Разработка урока технологии для девочек в 5 классе на тему: «Горячие напитки»
Тема урока: «Праздник чая»
Цели урока:
Ознакомить учащихся со структурой и назначением чая, видами и сортами чая.
Познакомить с правилами приема гостей.
Познакомить с традициями чаепития разных стран.
Рассказать об особенностях сервировки стола к чаю.
Объяснить правила общения и угощения во время чаепития.
Воспитывать бережливость, аккуратность и опрятность в работе, эстетический вкус.
Методическое обеспечение урока:
Материально-техническая база:
-кабинет трудового обучения;
- чайник, самовар, чайная посуда, скатерти салфетки и др.;
- чай, сахар, блины и др.
Дидактическое обеспечение:
-компьютерная презентация;
-рабочая тетрадь;
-инструкционные карты.
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Нетрадиционный.
Методы обучения: Словесный, мультимедиа, исторический, познавательный, практический.
Форма урока: Бригадная с разделением труда.
На классной доске написано:
“«Разве можно что-то почувствовать, если ты не выпил крепкого душистого чаю? Чай – это взлет души!»
В.А. Милашевский, русский художник 19 века.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент:
-приветствие;
-проверка явки учащихся.
2.Изложение и одновременно закрепление нового материала.
(изложение нового материала проходит в форме диалога учитель-ученик, а также в форме игры).
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о посуде и сервировке стола к чаю. А сегодня поговорим о чае и традициях чаепития.
В наш быт всё чаще входит приглашение на чашку чая или кофе. Поэтому и цель нашего урока заключается в получении знаний о чае, его родине, сортах и видах чая, традициях чаепития разных стран, а также вы узнаете, как принять гостей.
Чай- тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми, ароматическими свойствами. Он оказывает положительное влияние на организм человека, придаёт ощущение бодрости. Чайное растение- вечнозелёный кустарник, культивируемый в районах с тропическим и субтропическим климатом.
Типы чая
Черный. Дает интенсивный настой и имеет терпкий вкус, он самый популярный. Имеет множество разновидностей. Поставщики: Индия, Китай, Шри-Ланка, Цейлон.
Красный. Имеет своеобразный вкус и аромат. Производят его в основном в Китае. Чай насыпают сразу в чашку, заливают кипятком и закрывают крышкой, на 3-4 минуты. Пьют такой чай без сахара и немного охлажденным.
Желтый. Его изготавливают из высокосортного сырья - молодых побегов и чайных почек, поэтому производство этого чая ограничено. Ведь его можно собирать лишь в ограниченном количестве. Он обладает тонким ароматом, приятным вкусом и хорошим настроем. Это чай фирмы “Липтон”.
Зеленый. По распространению на втором месте. Высокие сорта зеленого чая имеют серебристозеленый цвет, цвет настоя светло-зеленый. Имеет своеобразный вкус и терпкость, а при повышенной консистенции даже вяжет. Пьют этот чай без сахара, он хорошо утоляет жажду. Поставщиком этого чая является Китай.
Лечебный чай – это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующие вещество, полезное для желудочной кислоты, эфирные масла, которые создают этот неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние: повышает умственною активности, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.
Ароматизированный. Иногда чай ароматизируют. Наиболее известными ароматизаторами любого чая является чай с лимоном, чай с фруктами и ягодами.
Разновидности чая.
Листовой – это дорогой и более высокого сорта мелколистовой чай; а крупнолистовой – его сорт немного ниже мелколистового.
Гранулированный чай - это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Обычно, эти крошки превращают в порошок, а затем формуют гранулы различной формы. Чайную крошку используют в чайных пакетиках, т. к. они быстро растворимы. Но аромат несравним с листовым чаем.
Купаж – это смесь сухого чая выращенного на различных плантациях и обработанного на различных чайных фабриках. Каждый купаж имеет свой номер и особое название.
В зависимости от страны выращивания бывают разные виды чая.
Учитель: Ребята, а какая страна является родиной чая? Ответы учеников.
Правильно, Китай. Хотя советские ученые выдвинули версию, что первый чай появился во Вьетнаме. Это был дикий крупнолистовой чай, иногда достигающий огромных размеров. И из Вьетнама он распространился на южные районы Китая.
Чай стал известен человеку за долго до нашей эры, поэтому его история уходит в глубь веков. Само появление чая овеяно легендами. Чаще всего ссылаются на ту, согласно которой первый чай появился неожиданно.
Когда-то (это было за много веков до н. э.) китайскому императору кипятили воду в сосуд упало несколько листков с чайного куста и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.
Учитель: А знаете ли вы, как и когда попал впервые чай в Россию? Ответ «да» прозвучал только от тех учеников, которые получили домашнее задание подготовить рассказ об этом. Так давайте же их послушаем.
Ученик 1: Впервые в Россию чай привез русский посол Василий Старков, который решил порадовать царя до этих пор не виданным продуктом. Это историческое для России событие произошло в 1635 году. Так чай завоевал свое первое признание. Спустя несколько десятилетий, состоялся еще один важный акт для русской чайной истории – это подписание договора с Китаем в 1679 году о поставке чая в Россию. Так потянулись, груженные “сушеной травой”, караваны в Москву. Путь их был очень длительным и сложным и порой продолжался больше года. Вот почему чай первоначально стоил очень дорого и распространялся только среди дворянской знати.
Ученик 2:Долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Мещане и купцы старались во всем им подражать. Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные стихи:
( ученик инсценирует стихотворение)
Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить. А я отроду не знаю, как же этот чай варить Взял тогда, налил водички. Всыпал чай я весь в горшок, И приправил луку, перцу, да петрушки корешок. Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал, Остудил его немножко, на господский стол подал. Гости с барином плевались, сам он ажно озверел, И, отправив на конюшню, меня выпороть велел. Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить? А потом-то догадался, что забыл я посолить.
