Тема урока по технологии «НАКОПЛЕНИЯ. СБЕРЕЖЕНИЯ. ЛИЧНЫЙ БЮДЖЕТ»
Тема урока по технологии «НАКОПЛЕНИЯ. СБЕРЕЖЕНИЯ. ЛИЧНЫЙ БЮДЖЕТ»
Каждая семья периодически нуждается в приобретении крупных покупок, а иногда может спланировать масштабную покупку на долгосрочную перспективу. Как это осуществить, реализовать свои желания?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель. Каждая семья периодически нуждается в приобретении крупных покупок, а иногда может спланировать масштабную покупку на долгосрочную перспективу. Как это осуществить, реализовать свои желания? Прежде определим значение терминов «накопления» и «сбережения». (Учащиеся предлагают свои варианты определений - самостоятельная работа со справочной литературой при выполнении домашнего задания.)
Учитель предлагает записать полную формулировку этих значений.
♦ Сбережения - накопленная сумма денег; сохраненные неизрасходованными средства, сэкономленные бережным расходованием. (Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1984. - Т IV. -С. 32.)
• Накопления - собранные в каком-либо количестве, накопленные путем постепенного увеличения, прибавления средства за счет определенных источников. (Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1982. - Т. II. - С. 362.)
Вывод:
Для покупки товаров дорогостоящих и длительного пользования, таких как транспортные средства, жилье, мебель и др., необходимо иметь запас денежных средств, а для этого необходимо построить бюджет семьи так, чтобы часть денег оставалась неизрасходованной.
2. Рекомендации по хранению накоплений.
Учитель. Где можно хранить неизрасходованные деньги? (Ответы учащихся.)
Совершенно верно. Альтернативных способов хранения личных сбережений граждан множество:
хранить дома;
купить облигации правительственного займа;
купить акции акционерных обществ;
вложить деньги на счета в государственные и коммерческие банки;
использовать потребительский кредит и др.
Рассмотрим преимущества и недостатки этих способов накопления денежных средств.
Учитель предлагает их записать в столбик:
- Если накопления хранить дома:
сумму будет съедать инфляция;
опасность быть ограбленным.
- Покупка облигаций:
приносят гарантированный доход;
сумма дохода невелика.
- Покупка облигаций акционерных обществ:
приносит значительный доход;
существует опасность банкротства.
- Вложения в банки:
гарантированный, но небольшой доход в госбанке;
более высокий, но с долей риска, в коммерческом банке.
- Потребительский кредит:
обеспечивает получение денег или товаров сразу, а выплата растягивается на длительный период (например, некоторые строительные фирмы предлагают приобретать жилье с рассрочкой до 35 лет);
вся сумма должна быть возвращена;
услуга должна быть оплачена (проценты с суммы).
Задание: определите преимущества и недостатки всех аргументов, обозначив их знаками (+) или(- )(Показано на примере.)
3. Определение понятия «личный бюджет». Учитель. Кроме семейного бюджета, может быть и личный бюджет, в который входят:
Расходы на питание вне дома.
Расходы на обучение:
платное получение образования;
кружки, секции;
музыкальная школа;
репетиторство и др.
Расходы на обувь и одежду.
Транспортные расходы.
Культурно-спортивные нужды:
концерты;
спортивные матчи и др.
6) Расходы на увлечения:
коллекционирование;
фотографирование;
конструирование и др.
7) Неразумные расходы:
курение;
алкоголь и др.
8) Непредвиденные расходы:
сломались часы;
потерялась ручка и др. Все расходы делятся на:
постоянные:
оплата кружков, секций;
оплата завтраков в школьной столовой и др.
•переменные:
покупка кассет.
посещение кино, цирка и др.
•непредвиденные:
сломались часы;
потерялась необходимая вещь.
Тем, кто хочет улучшить свою систему денежных расходов, необходимо знать 4 правила:
учета денежных средств;
планирования денежных расходов;
организации и ведения личного бюджета;
контроля за использованием денежных средств.
Для выполнения этих правил лучше всего завести тетрадь учета и в конце каждого месяца суммировать доходы и расходы, что позволит:
узнать, на что потрачены деньги;
узнать, на чем можно экономить;
спланировать бюджет.
III.Практическая работа.
Практическая работа № 6
Сколько денег надо вложить в Сбербанк, чтобы при доходе 10 % годовых получить через год 1000 руб. дохода?
Подумайте, как можно увеличить доходную часть семейного бюджета за счет производства в семье каких-либо товаров (услуг) или снизить расходную часть семейного бюджета за счет более рационального расходования средств. Запишите свои идеи в тетрадь.
Примите за единицу все платежи вашей семьи, связанные с городской квартирой. Рассчитайте, какие части составляет плата за квартиру, тепло, газ, телефон, радиоточку. Есть ли другие платежи?
Сколько постоянно включенных потребителей электроэнергии в вашей квартире? Посмотрите, с какой скоростью вращается диск электросчетчика, когда кажется, что все выключено.
Проанализируйте и опишите ваши месячные расходы; наметьте, как можно их уменьшить.
IV.Итог урока.
1. Какие способы сбережения денежных средств вы знаете?
2. Какой способ сбережения средств вам кажется наиболее предпочтительным?
Почему хранить сбережения дома, в «кубышке», не рационально?
Из каких частей состоит бюджет школьника?
Какие вы знаете бытовые машины, резко повышающие производительность домашнего труда членов семьи?
Люди тратят довольно большие средства на создание уюта в квартире. Есть ли в этом экономический смысл? Чем окупаются эти затраты?
Правда ли, что в многодетной семье затраты на одежду одного ребенка оказываются ниже, чем в семье, имеющей одного ребенка?