kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Традиционные национальные блюда казахов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: « Традиционные национальные блюда казахов».

Цель урока: Ознакомиться с казахской национальной кухней, с гостеприимством как отличительной чертой казахского народа, его традициями и обычаями.

Содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач, вовлечение учащихся в дискуссию.

Развитие мыслительных операций- анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Воспитательная цель: Развивать творческую активность, культуру поведения, уважения к обычаям и традициям народов. Воспитание патриотизма, толерантности.

Тип урока: комбинированный урок

Просмотр содержимого документа
«« Традиционные национальные блюда казахов».»

Тема урока: « Традиционные национальные блюда казахов».

Цель урока: Ознакомиться с казахской национальной кухней, с гостеприимством как отличительной чертой казахского народа, его традициями и обычаями.

Содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач, вовлечение учащихся в дискуссию.

Развитие мыслительных операций- анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Воспитательная цель: Развивать творческую активность, культуру поведения, уважения к обычаям и традициям народов. Воспитание патриотизма, толерантности.

Тип урока: комбинированный урок

Наглядность: Плакаты, посуда, скатерть, салфетки, сервированный дастархан, иллюстрированная книга-альбом «Национальная кухня казахов».

Оборудование: Слайды, презентация.

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические

Формы урока: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Готовность к уроку.

Психологический настрой.

-Дорогие мои девочки! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца прекрасными чувствами. Хорошего вам настроения и успехов!

2.Повторение пройденного материала. 7-9 мин.

1.Стратегия « мозговой штурм»

1. Назовите виды животных, молоко которых употребляют в пищу люди?

2. Что входит в состав молока?

3. Какое молоко называют пастеризованным?

4. Какое молоко называют стерилизованным?

5. В какой посуде подают молочные супы и каши?

2.Кейс- задание №2

Найдите в таблице зашифрованные названия молочных продуктов и блюд из них.

3.Кейс- задание №3 « Истинные и ложные высказывания» Согласны ли вы?

4.Кейс- задание №4 Из имеющегося списка продуктов учащимся необходимо выделить те, которые используются для приготовления блюда « Сырники»

Продукты: молоко, мясо, крупа манная, творог, рыба, желатин, ванилин, сыр, мука, соль, сахар, перец, масло, вермишель, яйца, крупа пшенная, майонез, морковь, сметана, сироп, уксус, дрожжи.





3. Изучение нового материала 20мин



Казахстан объединил под своим шаныраком людей разных народов, которые живут на этой земле в дружбе и согласии много лет. И не редко их объединяет совместное застолье, праздничный дастархан, где происходит знакомство с национальной кухней- это своеобразный способ познания народа. Сегодня мы поговорим о казахском дастархане.

Казахская национальная кухня- это коллективный опыт многих и многих поколений народов Казахстана, их общественного и семейного уклада. Главной её особенностью является обилие и разнообразие продуктов, используемых для приготовления блюд.




Прочитайте наш девиз «Төрге шығыңыз»

Запишите тему урока и это выражение в тетрадь. Сегодня мы познакомимся с традициями и обычаями гостеприимного казахского народа.

Отличительной чертой казахского народа было гостеприимство.

Загадка Аяулым

Алға жайып тұз дәмін,

Келтіреді үй сәнін

Ол халқымның ақ жаны,

Жақсы дәстүр маржаны,

Кең пейіл де арайлы,

Осы жерден тарайды (дастархан)

«Төрге шығыңыз» так приглашали гостей на почетное место за дастарханом. Угощали лучшим, что было в доме. Гостеприимство казахского народа связано с теплым отношением к человеку, будь то близкий родственник или случайный гость. Принять любого путника из дальних краев – это был древний дедовский обычай казахов. При этом было принято не спрашивать гостя кто он и откуда. Необходимо обогреть, угостить, дать отдых. Согретый вниманием гость расскажет вам все сам. Гостя не отпускали, пока он не насытится. Обеденным столом у казахов служил низкий круглый столик – Дастархан.

- Что вы знаете о дастархане? ( Дастархан- это стол накрытый скатертью. Скатерть должна быть белой или красной с казахским орнаментом)

Традиционное казахское застолье начинается с молочных блюд. Подавали қымыз, айран, шұбат, көже, сүт. Қымыз – Это кобылье молоко. Заквашивается особым способом.

Шұбат – Это кислое верблюжье молоко. Используется для лечения больных туберкулезом. ( Курорт « Боровое»)

Айран – Это кисломолочный продукт, национальный напиток, приготовленный из коровьего молока. В казахской кулинарии предпочтенье отдавалось кисло-молочной продукции, потому что ее проще и легче было сохранить.

Затем следует чай со сливками, к которому подают лепещки, бауырсаки,қытырлак, Құрт, ірімшік, талқан.

Құрт – Это творог, скатанный в колобки и высушенный на солнце.

Ірімшік – это жирный рассыпчатый творог.

Мясо – главный продукт национальных блюд. Мясо – основа и гордость казахского стола.Сорпа – его непременное дополнение.

Деликатесные изделия готовили в основном из конского мяса. После чая следуют разные закуски из мяса: қазы-қарта жал-жая сүр-ет – это деликатесы.

Қазы – это конские ребра, обработанные особым способом, которые укладывают в кишечную оболочку.

Шұжык – это конское мясо, пропущенное через мясорубку, диаметром 16-25 мм. Этот фарш набивают в кишечную оболочку вместе со специями.

В конце застолья подают Бесбармак, который является главным блюдом на торжествах. Бесбармак состоит из отваренного мяса, лепешек, крепкого бульона. В переводе означает пять пальцев и называется так потому, что его принято есть руками. Большое блюдо с бесбармаком ставили на середину стола.

Учитель: Казахская пословица о чае гласит: « Первый глоток увлажняет губы, второй- заставляет забыть одиночество, третий- исследует внутренность, четвертый- отдвигает горе, после пятого- готов поспорить с богатырем»

В казахском дастархане чай занимает особое место. Заваривают его в специальном фарфоровом чайнике – аккуман. Кипяток наливают в самовар. Считается, чай, заваренный из самовара, имеет особый вкус. Чай по – казахски пьют с небольшим количеством кипяченых сливок или молока.

К чайному дастархану обязательно подавали мучные изделия: кытырлак, лепешки, бауырсаки. Хлеб выпекали в виде лепешек, но наибольшей популярностью пользуются бауырсаки.

- То, есть вся национальная кухня казахов делится на четыре части: ( таблица)

-Мясные блюда

-Молочные блюда

-Хлебные изделия

-Изделия из круп.

4.Практическая работа

Показ видеофильма.

+Самостоятельная работа . Составление постера « Технологическая карта приготовления блюда « Бесбармак».

-Составить калькуляцию кулинарного блюда.

Делаем вывод:

Содержала ли пища казахов необходимые питательные вещества или она была бедной и однообразной?

К тому же она была экологически чистой и безопасной!

Можно ли такую пищу назвать полезной? А питание правильным?

Учитель : «Речь без пословиц, что пища без соли»- гласит казахская мудрость. Как пресно блюдо без соли, так же пресна и скучна речь без пословиц и поговорок. А казахскую речь представить без этих произведений народной мудрости просто невозможно.

Изменив всего лишь одно или два слова, верните пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

  • Одна голова хорошо, а две- некрасиво. ( Одна голова хорошо, а две лучше)

  • Труд человека кормит, а лень спаивает.( Труд человека кормит, а лень портит)

  • Скучен день до вечера, коли делать уроки. ( Скучен день до вечера, коли делать нечего)

  • Кто мало говорит, тот много съедает. ( Кто мало говорит, тот много делает)

  • Землю красит Солнце, а человека парикмахер. ( Землю красит Солнце, а человека труд)

  • Богатство жигита- сон ( Богатство жигита- труд)

  • Хочешь мяса- воруй ( Хочешь мяса- паси скот)

Дастархан- это не только традиции пира, но целая философия гостеприимства, семейных и общепринятых отношений.

Стихи поэта Михаила Львова.

Какие правила и нравы открылись в Казахстане мне!

Как вы пленительны и правы в традициях и новизне!

Войду ли в дом- я гость желанный: тепло и в речи, и в глазах,

Той добротою необманной исполнен истинный казах.

По давним дедовским законам как степь весною дастархан,

Чтоб этот дом добром запомнил, запомнил щедрый Казахстан!




5. Закрепление новой темы: 10мин

Вопросы:

  1. Какая отличительная черта у казахского народа? (гостеприимство)

  2. С чего начинается казахское застолье? (с молочных блюд)

  3. Какие молочные блюда подавались? (айран, Шұбат)

  4. Что такое курт? (Это творог, скатанный в колобки и высушенный на солнце).

  5. В виде чего выпекали хлеб? (В виде лепешек и бауырсаков).

  6. Что такое Ірімшік? (это жирный рассыпчатый творог)



Задание. «Национальные блюда»



Распределите национальные блюда на 4 группы: Казахские, русские, немецкие, украинские блюда.

1.Хлеб-соль,2. кнедлики,3. вареники, 4.уха, 5.сосиски, 6.соленое сало, 7.бутерброд, 8.бешбармак, 9.пампушки, 10.окрошка, 11.манты,12. борщ, 13.баурсаки,14.пироги, 15.казы,16. кумыс, 17.каша, 18.шницель, 19.цибуля, 20.штрудель.



6. Рефлексия:

- Выставление оценок

- Домашнее задание: 1-2 мин.

повторить традиции и обычаи казахского народа.

Составить буклет. Забытый рецепт. Кроссворд.

Гостей всех близких привечаем

Мы ароматным нашим чаем.

От всех невзгод, от всех болезней

Что может быть ещё полезней?

Наш гость, сегодня не скучай,

Пей от души душистый чай!

- Приглашаем вас к чайному дастархану.

Словарная работа

  1. Дастархан – обеденный стол

  2. Бауырсаки – хлеб

  3. Аккуман – фарфоровый чайник

  4. Кытырлак – розенцы.




7.Уборка класса

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
« Традиционные национальные блюда казахов».

Автор: Унгутбаева Гульжамал Тургановна

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Внеклассное мероприятие " Наурыз". "
    ["seo_title"] => string(37) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-nauryz-1"
    ["file_id"] => string(6) "177038"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424539211"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Национальные игры Казахстана "
    ["seo_title"] => string(32) "natsional-nyie-ighry-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "197905"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428330466"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "разработка мероприятия "День казахской культуры в школе" "
    ["seo_title"] => string(60) "razrabotka-mieropriiatiia-dien-kazakhskoi-kul-tury-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "106635"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403062802"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Внеклассный урок по истории Казахстана "Знатоки истории""
    ["seo_title"] => string(55) "vneklassnyi_urok_po_istorii_kazakhstana_znatoki_istorii"
    ["file_id"] => string(6) "513398"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559711412"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "«Культура  древнего  Казахстана» "
    ["seo_title"] => string(32) "kul-tura-drievniegho-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "106031"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402935728"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства