kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План- конспект урока по теме: "Раскрой фартука".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Класс: 5

РазделСоздание изделий из текстильных материалов.

Подраздел: Технология изготовления швейных изделий.

Тема урокаРаскрой фартука.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока по теме: "Раскрой фартука".»

Технологическая карта урока

Класс: 5

РазделСоздание изделий из текстильных материалов.

Подраздел: Технология изготовления швейных изделий.

Тема урокаРаскрой фартука.

Цели урока:

I. Предметные:

1.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков по подготовке ткани к раскрою (общие представления о способах раскладки лекал на ткань, факторы, влияющие на выбор способа раскладки, проверка качества раскладки), по выполнению правильной последовательности работ при раскрое фартука, контролю качества выполненных работ.

1.2. Способствовать осознанию основного технологического материала по данной теме.

1.3. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов: дефекты ткани, припуски, раскрой, детали кроя.

1.4.Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений: правила раскладки выкройки на ткань.

1.5. Создать условия для выявления причинно-следственных связей: выяснить последствия неправильной раскладки деталей фартука при раскрое.

1.6. Способствовать пониманию зависимости между правильной раскладкой деталей выкройки, точному отмеру припусков и раскроем изделия.

II. Личностные:

2.1. Способствовать развитию речи учащихся.

2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия строить аналогии, ставить и разрешать проблемы).

2.3. Способствовать развитию мотивационно-оценочного компонента учебной деятельности учащихся посредством разноуровневых заданий постановки проблемных вопросов.

2.4. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

2.5. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку).

2.6. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.

2.7. Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.

2.8. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд и проявлять навыки самоконтроля.

III. Метапредметные:

3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических качеств личности

3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям: оценивать красоту природы и творчества; испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, сози­дательном процессе.

3.3. Способствовать формированию решения познавательных и коммуникативных задач: представлять информацию из различных источников, в том числе с помощью ИКТ; высказывать и обосновывать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

3.4. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, ответственному отношению к выполняемой работе.

3.5. Способствовать формированию соблюдения норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

3.6. Посредством выбора уровня заданий формировать адекватную самооценку; учить критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого.

IV. Профориентационные :

4.1. Способствовать формированию у учащихся знаний о профессии закройщика.

4.2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями данной профессии..

4.3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в данной трудовой деятельности.

4.4. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база

- учебный кабинет;

- ИКТ(компьютер, проектор, экран)

- инструменты, приспособления: ножницы, булавки, лекала, сантиметровая лента, линейка, портновский мел, карандаш.

Дидактическое обеспечение:

- учебник. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.В.Синица, В.Д.Симоненко - М.: Вентана – Граф, 2013г.

- Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. 5кл: методическое пособие/ Н.В. Синица.- М.: Вентана – Граф, 2013г.

- сборник тестовых заданий Т.Ф. Лазаревой. - М.: Ижица, 2009.

- презентации

Дополнительная литература:

- Атаулова О.В. Словарь по технологии. - Ульяновск, 2001;

- плакат «Раскладка выкройки на ткань и раскрой фартука»;

- учебно-техническая документация;

- образцы объектов труда;

- инструкционно-технологические карта: «Раскладка выкройки на ткань и раскрой фартука».

- материалы для контроля знаний:

- тесты; Приложение № 6

- карточки-задания; Приложение № 3

- дифференцированное д/з. Приложение № 2, 10.

- рабочая тетрадь для учащегося на печатной основе:

Тип урока:

комбинированный

Вид урока:

практикум

Методы обучения:

- словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний;

- метод демонстрации;

- метод практической работы;

- инструктаж.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- парная.

Словарная работа:

дефекты ткани, припуски, раскрой, детали кроя, инструкционно-технологическая карта, закройщик.

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент.

Цель этапа:

настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний;

создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности вклю-чения в учебный процесс.

Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на уроке.

Дежурные, назовите отсутствующих.

(заполнение учителем классного журнала)

- Вы готовы к занятию по технологии?

- Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

- Почему это важно?

- Ну что ж, отлично! Готовность к уроку я увидела, а ещё хотелось бы узнать, каков ваш настрой на работу?

- Хорошо! Я рада, что у многих отличное настроение, и мы можем приступить к работе!

(- Девочки, как вы считаете, какие ошибки допустила Маша на различных этапах работы? Почему? 

- Можно ли исправить ситуацию?

- Какую пословицу в этой ситуации можно привести?

«Семь раз отмерь - один раз отрежь».

(пословица записана с обратной стороны доски)

- Девочки, исходя из сказанного, сформулируйте тему урока. (формулировка темы)

- А девизом нашего сегодняшнего урока и

будет пословица, которую вы мне назвали.

- Каков же план работы на сегодняшний урок?

(Слайд №2-3)

-Ну что ж, молодцы! Всё здорово спланировано! Но прежде чем мы начнем работать, необходимо проверить, как вы выполнили домашнее задание.

Личност-ные УУД

Осуществляемые действия:

эмоциональный настрой на урок и т.д.

Формируемые способы деятельности:

проявление эмоционального отно-шения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

Познава-тельные УУД

Осуществляемые действия:

активное слушание;

выдвижение предположений о теме урока и т.д.

Формируемые способы деятель-ности:

формулирование собственных ожиданий.

Коммуни-кативные УУД

Осуществляемые действия:

слушание собеседника.

Формируемые способы деятель-ности:

построение понятных для собеседника высказываний.

II. Проверка выпол-нения домашнего задания.

Цель этапа:

установить правиль-ность и осознанность выполнения всеми уча-щимися домашнего задания;

выяснить степень усвоения заданного на дом материала;

устранить в ходе про-верки обнаруженные пробелы в знаниях;

ликвидировать обнаруженные недочёты.

* Так как домашнее задание давалось диффе-ренцированно, то проверка осуществляется следующим образом:

Слайд № 4

Уровень Б.

Задание: Восстановите текст.

(уч-ся на доске заполняет таблицу)

Уровень А. Задание: Подберите к модели соответствующий чертёж. (уч-ся показывает выбранные варианты и поясняет).

Уровень В. Задание:Разработать модель своего фартука. Описать его по плану.

П лан

1. Назначение.

2. Количество деталей.

3. Формы деталей фартука.

4. Используемая ткань.

5. Способы отделки фартука

(уч-ся демонстрирует модель и даёт описание).

(Приложение № 3 )

* Затем проверяются приготовленные уч-ся вы-

кройки фартуков, их подготовленность к

раскрою.

 

Личност-ные УУД

Осуществляемые действия:

повторение раннее изученного материала.

Формируемые способы деятельности:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

контролируют правильность ответов обучающихся.

Формируемые способы деятельности:

оценивание результата по алгоритму;

адекватное восприятие оценки учителя.

Познава-тельные УУД

Осуществляемые действия:

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

Формируемые способы деятельности:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Коммуни-кативные УУД

Осуществляемые действия:

взаимодействуют с учителем во время опроса.

Формируемые способы деятельности:

продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

умение полно и точно выражать свои мысли.

III. Актуализация знаний

Цель этапа:

организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания;

актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала;

предложить задания, близкие жизненному опыту детей;

выявить недостаточность имеющихся у уч-ся знаний;

выявить затруднения в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

Итак, перед тем как приступить к изучению новой темы, давайте вспомним основной материал предыдущих уроков. А проверка будет осуществляться в форме блиц-опроса.

*«Блиц-опрос»

Инструкция: Учитель быстро называет определение понятия, а учащимся предлагается быстро дать название этого понятия.

1) Снятие мерок- это «процесс определения размеров фигуры. Да» или «Нет»?

2) Мерки обхватов записывают в полном размере? Да» или «Нет»?

3) Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия? «Да или Нет»?

4) Нижний срез фартука расположен на линии талии? «Да» или «Нет»?

5)Фартук моделируют на основе построенного чертежа. Да» или «Нет»?

6) Выкройка- это вырезанный чертёж швейного изделия. «Да» или «Нет»?

6) Основные детали выкройки фартука называются: косынка, метр, линейка? «Да» или «Нет»?

