План-конспект урока технологии в 11 классе «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА» Цель урока: Развитие системы технологических знаний и умений. Задачи: Обучающие: Построение профессиональных и жизненных планов в современных социальных условиях, освоение в процессе реальной ситуации способов практических действий. Развивающие: Совершенствование практических навыков планирования профессиональной карьеры, умения применять игру в практических целях, умение обрабатывать информацию, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы действий в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Воспитательные: Воспитание коммуникативных качеств личности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная . Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, схемы, таблицы, карточки, дополнительный тест, методические рекомендации. ХОД УРОКА. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности. Психологический настрой на работу. II. Повторение изученного материала (проверка домашнего задания). (слайд1) -На прошлом уроке мы познакомились с понятием «профессиональное становление», основными его этапами и результатами каждого из них. У каждого из вас на столе лежит распечатанная таблица «Профессиональное становление», в которой пропущены некоторые элементы. (проецирование на экран - слайд 2) -Ваша задача – вписать недостающие слова или словосочетания. Время для работы – 3 минуты. Желаю успехов! По окончании работы – взаимопроверка (ученики меняются выполненными заданиями, проверяют правильность выполнения, ставят подпись проверяющего, в помощь – заполненная таблица на экране - слайд 3) III. Формулирование темы урока и постановка цели. (слайд 4) -Перед вами – определение «Быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия». Как в думаете, о чем идет речь? (ответы детей) - Совершенно верно, это определение «карьеры» (слайд 5) - Французское слово карьера вошло в русский язык в 30—40 годы XIX века как конкурент слова поприще — быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия. -Так как мы с вами на прошлом уроке познакомились с этапами профессионального становления, то как можно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? (ответы детей) -Да, тема нашего урока «Профессиональная карьера» (слайд 6) Профессиональная карьера — это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. Профессиональная карьера тесно связана с профессиональным становлением и мастерством. В 9 классе на уроках профессионального самоопределения мы уже касались этого понятия. Актуализация знаний. Вспомним, что в содержание профессиональной карьеры включается более высокая (адекватная) оплата труда, подразумевающая улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, общественная оценка трудовых заслуг, личная удовлетворенность профессиональной деятельностью. IV. Изучение нового материала. - Сегодня на уроке мы узнаем, что означает понятие «карьера», вертикальная и горизонтальная карьера. (слайд 7) В чем сущность вертикальной карьеры? Что необходимо человеку для продвижения в горизонтальной карьере? С чего начинается профессиональная карьера? -Предлагаю открыть учебники на странице 178 и самостоятельно узнать, что такое «должностной рост», что такое «профессиональное мастерство», что такое «призвание». По окончании работы с учебником - опрос детей. (слайд 8) - Как найти свое призвание? (ответы детей) Во-первых, надо знать мир профессий и конкретно избираемую вами профессию. Для этого ее надо изучить не только теоретически, но и практически. На основе этого возникает предметное сознание. Во-вторых, надо знать самого себя (интересы, склонности, особенности памяти, характера, здоровья и т. д.). В результате самопознания возникает профессиональное самосознание (образ «Я»). -Вы сейчас увидели, что профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. Чтобы достичь в профессии определенных высот, необходимо прежде всего эту профессию правильно выбрать. Сегодня мы с вами подробно разберем из чего складывается выбор человека, что такое варианты выбора? Что такое факторы выбора и как они влияют на выбор. - Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять. (слайд 9 «Мотивы выбора профессии») Мотивы | | Социальные | Направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности | Моральные | Стремление к совершенствованию своего духовного мира, развитию нравственных качеств | Эстетические | Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии | Познавательные | Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда | Творческие | Стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества | Материальные | Стремление получать материальные блага | Престижные | Стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое карьерное продвижение | Связанные с содержанием труда | Знание процессов труда, направленность на умственный и физический труд | Утилитарные | Желание руководить людьми, стремление к беззаботной жизни | - Мотивы профессионального самоопределения у каждого человека различные. Важно, чтобы они были направлены на укрепление своего Отечества, творческую деятельность, разрешение социальных проблем. Как вы видите, мотивы человеческой деятельности чрезвычайно разнообразны, поскольку вытекают из различных потребностей. Мотивация выбора профессии определяется многими условиями, влиянием различных факторов и людей. -Как вы думаете, что или кто влияет на выбор профессии? (ответы детей) - Да. Верно. Но тем не менее активность личности должна играть ведущую роль в выборе профессии и планировании своей профессиональной карьеры. Успех профессиональной карьеры зависит от многих факторов: личностных, служебно-производственных, социально-экономических. Эту зависимость можно представить графически (слайд 10) Группы факторов | Содержание | Личностные | Профессиональное самоопределение, уровень притязаний, призвание, пол, возраст, образование, профессиональная компетентность, стаж работы, мастерство | Служебно-производственные | Отрасль, продукция, территориальное расположение, рентабельность, масштабы предприятия, производственные функции | Социально-экономические | Спрос и предложение на рынке труда, конъюнктура, уровень оплаты труда, материальное стимулирование, социальная защита | - Но прежде всего в профессиональной карьере следует опираться на свои способности и возможности. Например, карьера предпринимателя возможна для тех, кто не боится риска и ответственности за взятое на себя дело. Для других вполне подойдет карьера служащего, хотя и она не исключает профессионального роста и не сводится только к отбыванию на службе положенного времени. В любой карьере существует фактор риска, но риск не страшен для тех, кто полагается на себя и верит в свои возможности. Профессиональную карьеру можно и нужно планировать для этого предлагаю использовать эту опорную схему. (слайд 11) Со временем план профессиональной карьеры будет уточняться и конкретизироваться.- Отсюда следует, что на профессиональную карьеру окажут влияние много факторов, из которых несколько окажутся решающими. Критериями выбора профессии и профессиональной карьеры могут быть следующие: (выдвигаются учениками, записываются в тетради) Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личностным и психофизиологическим характеристикам. Необходима доступность обучения профессии (наличие учебного заведения, его территориальная досягаемость). Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать материальным возможностям семьи. Востребованность профессии на рынке труда. (слайд 13) Проведение динамической паузы. -Предлагаю всем ученикам выйти к доске и из разрезанных карточек с буквами сложить слово, выстроиться, чтобы можно было это слово прочитать, поднять руки с карточками вверх. Если вы все сделали верно, то в будущем ваша профессиональная карьера будет именно такой. Складывается слово «УСПЕШНАЯ» V. Практическая часть. (слайд 13) Практическая работа (закрепление нового материала – на выбор обучающихся предлагается выполнить задание 1 или 2 в тетради): 1.Составьте перечень профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать человек, избранной вами профессии. 2.Приведите примеры вертикальной и горизонтальной карьеры данной профессии. По мере готовности проводится опрос 2-4 человек. 3. Деловая игра (индивидуальное задание – работа в группе). - Итак, вы выбраны из множества кандидатов и приглашены на собеседование. Чтобы привлечь интерес работодателя, необходимо владеть технологией самопрезентации. Предлагаю провести деловую игру, в результате которой мы узнаем основные принципы самопрезентации и способы ее осуществления. (пара учащихся проводит игру в соответствии с инструкциями, выданными учителем (приложение 2), обсуждаются ее результаты, при которых определяются способы самопрезентации). На что обратить внимание? На принципы самопрезентации, запишите их в тетрадь, этот материал понадобится нам на следующих уроках. Слайд 14 V. Заключительная часть. В качестве домашнего задания предлагаю каждому из вас составить профессиональный план как основу для выполнения творческого проекта. В своей работе вы можете руководствоваться методическими рекомендациями (раздаются), материалами сайтов в Интернете, адреса на стенде, а так же материалами учебника (стр.177-179). Индивидуальные задания для 2-х учеников (самопрезентация в соответствии с принципами СП). Слайд 15 Рефлексия - Сегодня мы узнали очень многое о том, как можно планировать свою профессиональную карьеру. -А какое впечатление на вас произвел сегодняшний урок? Для ответов можно воспользоваться методом незаконченных предложений (ответы детей) я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… на уроке мне понравилось…… я хотел бы узнать еще…… -Рада, что наш урок получился интересным и продуктивным, мы справились с поставленными задачами. Сегодня хорошо работали (имена учеников), они получают (озвучиваются оценки за урок). Благодарю всех за работу! Урок окончен. |