kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Праздник чая

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Праздник чая»

 

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся со структурой и назначением чая, видами и сортами чая.
  • Познакомить с правилами приема гостей.
  • Познакомить с традициями чаепития разных стран.
  • Рассказать об особенностях сервировки стола к чаю.
  • Объяснить правила общения и угощения во время чаепития.
  • Воспитывать бережливость, аккуратность и опрятность в работе, эстетический вкус.

Методическое обеспечение урока:

  1. Материально-техническая база:

   -кабинет трудового обучения;

   - чайник, самовар, чайная посуда, скатерти салфетки и др.;

   - чай, сахар, блины и др.

  1. Дидактическое обеспечение:

    -компьютерная презентация;

    -рабочая тетрадь;

    -инструкционные карты.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Нетрадиционный.

Методы обучения: Словесный, мультимедиа, исторический, познавательный, практический.

Форма урока: Бригадная с разделением труда.

На классной доске написано:

«Разве можно что-то почувствовать, если ты не выпил крепкого душистого чаю? Чай – это взлет души!»

В.А. Милашевский, русский художник 19 века.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Праздник чая »

Разработка урока технологии для девочек в 5 классе на тему: «Горячие напитки»

Тема урока: «Праздник чая»


Цели урока:

  • Ознакомить учащихся со структурой и назначением чая, видами и сортами чая.

  • Познакомить с правилами приема гостей.

  • Познакомить с традициями чаепития разных стран.

  • Рассказать об особенностях сервировки стола к чаю.

  • Объяснить правила общения и угощения во время чаепития.

  • Воспитывать бережливость, аккуратность и опрятность в работе, эстетический вкус.

Методическое обеспечение урока:

  1. Материально-техническая база:

   -кабинет трудового обучения;

   - чайник, самовар, чайная посуда, скатерти салфетки и др.;

   - чай, сахар, блины и др.

  1. Дидактическое обеспечение:

    -компьютерная презентация;

    -рабочая тетрадь;

    -инструкционные карты.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Нетрадиционный.

Методы обучения: Словесный, мультимедиа, исторический, познавательный, практический.

Форма урока: Бригадная с разделением труда.

На классной доске написано:

“«Разве можно что-то почувствовать, если ты не выпил крепкого душистого чаю? Чай – это взлет души!»

В.А. Милашевский, русский художник 19 века.


ХОД УРОКА.

1.Организационный момент:

-приветствие;

-проверка явки учащихся.

2.Изложение и одновременно закрепление нового материала.

(изложение нового материала проходит в форме диалога учитель-ученик, а также в форме игры).

Учитель:  На прошлом уроке мы с вами говорили  о посуде и сервировке стола к чаю. А сегодня поговорим о чае и традициях чаепития.

В наш быт всё чаще входит приглашение на чашку чая или кофе. Поэтому и цель нашего урока заключается в получении знаний о чае, его родине, сортах и видах чая, традициях чаепития разных стран, а также вы узнаете, как принять гостей.


Чай- тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми, ароматическими свойствами. Он оказывает положительное влияние на организм человека, придаёт ощущение бодрости. Чайное растение- вечнозелёный кустарник, культивируемый в районах с тропическим и субтропическим климатом.

Типы чая

Черный. Дает интенсивный настой и имеет терпкий вкус, он самый популярный. Имеет множество разновидностей. Поставщики: Индия, Китай, Шри-Ланка, Цейлон.

Красный. Имеет своеобразный вкус и аромат. Производят его в основном в Китае. Чай насыпают сразу в чашку, заливают кипятком и закрывают крышкой, на 3-4 минуты. Пьют такой чай без сахара и немного охлажденным.

Желтый. Его изготавливают из высокосортного сырья - молодых побегов и чайных почек, поэтому производство этого чая ограничено. Ведь его можно собирать лишь в ограниченном количестве. Он обладает тонким ароматом, приятным вкусом и хорошим настроем. Это чай фирмы “Липтон”.

Зеленый. По распространению на втором месте. Высокие сорта зеленого чая имеют серебристозеленый цвет, цвет настоя светло-зеленый. Имеет своеобразный вкус и терпкость, а при повышенной консистенции даже вяжет. Пьют этот чай без сахара, он хорошо утоляет жажду. Поставщиком этого чая является Китай.

Лечебный чай – это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующие вещество, полезное для желудочной кислоты, эфирные масла, которые создают этот неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние: повышает умственною активности, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.

Ароматизированный. Иногда чай ароматизируют. Наиболее известными ароматизаторами любого чая является чай с лимоном, чай с фруктами и ягодами.

Разновидности чая.

Листовой – это дорогой и более высокого сорта  мелколистовой чай; а крупнолистовой – его сорт немного ниже мелколистового.

Гранулированный чай - это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Обычно, эти крошки превращают в порошок, а затем формуют гранулы различной формы. Чайную крошку используют в чайных пакетиках, т. к. они быстро растворимы. Но аромат несравним с листовым чаем.

Купаж – это смесь сухого чая выращенного на различных плантациях и обработанного на различных чайных фабриках. Каждый купаж имеет свой номер и особое название.

В зависимости от страны выращивания бывают разные виды чая.

Учитель: Ребята, а какая страна является родиной чая? Ответы учеников.

     Правильно, Китай. Хотя советские ученые выдвинули версию, что первый чай появился во Вьетнаме. Это был дикий крупнолистовой чай, иногда достигающий огромных размеров. И из Вьетнама он распространился на южные районы Китая.

     Чай стал известен человеку за долго до нашей эры, поэтому его история уходит в глубь веков. Само появление чая овеяно легендами. Чаще всего ссылаются на ту, согласно которой первый чай появился неожиданно.

       Когда-то (это было за много веков до н. э.) китайскому императору кипятили воду в сосуд упало несколько листков с чайного куста и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

Учитель:  А знаете ли вы, как и когда попал впервые чай в Россию? Ответ «да» прозвучал только от тех учеников, которые получили домашнее задание подготовить рассказ об этом. Так давайте же их послушаем.

Ученик 1:  Впервые в Россию чай привез русский посол Василий Старков, который решил порадовать царя до этих пор не виданным продуктом. Это историческое для России событие произошло в 1635 году. Так чай завоевал свое первое признание. Спустя несколько десятилетий, состоялся еще один важный акт для русской чайной истории – это подписание договора с Китаем в 1679 году о поставке чая в Россию. Так потянулись, груженные “сушеной травой”, караваны в Москву. Путь их был очень длительным и сложным и порой продолжался больше года. Вот почему чай первоначально стоил очень дорого и распространялся только среди дворянской знати.

 Ученик 2:Долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Мещане и купцы старались во всем им подражать. Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные стихи:

( ученик инсценирует стихотворение)

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как же этот чай варить
Взял тогда, налил водички. Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом-то догадался, что забыл я посолить.

Учитель:  Но именно в аристократической среде стали постепенно складываться традиции и особенности русского чаепития. Чаепитие как-то органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства. А традиции были замечательные!  Каждая эпоха приносила что-то свое, менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом-солью и добрым отношением. Согласно древнему обычаю, не полагалось расспрашивать гостя даже об имени его, не накормив и не напоив его.

Чаепитие в России за 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того «наупражнялись» в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.

Самовар со временем стал таким же традиционным русским сувениром, как знаменитые матрешки. На западе самовар в шутку называли главным русским изобретением, а немцы - русской чайной машиной. Русские самовары растапливали углями или сосновыми шишками. Для этого на внутреннюю трубу ставили Г-образный удлинитель и раздували огонь сапогом. У самовара масса достоинств:

и экономичность;
и малый расход топлива;
и удобство эксплуатации;
и вместительность.

Кроме того, и вода в нем долго не остывает. Потому что в старину труба с раскаленными углями была внутри самовара, а теперь там расположен герметичный нагревательный элемент. А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще, самовары порой подлинные произведения искусства. Их изготавливали из меди, латуни и даже железа.

Чаепитие вдохновляло знаменитых русские художников  к  написанию полотен. Вот некоторые из них.

Учитель: Посмотрев эти картины, вы можете увидеть, что же подавали к чаю раньше? А что подают к чаю сейчас?

Ответы учеников. 

К чайному столу подаются сладкие блюда: суфле, кремы, пирожное, торт. А также печенье, кексы, ягоды, варенье, фрукты, конфеты.

Сколько народов, столько и форм чаепития. Ребята, а вы знаете, как пьют чай в других странах?

 (рассказывают о традиции чаепития в разных странах).

3.Практическая работа.

 Учитель: Что подают к чаю, вы уже знаете, как сервируют стол к чаепитию, мы изучили на прошлом уроке, а сейчас настало время поиграть и закрепить знания , полученные сегодня.

Дети делятся на две команды

1 задание «Аукцион пословиц и поговорок о чае». Учащимся необходимо соединить прерванные высказывания о чае.

Чай пить (приятно жить

Чай пит (не дрова рубить)

Выпей чайку (забудешь тоску)

Где есть чай (там и под елью рай)

Чай сладок (если друг рядом)

Самовар кипит (уходить не велит)

Чай не пьёшь (откуда силу возьмёшь)

2 задание тест « Что здесь лишнее»

Все разнообразия чая делятся на четыре группы- по принципу качества обработки чайного листа.

-чёрный

-красный

-зелёный

- коричневый

-жёлтый

Какую из стран нельзя назвать родиной чая.

-Китай

-Африка

- Вьетнам

-Индия

Чай не только вкусный но и полезный напиток. Каким

Из перечисленных свойств напиток не обладает.

-Восстанавливает силы

-Успокаивает сердце

-Улучшает зрение

- Предохраняет от простуды.

Что из перечисленного не подают к чаю

-Пироги

-Варенье

-Овощи

-Фрукты

3 задание «Загадки к чаю»

1Никогда не ест- всё только пьёт.

А как зашумит- всех при манит.( Самовар)

2.Неприступная на вид

Подбоченившись стоит

А внутри-то, посмотри –

Угощенице внутри

( Сахарница)

  1. В брюхе баня, в носу решето

На голове пупок

Всего одна рука

И та на спине (Чайник)


4.Большая голова и стройный стан у той,

Что любит в стакан нырнуть с головой.(Чайная ложка)


5.По цвету -снег, по вкусу- мёд

Во рту он тает, будто лёд.(Сахар)

6.Маленькое , сдобное колёсико съедобное

Я одна тебя не съем-

Разделю ребятам всем.(Бублик)

7.Черненько,горяченько, а все любят. (Чай)

8. В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят-

По кусочку все съедят.(Пирог)

9.Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают. (Блин)

10. Сварит бабушка из ягод

Что-то вкусненькое на год.

Ах, какое объеденье-

Ароматное…(варенье)


Дети выполняют сервировку стола в виде  игры “Сервировка стола”.

Учитель вызывает по очереди ребят из разных бригад.  В руки даёт предмет чайной посуды: ложку, чашку, блюдце,

чайник, вилку сахарницу и т. д. Ребята должны сказать СТАВЯТ или КЛАДУТ они этот предмет на стол и правильно поместить его на столе. Например, чайник. “Я ставлю чайник на стол. Чайник стоит на столе”. Или ложка. “Я кладу ложку на стол. Ложка лежит на столе”.

Учитель: Молодцы справились.

Столы сервированы. А чай еще не заварен. Как заваривать чай?

Приложение 3 (заваривание чая)

 Учитель: Но прежде чем приступить к завариванию чая, нам необходимо повторить правила техники безопасности. У вас на столах лежат инструкции по ПБТ. Озвучьте эти правила. А теперь по инструкционным картам завариваем чай.

(Хозяйка стола каждой бригады идёт заваривать чай.)

 Учитель: Ну, что же, столы накрыты, чай заварен, пора и приглашать к столу. У меня в руке чайная чашка. Пусть она будет символом приглашения к чаю. Передавая ее, из рук в руки, стоящему соседу справа, подумайте, как бы вы сейчас пригласили его на чай? Какие найдете слова для этого? Ведь это очень важно, как прозвучит приглашение.

Все садятся за столы: сначала садится хозяйка стола справа от самовара, она всем разливает чай.

4.Уборка рабочих мест.

Дежурные с каждой бригады убирают и моют посуду.

5.Подведение итогов урока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Праздник чая

Автор: Крутикова Ольга Александровна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 154075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Внеклассное мероприятие ко дню 8 марта "Праздник чая" "
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-ko-dniu-8-marta-prazdnik-chaia"
    ["file_id"] => string(6) "104701"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402751701"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Открытое мероприятие "Праздник чая""
    ["seo_title"] => string(39) "otkrytoie_mieropriiatiie_prazdnik_chaia"
    ["file_id"] => string(6) "460870"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1520318218"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(23) "Праздник чая"
    ["seo_title"] => string(16) "prazdnik_chaia_1"
    ["file_id"] => string(6) "347207"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1475471111"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Сценарий праздника – развлечения для детей средней группы «День чая!»"
    ["seo_title"] => string(69) "stsenarii_prazdnika_razvlecheniia_dlia_detei_srednei_gruppy_den_chaia"
    ["file_id"] => string(6) "594628"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1639475335"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Сценарий внеклассного мероприятия " Праздник чая" в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(68) "stsienariivnieklassnoghomieropriiatiiaprazdnikchaiavnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "290445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454952028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства