- формирование интереса к национальной кухни Мордвы.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база – оборудование кухни, посуда, инвентарь.
Дидактическое обеспечение – технологические карты, критерии оценки, презентации творческой работы.
Методы обучения: демонстрационный, поисково-исследовательский, практический.
Тип урока: комбинированный.
Литература:
*Кухня народов/Фельдман И.А.2001г.
*интернет источники.
Ход урока:
Организационный момент:
проверка присутствующих;
объявление темы и целей урока.
Проверка домашнего задания:
изучить традиции мордовского народа;
изучить особенности национальной кухни мордвы.
Мордовская кухня, как и любая другая национальная кухня, сложилась под влиянием различных природных, социальных, экономических и исторических факторов.
Главная особенность мордовской национальной кухни – основа на здоровой пище. Она не терпит острых специй: уксуса, горчицы – она натуральная, растительная, молочная и состоит из всевозможных квашений. Продукты в большинстве своем употреблялись в натуральном виде. По своему пищевому сырью, традиционная мордовская кухня, как и часть общей финно-угорской, весьма не сложна.
Мордва всегда селилась на берегах рек, озер. Источником пищи была рыба, они солили, вялили, сушили, замораживали, если позволяло время года. Рядом с поселением неподалеку обычно находился лес. В летнее время женщины и дети ходили за грибами, ягодами, собирали лесные травы. Мужчины охотились в этих лесах на лосей, кабанов и зайцев. Зайчатина у мордвы была священным блюдом. Изначально мордовский народ был языческим и зайчатину они использовали при проведении языческих обрядов.
Мордва занимались земледелием. Выращивали на своих огородах овощи. Разводили пчел.
Характерной особенностью мордовской кухни является обилие блюд.
В результате взаимопроникновения мордовская кухня обогатилась новыми блюдами из других кухонь, но, заимствуя блюда, мордва применяли свою технологию их приготовления, поэтому блюда приобрели свой особый вкус. Вот почему мордовская кухня всегда оставалась самобытной и оригинальной.
3. Практическая часть:
*Вводный инструктаж:
- по охране труда и техники безопасности;
- о порядке работы;
- критерии оценки творческих работ.
* Санитарно-гигиеническая подготовка к уроку.
* Организация обучающимися рабочего места.
* Работа в группах по приготовлению блюд по разработанной технологической карте.
* Текущий инструктаж:
Во время работы учитель наблюдает за соблюдением техники безопасности, личной гигиены, технологии приготовления, корректирует ошибки.
Подведение итогов.
Устная презентация выполненной практической работы по алгоритму:
- название работы
- историческая справка
- пищевая ценность
- технология приготовления
- органолептическая оценка качества блюда
- оценка работы (что получилось, что не получилось, что изменили бы и почему)
Ответы на вопросы присутствующих.
Заключительный инструктаж.
Органолептическая оценка учителем качества приготовленных блюд. Замечания по допущенным нарушениям в ходе практической работы.