Урок технологии в 1 классе по теме «Декоративная роспись художественных промыслов России»
Урок технологии в 1 классе по теме «Декоративная роспись художественных промыслов России»
Ученики в группах разрабатывают декоративное оформление реального предмета быта в определённом, известном им стиле, используя аппликацию с элементами объёма в технике квиллинг,представляют их классу, аргументируя выбор стиля и названия работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Провела учитель начальных классов: Багаутдинова Н.Н.
2016г.
Тема: "Декоративная роспись художественных промыслов России"
Урок технологии в 1-м классе
Планируемый результат: ученики в группах разрабатывают декоративное оформление реального предмета быта в определенном, известном им стиле, используя аппликацию с элементами объёма в технике квиллинг, представляют их классу, аргументируя выбор стиля и названия работы. Оформление выставки.
Цели урока:
I. Предметные:
Закрепить знания о традиционных народных промыслах России.
Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
Формировать практические умения и навыки. Учить детей составлять узор по мотивам росписи.
Воспитывать интерес к искусству росписи, уважение к творческому наследию.
Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе . Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами
II. Личностные УУД:
Способствовать развитию речи учащихся.
Способствовать овладению различными приёмами и техниками .
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.
Способствовать воспитанию уважительного отношения к творчеству, как к своему, так и других людей.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд, проявлять навыки самоконтроля.
III. Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свою мысль в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Учебно-педагогическая задача: используя ранее полученные знания техники различных видов декоративной росписи, изобразить реальный предмет. Дать название своей работы. Представить свою работу, обосновав выбор стиля и данное название.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Тип группы: бригада по 6 человек.
Время: 3 четверть, март.
Оборудование: компьютер; мелодии с записью инструментальной музыки; наглядный материал, правила работы в группе ;.
Работа над проектом.
Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя.
Учащимся предлагается подготовить методическое пособие для учеников начальной школы в помощь по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи.
Методическое пособие должно познакомить учащихся с историей края, в котором появился данный вид росписи, с его традициями, техникой
исполнения. Должны быть представлены элементы росписи, приемы выполнения тех или иных ее фрагментов.
Рассказ учителя о народном творчестве с показом слайдов, просмотром альбомов с репродукциями различных видов декоративной росписи.
2 этап: планирование
Определив задачи, учащиеся делятся на бригады:
1-я бригада занимается изучением и освоением хохломской росписи;
2-я бригада занимается изучением и освоением гжельской росписи;
3-я бригада занимается изучением и освоением семёновской росписи;
4-я бригада занимается изучением и освоением росписи дымковской игрушки.
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать.
Создается банк идей и предложений. (На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу.)
3 этап: исследование
Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями той или иной росписи. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместногообсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технологическая карта изготовления проекта, подбираются инструменты, материалы . Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.
4 этап: результаты и выводы
Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют эскизы будущих расписных изделий, уточняют, анализируют собранную информацию, формируют выводы.
(Вся работа ведется под наблюдением учителя.)
5 этап: презентация
Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы, включающей историческую справку, собственные творческие разработки в поделках.
6 этап: оценка результатов
Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Учитель оценивает активность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.
7 этап: заключение
Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности (роспись изделий).
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается культура России.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны?
- А еще в нашем краю говорят исстари: "Где хотенье, там и уменье!” Согласны ли вы с такими правилами?
2.Актуализация знаний.
«Ребята, как прекрасна наша Россия - своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озёрами! Как богата Россия - драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем она владеет, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами, своими делами. В каком бы уголке нашей родины ты не оказался, везде встретишь чудо - мастеров, прославляющих красоту родной земли!
Планируемый результат: ученики в группах разрабатывают декоративное оформление реального предмета быта в определенном, известном им стиле, используя аппликацию с элементами объёма в технике квиллинг, представляют их классу, аргументируя выбор стиля и названия работы. Оформление выставки.
Цели урока:
I. Предметные:
Закрепить знания о традиционных народных промыслах России.
Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
Формировать практические умения и навыки. Учить детей составлять узор по мотивам росписи.
Воспитывать интерес к искусству росписи, уважение к творческому наследию.
Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе . Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами
II. Личностные УУД:
Способствовать развитию речи учащихся.
Способствовать овладению различными приёмами и техниками .
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.
Способствовать воспитанию уважительного отношения к творчеству, как к своему, так и других людей.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд, проявлять навыки самоконтроля.
III. Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свою мысль в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Учебно-педагогическая задача: используя ранее полученные знания техники различных видов декоративной росписи, изобразить реальный предмет. Дать название своей работы. Представить свою работу, обосновав выбор стиля и данное название.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Тип группы: бригада по 6 человек.
Время: 3 четверть, март.
Оборудование: компьютер; мелодии с записью инструментальной музыки; наглядный материал, правила работы в группе ;.
Работа над проектом.
Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя.
Учащимся предлагается подготовить методическое пособие для учеников начальной школы в помощь по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи.
Методическое пособие должно познакомить учащихся с историей края, в котором появился данный вид росписи, с его традициями, техникой исполнения. Должны быть представлены элементы росписи, приемы выполнения тех или иных ее фрагментов.
Рассказ учителя о народном творчестве с показом слайдов, просмотром альбомов с репродукциями различных видов декоративной росписи.
2 этап: планирование
Определив задачи, учащиеся делятся на бригады:
1-я бригада занимается изучением и освоением хохломской росписи;
2-я бригада занимается изучением и освоением гжельской росписи;
3-я бригада занимается изучением и освоением семёновской росписи;
4-я бригада занимается изучением и освоением росписи дымковской игрушки.
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать.
Создается банк идей и предложений. (На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу.)
3 этап: исследование
Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями той или иной росписи. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместногообсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технологическая карта изготовления проекта, подбираются инструменты, материалы . Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.
4 этап: результаты и выводы
Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют эскизы будущих расписных изделий, уточняют, анализируют собранную информацию, формируют выводы.
(Вся работа ведется под наблюдением учителя.)
5 этап: презентация
Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы, включающей историческую справку, собственные творческие разработки в поделках.
6 этап: оценка результатов
Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Учитель оценивает активность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.
7 этап: заключение
Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности (роспись изделий).
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается культура России.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны?
- А еще в нашем краю говорят исстари: "Где хотенье, там и уменье!” Согласны ли вы с такими правилами?
2.Актуализация знаний.
«Ребята, как прекрасна наша Россия - своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озёрами! Как богата Россия - драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем она владеет, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами, своими делами. В каком бы уголке нашей родины ты не оказался, везде встретишь чудо - мастеров, прославляющих красоту родной земли!
На наших уроках мы уже заочно побывали в различных городках и деревеньках, которые стали центрами народных промыслов. Давайте вспомним, как они называются». Показ презентации
Я буду вам загадывать загадки, а вы называйте отгадки:
1. «Игрушки эти на все манеры: тут барышни, и кавалеры.
Индюк нарядный, олень рогатый». ( Дымково).
Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету цвета дымного, А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы.
(В.Фофанов)
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?
Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
(Учитель демонстрирует игрушки, слайды, презентации и др. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки)
2.«Тут поют свои частушки знаменитые игрушки:
Филимон с гармошкой, с внуком Филимошкой». (Филимоново).
Глиняная филимоновская игрушка зародилась в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.
Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
3. «Это доски расписные, посмотрите, вот какие:
По розанам и купавкам необычный скачет конь,
И в цветах весь утопает, до чего ж красивый он!» (Городец).
Эта прекрасная роспись называется Городецкой, от названия старинного русского города Городец
В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называют «городом мастеров»
. Городецкая роспись – как ее нам не знать:
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,
Здесь такие букеты, что нельзя описать,
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
4. «Краской огненной и яркой кто искусно расписал сувениры и подарки? »
(мастера Хохломы).
Искусство хохломской росписи родилось очень давно. А вот когда именно не может сказать никто. Вспомните сказку, как появилась Хохломская роспись.
Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Вот однажды, когда были выструганы ложки и доски, вдруг залетела к нему в окно жар – птица , коснулась деревянных предметов и стали они все расписные, а птица улетела. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её, правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.
Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? - Какие основные цвета в росписи? Какие значения придаёт народ этим цветам? (Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.). (Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый
Красный – огонь, любовь, преданность.
Золотой – свет, солнце.
На чёрном фоне великолепно смотрятся все цвета, он символизирует торжественность.
5. Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
В этой молодице
Прячутся сестрицы,
Каждая сестрица-
Для меньшей темница. (матрёшка)
Ребята, посмотрите какие виды матрёшек существуют?
О самых известных нам сейчас расскажет (имя ученика)
Сообщение ученика
-семёновская
У матрешек из Семенова на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком».
- Сергиев-Посадская матрешка одета в рубаху и сарафан, на голове – платок с узорами.
Она расписана чистыми яркими цветами. Черные линии подчеркивают детали одежды и черты ее лица.
-Полхов-Майданская
матрешки можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом - темно-зеленый, а с синим — желтый. Мастера из Полхов-Майдана украшают свою матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.
6.«Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась, теперь
Известно всем в народе ее названье –( Гжель.)
-Чем интересна гжельская роспись?
Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин.
Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор. Он воспроизводит сценки народной жизни или цветочные композиции и выполнен в русской национальной манере.
Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки.
«Молодцы, ребята, вы все вспомнили, знаете названия промыслов и умеете их отличать».
- Ну что же, не зря мы с вами трудились. Хорошо знаете народные промыслы. Правильно их называете.
3. Сообщение темы урока.
-А чем мы будем сегодня заниматься?
-Назовите тему урока.(Декоративная роспись)
-Не совсем роспись. Мы не будем расписывать, а будем делать аппликацию с элементами объёма в технике квиллинг.
-Что такое квиллинг?(узоры из полосок, бумагокручение)
4.Постановка учебной задачи.
-А цель урока, какая?
- Сегодня на уроке нашей задачей будет изготовить методическое пособие для учащихся начальной школы в помощь по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи.
5. Создание творческих бригад.
- Поэтому, сегодня наш класс – это творческая мастерская, где каждый мастер имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя. Но мастерская наша – необычная. Сегодня здесь собрались мастера из Хохломы и Гжеля , Семёнова и Дымки.
Проходит жеребьевка.
- Как нужно работать, чтобы ничто не могло нам помешать?
Чтоб работа закипела Приготовим все для дела. Будем шить и мастерить – Все должно в порядке быть!
Правила рабочего человека.
С ножницами не шути Зря в руках их не крути. И держа за острый край Другу их передавай.
- Итак, мы приступаем. Каждая группа будет делать только одну поделку.
Физкультминутка.
- Отдохнули? А теперь за работу.
- Выберите материалы, инструменты, следите за безопасностью труда в группе.(Правила работы в группе)
6. Изготовление проекта.
Звучит инструментальная музыка, дети изготавливают поделку.
7. Защита, обоснование проекта.
Представитель каждой группы выходит к доске и защищает свой проект. 8. Подведение итогов.
-Красивые получились поделки?
- В какой технике выполняли поделки? (Аппликация в технике квиллинг)
- Где можно использовать декоративную роспись? Для чего? (Так расписать настоящие поделки из дерева)
- Сегодня на уроке нашей задачей было начать готовить методическое пособие для учащихся начальной школы в помощь по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи. Когда мы будем учиться в следующих классах – продолжим эту работу.
- Я хочу подвести итог. Вы сделали прекрасные поделки. По конструктивным критериям – правильно использовали основные элементы каждой росписи, по технологическим – оригинальны и рациональны. По эстетическим критериям все поделки имеют оригинальные формы, с правильно выбранным цветовым решением.
И, конечно же, учтены экономические критерии. Поделки доступны, практичны, их можно использовать неоднократно.
Я думаю, что задачи урока мы выполнили, ваши поделки помогут другим ребятам познакомиться с различной техникой росписи, вы проявили свою фантазию, творчество.
9.Рефлексия
Спасибо за работу.
Звучит музыка
10. Уборка рабочего места.
Вот закончился урок Все убрать нам нужно в срок. Мусор быстро собери И порядок наведи!