7) Перед раскроем необходимо подготовить выкройку . «Да» или «Нет»?

(Приложение № 4)

 

- Ну что ж, с заданием вы справились. Молодцы!

 

Личност-ные УУД

Осуществляемые действия:

активизация имевшихся ранее знаний;

активное погружение в тему;

высказывание различных вариантов решения данной проблемы.

Формируемые способы деятельности:

умение слушать в соот­ветствии с целевой установкой;

принимать и сохранять учебную цель и задачу;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания.

Познава-тельные УУД

Осуществляемые действия

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности:

слушают вопросы учителя;

отвечают на вопро­сы учителя:

осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Формируемые способы деятельности:

формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;

формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;

формирование умения находить ответы на вопросы.

Коммуни-кативные УУД

Осуществляемые действия:

взаимодействие с учителем во время опроса;

участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.

Формируемые способы деятельности:

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения.

IV. Проблемное изложения нового знания

Цель этапа:

сформулировать и со-гласовать цели урока;

организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала;

зафиксировать причину затруднения у учащихся;

организовать коррекционную работу по преодолению за-трудненений.

* Девочки, в начале нашего занятия вы сформулировали тему урока.

- Что же сегодня на уроке вам предстоит узнать?

- По какому плану будете работать?

1.Подготовка ткани к раскрою.

2.Раскладка выкройки на ткань.

3. Раскрой фартука.

Слайд№5

- А теперь попытайтесь сформулировать учебные задачи урока. Если по плану идет подготовка ткани к раскрою, значит задача: Усвоить ...

(учащиеся пытаются сформулировать по плану учебные задачи урока).

* В результате задачи урока следующие:

Усвоить последовательность действий по подготовке ткани к раскрою;

Уметь выполнять экономную и технологически правильную раскладку деталей выкройки фартука на ткани;

Уметь выполнять раскрой в определённой последовательности.

*Итак , сегодня на уроке вы подготовите ткань к раскрою и произведёте раскрой фартука.

(Записать темы урока в тетради).

*Раскрой - это процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы (запись термина в тетради).

Девочки, а кто из вас знает, кто выполняет раскрой ткани на производстве? Как называется эта профессия? (заслушивается сообщение ученика о профессии закройщика).

( Приложение № 6)

1. Подготовка ткани к раскрою.

Слайд№6-8

( Приложение №5)

1.Выравнивание срезов.

2. Устранение перекоса.

3. Срезание кромок.

4. Выявление дефектов.

5.Определить лицевую и изнаночную сторону.

6. Определить направление на ткани долевой нити, направление рисунка.

7. Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.

8. Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, сколоть.

2.Раскладка выкроек на ткань. Слайд№9

 

3. Раскрой фартука.Слайд№10

 

* Ознакомление с критериями качества кроя.

(Работа с учебником-стр. 110)

Детали кроя – это детали, из которых состоит фартук, выкроенные из ткани с припусками на швы.

* Рассказ и показ учащимся способов раскладки лекал на ткани различной ширины. Обращаю внимание на то, что все детали (лекала) раскладывают одновременно, начиная с крупных деталей. При этом надо соблюдать направление долевой нити и помнить об экономной раскладке.

(учащиеся делают в рабочих тетрадях зарисовки раскладки лекал).

Регулятив-ные УУД

Осуществляемые действия:

самостоятельное определение темы урока

осознание целей и задач обучения

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения прогно-зировать предстоящую работу (составлять план);

формирование умения слушать и понимать других;

формирование умения формулировать свои мысли в устной форме;

формирование умения работать в парах, в группах.

Познава-тельные УУД

Осуществляемые действия:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме;

развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации;

развитие умения строить простые рассуждения.

Формируемые способы деятельности:

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Первичное

закреплениезнаний учащихся.

Цель этапа:

зафиксировать алгоритм выполнения;

организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах).

*Итак, девочки, прежде чем вы приступите к практической работе, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. А проверим это, используя приём игры.

(или можно предложить небольшой тест).

Игра «Верно ли».

Инструкция: Обучающимся предлагается поднять руку, если утверждение верно.

(Приложение № 7)


Личност-ные УУД

Осуществляемые действия:

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

применение на практике и последующее повторение нового материала.

Формируемые способы деятельности:

формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуни-кативные УУД

Осуществляемые действия:

формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Формируемые способы деятель-ности:

формирование умения строить речевое высказывание в соответст-вии с поставленными задачами.





 

VII. Практическая работа «Раскладка выкройки на ткань и раскрой фартука» с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем

Цель этапа:

проверить умения работать учащихся по алгоритму;

организовать самостоятельную ра-боту учащихся;

тренировать спо-собность к само-контролю, взаимоконтролю и са-мооценке;

организовать само-проверку самосто-ятельной работы

организовать коррекционную работу по результатам выполнения са-мостоятельной работы;

организовать ситуацию успеха по результатам выпол-нения самосто-ятельной работы.

7.1. Вводный инструктаж учителя:

Итак, тема практической работы - «Раскладка выкройки на ткань и раскрой фартука»;

(-разъяснение учащимся задач практической работы;

ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;

ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ИТК)

(Приложение №9)

Слайд№13

предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);

*Девочки, вспомните ситуацию, которую мы разбирали в начале урока.

- Давайте ещё раз заострим внимание на ошибках Маши.

- Отлично! Теперь, я думаю, этих недочётов у вас не будет.

инструктаж по технике безопасности).

(Приложение №10)

Слайд№12

7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.



7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):



Слайд№14

7.3.1. Формирование новых умений:

проверка организованности начала работы учащихся;

проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

7.3.2. Усвоение новых знаний:

проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

7.3.3. Целевые обходы:

инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

рациональное использование учебного времени учащимися.

7.4. Заключительный инструктаж учителя:

анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

разбор типичных ошибок учащихся;

вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

Личност-ные УУД

Осуществляемые действия:

проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;

выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.

Формируемые способы деятельности:

применение на практике полученных знаний и последующее повторение.

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

самоконтроль выполнения задания;

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

Формируемые способы деятельности:

планирование своего действия в соответ­ствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане.

Познава-тельные УУД

Осуществляемые действия:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

умение структурировать знания;

выбор наиболее эффективных способов решения задач;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез; их обоснование.

VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

включить новый способ действий в систему знаний учащихся;

тренировать в способности применять новый алгоритм действий в стандартной и не- стандартной ситуации.

*Домашнее задание даётся дифференцированно.

Уровень «А» (базовый):

- прочитать §17 и ответить на вопросы стр.112;

выучить новые понятия;

принести детали кроя и коробку по технологии.

Уровень «Б»: (основной)

- прочитать §17 и ответить на вопросы стр.112;

выучить новые понятия;

выполнить тест в рабочей тетради стр.43

принести детали кроя и коробку по технологии.

Уровень «В»:(продвинутый уровень):

- прочитать §17 и ответить на вопросы стр.112;

выучить новые понятия;

выполнить тест в рабочей тетради стр.44

подобрать пословицы и поговорки в соответствии с темой урока;

принести детали кроя и коробку по технологии.

Слайд№15

(Приложение №11)

*сообщение о теме следующего урока.

На следующем уроке вы будете продолжать работу по изготовлению фартука и тема будет звучать так: «Подготовка деталей кроя к обработке»

Для работы будут необходимы: учебники, тетради на печатной основе, рабочие тетради, детали кроя фартука, коробка по технологии.

Познава-тельные УУД

Осуществляемые действия:

отработка алгоритма по изученной теме;

творческая переработка изученной информации;

поиск искать в традиционных источниках (в алфавитном, в предметном каталоге, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях);

поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных);

поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках)

переработка (на основе анализа, на основе синтеза).

Формируемые способы деятельности:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

поиск и выделение информации;

применение методов информацион-ного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

IX. Уборка рабочих мест

 

 

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока;

организовать проведение самооценки учениками работы на уроке;

по результатам анализа работы на уроке определить направления будущей деятельности.

*Что ж, девочки, урок заканчивается.

- Кому из вас показалось, что урок прошел незаметно?

- А у кого-то возникло такое ощущение, что урок длился дольше, чем обычно?

- Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии, я попрошу вас как и в начале урока вновь «нарисовать своё настроение» ( на столах лежат кружочки 3 цветов).

«Светофор»

К расный- побольше таких уроков. Поучительно.

Ж ёлтый –понравилось, но не всё.

Зелёный - урок не понравился.

Слайд№16

(Приложение №12 )

*Или можно использовать «Таблички настроений»,предложенных в начале урока.

См. (Приложение №1)

 

объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.

Спасибо за урок! До свидания!

Коммуни-кативные УУД

Осуществляемые действия:

оценка и самооценка учебной деятельности;

обобщение и систематизация знаний;

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока.

Формируемые способы деятельности:

формирование умений полно и точно выражать свои мысли.

 

Литература

 

Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.

Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12-18.

Атаулова О.В., Кондракова Л.В. Деятельностная модель урока в условиях ФГОС проектирование и анализ [Текст]: методические рекомендации/ под общей рекомендацией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – С.87-101.

5. Управление качеством технологического образования: методические рекомендации /Автор-

сост. О.В.Атаулова. - Ульяновск: УИПКиПРО, 2006. - 55 с.

6. Зарубина, В.В. Разработка основной образовательной программы ООО [Текст]:

методические рекомендации / В.В. Зарубина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 48 с.

7. Технология: программа: 5-8 классы /А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана –

Граф, 2012.

8. Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. 5кл: методическое пособие/ Н.В.

Синица.- М.: Вентана – Граф, 2013г.

9. Учебник. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобра-

зовательных учреждений /Н.В.Синица, В.Д.Симоненко - М.: Вентана – Граф, 2013г.

10. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс: Рабочая тетрадь для учащихся

общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, Н.А. Буглаева.- М.: Вентана –

Граф, 2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приложение №1

I. Организационный момент.

 

Определение настроя на работу.     Приложение №2 Анализ ситуации.

В тот день стояла прекрасная погода, и настроение было великолепным. В пятом классе, где училась Маша, был урок технологии, на котором девочки строили выкройку фартука на свой размер. 
По дороге домой Маша просто сгорала от нетерпения поскорее примерить на себя, сделанный своими руками, фартук. 
Родителей не было дома. По быстрому сбросив одежду и портфель, Маша отыскала в мамином шкафу ткань. Расстелила ее на полу, лицевой стороной к себе, достала выкройку и наложила ее на ткань по середине. 
«Чем бы ее обвести? – подумала она. И первое, на что упал ее взгляд, была шариковая ручка. «Замечательно! Линии будут яркими, и я все ровненько вырежу». 
Так, обведя выкройку, Маша взяла ножницы и вырезала деталь по нанесенным линиям. 
Затем, взяв в руки получившийся «фартук», она поспешила к зеркалу, чтобы взглянуть на себя в обновке, но обнаружила, что у нее в руках только половина фартука… 
 

 

Приложение №3

 

II. Проверка выполнения домашнего задания.

Методы: фронтальный опрос;

дифференцированный опрос

 

Уровень А

Задание: 1) § 11, учебник стр. 48-49.

2) Подберите к модели соответствующий чертёж.

 

 

Уровень Б

 

Задание: 1) § 11, учебник стр. 48-49.

2) Восстановите текст.

 

Название мерок

Обозначение

мерок

Назначение мерок

Порядок снятия мерок

Длина нагрудника

Дн

 

От линии талии вверх до желаемой длины

Длина нижней части

Днч

Определение длины нижней части фартука

 

Полуобхват талии

 

 Определение ширины нижней части фартука

 

 

Сб

 Определение ширины нижней части фартука

Горизонтально вокруг бедер

 

Уровень В

 

Задание: 1) § 11, учебник стр. 48-49.

2) Разработать модель своего фартука.

Описать его по плану.

План

1. Назначение.

2. Количество деталей.

3. Формы деталей фартука.

4. Используемая ткань.

5. Способы отделки фартука

Приложение №4

 

 

 

IIIАктуализация знаний

Методы: Словесные

 

 

«Блиц-опрос»

 

Инструкция: Учитель быстро называет определение понятия, а учащимся предлагается быстро дать название этого понятия.

 

 

1) Снятие мерок- это «процесс определения размеров фигуры. Да» или «Нет»?

2) Мерки обхватов записывают в полном размере? Да» или «Нет»?

3) Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия? «Да или Нет»?

4) Нижний срез фартука расположен на линии талии? «Да» или «Нет»?

5) Фартук моделируют на основе построенного чертежа. Да» или «Нет»?

6) Выкройка- это вырезанный чертёж швейного изделия. «Да» или «Нет»?

6) Основные детали выкройки фартука называются: косынка, метр, линейка? «Да» или «Нет»?

7) Перед раскроем необходимо подготовить выкройку . «Да» или «Нет»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

IV. Проблемное изложения нового знания.

 

Методы: эвристическая беседа, объяснение с элементами демонстрации и показа приемов работы.

 

Раскрой - это процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы (записать термин в тетради).

 

Подготовка ткани к раскрою.

1. Проверить дефекты. Осмотрите ткань на наличие дефектов.  На лицевой поверхности ткани не должно быть: инородных волокон, коротких утолщений нитей, отсутствия одной или нескольких нитей основы или нитей утка, разно-оттеночности. Не должно быть дефектов в окраске ткани. Все обнаруженные дефекты отметьте мылом или мелом на изнаночной стороне ткани. Обратите внимание на них при раскрое.

2.Определить лицевую и изнаночную сторону.

3.Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка.Определите лицевую сторону ткани.  Ткань обычно бывает сложена в рулоне вдвое. Шерстяные ткани сложены лицевой стороной внутрь, а шелковые – наружу. На кромке ткани проколы направлены с изнаночной на лицевую сторону ткани. Все ткацкие дефекты обычно бывают выведены на изнаночную сторону ткани. 

4. Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки. Декатирование.  Некоторые ткани в процессе влажно-тепловой обработки (глажения), стирки подвержены усадке. Чтобы избежать этого, ткань нужно перед раскроем декатировать (провести влажно-тепловую обработку). Ткань утюжьте по направлению нитей основы, не растягивая. Нить основы направлена вдоль кромки ткани. При раскладке выкроек старайтесь избегать отклонения от направления нити основы. Иначе, готовое изделие может «закрутиться» на человеке.

5. Проутюжить ткань.

6. Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.

 

Раскладка выкроек на ткань выполняется в следующей последовательности:

1) Складываем ткань пополам, лицевой стороной вовнутрь, выравниваем поперечный срез ткани (чтобы не было перекоса деталей при раскладке выкроек). Раскладка начинается с выровненного края, причем сначала раскладываем крупные детали, а затем более мелкие.

2) Раскладываем выкройки детали на ткань, учитываем направление долевой нити.

3) По очереди каждую деталь выкройки прикалываем булавками к ткани.

4) Детали обводим мелом рядом с контуром выкройки - по этим линиям будут проходить швы.

5)  Контур выкройки обводим еще раз, отступая от нее на ширину припуска. 

Припуски:

Нижняя часть фартука:

По нижнему и боковым срезам- 1,5 см

По верхнему срезу-1 см.

Карман:

По нижнему и боковым срезам- 1,5 см

По верхнему срезу-4 см.

Пояс, бретели:

По всем срезам- 1см.

- Намечаем место расположения кармана.

- Проводим раскрой ткани по вторым линиям.

 Необходимо производить самоконтроль или взаимоконтроль не после выполнения операции раскроя, а до  вырезания деталей изделия, чтобы иметь возможность исправить допущенную ошибку.

 

Раскрой фартука:

Детали кроя фартука:

1.Основа фартука-1 деталь.

2.Карман-2 детали.

3.Пояс-2 детали.

4. Бретели-2 детали.

(Учащиеся делают в рабочих тетрадях зарисовки раскладки лекал.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6

 

История профессии

Испокон веков люди шили одежду. Сменялись тысячелетия, появлялись новые ткани и фасоны, но одежда оставалась незаменимым атрибутом человеческой жизни.Первые закройщики появились в Древней Греции в III веке до нашей эры. Эти специалисты пользовались большим почетом и уважением, а лучшие мастера имели честь одевать самих королей и королев.

В России в период с 18 по 20 века профессия закройщика была актуальна и востребована. Обычно закройщиками становились мужчины. К услугам закройщиков обращались не только высшие слои общества, но и простые люди.

Содержание деятельности

Закройщик – это мастер, занимающийся на предприятиях сферы услуг раскроем изделий из различных материалов для шитья одежды по индивидуальным заказам., Главное в деятельности закройщика – уметь «читать» эскизы моделей

К обязанностям закройщика относится:

снятие мерок с клиента (заказчика);

выяснение пожелания клиента и зарисовка выбранного варианта

фасона, составление паспорта заказа;

изготовление лекала для раскроя;

выполнение экономичной раскладки лекала на ткани и раскрой ткани;

определение порядка операций пошива и их распределение между мастерами пошивочной бригады;

проверка качества готовых изделий, устранение выявленных дефектов;

перекраивание отдельных деталей (при ремонте одежды).

 

Приложение №7

V. Первичное закрепление знаний

Методы: словесный, прием игры

 

Игра «Верно ли».

Инструкция: Обучающимся предлагается поднять руку, если утверждение верно.

 

1. Стрелка     на деталях выкроек означает направление долевой нити. +, -;

2. К дефектам ткани относится наличие кромки. +,-;

3. Декатировать – увлажнить и проутюжить ткань перед раскроем  с целью ее усадки. +, -;

4. Раскрой – это вырезание бумажных деталей швейного  изделия, полученных в соответствии с чертежом. +, - ;

5. При раскрое изделия необходимо учитывать направление долевой нити. +, - ;

6.Нить основы можно определить по кромке. +, - ;

7. Лицевая сторона ткани имеет яркий рисунок. +,- ;

8. При раскрое сначала необходимо разложить мелкие детали. +, - .

9. При раскрое указывают припуски на швы.+,-.

или уч-ся можно предложить тест.

Тест.

1. Стрелка на листе выкроек означает:

направление долевой нити:

направление поперечной нити.

2. Укажите признаки, по которым можно определить нить основы:

 

по звуку;

по ворсу;

по кромке;

по растяжению;

по качеству отделки

 

3. Лицевая сторона ткани имеет:

 

  1. яркий рисунок;

концы ниток;

длинный ворс;

блестящую поверхность;

бледный рисунок.

4. Укажите правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани:

А) разложить мелкие детали;

Б) разложить крупные детали;

В) сколоть ткань булавками;

Г) приколоть мелкие детали;

Д) приколоть крупные детали;

Е) определить лицевую сторону ткани;

Ж) нанести контрольные линии и точки;

З) разметить припуски на обработку;

И) обвести детали по контуру;

К) определить направление долевой нити.

 

5. Перевод выкройки на ткань осуществляется с помощью:

 

1) простого карандаша

2) шариковой ручки

3) портновского мела

4) фломастера

5) смёточных стежков

6) мыла

 

6. Раскрой – это:

вырезание бумажных деталей швейного изделия, полученных в соответствии с чертежом.

процесс получения тканевых деталей путем из вырезания из куска ткани.

процесс получения деталей кроя путем их выкраивания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы..

7. При раскрое изделия необходимо учитывать:

направление рисунка на ткани;

направление долевой нити;

ширину ткани;

направление поперечной нити;

величину припусков на швы.

8. По какой линии нужно выкраивать детали швейного изделия?

 

1)по линии контура выкройки

2)по линии припусков на швы

 

 

 

 

 

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План- конспект урока по теме: "Раскрой фартука".

Автор: Кузнецова Татьяна Владимировна

Дата: 04.11.2020

Номер свидетельства: 562449

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока технологии на тему "Технология изготовления швейных изделий""
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-na-tiemu-tiekhnologhiia-izghotovlieniia-shvieinykh-izdielii"
    ["file_id"] => string(6) "302053"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457034981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства