- обобщение и расширение полученных ранее знаний по теме «Русская самодельная игрушка»;
- развитие творческих способностей, образного мышления, коммуникативных возможностей обучающихся;
- воспитание уважения к народным традициям и интереса к прикладному творчеству.
- развить стремление к углублению знаний, умение самостоятельно работать, анализировать и оценивать результат;
- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
повойник.
Этапы | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учеников и ожидаемый результат | время |
1. Мотивация | Мотивировать учащихся к определению темы занятия | - Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим на слайды и сформулируем тему нашего занятия. Слайд 1. Чем объединены эти изображения? (Куклой) Что можно делать с куклами? Слайд 2. Посмотрите на этот слайд, что вы видите?(Обереги) Зачем нам нужны обереги? Слайд 3. Что вы видите теперь на экране? (Дорога) Что нам необходимо в дороге? А защита в дороге нужна? Слайд 4. А теперь давайте объединим информацию со всех трех слайдов. Да, верно, это будет кукла-оберег, которая помогает человеку в дороге. Какова же тема нашего занятия? Слайд 5. Кукла-оберег «Подорожница» | Настрой на позитивное начало занятия. Отвечают на вопросы Формулируют тему занятия. | 5 мин. |
2. Определе ние целей и задач занятия. | Помочь учащимся определить основные вопросы занятия. | Давайте постараемся определить цель и задачи нашего занятия. Что мы должны узнать? Что мы должны уметь? | Определяют основные вопросы занятия: -Когда возникла первая кукла? - Какие основные способы изготовления кукол? Ученики говорят поставленные цели. | 3 мин. |
3. Актуализация знаний обучающихся | | Мы практически год работаем над исследовательским проектом «Декоративно-прикладное творчество Воронежского края». Многое уже сделано, многое вы знаете. На сегодняшний день у вас огромный багаж знаний и умений. Позвольте взять у вас небольшое интервью. Вопросы: Когда возникли первые игрушки?(В глубокой древности) Из чего их изготовляли? (Из камня, дерева, глины) Какая игрушка была самой распространенной в русских деревнях? (Тряпичная кукла) Что олицетворяла собой русская самодельная кукла? (Силы плодородия земли.) С какого возраста дети начинали делать кукол? (С пяти лет) Для чего служили куклы-обереги? (Чтобы избавиться от чего-то плохого, как пожелание достатка и счастья в доме) Почему куклам не рисовали глаза? Что означает красный цвет в наряде куклы? (Цвет солнца, здоровья, радости и тепла) Сколько кукол было в крестьянских семьях? (100) Каким способом изготавливались обережные куклы? (Без ножниц и иглы) Чертежи и выкройки используют при изготовлении кукол-оберегов? ( Нет) Посмотрите на слайд 8. Эти куклы одинаковые? По какому признаку можно разделить кукол? (Игровые, обрядовые, обереги) Что вы об этом знаете? Слайд 9. Что это за куклы? (Игровые) Что вы о них знаете? Слайд 10. Что означают эти куклы?(Использовали в обрядах) Слайд 11. Какой смысл несут в себе эти куклы? (Обереговый) | | 7 мин. |
4. Практическая часть а) инструктаж | Дать возможность учащимся осознать объем работы. | Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие в прошлое, и научимся изготавливать куклу-оберег «Подорожница». Такой оберег мама давала сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу, чтобы скоро и благополучно вернуться домой. В руках куклы находится узелок, в котором спрятаны зернышки и ниточка. Зерно является символом сытости, дабы путник всегда был в дороге сыт, а ниточка, чтобы вернулся домой. Куколку делали очень маленькой, чтобы она помещалась в ладони. А сделать её очень быстро и легко. Куколку обматывали нитками, одевали повойник (налобная повязка), юбку, ручки с узелком и платочек. Просмотр слайдов технологии изготовления куклы «Подорожница». | Просмотр слайдов изготовления куклы «Подорожница». Изучение технологической карты с этапами изготовления. | 5 мин. |
б) самостоятельная работа по технологической карте (изготовление куклы) | Содействовать развитию навыков изготовления тряпичных кукол. Добиться от учащихся правильной технологии изготовления. | Предоставляет учащимся возможность самостоятельно поработать над изготовлением куклы «Подорожница». Помните, изготавливая обережные куклы, будьте в хорошем настроении и добром расположении духа. Правила техники безопасности с ножницам во время работы. Технология выполнения: 1.Формируем голову и лицо. Помещаем наполнитель на середину ткани, сворачиваем и обматываем нитками. 2. Обхватываем голову повойником и обматываем нитками. 3. Присбориваем лоскут для сарафана вокруг шеи, располагая разрез сзади. Закрепляем обмоткой. Выворачиваем сарафан на лицевую сторону. 4.Лоскут для мешочка наполняем зерном, обматываем нитками, завязываем узелок и оставляем нитки. 5. Лоскуток для ручек сворачиваем вдоль. Привязываем к середине мешочек. 6. Закрепляем ручки обмоткой на уровне шеи. 7. Надеваем платочек. Молодцы, вы справились с заданием. Поднимите и покажите своих куколок. Мини-выставка. | Самостоятельная работа. Выполняют куклу «Подорожница» в соответствии с технологической картой изготовления. | 15 мин |
в)исследовательская практика | | Ребята, мы много сегодня сделали, но на доске осталось без внимания одно слово – ПОВОЙНИК. -Как вы думаете, что оно обозначает? (Налобная повязка) -У наших кукол есть этот головной убор? (Да) Это ещё один женский головной убор, составляющая часть русского народного костюма. Наша исследовательская практика продолжается. Мы разделимся на три группы, и к следующему занятию подготовим материал о повойнике. Группа «Историки» - будет собирать материал для школьного музея об этом головном уборе. Группа «Художники» - подготовит рисунки, эскизы и фотографии. Группа «Журналисты» - проведут опрос. | | 5 мин |
5. Подведение итогов. | Способствовать развитию умения анализировать, обобщать и делать выводы. | - На какие вопросы урока вы нашли сегодня ответы? К нам на занятие приехали гости из разных уголков нашей области. Они проделали не легкий путь и ещё предстоит дорога домой. Давайте наши куклы-обереги подарим нашим гостям, чтобы дорога была легкой. | Учащиеся самостоятельно формулируют основные вопросы, рассмотренные на уроке, и дают на них ответы. Для чего служили куклы обереги? С какой целью изготовляли куклу «Подорожница»? | 3 мин. |
2. Рефлексия | Предоставить учащимся определить степень успешности своей работы. | Посмотрите, какая яблонька выросла на нашем занятии. Давайте попытаемся оценить свою работу. Если вы считаете, что ваша деятельность сегодня успешна, вы достигли всех поставленных задач, выберите спелые красные яблочки и прикрепите на нашу яблоньку. А у кого сегодня не все получилось, пусть выберут зеленые яблочки. Но они только сегодня зеленые, а совсем скоро созреют и станут такими же спелыми и наливными. Посмотрите, какая чудесная яблонька получилась! Сколько плодов она нам подарила. А плоды эти – ваши знания и умения! Молодцы! Всем спасибо за внимание! | Учатся определять степень успешности своей работы. | 2 мин. |