1. | Орг. Момент. Проверка знаний по теме предыдущего урока.
( 7 минут) | Приветствие детей. Получение сведений об отсутствующих. Подготовка к занятию (учебник, тетрадь, ручка, дневник). Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке, а проверим мы его вот так, я на листочках ромашки написала вопросы, вы выбираете листочек и отвечаете (в виде ромашки) 1 лист - Для чего нужны овощи в питании человека? 2 лист - Назовите последовательность первичной обработки овощей? 3 лист - Какие способы нарезки овощей вы знаете? 4 лист - Определение салата. 5 лист – Какие приспособления используют при нарезке овощей? 6 лист – в течение суток человек не должен получить нитратов более …. 7 лист – Больше всего нитраты накапливаются …… 8 лист - Какое покрытие должна иметь посуда при варенье и почему? | Ответы детей. овощи обеспечивают организм питательными веществами. сортировка, мойка, очистка, нарезка. соломкой, брусочками, ломтиками, кружочками, кубиками, кольцами. это холодное блюдо из одного или несколько видов овощей, измельчённых и заправленных сметаной, майонезом, салатной заправкой или растительным маслом. остро наточенный нож, тёрка, овощерезка, кухонный комбайн. - 200- 300 мг. Под кожурой, в стеблях растений, кочерыжках, черешках листьев. Эмалированное покрытие, она не разрушает витамин С, который содержится в овощах. | К. развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности. |
2 2. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
( 3 минуты) | Продолжим урок.(слайд 1) Цель нашего урока: «Ознакомиться с основными приёмами тепловой обработки овощей и готовка блюд из вареных овощей» У: Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей) У: Правильно тема нашего урока: «Тепловая кулинарная обработка овощей». Блюда из варёных овощей» (слайд 2) Давайте запишем тему урока в тетрадь. | 1. Предполагаемые ответы: (способы приготовления продуктов, кулинарная обработка……) 2. Обсуждают задаваемые вопросы; пытаются формулировать тему: «Тепловая кулинарная обработка овощей» «Блюда из варёных овощей». | Л.Самоопределение, самоорганизация, -К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. -Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке |
3. | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(5 минут)
(10 минут)
(3 минуты)
(10 минут)
(5 минуты) | У: Как вы думаете, а что же такое тепловая обработка? – Да, это обработка методом нагрева. Рассмотрим приемы тепловой обработки: (слайд 3) Варка - это нагревание продуктов в воде, бульоне, молоке или на пару. Варят овощи для приготовления супов, закусок, вторых блюд и гарниров. Жаренье - нагревание продуктов на горячей сковороде с жиром. В результате жаренья на продукте образуется корочка. Запекание - жаренье овощей на противнях или сковородах в духовке. Тушение - комбинированный способ тепловой обработки. При тушении продукты сначала обжаривают, а затем заливают соусом или бульоном, добавляют пряности и тушат до готовности. Припускание - варка в небольшом количестве жидкости или соке, который выделяется из продуктов при нагревании. Припускание применяют, если необходимо получить сочный продукт, сохранив значительную часть полезных веществ. Пассирование - легкое обжаривание продукта с жиром или без него. Пассированные продукты используют при приготовлении супов, соусов и вторых блюд. Бланширование - быстрое обваривание или ошпаривание. Продукт обдают кипятком в замкнутом сосуде или погружают в кипяток на 1-2 минуты. Овощи, прошедшие тепловую обработку, полезны так же, как и сырые. Они могут быть основой для салатов и винегретов, гарниром к рыбе и мясу или самостоятельным блюдом. У: А сейчас вы откроете учебник на стр.63 и изучите п.11. А работать вы будете группами. (5 минут) 1 группа – работает над пунктом «Приготовление салатов и винегретов из варёных овощей» Что делают с овощами, предназначенными для приготовления салатов? Какой уровень воды должен быть при варке? Как определить готовность овощей? Какой вид должен быть у вареных овощей? Зачем охлаждают овощи? Отчего зависит форм нарезки овощей? Что делают перед подачей на стол? 2 группа – работает над пунктом «Технология приготовления салата из варёных овощей». Вы не просто нам перечисляете последовательность, а представляете в виде мини - рассказа. Заслушиваем ответы детей. У: Какие же требования выставляются к качеству и оформлению готовых блюд? (слайд 4) Вареные продукты, входящие в состав блюд, должны быть мягкими, но не разваренными, и сохранять форму нарезки. Блюда должны иметь вкус, цвет и запах, свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены. Украшать блюда нужно перед подачей на стол. У: А сейчас вы, разгадав кроссворд, узнаете русское национальное блюдо из вареных овощей. Продолжаем работать по группам (5 минут) (Проверяем вместе с детьми. (Слайд 5) 1 | м | о | р | к | о | в | ь | | | | | | | | | | и | | | | | | | | | | | н | | | | | | 2 | о | г | у | р | е | ц | | | | | | | | | 3 | г | о | р | о | х | | | | | 6 | | р | | | | | | 5 | | | л | | е | | | | | 4 | к | а | п | у | с | т | а | | | | | а | | | к | | | | | | | | р | | | | | | | | | | | т | | | | | | | | | | | о | | | | | | | | | | | ф | | | | | | | | | | | е | | | | | | | | | | | л | | | | | | | | | | | ь | | | | | | | | | | У: 1.Любимое лакомство кроликов. (Морковь) 2. Самый древний овощ, едят и консервируют его только недозрелым. (Огурец) 3. Как переводится на русский язык фамилия знаменитого римского оратора Цицерона? (Горох) 4. «Хлеб да ….. лихо не попустят», - так говорили древние славяне. (Капуста) 5. Не любит света, боится холода и носит «мундир». (Картофель) 6. Кто его раздевает ,тот слёзы проливает. (лук) Правильно это винегрет. Винегрет – это один из видов салата, который можно приготовить из вареных овощей. Давайте посмотрим откуда возник у нас винегрет. (слайд 6) Так как у нас нет кулинарного кабинета, готовить винегрет вы будете дома. Давайте посмотрим технологическую карту приготовления винегрета. (слайд 7) | Высказывают предположения на поставленные вопросы. Работают в группах Разгадывают кроссворд Читают, делают пометки Отвечают на вопросы | -П.извлечение необходимой информации из текстов -Р.выполнение пробного учебного действия -К.учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К- умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы. |
4. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(7 минут) | Итак, мы с вами многое сегодня узнали на уроке, давайте повторим изученный материал: (слайд 8) 1. Перечислите способы тепловой обработки овощей? 2. Назовите технологию приготовления салатов из вареных овощей; 3. Назовите требования к качеству и оформлению готовых блюд. | Отвечают на вопросы 1.Варка, припускание, бланшировка, жарка, пассировка, тушение, запекание. 2. Овощи-промыть-отварить-охладить-очистить-нарезать-заправить-перемешщать-украсить. 3.а) Вареные продукты, входящие в состав блюд, должны быть мягкими, но не разваренными, и сохранять форму нарезки. б) Блюда должны иметь вкус, цвет и запах, свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены. в)Украшать блюда нужно перед подачей на стол. | -П.анализ, синтез, обобщение, классификация. -К.формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра. -Л. Осознание ответственности за общее дело. |
5. | Контроль формирования знаний и умений.
(5 минут) | Учащиеся заслушивают вопросы, ответы записывают на листочках. Приложение. У: Назовите основные приемы тепловой обработки. 1. Обработка овощей в кипящей жидкости или на пару (варка) 2. Ошпаривание овощей кипятком или паром (бланширование) 3. Обработка овощей в плотно закрытой посуде в небольшом количестве жидкости (припускание) 4. Обработка предварительно отваренных или обжаренных до полуготовности овощей в небольшом количестве воды или бульона (тушение) 5. Обжаривание нарезанных овощей в небольшом количестве жира до полуготовности (пассерование) 6. Обработка нарезанных овощей на сковороде с добавлением масла до образования румяной корочки (жарение) 7. Обработка овощей в духовом шкафу сырыми или предварительно отваренными (запекание). У: Поменяйтесь листочками. За каждый правильный ответ ставится 1 балл. (слайд 9) Выставление оценок, аргументация. | Выполняется в парах. Учащиеся меняются листочками (взаимопроверка). За каждый правильный ответ ставится 1 балл. | - П., выполнение действий по алгоритму, доказательство. -Р.контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. -К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
6. | Рефлексия учебной деятельности.
( 5 минут) | Подведём итог урока. -Что вам понравилось сегодня на уроке? -Что вы запомнили важного и главного для себя? -Что вам могло бы пригодиться в жизни? - На парте лежат смайлики символы вашего настроения, выберите символ вашего настроения и приклейте в свою тетрадь. Слайд 14 Домашнее задание: параграф 11, ответить на вопросы параграфа. Повторить ТБ при кулинарных работах. Так как у нас нет кабинета кулинарии, вы выполните практическую работу «Приготовление винегрета» дома. Отчёт о выполненной работе принести в виде фото, видео, книжке рецептов. На дополнительную оценку выполнить задание на компьютере из учебника. Спасибо за урок! | Ответы учащихся | -П.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. -Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. -К.планирование учебного сотрудничества. |