Учитель: Но именно в аристократической среде стали постепенно складываться традиции и особенности русского чаепития. Чаепитие как-то органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства. А традиции были замечательные! Каждая эпоха приносила что-то свое, менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом-солью и добрым отношением. Согласно древнему обычаю, не полагалось расспрашивать гостя даже об имени его, не накормив и не напоив его.
Чаепитие в России за 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того «наупражнялись» в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.
Самовар со временем стал таким же традиционным русским сувениром, как знаменитые матрешки. На западе самовар в шутку называли главным русским изобретением, а немцы - русской чайной машиной. Русские самовары растапливали углями или сосновыми шишками. Для этого на внутреннюю трубу ставили Г-образный удлинитель и раздували огонь сапогом. У самовара масса достоинств:
и экономичность; и малый расход топлива; и удобство эксплуатации; и вместительность.
Кроме того, и вода в нем долго не остывает. Потому что в старину труба с раскаленными углями была внутри самовара, а теперь там расположен герметичный нагревательный элемент. А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще, самовары порой подлинные произведения искусства. Их изготавливали из меди, латуни и даже железа.
Чаепитие вдохновляло знаменитых русские художников к написанию полотен. Вот некоторые из них.
Учитель: Посмотрев эти картины, вы можете увидеть, что же подавали к чаю раньше? А что подают к чаю сейчас?
Ответы учеников.
К чайному столу подаются сладкие блюда: суфле, кремы, пирожное, торт. А также печенье, кексы, ягоды, варенье, фрукты, конфеты.
Сколько народов, столько и форм чаепития. Ребята, а вы знаете, как пьют чай в других странах?
(рассказывают о традиции чаепития в разных странах).
3.Практическая работа.
Учитель: Что подают к чаю, вы уже знаете, как сервируют стол к чаепитию, мы изучили на прошлом уроке, а сейчас настало время поиграть и закрепить знания , полученные сегодня.
Дети делятся на две команды
1 задание «Аукцион пословиц и поговорок о чае». Учащимся необходимо соединить прерванные высказывания о чае.
Чай пить (приятно жить
Чай пит (не дрова рубить)
Выпей чайку (забудешь тоску)
Где есть чай (там и под елью рай)
Чай сладок (если друг рядом)
Самовар кипит (уходить не велит)
Чай не пьёшь (откуда силу возьмёшь)
2 задание тест « Что здесь лишнее»
Все разнообразия чая делятся на четыре группы- по принципу качества обработки чайного листа.
-чёрный
-красный
-зелёный
- коричневый
-жёлтый
Какую из стран нельзя назвать родиной чая.
-Китай
-Африка
- Вьетнам
-Индия
Чай не только вкусный но и полезный напиток. Каким
Из перечисленных свойств напиток не обладает.
-Восстанавливает силы
-Успокаивает сердце
-Улучшает зрение
- Предохраняет от простуды.
Что из перечисленного не подают к чаю
-Пироги
-Варенье
-Овощи
-Фрукты
3 задание «Загадки к чаю»
1Никогда не ест- всё только пьёт.
А как зашумит- всех при манит.( Самовар)
2.Неприступная на вид
Подбоченившись стоит
А внутри-то, посмотри –
Угощенице внутри
( Сахарница)
В брюхе баня, в носу решето
На голове пупок
Всего одна рука
И та на спине (Чайник)
4.Большая голова и стройный стан у той,
Что любит в стакан нырнуть с головой.(Чайная ложка)
5.По цвету -снег, по вкусу- мёд
Во рту он тает, будто лёд.(Сахар)
6.Маленькое , сдобное колёсико съедобное
Я одна тебя не съем-
Разделю ребятам всем.(Бублик)
7.Черненько,горяченько, а все любят. (Чай)
8. В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят-
По кусочку все съедят.(Пирог)
9.Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают. (Блин)
10. Сварит бабушка из ягод
Что-то вкусненькое на год.
Ах, какое объеденье-
Ароматное…(варенье)
Дети выполняют сервировку стола в виде игры “Сервировка стола”.
Учитель вызывает по очереди ребят из разных бригад. В руки даёт предмет чайной посуды: ложку, чашку, блюдце,
чайник, вилку сахарницу и т. д. Ребята должны сказать СТАВЯТ или КЛАДУТ они этот предмет на стол и правильно поместить его на столе. Например, чайник. “Я ставлю чайник на стол. Чайник стоит на столе”. Или ложка. “Я кладу ложку на стол. Ложка лежит на столе”.
Учитель: Молодцы справились.
Столы сервированы. А чай еще не заварен. Как заваривать чай?
Приложение 3(заваривание чая)
Учитель: Но прежде чем приступить к завариванию чая, нам необходимо повторить правила техники безопасности. У вас на столах лежат инструкции по ПБТ. Озвучьте эти правила. А теперь по инструкционным картам завариваем чай.
(Хозяйка стола каждой бригады идёт заваривать чай.)
Учитель: Ну, что же, столы накрыты, чай заварен, пора и приглашать к столу. У меня в руке чайная чашка. Пусть она будет символом приглашения к чаю. Передавая ее, из рук в руки, стоящему соседу справа, подумайте, как бы вы сейчас пригласили его на чай? Какие найдете слова для этого? Ведь это очень важно, как прозвучит приглашение.
Все садятся за столы: сначала садится хозяйка стола справа от самовара, она всем разливает чай.