Урок по технологии на тему «Основы материаловедения. Классификация текстильных волокон. Получение ткани»
Урок по технологии на тему «Основы материаловедения. Классификация текстильных волокон. Получение ткани»
Учащиеся знакомятся с историческими сведениями о натуральных волокнах растительного происхождения и их получением; со свойствами натуральных волокон растительного происхождения, сравнительной характеристикой хлопчатобумажных и льняных волокон; получением пряжи, прядении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии на тему «Основы материаловедения. Классификация текстильных волокон. Получение ткани»»
Урок по технологии на тему «Основы материаловедения. Классификация текстильных волокон.
Получение ткани»
Цель урока: а) ознакомитьучащихся с историческими сведениями о натуральных волокнах растительного происхождения и их получением; со свойствами натуральных волокон растительного происхождения, сравнительной характеристикой хлопчатобумажных и льняных волокон; получением пряжи, прядении;
б) способствовать формированию понятий: волокна, натуральные волокна растительного происхождения; сырьё для получения волокон; волокна хлопка и льна; пряжа, прядение;
в) способствовать расширению представлений о волокнах и тканях растительного происхождения; получении пряжи, прядении; формированию умений систематизировать знания по материаловедению; формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;
г) обеспечить реализацию межпредметных связей (история, природоведение, литература);
е) способствовать привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления.
Методы обучения: объяснительно - демонстрационный (объяснение нового учебного материала путем решения новых учебных задач, предусмотренных тематическим планом); репродуктивный (беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов); частично – поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы); закрепление материала.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуально – групповая;
Межпредметные связи: природоведение, история, литература.
- раздаточный материал (информационные карты, схемы, таблицы, технологическая карта, наглядные пособия коллекций «Хлопок» и «Лен»,образцы волокон и тканей, лоскуты хлопчатобумажных и льняных тканей, иллюстрации)
3. Материалы для контроля знаний учащихся;
- карточки-задания
- словарь новых понятий;
- образцы тканей, альбом;
Структура урока.
1. Организационный момент 2 мин.
2. Повторение пройденного материала 2-3 мин.
3. Новый материал 15 мин.
4. Физ.минутка 2 мин.
4. Практическая работа 8 мин.
5. Лабораторно-практическая работа 10 мин.
6. Анализ, итог урока 4 мин.
7. Задание на дом 3 мин.
Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка присутствия учащихся;
- заполнение учителем журнала;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- доведение до учащихся плана уроков: сообщение темы урока, целей .
2. Актуализация прежних знаний учащихся:
Повторение пройденного материала.
2.1. Проверка и оценка домашнего задания (по разделу Кулинария).
2.2. Устный опрос. Вопросы для повторения:
1. Как называется раздел, который мы с вами изучали в прошлой четверти?
2. Дайте определение кулинарии?
3. Какие функции выполняет кухня в современной квартире?
4. Какая мебель используется на кухне?
5. Перечислите, какие электроприборы могут быть на кухне? Назовите их назначение.
6. Почему необходимо соблюдать санитарно – гигиенические требования, порядок на кухне, а также личную гигиену и какую именно?
2.3.Беседа с элементами дискуссии.
Вопросы для актуализации необходимых знаний:
На доске: Материаловедение.Производство ткани.Сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела
«Материаловедение».
-Какое значение имеет это слово?
-Как Вы его понимаете?
-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Что вы уже знаете, что Вам известно о тканях?
-С какой целью изучают этот раздел?
Швейное материаловедение изучает материалы, которые применяются для швейных изделий. Прежде чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, его конструкция, правила эксплуатации. Сегодня на уроке мы познакомимся с процессом изготовления ткани в текстильном производстве.
3.Освоение нового материала. § 1-2 с. 5-8.
Вопрос: Как выдумаете, какой материал мягче – ткань или бумага? (Ответы учеников).
С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями.Из ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки; в холодное время вас укутывали в одеяло и обвивали одеяло красивой лентой и т. д. И каждая ткань отличалась от других тканей, по внешнему виду, свойствам, применению, а также имела своё название. Нам с вами и предстоит узнать, что же это за ткани, как и из чего их изготавливают и чем они отличаются.
В данное время, когда вы уже подросли, вы можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т. д. Чтобы не ошибиться, вы должны знать состав ткани и свойства. А для этого необходимо знать элементы материаловедения. Раздел «Материаловедение», с которым мы начинаем знакомиться с вами в 5 классе, изучает материалы, которые применяются для изготовления швейных изделий: ткани, отделочные материалы, нитки, фурнитуру. Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которого оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, технология изготовления, правила эксплуатации и ухода.
А как вы думаете, что же такое материаловедение? ( Ответы учащихся).
А теперь сравним ваши ответы с понятием «материаловедение» и запишем в тетрадь (учебник, стр. 5).
Материаловедение – наука, изучающая строение и свойства тканей, материалов.
Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит, из крошечных тонких и коротких волосков, которые называются текстильные волокна. А, как вы думаете, что такое текстильное волокно?
Ученики: Предлагают, высказывают своё мнение.
Учитель:Предлагает записать понятие «волокно и текстильное волокно»(учебник, стр. 5)
Волокно - очень тонкие, гибкие, прочное нити, сырьё для получения ткани.
Текстильное волокно – волокно для изготовления пряжи, ниток, ткани и др.
Текстильные волокна очень разнообразны, но все они подразделяются на два основных класса: натуральные и химические (Схема 1,).
Натуральные - это те, которые созданы и подарены природой (хлопковые, льняные, шерстяные, шелковые) и химические, которые получают в результате химических процессов.
Сегодня мы с вами изучим натуральные волокна растительного происхождения. С древнейших времён и до конца ХIХ века единственным сырьём для производства текстильных материалов служили волокна из различных растений (межпредметная связь – природоведение, биология).
Вопрос: А как выдумаете, из каких растений?
Это была крапива.
Тканью человек пользовался с древнейших времён. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые использовал человек для получения тканей, были волокна крапивы и конопли. Это были дикорастущие растения, а затем волокна культурных растений - хлопка и льна.
Вопрос: А из каких волокон производят ткани в наше время?
(Звучит музыка звуков природы: ветер или щебетание птиц)
Мы отправляемся в путешествие мир ПРИРОДЫ. Вообразите чудесное место отдыха, где вам спокойно, радостно.
Мы с вами отправляемся в путешествие по полям, чтобы узнать какие растения дают нам ткани и каким образом. А заодно узнаем, влияет ли растение на свойства ткани. Вообразите, что вы идете по дороге. С одной стороны располагается поле белого цвета, а с другой голубое. Давайте войдем в белое поле и рассмотрим, какое растение там растет. Это растение называют «хлопчатник» произрастает хлопчатник в южных районах нашей страны (Узбекистан, Казахстан, Азербайджан). Хлопком называют волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в теплых странах. Его цветки похожи на колокольчик, но сейчас перед нами его плоды: коробочки наполненные «кусочком ваты» с крупными семенами. «Ватка» состоит из волосков длиной от 5 мм до 5 см. Волоски тонкие, гибкие, легкие, они покрывают поверхность семян для того чтобы под действием ветра семена могли разлетаться и засеивать Землю. Волоски мягкие и теплые чтобы согревать семена во время холода. Они легко впитывают влагу, и быстро высыхают под лучами солнца, укрывая семена от дождя. Люди многие тысячелетия назад начали собирать эти волокна хлопчатника, очищать от семян, скручивать между собой в длинные нити (прясть пряжу) и затем ткать ткани. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют хлопок-сырец. Такие ткани как сами волокна тонкие, мягкие, легкие, теплые на ощупь, быстро впитывают влагу и легко сохнут. Так природа позаботилась о людях. Из хлопка вырабатывают очень много тканей, гораздо больше, чем изо льна это и:
Ситец
Фланель
Сатин
Бельевые ткани
Бархат
Вельвет
А теперь, мысленно, перейдем дорогу и войдем в голубое поле. Нас окружают высокие былинки с голубыми «глазами». Лен – однолетнее травянистое растение, которое дает волокно того же названия, это растение произрастает в средней полосе нашей страны Ивановской обл., Ярославской обл., Костромской обл., а Кострома издревле считалась столицей льна. Эти былинки легко вырвать из земли вместе с корнями, но очень трудно разорвать пополам. Стебель этого растения состоит из лубяных волокон, которые легко разделить на отдельные прочные волоски. Лен древнее хлопка, но происходит также как и хлопок из Индии. Волокна располагаются в стебле, он поддерживает растение, оно жесткое и гладкое. Стебель проводит воду в листья и цветы, а также охлаждает растение вовремя жары. Поэтому льняное волокно хорошо впитывает и долго хранит воду, из-за этого оно прохладное на ощупь. Длина волокна достигает 1 метра. Уборку льна производят в период ранней желтой спелости.
Чтобы получить волокна льна и спрясть нити необходимо его скосить, вымочить в воде (чтобы растворился природный клей), высушить, трепать (разделять на волокна), отделить примеси и затем прясть (скручивать). Льняные ткани обладают всеми свойствами волокон. Они жесткие, гладкие, хорошо впитывают влагу и долго сохнут, создают ощущение прохлады.
Наше путешествие закончилось.
Физ. минутка
Вы, наверное, устали? Да!
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси пошипели:
«Ш-ш-ш»
Пошипели, помолчали
И, как зайцы поскакали
(прыжки на месте)
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. Человеческий организм очень чутко относится к окружающей среде, атмосфере, одежде.
Мы дышим не только носом и ртом, но и кожей. А если наша одежда, изготовленная из химических волокон, не пропускает воздух, не позволяет испаряться излишней влаге, когда мы потеем, электризуется и к тому же может вызвать кожные и аллергические реакции, то вывод напрашивается один. Какую одежду лучше выбирать?
(Ученики предлагают, высказывают своё мнение).
Да вы правы, лучше из натуральных волокон. Одежда из таких волокон предохраняет наш организм от многих невзгод: в непогоду согревает (хлопок); в жару охлаждает (лён), не электризуется.
Итак, в 5 классе мы познакомимся с натуральными волокнами растительного происхождения – это хлопок и лен. Демонстрация наглядных пособий «Хлопок» и «Лен».
Обобщение изученного
Заготовка и первичная обработка волокна зависят от вида сырья, далее технологический процесс одинаковый – прядение, ткачество, отделка. Рассмотрим подробнее (видеоролик производство ткани)
На доске термин ровница. Процесс, в результате которого из коротких тонких волокон получают
непрерывную нитьназывают прядением, а нить пряжей. ( запись в тетрадь)
Исторические сведения: Прялка на протяжении веков была принадлежностью крестьянского дома. Была она деревянной, с узорами, вырезанными по дереву или нарисованными. Веретена для нее тоже точили из дерева. От пряхи требовалось и умение, и терпение, и усидчивость. Иначе нить получалается неровная, непрочная. Полотно из такой пряжи выходило далеко не первосортным. Отсюда и пословица «Какова пряха, такова на ней и рубаха».Зимними вечерами молодежь собиралась на посиделки. Девушки
приходили на них с прялками. На посиделках парни приглядывали себе невест. Каждому хотелось, чтоб его суженая была и красивой и умелой, работящей. Парни рассуждали: «Возьмешь дуру пряху, не сошьет мужу рубаху», «Девка красива, да прясть ленива». Если девушка приглянулась парню на этот случай бытовала пословица: «Прядись куделя на этой неделе. На новой недосуг: может, замуж позовут». Из пряжи изготавливают швейные нитки, ткани.
Первая механическая прялка была изобретена в XVIII веке, в Англии, изобрел ее Джеймс Харгривс, в то время в Англии производили много овечьей шерсти, которую быстро нужно было перерабатывать, и назвал именем своей дочери «Дженни»
Основная профессия прядильного производства – прядильщик. Он ликвидирует обрыв ровницы и пряжи, меняет катушки, выполняет работу по уходу за оборудованием. Чтобы хорошо работать, прядильщик должен знать требования, предъявляемые к пряже и ровнице.Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством . (запись в тетрадь).
Из волокон получают нити, пряжу, а из нитей и пряжи получают ткани.
Схема производства ткани:
ВОЛОКНО ----- ПРЯЖА ----- НИТКИ ----- ТКАНЬ
4.Закрепление материала (практическая работа)
Правила ТБ при работе с ножницами и клеем.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте. 2. Перед работой проверь исправность инструментов. 3. Не работай ножницами с ослабленным креплением. 4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 5. Работай ножницами только на своём рабочем месте. 6. Следи за движением лезвий во время работы. 7. Ножницы клади кольцами к себе. 8. Подавай ножницы кольцами вперёд. 9. Не оставляй ножницы открытыми. 10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз. 11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу. 12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем.
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
В альбомах учащиеся выполняют практическую работу (наклеивают образцы по способу отделки)
Далее учащимся предлагается пройти на следующий стол, на котором располагаются вырезанные словосочетания, рисунок, формат А3. Учащимся необходимо выполнить учебный плакат (склеивание словосочетаний по изученной теме) (5 минут)
Усвоение новых знаний:
- проверка правильности использование учащимися учебно-технической документации;
- инструктирование по выполнению и оформлению задания;
Все мы любим, исследовать, экспериментировать вот и сейчас я предлагаю вам поиграть в исследовательскую лабораторию. Перед нами стоит задача определить сохраняют ли ткани свойства волокон, из которых они изготовлены. Для этого необходимо произвести эксперимент с одинаковыми по размеру образцами ткани из хлопка и льна. Для записи результатов своего эксперимента вклейте таблицу себе в тетрадь и после каждого опыта фиксируйте информацию для каждого образца.
Вид волокна
Отличительные признаки:
По внешнему
виду
На ощупь
Гигроскопич
ность
Горение
Сминаемость
Прочность
нити
Хлопок
Лён
Положите образцы ткани на ладонь и определите, какой из них имеет блеск, а какой нет? (лен имеет блеск, а х/б матовая поверхность)
Проведите рукой по образцам и определите, какая гладкая ткань, а какая шероховатая? Почему это так? (х/б гладкая, лен шероховатая. Такими же свойствами обладают волокна растения)
Выдерните нить из каждого образца и одновременно опустите кончик в стакан с водой. Какой образец быстрее впитал влагу? Почему? Как это связано с происхождение? (х/б ткань впитала быстрее, но так же быстро и высохнет)
А сейчас я подожгу по очереди каждый образец, а вы внимательно наблюдайте: каким будет огонь, дым, скорость горения и какой выделяется запах (яркое пламя, быстрое горение, запах жженой бумаги у обоих образцов, на конце пепел)
Сильно сомните образцы ткани, а затем постарайтесь разгладить? Что у вас получилось?(оба образца сильно сминаются)
Выдерните нить из каждого образца поочередно и разорвите каждую в отдельности. Какой образец более прочный? Почему? Как это связано с его происхождением? (более прочная льняная нить, т.к. волокна должны поддерживать растение и они длинные)
Подведение итогов урока учителем:
Молодцы! Сегодня на уроке мы узнали, что изучает наука материаловедение, начали знакомство с процессом получения тканей, узнали, что может служить сырьём для производства тканей, познакомились с натуральными волокнами, и тканями из этих волокон, попытались различать волокнистый состав тканей, закрепили знания по теме «Материаловедение»
- Вопросы к учащимся.
Вопрос: «Что полезного для себя узнали вы на уроке?»
Вопрос:«Как вы считаете, почему в школьной программе изучаются основы материаловедения?»
Вопрос:«Как вы думаете, зачем надо знать, из каких волокон изготовлена ткань?»
Вопрос:«Пригодятся ли вам в будущей жизни эти знания по материаловедению?»
Девочки, у вас на парте лежит голубой лепесток изученного растения-Лен, а на доске середина цветка (середина улыбается – положительные эмоции, середина сердитая- отрицательные эмоции), возьмите лепестки, подойдите к доске и соедините с серединой, какой у нас цветок получился веселый или противоположный если для вас что-то оказалось сложным, то что именно.
- Сообщение учителя о достижении целей урока;
- Объективная оценка работы учащихся на уроках; выставление оценок; в классный журнал и в дневники учащихся;
- Сообщение о теме следующих уроков;
- Здание учащимся на подготовку к следующим урокам.
Домашнее задание. А домашним заданием будет, узнать какие еще растения используют для производства ткани и что необходимо сделать для изготовления нитей и тканей из этих растений. Прочитайте §1 стр. 5-7 и ответьте на вопросы после параграфа.§ 1, принести 6 образцов х/б ткани 15*15 см , цветную бумагу, ножницы, клей, альбом.