kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок технологии в 8-м классе по теме "Композиция. Орнамент. Свободная вышивка по рисованному контуру"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся учатся составлять орнамент из предложенных элементов и вышивают по нему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии в 8-м классе по теме "Композиция. Орнамент. Свободная вышивка по рисованному контуру"»


Урок технологии в 8-м классе по теме "Композиция. Орнамент. Свободная вышивка по рисованному контуру"


учитель технологии ШГ №22 г.Астана

Землякова Нина Тимофеевна


Цели:


Обучающие:

Знать: Основные элементы и узоры орнамента жителей Казахстана;

Уметь: Решать задачу – составлять орнамент из предложенных элементов и вышивать по нему, используя традиционную для Казахстана технику вышивки;


Развивающие: Развивать глазомер, моторику мышц руки; способность сравнивать и анализировать; формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к виду рукоделия, развитию самостоятельности;


Воспитывающие: Воспитывать трудолюбие, эстетические и патриотические качества личности; формировать у учащихся навыки культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.


Наглядные пособия: Рисунки казахского орнамента; рисунки для вышивки по свободному контуру, традиционные для Казахстана; образцы вышивки по свободному контуру; образцы швов, характерных для вышивки народов Казахстана.


Ведущие понятия: Композиция, орнамент, симметрия, традиционные виды рукоделия, узоры, раппорт, элемент.


Тип урока: Комбинированный


1. Организация начала занятия

Подготовить учащихся к работе на уроке

2. Постановка цели урока

3. Изложение нового материала

Понятие “орнамент”, “композиция”, “раппорт”.

Особенности орнаментов на территории Казахстана.

Элементы орнамента казахской вышивки.

4. Закрепление нового материала

Усвоение знаний и выработка умений

Разработка элемента казахского орнамента

Зарисовка элемента орнамента

5. Вводный инструктаж

Инструктаж по ТБ и организации рабочего места

6. Основные швы, применяемые для вышивки жителями Казахстана (тамбурный, мелкий крест, перевить, набор).

7. Организация рабочего места

8. Самостоятельная работа

9. Закрепить умения и навыки

10. Использовать, основные швы вышивки

11. Текущий инструктаж

12. Коррекция умений и навыков

13. Технология выполнения тамбурного шва и шва “перевить”

14. Подведение итогов

Осуществить анализ и оценку успешности достижения цели

Анализ допущенных ошибок и оценивание работ

15. Уборка рабочих мест

Навести порядок на рабочем столе

Организация порядка на рабочем месте


Ход урока

I. Организация начала занятия

Приветствие;

Проверка присутствующих;

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Постановка целей

Определить цель занятия

III. Изложение нового материала

1. Этнография крестьянства Казахстана. (Исторические сведения.)


Историками нашего края были найдены предметы быта народов, подтверждающих, что кроме главного занятия – скотоводства и пчеловодства, крестьяне, проживающие на границе с Казахстаном, занимались промыслами и ремеслами: кузнечное, портняжное, рукоделия, в том числе и вышивкой.


В старину в вышивке в наибольшей степени отразились фантазии и самобытность местных мастериц. Среди предметов коллекции музеев вышивка встречается на женских и мужских шапанах и камзолах.


Вышивка в семьях чаще всего оставалась домашним занятием, а мастерицы из бедных семей занимались вышиванием, как приработком, выполняя заказы.

Каждая вышивка имела свое назначение, а этому должен был соответствовать определенный шов или узор. Например, мотив “ромба с крючком” появился в искусстве многих народов на ранней стадии развития земледелия и связан с магией плодородия.


Переселенцы из северных, южных и центральных направлениях Казахстана сохраняли в своих работах традиции, присущие тому или иному региону.


Основными цветами вышивок были зеленый, красный, черный, реже синий и желтый.


Вышивали тамбурным швом, крестом и набором. Назывались эти швы

по-мелкому – набор

пялы – перевить

по-киргизски – тамбурный

клопиком – мелкий крест.


И в современной одежде часто встречаются элементы вышивки


2. Композиция и орнамент


При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:

Какие швы будут использоваться в работе

Назначение изделия

Расположение узора на изделии

Выбор цветового решения вышивки


Все это – слагаемые понятия “Композиция”.


“Композиция” – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.


Основным источником создания орнамента явилась природа. Чудесными узорами “расписала” она крылья бабочек, птиц, листья и многое другое. Древние люди, изготавливая примитивные сосуды из глины, украшали свои изделия различными линиями и рисунками. И вот такие украшения называли “орнаментом”


“Орнамент” – от латинского “украшение” – узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а так же геометрических фигур.


Ритмически повторяющийся мотив (элемент) или несколько элементов, из которых складывается орнамент, называют “Раппортом”. Мотивы в узоре не всегда повторяются. Орнаментальными считаются те узоры, которые строятся на основе симметрии или асимметрии.


“Симметрия” – соразмерное расположение форм, основных линий и красок относительно осей.


Своеобразие местной вышивки проявляется в геометрическом орнаменте, который представляет в богатейшем разнообразии преимущественно две фигуры: “крюки” и “ромбы”. Умение вышивальщиц составлять из одних и тех же мотивов множество новых композиций и подтверждает богатый мир их творческой фантазии.


Из казахских мотивов взят “бараний рог”, “восьмилепестковая розетка”, “стилизованные листья”, “растительные мотивы”.


4. Элементы орнамента русской, казахской вышивки


Казахские мотивы

Бараний рог Розетка, лист


Русские мотивы

Крюки Ромбы


Основные элементы орнамента

Бараний рог

Лист

Дерево

Птичка

Розетка

Крюки, ромбы












III. Закрепление нового материала


Разработка элемента орнамента


Зарисовка элемента орнамента (раппорт) в тетрадь

IV. Вводный инструктаж

– Инструктаж по ТБ и организации рабочего места


Перед тем как приступить к выполнению работы, необходимо правильно организовать рабочее место, нитки, инструменты и приспособления.


Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.


Организовать рабочее место:

нитки и инструменты хранить в специальной коробочке

во время работы необходимо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову.

расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см.

стул пододвинуть к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.


– Основные швы, применяемые для вышивки жителями Казахстана (тамбурный, мелкий крест, перевить, набор)


Технология выполнения швов


Шов “Шнурок”








Выполняется в два приема.

Вначале по прямой линии выполняются стежки шва “вперед иголку”. Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка.

После этого, иглу с ниткой (обычно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань.


Тамбурный шов

Уложи рабочую нить слева от контура узора.

Прижми нить большим пальцем левой руки, введи иглу в предыдущий прокол. Иглу выводят на лицевую сторону внутри петельки на расстоянии, равном ее длине

Выполни следующий стежок так, чтобы острие иглы попало в середину предыдущей петли выполни несколько стежков.

Выполни закрепку в конце работы.






Для выполнения поворота по рисунку необходимо закрепить петельку тамбурного шва.


V. Самостоятельная работа


Для самостоятельной работы учащимся предлагается решить учебную задачу. Учащимся выдается карточка, на которой напечатана задача / Последовательно выполняя этапы задачи, учащиеся выполняют основное задание: Используя, основные швы, которыми вышивали в старину, вышейте узор.


Раппорт орнамента зарисованный в тетради вышивается учащимися с использованием технологии вышивки швов, используемых в старину (тамбурный, мелкий крест, перевить, набор).


Формулировка задачи Особенность орнаментов состоит в том, что мастерицы использовали узоры татар, казахов и других народов.


Орнамент татарской вышивки – стилизованные деревья, цветы с пышными широкими листьями, бутоны, стебли.


Казахский орнамент состоит из кругов, восьмилепестковых розеток, разделенных стилизованными листьями.


Вышивали в основном края полотенец, головные уборы, различные части одежды: рукава, подол и др.


Вышивкой украшали предметы быта: панно для гостевой комнаты, покрывало постели, наголовники подушек, попоны лошадей и др.


1.Орнамент – узор, составленный из ритмично чередующихся элементов растительного или животного мира, а также геометрических фигур. Орнамент бывает ленточный, центрический и сетчатый.


2. Раппорт – ритмически повторяющийся элемент (мотив) или несколько элементов, из которых складывается рисунок.


3. В старину вышивали швами:


тамбурным – по-киргизски; крестом – клопиком;


набором – по-мелкому; пялы – перевитью


(инструкция выполнения швов прилагается)

Используя, основные швы, которыми вышивали в старину, вышейте узор. Задание по выбору


Есть ли в вашем доме вещи с вышивкой.


Расскажите, какие старинные вышитые вещи, хранятся у вас дома.


VII. Текущий инструктаж


Коррекция умений и навыков


Технология выполнения тамбурного шва и шва “перевить”. Проверка соблюдения правил техники безопасности

VIII. Подведение итогов

Анализ допущенных ошибок и оценивание работ. Показ работ и обсуждение


Подведение итогов урока


На данном уроке учащиеся познакомились с особенностями национальных орнаментов.


Самостоятельно, используя основу полученных знаний на уроке, вышили узор.


– Что такое орнамент?


– Определение раппорта


– Какими швами вышивали в старину?


– Какие элементы присущи орнаментам разных народов?


– Украшают ли орнаментом одежду и предметы быта в современном мире?

IX. Уборка рабочих мест

Организация порядка на рабочем

месте


Готовые работы















8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Землякова Нина Тимофеевна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379571

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Композиция. Орнамент.  Вышивка по рисованному контуру "
    ["seo_title"] => string(54) "kompozitsiia-ornamient-vyshivka-po-risovannomu-konturu"
    ["file_id"] => string(6) "181816"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425398091"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства