kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие внеурочной деятельности "Русская самодельная игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие направлено на развитие интереса по прикладному творчеству. Способствует развитию эстетического вкуса и личностного самоопределения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности "Русская самодельная игрушка"»

Занятие по учебному курсу «Декоративно-прикладное творчество Воронежского края» в 6 классе


Тип занятие: исследовательская деятельность.


Дата: 12.04.2016 года


Тема занятия: «Русская самодельная игрушка»


Автор: Подстрешная Ольга Васильевна, учитель технологии


Школа: МБОУ «Подгоренская СОШ №1» Подгоренского муниципального района Воронежской области


Класс: 6 б


Краткое описание идеи занятия: Данное занятие учебного курса входит в раздел «Русская самодельная игрушка» в 6 классе и разработано в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Занятие направлено на развитие интереса обучающихся к прикладному творчеству, реализацию личностной культуры и самоопределение школьников.


Цели занятия:

- обобщение и расширение полученных ранее знаний по теме «Русская самодельная игрушка»;

- развитие творческих способностей, образного мышления, коммуникативных возможностей обучающихся;

- воспитание уважения к народным традициям и интереса к прикладному творчеству.


Задачи занятия:

- познакомить учащихся с различными видами русской самодельной игрушки;

- обучить технологии выполнения куклы «Подорожница»;

- развить стремление к углублению знаний, умение самостоятельно работать, анализировать и оценивать результат;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.




Ожидаемые результаты:


Предметные

Метапредметные

Личностные

После проведения урока учащиеся смогут:

  • самостоятельно находить и излагать исторические сведения о развитии народной игрушки;


  • изготавливать самодельные игрушки из ткани, ориентироваться на форму и пропорцию в изделии;


  • перечислять основные виды русской самодельной игрушки.


Познавательные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • работать с технологическим картами;

Регулятивные УУД:

  • работать по данному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • самостоятельно оценивать и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

  • уметь формулировать собственное мнение и соотносить его с позициями партнёров в совместной деятельности;

  • активизировать познавательную деятельность для решения коммуникативных задач.

  • стремиться к расширению знаний по русской народной культуре;


  • испытывать потребность в личностной культуре и самореализации;


  • толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества; быть деликатным, дисциплинированным, аккуратным и ответственным.



Основные понятия: кукла оберег «Подорожница»;

повойник.


Ресурсное обеспечение занятия: Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: рукоделие из ниток / авт.сост. Е.А.Гурбина.- Волгоград: 2009-122 с.; Технология. 9 класс: элективный курс «Традиции русской народной культуры»/ авт.сост.Е.А.Гурбина, М.В. Гурко.- Волгоград: 2007.-171 с., мультимедийный проектор, компьютер, куклы-обереги.


Технологическая карта занятия


Этапы

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

и ожидаемый результат

время

1. Мотивация




Мотивировать

учащихся

к определению

темы занятия

- Здравствуйте, ребята!

Давайте посмотрим на слайды и сформулируем тему нашего занятия.

Слайд 1. Чем объединены эти изображения? (Куклой)

Что можно делать с куклами?

Слайд 2. Посмотрите на этот слайд, что вы видите?(Обереги)

Зачем нам нужны обереги?

Слайд 3. Что вы видите теперь на экране? (Дорога)

Что нам необходимо в дороге? А защита в дороге нужна?

Слайд 4. А теперь давайте объединим информацию со всех трех слайдов. Да, верно, это будет кукла-оберег, которая помогает человеку в дороге.

Какова же тема нашего занятия?

Слайд 5. Кукла-оберег «Подорожница»

Настрой на позитивное начало занятия.


Отвечают на вопросы






Формулируют тему занятия.

5 мин.

2. Определе

ние целей и задач занятия.

Помочь учащимся определить основные вопросы занятия.

Давайте постараемся определить цель и задачи нашего занятия.

Что мы должны узнать?

Что мы должны уметь?

Определяют основные вопросы занятия:

-Когда возникла первая кукла?

- Какие основные способы изготовления кукол?

Ученики говорят поставленные цели.

3 мин.

3. Актуализация знаний обучающихся


Мы практически год работаем над исследовательским проектом «Декоративно-прикладное творчество Воронежского края». Многое уже сделано, многое вы знаете. На сегодняшний день у вас огромный багаж знаний и умений. Позвольте взять у вас небольшое интервью.

Вопросы:

  1. Когда возникли первые игрушки?(В глубокой древности)

  2. Из чего их изготовляли? (Из камня, дерева, глины)

  3. Какая игрушка была самой распространенной в русских деревнях? (Тряпичная кукла)

  4. Что олицетворяла собой русская самодельная кукла? (Силы плодородия земли.)

  5. С какого возраста дети начинали делать кукол? (С пяти лет)

  6. Для чего служили куклы-обереги? (Чтобы избавиться от чего-то плохого, как пожелание достатка и счастья в доме)

  7. Почему куклам не рисовали глаза?

  8. Что означает красный цвет в наряде куклы? (Цвет солнца, здоровья, радости и тепла)

  9. Сколько кукол было в крестьянских семьях? (100)

  10. Каким способом изготавливались обережные куклы? (Без ножниц и иглы)

  11. Чертежи и выкройки используют при изготовлении кукол-оберегов? ( Нет)

Посмотрите на слайд 8. Эти куклы одинаковые?

По какому признаку можно разделить кукол? (Игровые, обрядовые, обереги)

Что вы об этом знаете?

Слайд 9. Что это за куклы? (Игровые) Что вы о них знаете?

Слайд 10. Что означают эти куклы?(Использовали в обрядах)

Слайд 11. Какой смысл несут в себе эти куклы? (Обереговый)


7 мин.

4. Практическая часть а) инструктаж

Дать возможность учащимся осознать объем работы.

Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие в прошлое, и научимся изготавливать куклу-оберег «Подорожница». Такой оберег мама давала сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу, чтобы скоро и благополучно вернуться домой.

В руках куклы находится узелок, в котором спрятаны зернышки и ниточка. Зерно является символом сытости, дабы путник всегда был в дороге сыт, а ниточка, чтобы вернулся домой. Куколку делали очень маленькой, чтобы она помещалась в ладони. А сделать её очень быстро и легко. Куколку обматывали нитками, одевали повойник (налобная повязка), юбку, ручки с узелком и платочек. Просмотр слайдов технологии изготовления куклы «Подорожница».

Просмотр слайдов изготовления куклы «Подорожница».




Изучение технологической карты с этапами изготовления.




5 мин.

б) самостоятельная работа по технологической карте (изготовление куклы)


Содействовать

развитию навыков

изготовления тряпичных кукол.

Добиться от учащихся правильной технологии изготовления.

Предоставляет учащимся возможность самостоятельно поработать над изготовлением куклы «Подорожница». Помните, изготавливая обережные куклы, будьте в хорошем настроении и добром расположении духа.

Правила техники безопасности с ножницам во время работы.

Технология выполнения:

1.Формируем голову и лицо. Помещаем наполнитель на середину ткани, сворачиваем и обматываем нитками.

2. Обхватываем голову повойником и обматываем нитками.

3. Присбориваем лоскут для сарафана вокруг шеи, располагая разрез сзади. Закрепляем обмоткой. Выворачиваем сарафан на лицевую сторону.

4.Лоскут для мешочка наполняем зерном, обматываем нитками, завязываем узелок и оставляем нитки.

5. Лоскуток для ручек сворачиваем вдоль. Привязываем к середине мешочек.

6. Закрепляем ручки обмоткой на уровне шеи.

7. Надеваем платочек.

Молодцы, вы справились с заданием.

Поднимите и покажите своих куколок. Мини-выставка.

Самостоятельная работа.

Выполняют куклу «Подорожница» в соответствии с технологической картой изготовления.
















15 мин

в)исследовательская практика


Ребята, мы много сегодня сделали, но на доске осталось без внимания одно слово – ПОВОЙНИК.

-Как вы думаете, что оно обозначает? (Налобная повязка)

-У наших кукол есть этот головной убор? (Да)

Это ещё один женский головной убор, составляющая часть русского народного костюма.

Наша исследовательская практика продолжается. Мы разделимся на три группы, и к следующему занятию подготовим материал о повойнике.

Группа «Историки» - будет собирать материал для школьного музея об этом головном уборе.

Группа «Художники» - подготовит рисунки, эскизы и фотографии.

Группа «Журналисты» - проведут опрос.


5 мин

5.

Подведение

итогов.


Способствовать

развитию

умения анализировать,

обобщать и делать выводы.

- На какие вопросы урока вы нашли сегодня ответы?


К нам на занятие приехали гости из разных уголков нашей области. Они проделали не легкий путь и ещё предстоит дорога домой. Давайте наши куклы-обереги подарим нашим гостям, чтобы дорога была легкой.

Учащиеся самостоятельно формулируют основные вопросы, рассмотренные на уроке, и дают на них ответы.

Для чего служили куклы обереги?

С какой целью изготовляли куклу «Подорожница»?

3 мин.

2. Рефлексия

Предоставить

учащимся определить степень успешности своей работы.


Посмотрите, какая яблонька выросла на нашем занятии. Давайте попытаемся оценить свою работу. Если вы считаете, что ваша деятельность сегодня успешна, вы достигли всех поставленных задач, выберите спелые красные яблочки и прикрепите на нашу яблоньку.

А у кого сегодня не все получилось, пусть выберут зеленые яблочки. Но они только сегодня зеленые, а совсем скоро созреют и станут такими же спелыми и наливными.

Посмотрите, какая чудесная яблонька получилась!

Сколько плодов она нам подарила. А плоды эти – ваши знания и умения!

Молодцы! Всем спасибо за внимание!

Учатся определять степень успешности своей работы.




2 мин.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие внеурочной деятельности "Русская самодельная игрушка"

Автор: Подстрешная Ольга Васильевна

Дата: 23.03.2020

Номер свидетельства: 543946

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Кукла-берегиня "
    ["seo_title"] => string(18) "kukla-bierieghinia"
    ["file_id"] => string(6) "245219"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446098111"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства