Открытый урок по технологии по теме: «Выполнение простейших ручных швов»
5 класс
тема: «Выполнение простейших ручных швов»
Тема раздела: « Рукоделие. Технология выполнения простейших ручных швов»
Цель урока: ознакомить учащихся с видами ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.
Задачи урока:
Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов «вперед иголку» , сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;
Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.
Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.
Тип урока: комбинированный; вводный нового материала.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, в малых группах
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.
Здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, цветотерапия, смена физической активности
Оборудование и материалы: техническиесредства и программное обеспечение для демонстрации презентации о видах вышивки, ее применении в русском народном и современном костюме; эскизы орнаментов вышивки народного костюма, выполненные учащимися; раздаточный материал: «Инструкция по вышивке», «Выполнение шва «вперед иголку» карточки-задания; кусочки хлопчатобумажной ткани; набор инструментов и приспособлений для вышивки (ткань для вышивки, иглы, нитки мулине, ножницы, наперсток); музыкальное сопровождение – русские народные мелодии.
Инициация.Организационная часть урока «Ниточка цветонастроения Учитель раздаёт цветные ниточки учащимся на входе в класс (ребята сами выбирают ниточки) и рассаживает в группы по цвету выбранной нитки(в каждой группе 4 разных цвета-. Учитель приветствует учеников, проверяет организацию рабочих мест учащихся для уже сформированных групп,использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие:
создание психологически комфортной атмосферы общения и сотрудничества;
создание ситуации успеха на уроке;
У вас в руках ниточка ,выбранного вами цвета, соберите вокруг себя друзей с разными нитками и дайте название своей радужной команде напишите на листе и повесьте на доске, в каждой группе координатором будет тот у кого ниточка цвета вашей карточки на столе.
Дать название группе (ниточка ,травушка,)
Вхождение или погружение в тему. Сообщение темы и целей урокаУ вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков. Сегодня некоторые из них вам придётся вспомнить и повторить, а что-то вы узнаете нового
«Сундучок с сокровищами».
– Перед вами сундучок. В нём сокровища ,которые относятся к теме нашего урока. Узнать о них вы сможете, выполнив задание. (Раздать каждой команде листы с заданием.)
Задание: решить примеры.
1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка)
На каждом столе стоит дерево ,и 8 ниток по 4 белого и чёрного цвета.
Зная тему урока, вы наверно задаёте себе вопрос, :интересно вам будет ,получится ли то ,что запланировано на уроке ,а может наоборот ,будет неинтересно ,потому, что опасаетесь, что не справитесь с работой.. Часто мы не добиваемся поставленных целей из-за страха перед тем., что у нас что-то не получится. Встречаясь с чем-то новым пасуем и в результате к финишу приходит другой. Подумайте какая мысль у вас возникла. когда вы увидели тему и возьмите ниточку чёрную или белую, привяжите её к дереву.
IV.Интерактивная лекция. Мотивация учащихся. («Русская краса») У вас ребята в руках ниточка, сама по себе она ничего не представляет, но в умелых руках нитка с помощью иголки превращается в неповторимые орнаменты ,настоящие письмена от наших предков.
Рассказ учителя о вышивке как о древнейшем декоративно-прикладном искусстве с показом презентации и эскизов работ учащихся
Вышитые орнаменты на Руси использовали для украшения одежды.
А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла? Посмотрите одежда была длинной, широкой, чтобыудобно было работать в поле.
Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества
Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен.
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.Какие орнаменты вам знакомы?(обращается внимание на эскизы)
Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.
Вышивкой украшали и другие вещи, например, полотенца, рушники, подушки, покрывала и т.д.
Русский народный костюм в произведениях известных художников достаточно распространён
Сегодня наблюдается возвращение интереса к вышивке и мировые модельеры на модных показах демонстрируют роскошные вышитые костюмы, обувь и аксессуары.
и вы сегодня сами создадите неповторимые авторские работы
Разминка. "Путаница" Текущий инструктаж.
Отработка правил техники безопасности в игровой форме
Но качество и безопасность работы во многом зависит от умения использовать приспособления и инструменты.
В качестве разминки ,вы вспомните правила безопасной работы с сокровищами из сундучка.
На карточках написаны предложения с неправильно расставленными словами, поэтому пока бессмысленные. Командам необходимо уловить смысл этого предложения и правильно расставить слова. И самим встать по порядку расставленных слов. и показать без слов правило ,которое вы распутали.
1. ножницы концами должны себе стороны, с сомкнутыми с правой кольцами к всегда лежать
2. игольнице иголки хранить и в булавки
кольцами ножницы сомкнув вперед, их лезвия передавай.
вкалывать во работы не время и булавки в иголки одежду.
Приклеить стикеры на доске каждой команде.
Повторение техники безопасности при выполнении ручных работ
Практическая часть."Дело мастера боится"
А теперь ,как говорится "дело мастера боится", мы с вами выполнив всего один ручной шов «вперед иголку» ,создадим авторский орнамент, который вы представите на общее обозрение.
Актуализация прошлых знаний
Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Шов – это ниточное соединение деталей.
Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.
1.Инструкция по выполнению вышивки (раздаточный материал на рабочих столах: ткань, нитки мулине разного цвета вдеты в иголки). Учитель знакомит учащихся с инструкцией выполнения работы, затем демонстрирует и комментирует.
Необходимо создать единый орнамент ,сделав всего 10 стежков швом «вперёд иголка» ,каждый выбирает нить своего цвета.
Шов «вперед иголку» представляет собой ряд стежков, одинакового размера, выполненных с промежутками. Это самый простой шов, применяемый в вышивке. Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм.
Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропуская такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т.д. стежки располагают в направлении справа налево.
На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками. Вы будете вышивать швом «вперед иголку» по рисованному контуру, применяя нитки различных цветов, можно найти множество интересных исполнений этого шва (показ инструкционно-технологической карты по выполнению шва «вперед иголку»).
2.Практическая работа (инструкционная карта на столе каждой группы)
Во время выполнения самостоятельной практической работы звучит русская народная песня. На Руси вышивальщицы – рукодельницы всегда мелодично пели за работой.
Итоги урока
Презентация работ.
Каждая группа презентует свои работы и комментирует орнамент ,который хотели вышить.
Из отдельных стежков ручным швом «вперед иголку» получился индивидуальный народный орнамент. ребята объясняют значение орнамента.
Учитель добавляет, что все учащиеся качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности и правильно организовали свое рабочее место.
VIII. Рефлексия
Посмотрите на своё дерево и решите для себя оправдались ли ваши опасения, которые были в начале урока, если да ,то поменяйте ниточку на дереве
Уборка рабочего места. Инструменты и приспособления сложить в рабочие коробки, собрать обрезки ниток.
Всем спасибо! Удачи! Длинной вам ниточки во всех ваших делах…
Приложение
Виды ручных швов.
1. Наиболее распространенным швом на начальном этапе изготовления изделия является сметочный. Его применяют для временного соединения деталей (наметка), создания сборок. В зависимости от того, с какой тканью вы имеете дело, и для чего используете данный шов, длинна стежков составляет 0,2-5 см.
2. Прокладочный шов – разновидность сметочного. Его удобно использовать для пометок во время примерки, отметки середины изделия и т. п. Выполняется на одном слое ткани. Длинна стежков 1-3 см, расстояние между ними 0,5-0,7 см.
3. Силки или копировальный шов. Используется для точного переноса контурных линий, контрольных знаков с одной симметричной стороны изделия на другую. Очень удобен, дает отличную возможность абсолютно точно сметывать, совмещать между собой изделия для дальнейшей работы. Выполняется следующим образом: детали изделия складываются между собой лицевой стороной внутрь. По намеченным линиям, мягкими нитками (лучше хлопчато-бумажными) прокладываются сметочные стежки с расстоянием друг от друга 0,3-1 см. От простого сметочного шва отличается тем, что нить не затягивают, а делают петельки высотой 1-1,5 см в зависимости от того, какой толщины ткань. После наметки всего контура, детали изделия раздвигают, и натянувшиеся нитки разрезают по середине.
4. Переводной шов – разновидность сметочного, применяется для сметывания деталей с фигурными срезами и для подгонки рисунка. Деталь с подогнутым срезом кладут на лицевую сторону другой детали, наметывают и скрепляют булавками. Обе детали сметывают. Иглу выводят из ткани на нижней детали у сгиба верхней, на нее набирают 2-3 нити на сгибе верхней детали. Расстояние между уколами 0,2-0,5 см. Детали вторично сметывают с изнаночной стороны по стежкам и прострачивают.
5. Для обработки края деталей (оборок, воланов и т.д.) используют круглый шов. Срез отгибают в сторону изнанки на 0,3-0,5 см, набирают 2-3 нити ткани около подогнутого среза и 2-3 нити на сгибе. Не обязательно затягивать нить после каждого стежка, для ускорения работы можно делать это после 30-45 стежков. Плотность шва – 3 стежка на 1 см.
6. Стачной шов – напоминает машинную строчку. Применяется для постоянного соединения деталей в тех местах, где машинная строчка невозможна, или в тех случаях когда требуется получить шов повышенной растяжимости. Промежутка между стежками нет. Шьют сверху вниз. Расстояние между входом и выходом иглы 0,1-0,7 см. Укол делают в место выхода предыдущего стежка. Требует достаточно опытной руки.
7. Шов “за иголку” (разметочный). Выполняют также, как и стачной, но между стежками оставляют расстояние. Укол иголкой делают на половине расстояния между входом и выходом предыдущего стежка.
Ручные швы. 1а - косой обметочный (в заутюжку), 1б - косой обметочный (в разутюжку), 2 - крестообразный обметочный, 3 - петельный обметочный, 4 - простой (открытый) подшивочный, 5 - потайной подшивочный, 6 - подготовка низа изделия к подшиванию, 7 - фигурный подшивочный.
8. Обметочный шов служит для предотвращения осыпания на краях ткани.
Существует несколько видов обметочного шва: - Косой, делается через край. Снизу вверх строчку прокладывают справа налево. На 1 см – 2-3 стежка. - Крестообразный, похож на косой. Как и в косом, иглу вводят сверху вниз, но только по двум направлениям. Нить при этом не открывают и изделие не поворачивают. - Петельный. Им обрабатывают срезы в сыпучих тканях. Иглу вводят сверху вниз, нитка предыдущего стежка лежит под иголкой. Строчку прокладывают слева направо. Плотность шва 2-3 стежка длиной 0,4-0,6 см на 1 см ткани.
9. Подшивочный шов применяется для подшива края детали изделия. Для того что бы использовать этот шов, необходимо подготовить срез изделия. Сначала подгибают весь припуск на подгиб, и приметывают на расстоянии 0,5-1 см от сгиба сметочным швом. Потом уже подшитый срез еще раз подгибают на 0,5-1 см и приметывают на расстоянии 0,2-0,3 см от второго сгиба. Срез приутюживают.
Есть несколько видов подшивочных швов: - Простой (открытый). На сгибе иглой захватывают 2-3 нити основной детали, прокалывают под сгиб и выводят иглу с другой стороны (проталкивают).
- Потайной. Припуск на подгиб отгибается на лицевую сторону, на изнанке остается 0,2 см подогнутого среза. Нитку закрепляют в припуске на подгибе изделия, под сгиб подшиваемого края вводят иглу, а при выходе набирают не менее 2-3 нитей основного изделия. Строчка идет справа налево, нитка туго не затягивается. На 1 см ткани 2-3 стежка вполне достаточно.
- Фигурный или крестообразный. Применяется при использовании плотных несыпучих тканей (пике, коверкод, шотландка, репс, твид, бязь и других). Может использоваться и как отделочный шов. При шитье иголку ведут слева направо и снизу вверх. Срез оставляют открытым, ткань подгибают только на припуск. Первый укол делают в основную ткань около среза, 2-3 нити набирают на иглу так, чтобы не проколоть лицевую сторону! Второй укол за припуск на подгиб. На 1 см ткани достаточно 2-3 стежка, длинна стежка 04-07 см.
10. Кроме тех швов, которые служат утилитарным целям: закрепляют, наметывают и т.д., есть еще швы, которые помогают сделать готовую вещь более привлекательной – отделочные швы.
отделочные швы.
Самые распространенные из них петельный, тамбурный, елочка, крестик, козлик-крестик, мережка, “монашка” (треугольник).
Технология выполнения швов
Вышивкой можно украсить ваше швейное проектное изделие или, используя технику вышивания, изготовить совершенно новую вещь, например вышитые салфетки, прихватки для посуды или подставки под горячее.
Давайте вспомним вышивальные швы, с которыми вы познакомились в младших классах.
Шов «назад иглу» (рис. 58). Направление вышивки — справа налево. Последовательность выполнения шва:
Выведите нить на лицевую сторону в точке 1.
Введите иглу в ткань в точке 2.
Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите на лицевую сторону в точке 3.
Выполните весь узор.
Выведите нить на изнаночную сторону и сделайте закрепку.
Рис. 58. Шов «назад иглу»
Стебельчатый шов (рис. 59). Направление вышивки — слева направо. Последовательность выполнения:
Выведите нить на лицевую сторону в точке У.
Введите иглу в ткань на длину стежка в точке 2.
Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите на лицевую сторону в точке 3. Нить при этом направьте вниз (или вверх) и прижмите к ткани большим пальцем левой руки.
Рабочая нить должна быть всегда с одной стороны от шва — всегда внизу или всегда вверху. Менять положение нити во время работы нельзя.
Когда вышивка будет выполнена, выведите нить на изнаночную сторону и сделайте закрепку.
Рис. 59. Стебельчатый шов
Петельным швом (рис. 60) можно вышивать по кругу. Направление вышивки — слева направо. Последовательность выполнения:
Нарисуйте на ткани две горизонтальные линии. Расстояние между линиями — около 5 мм.
Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 на нижней линии.
Уложите ее справа и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу на верхней линии в точке 2 и на нижней линии выведите иглу на лицевую сторону в точке 3. Вытяните нить, как показано на рисунке. Рабочая нить должна быть под иглой.
Выполните условие пункта 4 технологии выполнения стебельчатого шва. Расстояние между стежками должно быть одинаковым.
Рис. 60. Петельный шов
Тамбурный шов {цепочка) (рис. 61). Направление вышивки — сверху вниз. Последовательность выполнения:
Нарисуйте на ткани вертикальную линию.
Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 на нижней линии.
Уложите нить слева от линии и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу в точку 2 рядом с точкой 1. С изнаночной стороны сделайте стежок вниз и выведите иглу на лицевую сторону в точке 3* Вытяните нить, не затягивая ее туго, — получится петелька. Рабочая нить должна быть под иглой.
Если повторять пункты 2-3, получится цепочка из петель, или тамбурный шов. Как и в петельном шве, стежки могут быть одинаковой длины. Если менять их длину и расстояние между точками 1 и 2, получатся декоративные строчки.
Рис. 61. Тамбурный шов
Петля «вприкреп» (рис. 62). Направление вышивки — по кругу. Последовательность выполнения:
Нарисуйте на ткани небольшую окружность.
Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 (близко к центру).
Уложите нить слева и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу в точку 2 рядом с точкой 1. Сделайте стежок по изнаночной стороне и выведите иглу на окружности в точке 3. Затяните петельку так же, как в тамбурном шве.
Вколите иглу в точку 4 и выведите ее снова в точке 2 — получится прикрепка.
Повторите действия пунктов 3-4 технологии выполнения тамбурного шва, выводя иглу на линии окружности и поворачивая работу так, чтобы получились лепестки цветка.
Рис. 62. Петля «вприкреп»
Если петельки начинать каждый раз на новом месте, получатся отдельные листочки.
Отделочные швы. а - петельный, б - тамбурный, в - елочка, г - крестик, д - козлик-крестик, е - мережка, ж - "монашка".
Литература
Самоанализ урока технологиив 5 классе
по теме: «Выполнение простейших ручных швов»
Тема урока: « Выполнение простейших ручных швов».
Раздел « Рукоделие. Технология выполнения простейших ручных швов»,
Цель урока: создать условия для формирования представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре на примере ручной вышивки,.
сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.
Задачи урока:
– образовательная –сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами простых швов, сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;
- развивающая – создать оптимальные условия для развития сенсорных и моторных навыков; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии;
- воспитательная – способствовать воспитанию трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формированию эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения
Тип урока: введение в тему, используя технологию модерации
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, в малых группах (3-4 человека)
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.
Здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности в игровой форме, психологически-комфортное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, смена физической активности,
.Урок с применением технологии «модерации» делится на этапы:
Инициация
Вхождение или погружение в тему
Формирование ожидаемых опасений.
Интерактивная лекция.
Разминка.
Отработка материалов лекции
Итоги урока,
Рефлексия
Считаю ,что эта технология соответствует этой теме, так как урок направлен на формирование УУД. Данный урок вводный в тему .поэтому не предполагает оценивание учащихся ,только фиксирование пройденного этапа с помощью цветных стикеров, результатом урока является отработка навыков и умение работать в группе
К проведению занятия все было подготовлено – план урока, презентация, необходимые инструменты, приспособления и материалы, инструкционно-технологические карточки, карточки-задания. У учащихся правильно организованы рабочие места.
Формирование ожидаемых опасений у учащихся прошло в комфортной психологической обстановке.
Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу был логичный. также психологически подготовить учащихся к изучаемой теме. Это дало мне возможность оценить и степень готовности учащихся к восприятию нового для них материала.
Учащиеся сами вышли на тему и цель урока. Для организации внимания использовалась презентация с показом слайдов, инструкционно-технологические карточки, эскизы, выполненных учащимися, а также с практическим показом приемов работы по выполнению простейших ручных швов. В практической части урока проводилась самостоятельная работа учащихся по выполнению орнамента в технике простейших ручных швов «вперед иголку» и «шнурок», в заключительной части урока был подведен итог занятия презентацией выполненных орнаментов в группах.
Формирование новых знаний учащихся проводилось методом рассказа и беседы, а получение новых навыков путем самостоятельной практической деятельности при консультационной помощи учителя. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы оптимальный. Учебный материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока и согласно возрастным особенностям детей.
Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя самоконтроль.
Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме. Текущий инструктаж. Все учащиеся вовлечены в практическую работу, следят за соблюдением правил техники безопасности, рабочее место организованно.
Цель урока достигнута, поставленные задачи выполнены. Время урока распределено рационально, в основном занятие проведено по намеченному плану. Про учащихся можно сказать, что они хорошо подготовлены, активно проявили себя, усвоили новые знания, научились самостоятельно выполнять простые ручные швы, с ними приятно было работать.