- материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма); шаблоны выкроек изделий; картон;
- таблица цветового шестисекторного круга;
- инструкционные карты;
- образцы готовых изделий выполненных в лоскутной технике;
Методы обучения: лекция, беседа, задания исследовательского характера (доклады учениц), использование ИКТ.
Ход урока
I. Организационный момент
приветствие;
отметить отсутствующих учащихся;
проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение изученного материала по теме “Материаловедение”
Кроссворды.
Учитель: На ваших столах находятся листочки с кроссвордом. Зная изученный материал по теме “Материаловедение”, вы должны разгадать данный кроссворд и определить ключевое слово, которое определит тему сегодняшнего урока. Кроссворд состоит из 8 вопросов. На эту работу отводится пять минут. Итоги оценки кроссворда:
ответ на 8 вопросов – 5 баллов;
ответ на 6,7 вопросов – 4 балла;
ответ на 4,5 вопросов – 3 балла;
ответ на 2,3 вопроса – 2 балла.
Работаем по вариантам.
I вариант
Специалист, работающий на прядильной фабрике. (Крутильщик)
Один из видов первичной обработки текстильного волокна. (Сортировка)
Дефект ткани. (Засечка)
Свойство шелковой ткани по внешнему виду. (Блеск)
Механическое свойство ткани. (Драпируемость)
Вид животного волокна. (Шерсть)
Инструмент для раскроя ткани. (Ножницы)
Нити в ткани, идущие справа налево. (Уток)
II вариант
Инструменты для ручной работы с тканью. (Иголка)
Дефект ткани. (Утолщение)
Физическое свойство ткани. (Пылеемкость)
Вид волокна животного происхождения. (Шелк)
Вид первичной обработки текстильного волокна. (Сушка)
Специалист ткацкой фабрики. (Ткачиха)
Процесс отделочного производства ткани. (Окраска)
Технологическое свойство ткани. (Усадка)
III вариант
Один из видов первичной обработки текстильного волокна. (Трепление)
Дефект ткани. (Перекос)
Свойство ткани на ощупь. (Гладкость)
Вид животного волокна. (Шелк)
Специалист, работающий на прядильной фабрике. (Крутильщик)
Механическое свойство ткани. (Прочность)
Нити идущие вдоль кромки ткани. (Основы)
Инструмент для построения чертежа. (Линейка)
(По окончанию времени учащиеся сдают кроссворды, ставят оценку в оценочную карточку).
Учитель: Девочки, давайте прочтём ключевые слова, которые вы отгадали. Какое ключевое слово было у первого варианта? У второго? У третьего? Правильно, у всех получилось слово “лоскуток”.
III.Углубление знаний по «Цветоведению». Учащаяся заранее подготовила рассказ о цветовой гармонии.
Основы цветовых сочетаний
Представьте себе радугу на голубом небе. Нежные тона, еле уловимые переходы от цвета к цвету. Смотришь – и кажется вот- вот растает. Наверное, у каждого по-своему откликается в груди этот миг, когда природа, и без того совершенная в своей гармонии и красоте, одаривает нас чудом восхода или заката, грозовым небом или сияющей радугой. Раскладывая перед собой лоскутки ткани, постарайтесь воскресить эти ощущения, ведь нам предстоит создать чудо, которое тоже должно вызвать похожие эмоции. Лоскутное изделие будет отражать внутренний мир, который складывается из всего, что нас окружает: природа, народные традиции данной местности, отношение в семье, знакомства с различными видами искусства.
Многие мастерицы-рукодельницы, обладают врожденным чувством цвета, интуитивно сочетают расцветки и создают изделия, отличающие тонкостью цветовых решений, пропорциональностью частей, ритмичностью. И все же, чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и оттенках, следует иметь некоторые представления о свойствах цвета. Ведь в лоскутном изделии общий колорит, цветовые пятна являются основными способами выражения художественного замысла. Правильно воплотить их помогают законы гармонии, построенные на цветовом спектре. Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. От смешивания этих основных цветов образуются все остальные. Из двух основных цветов получают промежуточные. Соединение красного цвета с желтым дает оранжевый, желтого с синем – зеленый, синего с красным – фиолетовый.
Оранжевый цвет противоположен синему, и в природе эти цвета контрастны. Контрастные цвета дополняют друг друга и дают красивое сочетание. Такие цвета называют дополнительными, и в цветовом кругу они находятся друг против друга. Чистые цвета, расположенные по цветовому кругу от красного к зеленому через желтый, являются теплыми. Все цвета от красного к зеленому через синий являются холодными. Обычно изделия выполняются в каком-то одном тоне – теплом или холодном, но элегантность и живость всей работе придает небольшое количество контрастных по цвету деталей. Все цвета, расположенные в цветовом круге, называют хроматическими. Белый, черный и все оттенки серого называются ахроматическими. Они используются в сочетании с различными хроматическими цветами, чаще как разделяющие, нейтральные или для смягчения активного цвета.
Планируя шить изделие из лоскутков, в первую очередь нужно отталкиваться от самого изделия и четко представлять в каком окружении оно будет использоваться, затем подбирать лоскутки.
IV. Закрепление знаний по «Цветоведению».
Практическая работа
Учащиеся делятся на две группы и выполняют практическую работу. Практическая работа: выполнить цветовой круг из полосок гладкокрашеной ткани на большом листе картона по образцу цветового круга Гете, но добавляя полоски ткани сложных цветов и ткани с набивным рисунком, соблюдая цветовую гармонию. (Оценки за эту работу выставить в карточки самооценки, которые находятся на столах учащихся)
Цветовой круг Гете
V. Сообщение темы и цели урока.
По теме урока учащимся было заранее дано задание подготовить материал. (Слушаем материал из истории лоскута).
История лоскутного шитья
До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье?
Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.
В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.
Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в разноцветное единое полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных. Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.
В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства. Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).
Слово учителя: Из выступления мы узнали, что изделия из лоскутов ткани, как вид народного творчества приобрело в последнее время большую популярность. Изделия из лоскутов позволяют реализовать стремление украсить дом. Выразить свою индивидуальность в одежде. Лоскутная техника проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты тканей и нитки, которые можно найти в любом доме. И самые обыкновенные инструменты: ножницы и иголка. Вооружившись фантазией и желание создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную вещь.
Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто на страницах журналов и улицах городов можно увидеть людей, одетых в изделия, выполненные в лоскутной технике. В ход идут не только ткани, но и пряжа, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева – словом все, что найдется под рукой. VI. Текущий инструктаж
а) Целевые обходы рабочих мест учащихся:
организация рабочего места, культура труда;
соблюдение правил техники безопасности;
правильность выполнения приёмов и качество работы;
степень самостоятельности;
правильность использования технологической документации.
б) Через 15 минут самостоятельной работы проводится физминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук. Физминутку проводят дежурные, а затем продолжение самостоятельной работыв)
Выставка работ учащихся. Рефлексия. (Учащиеся подводят итоги своей работы индивидуально и в группах, производят само- и взаимопроверку. Выставляют оценки в оценочную карточку.)
г) Отчёт групп о выполненной работе. Сообщение оценок само и взаимоконтроля. (Выставление оценок на доске по творческим бригадам)
VII. Заключительный инструктаж
Учитель проводит анализ выполнения самостоятельной практической работы учащихся.
показ лучших эстетических выполненных работ;
анализ допущенных ошибок (если они есть) по группам и индивидуально;
выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся.
VIII. Домашнее задание
Продумать творческий проект выполнения изделия из лоскутного шитья для интерьера своего дома, нашего кабинета или работу на городскую и районную выставку детского творчества.
IX. Итог урока
Чему вы сегодня научились? Что нового узнали на уроке? Подумайте кто из вас хочет записаться в факультатив школы “Лоскутная техника” и поработать “швеёй-лоскутницей”.