Цель: Познакомить с видами поясной одежды и с правилами снятия мерок необходимых для построения чертежа юбки.
Задачи:
- Способствовать формированию знаний о видах поясной одежды.
- Систематизировать и расширить знания об измерениях фигуры человека.
- Учить снимать и записывать мерки необходимые для построения чертежа юбки
- Воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность, ответственное отношение к работе, коллективизм
Тип урока: урок приобретения новых знаний, закрепление и применение их на практике; формирование умений.
Методы: объяснение нового материала и закрепление в ходе урока, объяснительно-иллюстративный, наглядный, практическая работа
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы: учебник, рабочая тетрадь, сантиметровая лента, тесьма, манекен, образцы юбок (прямой, клиньевой и конической),
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка готовности к уроку.
- Проверка списочного состава.
- Сообщение темы и цели урока.
- Повторение техники безопасности при работе на швейной машине
- Объяснение нового материала
Изделия, относящиеся к любому виду одежды, можно разделить на две основные группы: поясную и плечевую. Сами названия говорят, что плечевые – это изделия, которые держаться на плечах, а поясные – на талии, там, где должен быть поясок.
Назовите, пожалуйста изделия которые можно отнести к поясной группе?(юбки, брюки, бриджи, шорты и т.д.) (слайд №2)
Ответ детей, показ слайда, запись в тетрадь.
Сегодня мы будем говорить о юбке.
Юбка - один из самых распространенных видов одежды для любого времени года. Она может быть отдельным, самостоятельным изделием, так и частью платья, костюма.
В сочетании с различными блузками, жакетами, свитерами она является составной частью одежды, легко изменяется и может приобретать любое назначение: нарядное, повседневное, для отдыха. Может быть и форменной (для работников милиции, таможни, военнослужащих, стюардесс).
Что на ваш взгляд удобнее: юбка или брюки?
Ответ детей, речь учителя.
Все слышнее голоса дам, решительно отдающих предпочтение брюкам: удобно, "подтягивают", молодят. теплее, наконец, - их основные аргументы.
Можно привести довод северянок, что в лютые морозы длинная прямая юбка из толстой шерстяной ткани теплее, чем брюки. Причина та же, по которой варежка - теплее перчатки. Или ехидно спросить: "Что, вас не беспокоят швы модных брюк в обтяжку?"
Юбку носят в комплекте с блузкой, жилетом, жакетом, она может служить частью платья, пальто. Форма юбки много раз менялась в течение веков.
По длине юбки делятся: мини, миди, макси.
Мини-юбки – юбка выше колена, для тех, кому нечего скрывать! Оружие массового мужского поражения!
Миди – юбка средней длины (около колена) универсальна и женственна.
Макси – длинные юбки.
По крою они делятся на три группы: прямые, клиньевые, конические
Клиньевые Прямые коническая
Конические юбки самые простые по конструкции. Как правило не имеют вытачек и обычно состоят из одной или двух деталей.
Клиньевые юбки состоят из нескольких одинаковых клиньев, расширяющихся к низу. Число клиньев может быть от четырёх и больше, но лучше четным
Прямые юбки состоят обычно из двух деталей: переднего и заднего полотнища, нити основы проходят почти всегда вдоль деталей. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру.
Ткань для юбок может быть самая разнообразная: шёлк, атлас, бархат, джинсовая ткань, хлопок и т.д. все ограничивается только Вашей фантазией.
Мерки, их запись.Для того чтобы сшить любую юбку, которая хорошо бы сидела на фигуре и соответствовала росту и размеру, необходимо создать выкройку, а для этого нужно снять мерки для построения чертежа юбки.
Напомните, что мы называем мерками?
Ответ (ученик): мерки (размерные признаки) - расстояние между определенными точками фигуры, измерения основных размеров тела человека.
Показ и объяснение правил снятия мерок для построения чертежа юбки.
Показ снятия мерок на манекене.
Ст - полуобхват талии, измеряют горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии.
Мерку записываем в половинном размере, потому что чертеж будем выполнять на одну часть фигуры - правую! Вопрос: А почему?
Ответ (ученик): у человека правая часть фигуры условно симметрична левой.
Сб - полуобхват бёдер, измеряют горизонтально вокруг туловища сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди с учетом выступа живота.
Дст - длина спины до талии, измеряют от седьмого шейного позвонка до линии талии по позвоночнику.
Ди - длина изделия, измеряют от линии талии до желаемой длины.
На доске таблица мерок (записать в тетрадь)
Для расчета величин отрезков чертежа швейного изделия, кроме мерок, необходимо знать
величину прибавок на свободное облегание.
Прибавка на свободное облегание - это величина, которую прибавляют к размеру снятой мерки, чтобы изделие было достаточно свободным и удобным в носке.
При конструировании юбки прибавки дают к Ст, Сб.
Пт = 1 см, Пб = 2 см
- Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки».
Для проведения практической работы необходимо разделить учащихся попарно, девочки снимают мерки друг с друга и записывают результаты в тетрадь, используя таблицу.
- Закрепление материала Тест для проверки знаний «Правила снятия мерок»
- Итоги и оценка выполненной работы
- Домашнее задание принести альбом для чертежа, линейку закройщика, чертежные принадлежности.
Приложение 1
«Правила снятия мерок»
Инструкционно-технологическая карта (у каждого на парте).
- Мерки снимают, соблюдая определенную последовательность, избегая лишних поворотов фигуры.
- Сантиметровую ленту нельзя ослаблять или чрезмерно натягивать.
- Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку.
- Линию талии фиксируют тесьмой или шнуром, резинкой.
- Сначала снимают мерки со стороны переда, затем со спины.
- Все величины записывают в сантиметрах.
Первая мерка Cm (полуобхват талии)
Снимается так: горизонтально по самому узкому месту в области талии.
Назначение мерки: Эта мерка необходима для определения длины пояса и ширины изделия по линии талии. Записывается в половинном размере
Вторая мерка Сб (полуобхват бедер)
Снимается так: по выступающим точкам ягодиц, спереди, учитывая выпуклость живота.
Назначение мерки: необходима для определения ширины юбки по линии бедер. Записывается в половинном размере.
Третья мерка Дст (длина спины до талии)
Снимается так: по спине от линии талии до шейной точки (седьмого шейного позвонка).
Назначение мерки: определение положения линии талии.
Четвертая мерка Ди (длина изделия)
Снимается так: справа от линии талии до желаемой длины юбки.
Приложение 2
Тест для проверки знаний «Правила снятия мерок»
1.Каковы исходные данные для построения чертежа выкройки?
А) Рисунок модели.
Б) Мерки.
В) Масштаб.
2.Обмерить фигуру можно:
А) Обычной линейкой.
Б) Деревянным метром.
В) Сантиметровой лентой.
3.Перед снятием мерок необходимо:
А) Определить линию талии и обвязать ее тесьмой.
Б) Определить линию бедер.
В) Определить длину изделия.
4.По какой стороне фигуры снимаются мерки?
А) По левой и сзади.
Б) По правой и спереди.
В) По правой стороне сзади и спереди фигуры.
5.Какие мерки записывают полностью?
А) Обхваты.
Б) Длины.
В) Полуобхваты.
6.Какие мерки записывают в половинном размере?
А) Обхваты.
Б) Длины.
В) Полуобхваты.
7.Почему выкройка по чертежу всегда делается в долевом половинном размере?
А) Для экономии бумаги.
Б) Для сокращения времени на работу.
В) Тело человека симметрично.
Ключ ответов
7 правильных ответов – оценка 5
6 правильных ответов – оценка 4
4,5 правильных ответов – оценка 3