Тема урока: Обработка бретелей и пояса фартука. | Тип урока: Урок усвоения новых знаний | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) |
Цель урока | Закрепить знания и умения выполнения обтачного шва, способствовать запоминанию основной терминологии ручных и машинных работ. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. |
Задачи урока: | Образовательные: Способствовать формированию знаний по обработке бретелей, умений приемов работы с иглой на швейной машине; способствовать формированию умений по обработки бретели обтачным швом. |
Развивающие: Создавать условия для воспитания технологической дисциплины, аккуратности, внимательности, нравственных качеств личности. |
Воспитательные: Способствовать развитию умения планировать свою работу; способствовать развитию внимания, познавательного интереса, самостоятельности, эстетических качеств личности учащихся; развитию умения рационально использовать свое рабочее время. |
Планируемые результаты | Предметные | Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов. Способствовать осознанию основного технологического материала. |
Личностные | Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми техническими словами, ее выразительности и оттенков). Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой друзей по классу). |
Метапредметные | Коммуникативные | Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства. |
Регулятивные | Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям. |
Познавательные | Активное слушание учителя, выдвижение предложений о теме урока, формулирования собственных ожиданий. |
Межпредметные связи | Итсория, черчение, литература. |
Ресурсы урока | Видео «Обработка бретелей фартука» http://www.youtube.com/watch?v=GTUy6Bxuw_M , презентация «Технология обработки бретелей и пояса», инструкционная карта «Обработка бретели», разноуровневые тесты по теме «Технология изготовления фартука», инструкционная карта «Обработка пояса» , карточки самоконтроля, |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
УМК | Учебник: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.- М.: ДРОФА, 2014. |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап, _____ мин | Настрой учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. • приветствие • проверка явки учащихся • заполнение учителем классного журнала • проверка готовности учащихся к уроку • настрой учащихся на работу | Эмоциональный настрой на урок положительный, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, помощь учителю в проверки явки на урок, выявление к готовности к уроку, слушание собеседника, построение понятных для собеседника высказываний. | | Организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда. | Регулятивные УУД: Осуществляемые действия: -помощь учителю в проверки явки на урок Формируемые способы деятельности: -выявление к готовности к уроку Коммуникативные УУД: Осуществляемые действия: -слушание собеседника |
2 | Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, _____ мин | Учитель устанавливает правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устраняет в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, выясняет степень усвоения заданного на дом материала, определяет типичные недостатков в знаниях и их причины, пути ликвидации обнаруженных недочётов. | Учащиеся выполняют задания №4 и№5 разноуровневых тестов по вариантам. | 4. Каким швом обрабатывают бретели? а) шов вподгибку с открытым срезом; б) стачной шов; в) обтачной шов; г) шов вподгибку с открытым срезом. 5.Какие машинные швы применяются при обработке нагрудника? а) стачной шов; б) обтачной шов; в) шов вподгибку с открытым срезом; г) шов вподгибку с открытым срезом. | Согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, ____мин | Чтобы узнать тему нашего урока, вам надо отгадать русскую народную загадку: «Надену — ободом сведет, Сниму — змеей упадет, Тепла не дает, а без него холодно». Пояс. Тема урока: Обработка пояса. Цель нашего урока закрепить знания и умения выполнения обтачного при обработке пояса. | Активное слушание учителя, выдвижение предложений о теме урока, формулирования собственных ожиданий, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | | Оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности. | Регулятивные: целеполагание; планирование. Постановка учебной задачи, проблемная задача. Формулирование цели и темы урока. |
4 | Актуализация знаний, _____ мин | 1.К какому виду одежды относится фартук? 2. Для чего предназначен этот вид одежды? З. С какой целью мы с вами в этом учебном году изготавливаем именно этот вид одежды 4. Где еще нашел свое применение фартук? 5. Из каких деталей состоит фартук? 6. Как вы думаете, к какому этапу технологической последовательности обработки фартука мы приступим сегодня? | Отвечают на вопросы учителя. ( Производственный вид одежды). ( Защищает одежду работающего от загрязнения). С целью использования в качестве спецодежды в 6-7 классе) (в национальных костюмах разных национальностей: татарском костюме, украинском, мордовском, чувашском и т.д., не так давно являлся он частью школьной формы: белый фартук для торжественных случаев и черный для повседневной носки). (нижняя часть, нагрудник, бретель, пояс.) (обработка пояса). | | Распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей. | Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
5 | Первичное усвоение новых знаний, _____ мин | Давайте обратимся к истории создания одежды. Как появился пояс в одежде и для чего он служил? В нашем случае пояс соединит нагрудник с нижней частью фартука, а во время эксплуатации готового изделия позволит держаться нашему фартуку на линии талии. Для плодотворной работы на сегодняшнем уроке нам необходимо вспомнить пройденный материал и ответить на ряд вопросов. Кто мне подскажет, какую мерку мы снимали для расчета длины пояса? (полуобхват талии) Найдите условное обозначение этой мерки. (Ст) Что мы учитывали, выкраивая детали кроя? (направление долевой нити) Как определить долевую нить в ткани? (по звуку, по степени растяжения, по кромке) Как проходит долевая нить в поясе? (по длине) Совершенно верно, детали, которые в одежде подвергаются большому натяжению (пояс, бретели), раскраивают по долевой нити. В этом случае при завязывании концов и натяжении деталей на фигуре ткань не будет растягиваться, а, следовательно, не будут разрываться нитки машинных строчек, выполненные на этих деталях. Совершенно не случайно, две части фартука прозвучали вместе, И бретели и пояс обрабатываются обтачным швом. | Учащиеся делают сообщения об истории появления пояса в одежде. Первобытному человеку нужны были свободные руки, чтобы нести оружие и орудия труда. Пояс, расположенный на талии, послужил первоосновой для одежды. В дальнейшем на пояс стали что-либо надевать — появились передники, юбки, брюки (в настоящее время юбки и брюки называются поясными изделиями. Пояс является обязательной частью традиционного костюма. В русском костюме поясу придавалось огромное значение, он давался каждому при крещении. Ходить без пояса, а особенно молиться, считалось неприличным. Пояс был также частью многих обрядов, например, свадебного. Красный пояс, подаренный мужу, охранял его от наговора, лихих людей, чужих женщин, девушки носили на поясе вышитые карманы — так называемые лакомники, женщины — кошельки для денег, мужчины — гребни, кисеты. до сегодняшнего дня пояс является и частью одежды и самостоятельным аксессуаром в зависимости от назначения. | Презентация «Технология обработки бретелей и пояса» | Владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач. | Личностные УУД повторение ранее изученного материала проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности Регулятивные УУД контролируют правильность ответов учащихся оценивают результаты по алгоритму адекватное восприятие оценки учителя Познавательные УУД взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности Коммуникативные УУД взаимодействуют с учителем во время опроса продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения умение полно и точно выражать свои мысли |
6 | Первичная проверка понимания, _____ мин | Кто мне расскажет технологию обработки бретелей? Посмотрим видеофрагмент, как обрабатывать бретели фартука. | 1. Сложить деталь бретели пополам, «лицом к лицу». Уравнять срезы. 2. Сметать бретель по продольному и одному поперечному срезу на расстоянии 0,9 см от срезов. 3. Обтачать на 1 см от срезов. Удалить нитки сметочной строчки. 4. Срезать припуски шва в уголке наискосок, оставить 0,3 см. 5. Вывернуть бретель на лицевую сторону. 6. Выметать шов обтачивания бретели с помощью прямых стежков. 7. Проутюжить бретель. | Инструкционная карта «Обработка бретели». Видео «Обработка бретелей фартука» http://www.youtube.com/watch?v=GTUy6Bxuw_M | Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля. | Регулятивные: контроль; коррекция. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
7 | Первичное закрепление, _____ мин | По графическому изображению кратко опишите операцию по обработке бретелей ( задание №20 разноуровневых тестов по теме) | Выполняют задания теста. | Разноуровневые тесты по теме «Технология изготовления фартука» | Владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
8 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, _____ мин | Практическая работа: Обработка пояса Ознакомление с объектом труда (образцом); Ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание. для выполнения работы нам потребуется следующее оборудование, инструменты и приспособления: Швейные машины, гладильная доска, утюг, рабочая коробка, с набором всех необходимых инструментов, детали кроя. На рабочем месте каждого учащегося имеется инструкционные карты «Обработка пояса», и «Обработка бретели» сравните их и попытайтесь самостоятельно заполнить пропуски в инструкционной карте «Обработка пояса». | Учащиеся выполняют практическую работу, проводят самоконтроль. Самоконтроль Проверьте: 1. Равномерность ширины концов пояса. 2. Правильно ли вывернуты углы 3. Качество приутюживания концов пояса. | Инструкционная карта «Обработка пояса». Карточка самоконтроля (Слайд №20 презентации) | Планирование технологического процесса и процесса труда. Соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены. | Регулятивные: планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
14 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, _____ мин | Подготовить сообщения об истории появления в одежде карманов. Стачать детали по наметочным стежкам. Выполнить разноуровневый тест №17. | Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | | Осознание ответственности за качество результатов труда. | Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. |
15 | Рефлексия, подведение итогов занятия _____ мин | 1. На уроке я работал активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3. Урок мне показался коротким/длинным 4. За урок я не устал/устал 5. Моё настроение стало лучше/стало хуже 6. Материал урока мне был понятен/ не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен 7. Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным интересно/не интересно | Отвечают на вопросы рефлексии | | Формирование интереса к предмету «Технология», получение учащимися достоверной информации о достижении ими результатов учебно-познавательной деятельности. | Коммуникативные УУД формирование умений полно и точно выражать свои мысли оценка и самооценка учебной деятельности обобщение и систематизация знаний учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |