Просмотр содержимого документа
««рукам работа - душе праздник»»
Интегрированный урок предметов
ТЕХНОЛОГИЯ, МУЗЫКА, ИСТОРИЯ
«РУКАМ РАБОТА - ДУШЕ ПРАЗДНИК»
Класс 5Г
Учитель Технологии Дементьева Е. Т.
Учитель Музыки Сысоева Л.А.
Цели урока:
Предметные цели:
1. Способствовать развитию умений и навыков для вязания крючком.
2. Напомнить историю вязания крючком и историю возникновения пряжи.
3. Способствовать пониманию зависимости между предметами «Технология» , «Музыка» и «История».
4. Развивать понимание о взаимосвязи народного музыкального творчества и рукоделия (вязания крючком)
2. Личностные цели:
1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса в процессе освоения терминологии по предмету и знакомства с элементами устного народного творчества- пословицами, поговорками и загадками о труде, о рукоделии, о инструментах и приспособлениях)
2. Содействовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук в процессе вязания крючком, развитие двигательной сноровки, соразмерности движений при работе).
3. Прививать познавательный интерес к предмету «Технология» , ручному труду, традициям народного прикладного и музыкального творчества.
4. Знакомить с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, загадки).
3. Метапредметные цели:
1. Способствовать формированию творческих способностей обучающихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
2. Содействовать воспитанию и развитию эстетического вкуса, художественной инициативы путем знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества и традициями русского народа.
3. Прививать уважение к национальным традициям декоративно-прикладного и музыкального творчества.
4. Инициировать привлечение различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и другие базы данных для решения познавательных и коммуникативных задач.
5. Формировать навыки по организации рабочего места, соблюдению норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой рукоделия (вязания крючком).
6. Систематизировать знания учащихся, проверить практические умения
1 этап: Вводное слово:
Сегодня на уроке мы вспомним историю вязания крючком, покажем, как умеем вязать крючком, и познакомимся с русским народным творчеством.
Попробуем как в старину на посиделках девицы за рукоделием и вязанием пели песни.
Мы закончили тему «Вязание крючком» и ваши руки умеют правильно держать крючок, вы умеете подбирать нитки под крючок и крючок под нитки, вы связали образцы столбиками без накида и с накидом, творчески украсили и оформили выставку. Еще одна выставка – «Чехольчик для телефончика» украшает наш кабинет.
Вопросы:
Ремесло вязания крючком старинное или новое, новомодное?
Когда появилось вязание крючком?
Что нужно, для того, чтобы вязать?
Где мы сегодня берем нитки для вязания?
А где раньше брали нитки для ткачества, шитья, вязания?
2 этап: Интеграция (музыка)
Рассказ о прялке, о льне, о льняных нитках, о посиделках.
Песня «Я посеяла ленку»
3 этап: Интеграция (история)
Каким инструментом можно вязать?
Где сегодня берем крючки для вязания?
А где раньше брали крючки?
Рассказ про историю появления крючка.
Раньше крючок изготавливали из прямой палочки, но она быстро ломалась. Затем придумали делать из кости животных, и рыб. Когда научились плавить металл, крючки стали металлическими, а потом еще и пластмассовым. На конце крючка находится головка с бородкой, по ее размеру определяют номер крючка и подбирают нитки.
( Показывают свои крючки и проговаривают из какого материала они сделаны)
Как мы уже знаем, вязание крючком это всего 3 разных приема выполнения. Это:
Воздушная петля
Столбик без накида
Столбик с накидом
3 этап: Практическая работа
В уже умелые руки берем нитку и крючок, и пока исполняете напевную русско-народную песню, вяжете из воздушных петель цепочку, украшаете ее и получается браслет-оберег.
4 этап: Обобщение
1. Показ презентации «Рукам работа – душе праздник»
В эпоху викингов практиковалось вязание деревянной палочкой или костяной иглой. Самое древнее изделие нашли при раскопках пирамид много лет до нашей эры.
Женщины не знали секретов вязания крючком. Самыми первыми вязальщиками были мужчины.
В старину все делали своими руками: и одежду, и украшения, и предметы интерьера для своего дома: полотенца, подзоры, скатерти, салфетки, коврики. Украшали кровати, столы,;
Украшали полки вязаным кружевом, а рисунок брали с вышивок и из природы – цветы, снежинки, морозные узоры на окнах.;
Вышитые полотенца обвязывали разноцветной каймой. Скатерти обвязывали кружевом или соединяли крючком отдельные вышитые заготовки.;
В каждом доме были вязаные вещи и вязаные игрушки.;
Все эти чудесные вещи связаны мастерицами и совсем недавно и давно, нашими бабушками и прабабушками.;
Заниматься этим рукоделием повсеместно стали в конце 18 века. Применение вязаных крючком изделий огромно. Это и фоторамки, и подстаканники, и нагоршочники….
Диванные подушки и пуфики…
Чехлы на стулья и сиденья…
Абажуры настольных ламп и светильников…
Циферблат часов…
Настенные картины…
Напольные ковры..
Игрушки…
Игрушки…
Сумки, плечики, чехлы для табурета, чехлы для телефонов…
Одежда…
Украшения…
Музейные экспонаты и еще…
Посмотрели, сколько красивых вещей, украшений, предметов домашнего обихода можно сотворить при помощи такой простой палочки с бородкой, которую называют вязальный крючок.
Каждое вязаное изделие хранит тепло рук и душу. Вязание - это, конечно же, труд. Нужно терпение, усидчивость, внимание, аккуратность, фантазия и много еще чего.
Предлагаем составить пословицы о труде и поиграть в «Ручеек». Под музыку два участника подбирают из предложенных вариантов пословицу, встают в пару, озвучивают свою пословицу и переходят в «хвостик ручейка».
Пословицы:
- Терпенье и труд все перетрут.
- Дело наспех – сделано насмех.
- Под лежачий камень вода не течет.
- Не говори «не могу», а говори «не хочу».
- Кто не работает, тот не ошибается.
- Звону много, толку мало.
- Не спеши языком, спеши делом.
- Кто быстро помог, тот дважды помог.
- Совет хорошо, а дело лучше.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Не учась и лаптя не сплнтешь.
- С ремеслом не пропадешь.
- Делу время, потехе час.
- Кто делает на «авось», у того хоть все дело брось.
- Умел начать, умей закончить.
- Кончил дело – гуляй смело.
- Поспешишь – людей насмешишь.
После работы с пословицами предлагаем отгадать загадки, но отгадки нужно выбрать на подносе.
Загадки:
- Острый нос, стальное ушко,
В ушке ниточка подружка.
Сшить обновки помогла
Нашей девочке………..ИГЛА.
- Катался колобком, пока не стал ……….КЛУБКОМ.
- На пальце одном ведерко вверх дном………. (НАПЕРСТОК)
- Поскорее мне скажите,
Что за мяч из мягких нитей
Он похож на колобок
С длинным хвостиком ……. КЛУБОК.
- Два кольца, два конца, а в середине гвоздик……. (НОЖНИЦЫ)
- Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы
Весь день ныряли в петельки
И вот, он, шарф для Петеньки……..(СПИЦЫ)
- Они и режут и кроят, всем оно помочь хотят…….(НОЖНИЦЫ)
- У дядюшки Никона вся лысина истыкана………(НАПЕРСТОК)
- С хвостом, а за хвост не поднимешь………(КЛУБОК)
- Чем дольше я верчусь, тем толще становлюсь……(ВЕРЕТЕНО)
- Есть у каждой у сестрички
Острый клювик, как у птички.
А головка завиточек, круглый, маленький …..КРЮЧОЧЕК. А закончим уроквеселыми частушками про вязание, рукоделие, про работу и отдых.
Частушки:
- Занимаемся мы все
Дружно, со старанием,
Рукоделие все наше
Сделано с желанием.
- Вот беру крючок я в руки,
Снова творческие муки:
Что же мне сейчас связать-
Кто бы мог мне подсказать?
- То ли кофту, то ли юбку,
То ли шапку к полушубку?
Шерсть, мохер, иль хлопок к лету?
А у меня запасов нету!
- Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим мы «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
Рефлексия:
Приготовлены : цветы вязаные крючком разноцветные
и цветы из бумаги белые.
Если: вы узнали новое, закрепили старое, познакомились с устным народным творчеством, получили удовольствие и положительные эмоции, то предлагаем в букет выложить разноцветные вязаные цветы.
А если остались вопросы, если многое непонятно, то это белые бумажные цветы.