Предмет | Технология | Класс | 5 |
Тема урока Технология выполнения простейших ручных швов |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научиться самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера. Актуализация знаний учащихся о простейших ручных швах, устранение обнаруженных недостатков в знаниях и умениях выполнения ручных швов, закрепление знаний об особенностях вышивки «роспись», обобщение и систематизирование знаний о вышивке, создание условий для осознанного применения знаний. | Овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации о вышивке, включая умение структурирования, выделение главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательности действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. | Узнают изображения изученных швов, называют их виды, мотивируются на дальнейшую самостоятельную работу. Умение анализировать, сравнивать, обобщать, использовать фантазии, воображение при выполнении учебных действий, формирование желания выполнить учебные действия. Понимание необходимости при выполнении вышивки в сосредоточенности внимания, умении строить план действий. |
Решаемые учебные проблемы | Вызвать интерес к изучению новой темы: “Технология выполнения простейших ручных швов» Предложение решения проблемного вопроса: «Формирование знаний и умений по выполнению шва «роспись» |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Ручная вышивка, шов «роспись», ограничения по времени, требования к качеству |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийное оборудование. |
Образовательные интернет-ресурсы | http://presentaci.ru/dounload/70662/ akunamatatalife.com/publ/embroidery/vidy_stezhkov_i_shvov/shov_quot_rospis_quot/9-1-0-35 www.philol.msu.ru/~folk/files/lib/Pryakha2.doc https://docs.google.com/document/d/1el5jvJwk2sBHFdS6tuW6nL4roVuVBujrs9yN2TjG-Y0/edit?pli=1 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1. ЭТАП Актуализация знаний Основные задачи учителя: актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. |
Деятельность учителя Актуализация знаний учащихся, устранение обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Задает вопросы на повторение ранее изученного материала: - Что вы знаете о вышивке? - Перечислите инструменты и приспособления, применяемые при вышивании. - Какова технология процесса вышивания? - Какие материалы используют для вышивания? - Перечислите этапы подготовки ткани к работе. - Какие правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками и утюгом вы знаете? Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала (новые виды вышивального шва) | Деятельность учащихся Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения. Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты, которые связаны с формулировкой), определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть (открыть). Участвуют в ответах на вопросы, стараясь рассуждать логически. |
Рефлексия учебной деятельности |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Деятельность учителя Слайд 1. (Приложение 1.) Я вижу интерес у Вас в глазах. А время как всегда так быстро мчится! Хоть два часа отведено нам на часах, Как говорится - дело мастера боится! Создает для учеников проблемную ситуацию. Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности. Слайд 2. Предлагает назвать всё, что изображено на слайде и попробовать сформулировать тему урока и цели урока. Слайд 3. Тема и цель урока. Прием ТРКМ «Ключевые слова» 1. Детям предлагается записать за 1 минуту всё, что приходит им в голову о вышивке. 2. Затем дать обсудить написанное с партнёром по плечу, вычеркнуть, что явно не подходит к понятию ручной вышивки. 3. Предложить одной-двум ученицам зачитывать, Остальным сверять, отмечать, какие у них слова есть, каких нет. Слайд 4. Прием ТРКМ «Кластеры» («гроздь», «звёздочка обдумывания»). Показ кластера «Ручная вышивка». (Приложение 2). Предлагает составить предложения с использованием понятий кластера (по партам). | Деятельность учащихся Приветствуют учителя и друг друга. Самостоятельно находят способы решения проблемной ситуации творческого характера. Просматривают слайд. Формулируют тему урока. Предлагают цели. Прием ТРКМ «Ключевые слова» 1.Записывают всё, что им приходит в голову о вышивке. 2.Соседи по парте обсуждают написанное и вычеркивают не подходящее к понятию. 3.Одна или две ученицы читают для всего класса свои записи, остальные слушают, сверяют, дописывают. Прием ТРКМ «Кластеры» Выявляют для себя неназванные понятия, составляют предложения, обсуждая в парах, зачитывают вслух. |
Рефлексия учебной деятельности |
3 ЭТАП Целеполагание Постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы формулировки частной познавательной задачи; выделение в задаче известных и новых компонентов; формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремление открыть знания, приобрести умения. |
Деятельность учителя Слайд 5. Посмотрите на картину русского художника Алексея Венецианова. К ней подходят замечательные народные стихи: …Да я сидела, красна девица, Да во левой руке держала пяличко, Да во правой руке держала иголочку, Да уж я шила, красна девица, Да не по плису шила, не по бархату, Да не по белому да коленкоричку: Да по атласной да алой ленточке. Да уж я красила, красна девица, Да я свою-то да девью красоту Да я не ленточками да атласными, И не цветами да не лазоревыми, А дорогим своим умом-разумом. Проблемный вопрос, на который нужно ответить в конце занятия – почему вышивание называли женской наукой? | Деятельность учащихся Слушают учителя, рассматривают слайд. Запоминают как одну из учебных задач Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Учатся самостоятельно находить способы решения проблем творческого характера Осознание цели предстоящей деятельности. |
Рефлексия учебной деятельности |
4. ЭТАП Планирование Основные задачи учителя: Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах. |
Деятельность учителя Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предлагает учащимся самим составить план. Слайд 6. Перед вами изображения простейших швов, которые вы изучили. Назовите их. Слайд 7. Сегодня мы с вами научимся выполнять ещё один шов – «роспись», им вышивали русские мастерицы, он встречается в вышивке многих народов Поволжья. Как вы думаете, почему он так называется? В рассмотренном кластере он относится к счётным швам. Это значит, что для вышивания на ткани рисунок не наносится, а вышивка ведётся по счёту нитей. Слайд 8. У этого шва очень интересная технология – за основу взят шов «вперёд иголку», шов выполняется сначала в одну сторону, а потом обратно, по ходу работы заполняются ответвления. При этом линией вышивки выполняется весь рисунок Как вы думаете, легко ли выполнять такой шов? Обоснуйте ответ. | Деятельность учащихся Работа в группах. Обобщают результаты наблюдения, составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия "нового" знания. анализируют, сравнивают, обобщают, используют фантазию, воображение при выполнении учебных действий, формируют желания выполнять учебные действия. Узнают изображения изученных швов, называют. Слушают. Предлагают варианты ответов Слушают, рассматривают слайд. Предлагают варианты ответов Рассматривают слайд, предполагают, что вышить такой рисунок будет сложно. |
Рефлексия учебной деятельности |
5 ЭТАП "Открытие" нового знания Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, развитие способности к обобщению; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь. |
Деятельность учителя Вызывает интерес к изучению новой темы, знакомит с новыми видами вышивального шва, предъявляет требования к качеству вышивки; Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике? Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи? Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. Слайд 9. Изделия с вышивкой «роспись». Сможете ли вы выполнять такую вышивку? Слайд 10. Предлагаю вышить современные изображения, но с использованием технологии шва «роспись». Слайд 11. Рассмотрите полученные вами схемы и сделайте свой выбор – какую работу вы будете выполнять? Структура «Углы». Выбравшие чайник - поднимите правую руку и заложите её за голову, выбравшие молочник – поднимите одну руку, сахарницу – две руки за голову, чашку – поднять вверх две руки. Найдите своих и распределитесь на группы, возьмите свои швейные принадлежности и садитесь за парты. | Деятельность учащихся Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи, обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие". Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы. Делают выводы о полноте и правильности, сравнивают с правилом. Вносят изменения в индивидуальные алгоритмы. Рассматривают слайд, предполагают, что вышить такой рисунок будет сложно. Рассматривают схемы вышивки, делают выбор. Распределяются по группам согласно структуре «Углы». Формируют пары. |
Рефлексия учебной деятельности |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. |
Деятельность учителя Учит определять цель и составлять план выполнения вышивки; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем, связанных с технологией. Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества -работы в парах, группах. Создает ситуацию успеха для каждого. Слайд 11. Необходимо подумать, а затем в парах по очереди обсудить последовательность вышивки и на схемах нарисовать – в какой точке вы будете начинать вышивку и в каком направлении вы будете вышивать. Для того, чтобы вам было легче ориентироваться, на схемах нанесена точка, обозначающая середину мотива. Индивидуально ведет работу по устранению ошибок. Технология выполнения вышивки: ткань запялена. Вышивать нитью мулине в 3 сложения. Начало и конец шва крепить как можно более незаметно. Для облегчения вдевания нитки пользоваться нитковдевателем. Контролирует выполнение работы. | Деятельность ученика Умение определять цель и составлять план выполнения вышивки; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем, связанных с технологией. Побуждение ученика к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, комментируют учебные действия, Умение проявлять интерес и познавательную активность, выполнять условия для сотрудничества - работы в парах, группах, ощущают ситуацию успеха. Умение самостоятельно устранять ошибки, принимать и сохранять учебную задачу. Обсуждают варианты вышивки, рисуют штрихами последовательность выполнения. Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Отвечают. Учащиеся выполняют работу. |
Принципиально важно при этом : 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос: 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что ..., потому что во-первых..., во вторых...». |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока) Основные задачи учителя: |
Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успеху класса в целом. Закрепление и систематизация знаний о вышивке. Дает знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания в своем опыте и изменить прежний опыт. Формулирование ответа на проблемный вопрос (Заранее готовит демонстрацию образцов). Итак, мы попробовали вышивать швом «роспись». У всех разные успехи. Учитель демонстрирует образцы изделий с вышивкой «роспись» (прихватки) и предлагает сравнить. Слайд 12. Контроль качества – если всё выполнено правильно – обе стороны вышивки будут одинаковыми. Слайд 13. Предлагает оценить свою работу на уроке – нарисовать смайлик, написать – что заинтересовало на уроке, а что – вызвало затруднения Почему вышивание называли женской наукой? | Деятельность учащихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы: одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы. Вызывают сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, знания являются средством изменения самого ученика. Понимают значение технологических знаний в практической жизни. Адекватно воспринимают оценку учителя. Заканчивают вышивать. Самопроверка по образцу. Рассматривают работы, предлагают ответ. Отвечают на вопрос, рассуждают: - При выполнении вышивки нужны были хорошая память, внимание, умение строить план действий. - Мысленное удержание схемы вышивки при выполнении работы. |
8 ЭТАП Домашнее задание Придумайте, как ещё можно использовать полученную вышивку в швейных изделиях? |