Основы профессионального самоопределения - важный аспект жизни подростка.
Основы профессионального самоопределения - важный аспект жизни подростка.
Многие считают, что выбор профессии делается один раз в жизни. Но чаще всего это не так. В течение жизни человек делает множество выборов. Меняется он сам, его пристрастия, способности, взгляды. Меняется и рынок труда, вплоть до того, что какие-то профессии оказываются просто не востребованными или маловостребованными, а соответственно и малооплачиваемыми. Кроме того, в современном мире все больше ценятся те работники, которые осваивают не одну, а несколько специальностей: они легче включаются в новые виды работ, более гибки при изменении работы фирмы, в них меньше вкладывается средств, для дополнительного обучения и т.п.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий. Это цельный процесс, имеющий направление, преемственность, то есть зависимость будущего от прошлого и настоящего, и результат. Для человека главным в этом процессе является самосознание и самоопределение. Не углубляясь в философию, самоопределение личности можно определить как осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нем.
Многие считают, что выбор профессии делается один раз в жизни. Но чаще всего это не так. В течение жизни человек делает множество выборов. Меняется он сам, его пристрастия, способности, взгляды. Меняется и рынок труда, вплоть до того, что какие-то профессии оказываются просто не востребованными или маловостребованными, а соответственно и малооплачиваемыми. Кроме того, в современном мире все больше ценятся те работники, которые осваивают не одну, а несколько специальностей: они легче включаются в новые виды работ, более гибки при изменении работы фирмы, в них меньше вкладывается средств, для дополнительного обучения и т.п. В итоге карьера таких людей складывается более успешно.
В старших и выпускных классах строго стоит вопрос о том, что делать после окончания школы. В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии? Выбрать среди них ту, с которой начнется трудовой жизненный путь?
Во-первых, профессия должна человеку нравиться.
Во-вторых, человек должен подходить к избранной профессии по психологическому типу и иметь соответствующие способности.
В-третьих, необходимо, чтобы выбранная профессия была востребована на рынке труда. Флипчарт 1 стр.2
Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая нравилась бы тебе, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т.е. в соответствии с затраченными усилиями (или в соответствии с вкладом человека в общество).
Пути освоения профессий
В начале всех начал – обучение. Это первая ступень. Первый шаг к выбору профессий – это выбор профессионального учебного заведения. И очень важно, чтобы притязания на высоту первой ступени профессионального образования были реалистичными.
Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе), - «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника», который может быть осуществлен «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения» и «в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями» (Головаха, 1988). Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы»).
Система профессиональной подготовки кадров
Начальная средняя средне-специальная высшая
Флипчарт 1 стр.3
Уже в старших классах школы следует определить какой-либо углубленный профиль обучения (физико-математический, технологический и т.д.), в РЦШД и ПО можно освоить определенную профессию.
По характеру образовательных программ образование в Казахстане делится на общее и профессиональное образование. Различают следующие уровни образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, высшее и послевузовское профессиональное образование.
Среднее образование в Казахстане
Среднее образование в Казахстане является обязательным и включает среднее общее, начальное профессиональное и среднее профессиональное образование. В первый класс дети принимаются с 6-7 лет. Среднее общее образование Казахстана содержит 3 ступени: начальную (1-4 классы), основную (5-9 классы) и старшую (10-11 классы). Для наиболее полного развития потенциальных возможностей особо одаренных обучающихся разрабатываются образовательные программы, которые реализуются в специализированных школах для одаренных детей.
Начальное профессиональное образование в Казахстане приобретается за 2-3 года в профессиональных школах и профессиональных лицеях на базе основного общего образования. Среднее профессиональное образование получают за 3-4 года в колледжах и училищах на базе основного общего образования на конкурсной основе.
Высшее образование в Казахстане
Высшее образование в Казахстане приобретается на основе среднего образования. Для поступления в ВУЗ выпускники школ сдают выпускные и вступительные экзамены в форме единого национального тестирования (ЕНТ) или комплексного тестирования (для выпускников прошлых лет). Граждане Казахстана имеют право на присуждение на конкурсной основе международной стипендии «Болашак» для обучения за рубежом. По окончании ВУЗа выпускник получает степень бакалавра (4 года), специалиста (5 лет) или магистра (6 лет). Второе высшее образование в Казахстане получают только на платной основе с ускоренным сроком обучения (2-3 года).
