Тема урока: Поясные швейные изделия. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы юбки. Правила снятия мерок | Тип 1 урока: Урок усвоения новых знаний | Тип 2 урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) |
Цель урока | Расширить знания учащихся о требовании и назначении одежды; создать условия для изучения истории развития юбки; для закрепления ранее полученные знаний и навыков по снятию мерок. |
Задачи урока: | Образовательные: создать условия для знакомства с классификацией одежды и видами одежды по способу эксплуатации; с новыми понятиями и терминами; с правилами снятия мерок для построения чертежа прямой юбки. |
Развивающие: создать условия для развития памяти, мышления, воображения, речи, внимания. |
Воспитательные: создать условия для воспитания культуры одежды, дисциплинированности, формирования нравственных качеств личности. |
Планируемые результаты | Предметные | Умения решать учебные проблемы; организовывать свою работу; видеть связи между настоящим и прошлым; работать с измерительными инструментами. |
Личностные | Развитие мотивов учебной деятельности; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование личностного смысла учения; формирование основных морально- этических норм; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету, самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности, развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности. |
Метапредметные | Коммуникативные | Научиться слушать собеседника и вести диалог; вступать в речевое общение и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение работать в парах, развитие моторики и координации движения рук при работе с сантиметровой лентой. |
Регулятивные | Освоить приёмы работы с сантиметровой лентой, научиться принимать и сохранять учебную задачу урока, составлять алгоритм снятия и записи мерок; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения алгоритма снятия мерок; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения операций; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, корректировать навыки и умения снятия мерок. |
Познавательные | Познакомиться с основными правилами снятия и записи мерок, уметь применять в работе правила снятия мерок, понимать условные обозначения мерок и с их помощью определять размер изделия. |
Межпредметные связи | Черчение, биология, математика. |
Ресурсы урока | |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
УМК | Учебник: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 6 кл.- М.: ДРОФА, 2014. |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап, _____ мин | приветствие проверка явки учащихся заполнение учителем классного журнала проверка готовности учащихся к уроку | Слушают, включаются в работу эмоциональный настрой на урок положительный -помощь учителю в проверки явки на урок | | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
2 | Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, _____ мин | | | | Осознание ответственности за качество результатов труда. | |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, ____мин | Слайд 1. Улыбнись. Слайд 2.Давайте вспомним пословицы: Семь раз отмерь – один раз отрежь. Кроить – не шить, после не распорешь. Как вы понимаете эти пословицы? Слайд 3. 1.А что такое шаблон? 2.Для чего нужны шаблоны? 3.ИЗ чего делают шаблоны? Вы уже врезали какие –то детали из ткани по шаблону? 4.Как вы думаете, что надо знать, чтобы изготовить шаблон? 5.А кто из вас знает, как называется шаблон, по которому выкраивают швейные изделия? 6.Что необходимо знать для построения выкройки? Как вы думаете, какая тема нашего урока? 7.Учитель уточняет ответы детей и формулирует тему урока. Слайд 4. 8. Какова цель нашего урока и по какому плану мы достигнем нашей цели? Слайд 5. Учитель уточняет ответы детей и формулирует цель и план урока. | Слушают, смотрят, вспоминают, делают выводы и обосновывают ответы. Предполагаемые ответы: Сначала хорошо подумай, а потом говори; проверь работу, а потом отрезай. Во время раскроя надо быть очень внимательным, так как после вырезания деталей уже трудно будет исправить ошибки. 1.Шаблон – деталь, образец. 2. По которому вырезают несколько одинаковых деталей. 3..Из бумаги, картона. 4.Надо знать размеры. Шили игольницу и вырезали детали по шаблонам. 5.Выкройка. 6.Размеры (Мерки) 7. Пытаются формулировать тему, цель и план урока. | Презентация «Конструкции юбок. Правила снятия мерок для прямой юбки» | Формирование у учащихся понятия «мерки». | Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. способность к рассуждению. осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
4 | Актуализация знаний, _____ мин | Слайд 6. С целью актуализации провожу беседу по вопросам: 1.Что такое чертёж. 2. Какие чертёжные инструменты вам известны? 3. Попробуйте дать определение что такое «выкройка» Какие возникли затруднения? Давайте сравним ваши ответы с ответами, предложенными Давайте дадим определение, что же такое конструирование швейных изделий Слайд 7. Сможем ли мы с вами сразу построить выкройку? Почему? Что нам надо знать? Как видите возникают опять затруднения. | Смотрят. Анализируют Отвечают. Трансформируют известные знания в новые ситуации. Предполагаемый ответ: 1.Чертёж – это выполненный на бумаге с помощью чертёжных инструментов изображение предмета или детали с указанием их размеров. 2. Линейка, треугольник, карандаш, циркуль. Затруднение Читают на слайде определение. Слушают других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | | Ознакомление с видами юбок | Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. способность к рассуждению Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
5 | Первичное усвоение новых знаний, _____ мин | Какой же должна быть одежда? Как вы думаете? Учитель подводит итог ответов: · Одежда должна быть удобной и красивой · В одежде человек должен чувствовать себя естественно, уверенно · И комфортно Все это учитывается при создании образца изделия – при проектировании. Этим занимаются художники-конструкторы. Когда одежду проектируют, учитывают размер, особенности телосложения, возраст, внешние данные человека, направление моды. Можно сделать следующий вывод: к одежде предъявляются определенные требования. Какие это требования? К основным требованиям относятся: · Эстетические · Гигиенические · Эксплуатационные В 5 классе мы уже знакомились с некоторыми из них, давайте вспомним их и узнаем новые. Обратимся за справкой. Ролевая игра (участники ведут беседу между собой) - Итак, с какими требованиями к одежде мы познакомились? Слайд 8. Мы решим их, если отправимся в мастерскую пчелки-труженицы и научимся у нее как правильно снимать мерки, которые необходимы нам для конструирования швейного изделия. Слайд 9. Кто мне назовёт инструменты и приспособления для изготовления выкройки? Слайд 10. Вы сегодня знакомитесь с новым для вас приспособлением – сантиметровой лентой. Слайд 11. Послушайте, что нам расскажет пчёлка – труженица о снятие мерок. ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Задание: Измерьте себя и определите свой размер? У кого какие результаты? Кому удалось, а кому нет справиться с заданием? Подумайте. В каком месте испытали затруднения и почему? | Слушают, отвечают на вопросы, запоминают новые сведения. Снимают мерки и записывают результат. Испытывая при этом затруднения 1-й шаг я не знаю? 2-й шаг – Сама постараюсь определить (Раздать учащимся тексты) 1. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ Если бы я была блузкой или курткой, да неважно, какой вещью, я бы хотела быть удобной, красивой и модной. Чтобы мой цвет и фасон были гармоничны. Вот такие у меня к одежде эстетические требования. 2. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ А я хотела бы быть теплой и хорошо пропускать воздух, легко впитывать влагу, легко сниматься и одеваться, не мяться и не стеснять движений. Я знаю, за все это в ответе ткань и модель. И все это – гигиенические требования, они очень важные. 3. ЭКСПЛУАТАЦИОНН-
ЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Вот слушаю вас, и хочется сказать: трудно быть одеждой. Когда ее носят, она испытывает нагрузку и различные деформации. Со временем ткань изнашивается и изделие носить уже нельзя. И так много зависит от условий носки, свойств ткани, качества ее обработки. Мы все время эксплуатируем изделия. Ах, как трудно соблюдать эксплуатационные требования. | Ролевая игра «Требования к одежде». | Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. | Личностные: - умение понимать смысл поставленной задачи проявление интереса и активности в выборе ее решения, установление личностного смысла знания. Коммуникативные: работать в сотрудничестве в поиске и выборе информации Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: умение ориентироваться в понятиях |
6 | Первичная проверка понимания, _____ мин | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы. В каком месте испытали затруднения и почему? Какую цель поставите перед собой на этом этапе урока? Вот вам подсказка. Слайд 12. Вспомните сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Представим себе океан с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходят 33 богатыря – линия воды находится на пересечения основания шеи и линии плеча. Как называется данная линия … Богатырь остановился, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин – эта линия называется… Потом вода дошла до самого узкого места фигуры и эта линия… и ниже на 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия … На уровне середины колена проходит линия … Мерки снимаемые по линиям записываются знаками. Слайд 13. Результат одних мерок записывают полностью, а других в половинном размере. Как вы думаете почему? | ЗАТРУДНЕНИЕ Я не знаю правильного снятия и обозначения мерок. Я не знаю правила определения линий. Научатся определять линии фигуры человека. Определяют линии: Линия плеча Линия груди Линия таллии Линия бедер Линия колена Дети думают, высказывают различные мнения, анализируют. | | Осознание практической значимости знаний и умений, полученных на уроке. | Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: умение ориентироваться в понятиях |
7 | Первичное закрепление, _____ мин | Пчелка даёт вам задание. Чтобы правильно снять мерки, а от этого будет зависеть точность вашей конструкции, надо соблюдать правила снятии мерок. Попробуйте, работая в парах, выработать эти правила. Можно пользоваться литературой. Слайд 16. А теперь сравните их с правилами пчёлки. Работа в парах с опорой на эталон Слайд 17, 18, 19. Пчелка – труженица предлагает вам сыграть в игру «Ателье», где каждый из вас побывает в роли и заказчика (человек, который хочет, чтобы ему сшили фартук в ателье), и закройщика (человек, который работает в этом ателье, снимает мерки для изготовления будущего изделия и от него не мало зависит, каким будет этот фартук). | Работают в парах, используя учебник. Выполняют практическую работу с основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи Работают парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) с поочередной сменой обязанностей. Записи мерок производятся в рабочей тетради в таблице. | Игра «Ателье» | Осознание ответственности за качество результатов труда. | Личностные: адекватная самооценка результатов учебной деятельности в сравнении с технической документацией Познавательные: - осознание значимости и ценности технологических знаний в жизни человека сформированность интереса к изучаемому предмету. |
8 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, _____ мин | Практическая работа «Снятие мерок для конструирования юбки» Учитель следит за правильностью снятия мерок, помогает исправить неточности, даёт дополнительные пояснения. | 1.Учащиеся снимают мерки группами по два человека: измеряемая , измеряющая- поочерёдно меняя операции. (При выполнении используется игровой момент. Работа выполняется в виде игры «Ателье»- заказчик, приёмщик заказа. Атрибутика для ателье- на столах названия ателье «Быстрая иголка», «Ненаглядная краса», «Амелия» и т.д. или названия придумывают сами учащиеся). Двое учениц записывают замеры на доске. Каждый учащийся в ходе работы заполняет инструкционную карту, которая используется для построения чертежа. | | Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени. | Личностные: овладение нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,. Коммуникативные взаимодействовать с учителем группой. |
14 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, _____ мин | Слайд 23.§ 15, задание 15, п. 2,3. Снимите мерки с родственников и определите их размер. | Записывают задание в дневник. | | | |
15 | Рефлексия, подведение итогов занятия _____ мин | Аналитический Использование технических средств. Индивидуальный контроль, выборочный контроль. | Фронтальный опрос | Учащиеся отвечают на вопросы: Что называется одеждой? Как добиться того, чтобы одежда была удобна и красива? Какие группы одежды вы узнали сегодня на уроке? Каким требованиям должна отвечать одежда? Прежде чем приступить к снятию мерок, что нужно предпринять? Работа с карточками Установите соответствие между группами требований к одежде и их свойствами. изобразить на оборотной стороне карточки 1-2 вида современных юбок. | Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка результатов деятельности, самооценка. | Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов Коммуникативные сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе |