа «по сырому», вливание тон в тон, «сухая кисть».
Высокое небо, «солнце… светлое и приветно лучезарное», сияющее и прячущееся за лиловую тучку, облака, золотисто-серые, с нежными белыми краями, отливающие серебром - главные зрительные образы в наших работах. Облака сравниваются с островами, разбросанными по бесконечно разлившейся реке, «они все насквозь проникнуты светом и теплотой».
Выбор цвета, создание колорита, нюанса и контраста продиктованы замыслом художника слова Тургенева. Следует отметить также индивидуальную манеру письма каждого иллюстратора. Мы стремились показать, как эмоциональный световой эффект впитывает в себя всю цветовую гамму погожего летнего дня.
Красота природы, описываемая Тургеневым, натолкнула нас на создание проекта картины в технике аппликации из ткани. Мы определили начальные этапы будущего проекта:
1. Выбор темы.
2. Выполнение замысла: композиционные поиски, цветовое изображение пейзажей.
3. Выбор лучшего пейзажа.
4. Стилизация.
5. Цветовое решение.
(Эскиз будущего проекта см. в приложении).
Учитель ИЗО и технологии.Работа над проектом – ваше домашнее задание.
2-й ученик-«иллюстратор».Интересны у Тургенева картины вечера и ночи. «Ночь приближалась и росла». Художники шли вслед за метафорами и эпитетами Тургенева, показав, как «все чернело и утихало», как «лилась темнота», «поле белело», «вздымался угрюмый мрак». Им удалось передать впечатление нарастающей тревоги. Сердце у охотника сжалось, ведь он заблудился.
А вот колорит работ к рассказу «Бирюк» выражает тревожное состояние природы. Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно», подчеркивая, что это - стихия, неподвластная человеку. Эпитеты позволяют создать цветовую гамму картины: «впереди огромная лиловая туча», «серые длинные облака». Но главное здесь – движение. «Ветер загудел», «деревья забушевали», «капли застучали», «гроза разразилась», «дождь полил ручьями». Неуютно рассказчику. Страшно и нам.
Учитель ИЗО и технологии.Итак, почему Тургенев уделяет большое внимание пейзажным зарисовкам?
Ученики.Он хотел показать близость человека к природе, что природа одухотворена, она - один из главных образов в рассказах. Чтобы передать настроение героев. Чтобы читатель глубже понял замысел писателя. Чтобы подготовить знакомство с героем (Бирюк, «гроза мужиков», словно вырастает из грозы) или какие-то события в рассказах (как элемент композиции.)
9. Домашнее задание (по выбору).
Учитель литературы. Дома предлагаю ответить на вопрос: «Как картины природы углубляют смысл рассказа «Бирюк»?»
или подготовить рассказ о Бирюке (см. план в приложении учебника).
10. Отчёт группы «лингвистов».
Учитель литературы. Действительно, картины природы: описание утра, дня, вечера, ночи – в какой-то мере подготавливают понимание причин возникновения страшных таинственных историй у костра в рассказе «Бежин луг». Мальчики увлеченно рассказывают, а рядом с ними продолжает жить своей жизнью природа.
И.С.Тургенев очень тщательно выбирал слово, которое можно применить к рассказам мальчиков - россказни, предания, поверья. (Слайд 28). Какое из них уместно применить к рассказам мальчиков? Слово лингвистам.
1-й «лингвист».Слово «россказни» имеет оттенок недоверия, «предание» - слишком торжественно, книжно, а «поверье», имеющее корень –вер- (главное - вера в то, что рассказываешь, вера в примету), вполне соответствует содержанию рассказов мальчиков. Мы думаем, что именно поэтому писатель остановился на последнем.
Учитель литературы.Современные ученые употребляют слово «быличка».
Что оно обозначает?
2 -й «лингвист».Слово «быличка» образовано от слова от слова «быль», это повествование о фактическом событии, участником которого считает себя рассказчик.
(Запись в тетради: быличка – быль).
11. Подготовка к творческой и практической работе.
1) Беседа об особенностях крестьянского мировосприятия и духовном мире русского народа с опорой на текст рассказа «Бежин луг».
Учитель литературы.Интересно, о чём страшные истории мальчиков на лугу?
Ученик.Во всех их рассказах неизменно самое активное участие принимает таинственная сила в лице домового, лешего, водяного, русалки, оборотней, мертвецов, появляющихся среди живых, Гришки-антихриста.
Учитель литературы.Послушаем одну из них.
Ученик. (Выразительно читает текст). «Пришлось нам в рольне заночевать. Вот мы остались и лежим все вместе, и зачал Авдюшка говорить, что, мол, ребята, ну, как домовой придет?.. И не успел он, Авдей-то, проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил; но а лежали-то мы внизу, а заходил он наверху, у колеса. Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот прошел он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит, застучит колесо, завертится; но а заставки у дворца-то спущены. Дивимся мы: кто же это их поднял, что вода пошла; однако колесо повертелось, повертелось, да и стало. Пошел тот опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и этак спущается, словно не торопится; ступеньки под ним так даже и стонут… Ну, подошел тот к нашей двери, подождал, подождал – дверь вдруг вся так и распахнулась.
Всполохнулись мы, смотрим – ничего… Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ее полоскал, да и опять на свое место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да и опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так… Мы все ворохом и свалились, друг под дружку полезли… Уж как мы напужались о ту пору!»
Учитель литературы.Не правда ли, вспоминается пословица: «У страха глаза велики». Почему?
Ученик. Не успел Авдей сказать про домового, как кто-то заходил, ждали домового – и приписали ему звук любых шагов наверху, может быть, той же заблудившейся овцы.
Учитель литературы. Добавить немного фантазии - вот вам и быличка родилась. Почему ребята верят Ильюше?
Учитель ИЗО и технологии.А бывает, ребята, что и вы, оставшись дома без взрослых, рассказываете страшные истории?
Ответы учеников.
Учитель литературы.Есть ли что-то общее в рассказах крестьянских ребят и ваших рассказах?
Ответы учеников.
Учитель литературы.Рассказы крестьянских детей на лугу в большинстве своем кажутся сегодня вымыслом, а в то время доля реальности была гораздо выше. Почему?
Ученик.Крестьянские дети крепостной эпохи не знают законов природы, это рождает страх перед ее силами, суеверия.
2) Сообщения учащихся о мифологических существах.
Учитель ИЗО и технологии.Но и сегодня, в 21 веке, можно услышать рассказы о домовом. Вы слышали их?
Ответы учеников.
Сообщение 1 ученика. (Слайд 30). На Руси верили: никакой дом не стоит без домового. Домовой - это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он предпочитает место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам он устраивает мелкие неприятности и часто шалит: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду, шумит, раскачивает кровать, сбрасывает одеяло, но и помогает: моет посуду, колет дрова, качает ребенка.
Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место его обязательно звали с собой, перевозили в лапте, на хлебной лопатке, на венике: “вот те сани, поезжай с нами”. Его задабривали хлебом с солью, блинами, кашей, оставляли цветные лоскутки, монеты, овечью шерсть.
Учитель ИЗО и технологии.Каким вы себе представляете домового?
Ответы детей.
Учитель ИЗО и технологии.Что вам известно о лешем?
Сообщение 2 ученика. ( Слайд 31). Леший – главный дух леса. Показывается и исчезает внезапно, старается запутать людей, завести в глубь леса. Поет без слов, хлопает в ладоши, свищет, аукает, хохочет. Может прикинуться стариком, путником, волком или филином. Ходит без шапки, волосы зачесаны налево, кафтан запахивает направо, подпоясывает красным кушаком, бровей и ресниц у него нет. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли. Он хозяин зверей, особенно зайцев. Живет вместе с семейством в дупле старого дерева.
Учитель литературы.Каков леший в представлении Ильюши? Что он рассказывает про него? Прочитайте.
Ученик.«Леший не кричит, он немой… он только в ладоши хлопает да трещит.. Вот на днях он у нас мужика обошел : водил, водил его по лесу, и все вокруг одной поляны… Едва - те к свету домой добился.
- Ну, и видел он его?
- Видел. Говорит, такой стоит большой, большой, темный, скутанный, этак словно … от месяца прячется, и глядит, глядит глазищами-то, моргает ими, моргает…»
Учитель ИЗО и технологии.Для справок. А вот как описывают лешего в Орловской губернии: пучеглазый, с густыми бровями и длинной зеленой бородой. Волосы на голове ниже плеч спускаются. Бровей и ресниц у него нет вовсе, а ухо лишь одно, да и то левое. Леший носится по лесам своим как угорелый, уследить за ним трудно, почти невозможно. Он всегда без шапки, зато с дубиной в руках. Помимо всего прочего леший остроголовый - голова клином, - мохнатый, а волосы зачесаны налево.
(Распечатанные тексты описаний раздаются учащимся)
Сообщение 3 ученика. (Слайд 32). Русалки – девы вод. Высокие, красивые девушки, живущие на дне водоема. Ночью они плещутся на поверхности воды, качаются на ветвях деревьев, расчесывают длинные волосы гребнем из рыбьей кости. Прохожего могут защекотать до смерти. В народе считали, что русалками становятся девушки, несчастные в любви или утопленные мачехами. Русалка может выйти замуж за мужчину, но брак этот бывает несчастливым.
Учитель литературы. Кто в рассказе «Бежин луг» встречается с русалкой? Как это происходит?
Ученик. Плотник Гаврила в лесу встречает русалку: «…перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется, …вся светленькая, беленькая», как плотичка. Испугался плотник чар русалки, «положил-таки на себя крест». Русалка пропала, а Гаврила с тех пор невеселый ходит, помня ее слова: «убивайся же и ты до конца дней».
Учитель ИЗО и технологии. Со временем образ русалки, красивой и коварной, вышел за пределы верований в сферу искусства, закрепившись в литературе и живописи. Назовите их.
Ученики. Г.-Х. Андерсен. «Русалочка». И.Я.Билибин. Иллюстрации к сказкам. К.А.Васильев. Русалка.
Учитель ИЗО и технологии.Чтобы обезопасить себя от таинственных сил природы, наши предки придумали различные обереги ( оберег от «оберегать»). Вы знаете обереги от русалок?
Ученик.Крест, полынь.
Учитель ИЗО и технологии.А еще очерченный круг, железные орудия и даже чеснок. Оберег от лешего – соль и огонь, магический круг, очерченный осиновой палкой, а также липовая палка, очищенная от коры.
А вы знаете ещё какие - либо обереги?
Ученики.Пугало в огороде, подкова.
12. Практическая и творческая работа в группах по интересам.
Учитель ИЗО и технологии. Сегодня первая творческая группа будет заканчивать изготовление куклы-оберега, пришедшей к нам ещё из язычества. Кукла – это своеобразный посредник между человеком и неведомыми силами природы.
Делать его мы будем так, как наши предки, из остатков ткани, природных материалов, без иголки и ножниц, чтобы сохранить ее цельность и магическую силу. (Раздаются 5 технологических карт для выполнения пяти кукол).
Вторая творческая группа будет оформлять поделки из слоеного теста (домового, лешего или русалку) по описаниям и собственным представлениям. (Тексты описаний распечатаны).
Учитель литературы. Третьей группе предлагаем кроссворд по итогам урока. Индивидуальные задания творческого характера получают 2 человека: написать мини-сочинение на тему «О чём заставили задуматься рассказы Тургенева?» и синквейн по итогам урока. (Слайд 33).
Учащиеся выполняют работу под приглушённую фольклорную музыку.
13. Подведение итогов работы. Рефлексия.
Учитель ИЗО и технологии.Прошу вас представить свои работы и расположить их на стенде «Здесь корни русской души…»
Ученикипредставляют работы и комментируют их.
Кукла - помощница хозяйке. Дарилась молодой хозяйке, чтобы все дела ладились. Ее место было на кухне, на гвоздике, вбитом параллельно полу. Считалось, что такой веничек собирает отрицательную энергию. Если она вдруг падала - значит «впитала» в себя много отрицательной энергии. Её благодарили и выбрасывали, очищая этим дом, а на ее место вешали новую куклу.
Кукла Филипповка. Филипповка - шестирукий оберег рукодельниц от усталости, травм. Чтобы рукоделие денежку приносило, на пояске этой куклы имеется узелок - лакомник с зернышком и монеткой. Делалась такая кукла на посиделках на Филиппов день (27 ноября), после полевых работ, перед тем как вплотную заняться рукоделием.
Кукла – берегиня. В каждом крестьянском доме на видном месте стояла баба - берегиня, хранительница домашнего очага. Если в семье случались неприятности, то куклу три раза поворачивали, приговаривая: «Отвернись злом, повернись добром». Очень важно делать ее с добрыми намерениями и в хорошем настроении. Завязывая нечетное количество узелков, прикрепляя тот или иной ее элемент, следует произносить вслух добрые пожелания.
Кукла - желанница. Такая подружка была у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадывая желание, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку, подносили зеркальце к личику и говорили: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом прятали свою подруженьку в укромное местечко до поры. Сказывали, что ни попросишь, все исполнялось.
Лихоманки – лихорадки. Говорилось: «Кто спит под вечер в феврале, тот наспит кумоху». Кумохой крестьяне называли весеннюю простудную лихорадку. Кумоху и ее 12 сестер-близнецов называли зимней лихоманкой. Эти куклы оберегали от нечисти в доме, которая является причиной болезней и разлада. Каждая лихоманка имеет свое имя и связана с определенной болезнью (злым духом) – Трясея, Аввареуша, Огнея, Ледея, Глухея, Пухлея, Желтея Каркуша, Глязея, Немея, Отпея, Храпуша. Они хранились за печкой.
Учитель ИЗО и технологии. К концу 19 века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. И нарядная кукла на капоте автомобиля во время свадьбы в наши дни - отголосок именно этого обряда.
Учитель литературы. Слово предоставляется творческой группе.
(Учащиеся читают мини-сочинение и синквейн.)
Выставление поурочных баллов.
Заключение. Учитель литературы.(Слайд 34). Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины – одно целое: зеленая крона и корни, глубоко уходящие в землю. Множество людей именно через Тургенева ощутили, почувствовали свои «корни», осознали свой долг перед землей, их взрастившей. Давайте будем помнить наше великое прошлое, сохранять его богатое наследие во имя будущих поколений.
Спасибо за урок!
Литература
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. М., 1984
Апухтин В. Игрушки крестьянских детей (по наблюдениям в Орловской губернии)// Листок международной научно- промышленной выставки «Детский мир». - Спб., 1903. -№5.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М., 1989.
Голубков В.В. Художественное мастерство Тургенева. – М., 1955.
Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура и традиции, 2007. – 120стр.: ил.
Иванова Л.Н. Деревня, которой нет. – Тула, 1991.
Калашников В. Славянская мифология. – М.: Белый город, 2002.