Послевузовское образование в Казахстане
Для приобретения послевузовского профессионального образования в Казахстане необходима степень специалиста или магистра. Подготовка научных кадров осуществляется в аспирантуре, ассистентуре, адъюнктуре и докторантуре ВУЗов. Граждане Казахстана имеют право на присуждение на конкурсной основе международной стипендии «Болашак» для обучения за рубежом. Срок обучения в аспирантуре и адъюнктуре не превышает 3-4 лет, в ассистентуре – 2-3 лет, в докторантуре – 3-х лет.
По закону "Об образовании" в Казахстане гарантируется получение бесплатного среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе по государственным грантам бесплатного среднего профессионального, высшего и послевузовского образования, если гражданин образование получает впервые. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется государственный образовательный кредит. Конкурс проводится на основе баллов сертификатов, выданных по результатам ЕНТ или комплексного тестирования. Преимущественное право на получение гранта имеют обладатели знака "Алтын белгi", а также призеры и победители международных и республиканских конкурсов, соревнований и олимпиад.
Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Казахстане, пользуются правом на образование наравне с гражданами Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, международными договорами, а также по контрактам с организациями образования Казахстана.
Источник: Закон об образовании РК
Внимание!
При поступлении в частные колледжи и институты следует особо убедиться в наличии лицензии на профессиональную деятельность. Флипчарт 1 стр.4
«…В 2012 году 161 тысяча молодых казахстанцев закончили 11 классов средней школы.
Из них 43 тысячи поступили в профессиональные колледжи, 93 тысячи в высшие учебные заведения.
28 тысяч человек не поступили ни в колледж, ни в университет, предпочтя войти в рынок труда без технического и профессионального образования.
С годами этой категории будет всё сложнее получить профессию.
Без профессии на хорошую работу и заработную плату рассчитывать невозможно.
Я ставлю задачу перед Правительством, чтобы каждый казахстанец, окончивший среднюю школу, имел возможность получения специальности.
Не всем надо идти за высшим образованием.
Экономике нужны и технические работники среднего звена - слесари, электрики, механики и другие.
Сразу после окончания школы государство должно вести мониторинг.
Другими словами – те, кто не поступил в высшее учебное заведение, должны иметь все возможности поступить в колледж…» (Выступление Президента Республики Казахстан, Председателя НДП «НурОтан» Н.А.Назарбаева на II съезде Молодежного крыла «ЖасОтан» 16.11.2012)
Ошибки и затруднения при выборе профессии
Самое главное – выбрать профессию так, чтобы работа ваша в будущем была успешной и приносила вам удовлетворение. Все, что способствует такому выбору – хорошо, все, что мешает – плохо.
Выбирающий видит лишь конечный результат длинного профессионального пути, но не видит сам путь. (видит себя главным инженером на заводе)
Предрассудки в отношении той или иной профессии. (она не престижна)
Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей, то есть «за компанию».
Перенос отношения к определенному человеку, представляющему ту или профессию, а не саму профессию. (любимый учитель)
Увлечение только внешней стороной профессии или какой-то одной её стороной (артист, летчик и пр).
Отождествление школьного учебного предмета и любимого учителя с профессией.
Отсутствие представлений о характере труда в сфере материального производства. (механизация, автоматизация и пр.)
Неумение разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, играющих определенную роль при выборе профессии. (по состоянию здоровья)
Неумение сориентироваться в огромном количестве существующих профессий и незнание, с чего начать выбор. Флипчарт 1стр.5
Правила выбора профессии
Выбирая профессию, необходимо:
Узнать, какие профессии и специальности нужны там, где вы проживаете.
Хорошенько подумать, чем бы вы хотели заниматься, что вас особенно привлекает.
Подробно изучить эту профессию; оценить возможность, её приобретения.
Сравнить полученные знания о профессии со своими данными, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, если есть возможность, получить квалифицированную консультацию.
Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве. Флипчарт1 стр.6
Практическая работа.
Составьте таблицу и отметьте в ней, кто и какое влияние оказывает на ваш выбор профессии и кто для вас является идеалом работника-профессионала.
Оказывают влияние на выбор профессии
Степень влияния на выбор профессии
(по пятибалльной шкале)
Ваш идеал
(по пятибалльной
шкале)
Родители
Родственники
Учителя
Друзья
Члены производственного коллектива
Литературные герои, герои кинофильмов, теле- и радиопередач
Кто-то другой
Флипчарт1 стр.7
2).Учащиеся приступают к заполнению таблицы .
3).Индивидуальная помощь в процессе работы.
Рефлексия.
1). Обсуждение возникших трудностей в процессе работы.
2). Выставление оценок.
Информация о домашнем задании прочитать и повторить конспект параграфа 1 стр.6 – 14 (учебник для 9 класса технология В.Д. Симоненко)