Конспект урока по технологии "Стежок, стежок, еще стежок."
Конспект урока по технологии "Стежок, стежок, еще стежок."
Цели урока: с помощью информационно-коммуникационных технологий (интерактивной доски), а именно презентации, познакомить обучающимися с разновидностями (видами) техники вышивания крестом, инструментами и материалами, необходимыми для работы, научить технике вышивания «простой крест», способствовать воспитанию эстетического вкуса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии "Стежок, стежок, еще стежок."»
МОУ Маливская СОШ
Разработка урока по технологии в 5 классе по теме «Вышивка крестом. Стежок, стежок, еще стежок...»
Учитель Жилкина А.А.
Коломна, 2016 г
Цели урока: с помощью информационно-коммуникационных технологий (интерактивной доски), а именно презентации, познакомить обучающимися с разновидностями (видами) техники вышивания крестом, инструментами и материалами, необходимыми для работы, научить технике вышивания «простой крест», способствовать воспитанию эстетического вкуса.
Задачи урока:
Образовательная — с помощью информационно-коммуникационных технологий (интерактивной доски), а именно презентации, познакомить обучающимися с разновидностями (видами) техники вышивания крестом, инструментами и материалами, необходимыми для работы, научить технике вышивания «простой крест».
Развивающая — способствовать развитию творческого мышления, воображения, внимательности и аккуратности в работе.
Воспитательная — формировать такие качества личности, как: трудолюбие, сознательное выполнение правил техники безопасности, самоконтроль, творческий подход, наглядно-образное мышление, соблюдение технологической дисциплины. Воспитать любовь к одному из древнейших видов искусства — вышивке.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, овладению элементами организации умственного и физического труда; развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; развитие эстетического сознания
Метапредметные:
Познавательные УУД: формирование целостного мировоззрения, проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Регулятивные УУД: самостоятельное определение цели, постановка и формулировка задач в учебе и познавательной деятельности; самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности; оценивание правильности выполнения учебных задач, собственных возможностей ее решения диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; соблюдение норм и правил безопасности при работе.
Коммуникативные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли.
Предметные: осознание роли технологической культуры и культуры труда; развитие умений применять ИКТ; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требований технологии; моделирование, конструирование, проектирование последовательности операций; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям; развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными инструментами.
Тип урока: Комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (беседа, демонстрация, рассказ, инструктаж по технике безопасности, самоконтроль, сравнительная характеристика), использование информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование: для учителя: компьютер, материалы и инструменты для вышивания; для обучающихся: рабочая тетрадь, материалы и инструменты для вышивания.
Источники информации: для учителя: методическая литература, сайты интернет; для обучающихся: учебник по технологии, модели с вышивками, схемы вышивок.
Ход урока.
Организационная часть (3 мин.).
Приветствие, установка дисциплины, проверка отсутствующих и готовности к уроку.
Определение темы урока, его цели и задачи (3 мин.).
Учитель. - Сегодня мы продолжаем изучать раздел технологии «Вышивка крестом». Я назвала урок строчкой из стихотворения Евгении Красновой «Разговор с вышивальщицей» «Стежок, стежок, еще стежок...» (Слайд 1. Фрагменты слайдов представлены в приложении 3). Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
Стежок, стежок, еще стежок...
Что проще может быть.
Когда в кресте наискосок,
Укладывается нить.
Но расцветают под иглой
Волшебные цветы!
Секрет у чуда есть? Какой?
О нем расскажешь ты?
Сестрица, здесь секретов нет,
Но делай все с душой.
И вышитый тобой букет
Задышит, как живой.
Росу и трепет в лепестках
Ты сможешь ощутить.
А чудо у тебя в руках:
Иголочка и нить [22].
Учитель. - Прослушав стихотворение, давайте попробуем определить цель и задачи урока.
Вместе с обучающимися учитель определяет цель и задачи урока (Слайд 2).
Учитель. - Молодцы! Сегодня мы познакомимся с разновидностями техники вышивания крестом, инструментами и материалами, необходимыми для работы, научимся технике вышивания «простой крест».
Теоретическая часть (15 мин.).
Учитель. (Слайд 3). - Вышивка крестом — древнейший вид рукоделия, по сей день не утративший своей актуальности. Испокон веков ею украшали одежду, головные уборы, предметы домашнего обихода. Даже в аристократической среде умение вышивать считалось благородным и изысканным. Технология вышивки крестом довольна проста, главное — терпение и усидчивость.
Материалы и инструменты для вышивания крестом (6 мин.).
Учитель. - С чего начинается вышивка?
С коробки большой с мулине?
Со шпулей, моталок и косточек,
А, может быть, с пялец, вообще? [21].
Предлагаю вам вспомнит прошлый урок. Как вы думаете, с чего же начинается процесс вышивания?
Ответы обучающихся про схему вышивки.
Учитель. - Молодцы! Действительно, процесс вышивания начинается со схемы.
Сейчас практически в любом рукодельном магазинчике продаются готовые товары для вышивания, в которых «все включено».
Как вы думаете, что же должно быть «включено»? Чтобы вам было легче и интереснее ответить на данный вопрос, отгадайте загадки!
Маленького роста я,
Тонкая да острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу (игла).
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети,
Можем больно наказать (ножницы).
Круглая гора,
Что ни шаг, то нора (наперсток).
На стебле белеют чашки,
В них и нитки, и рубашки (хлопок).
Ткань держать устали пальцы,
Мне пришли на помощь... (пяльцы).
Вышью я, пожалуй, домик у реки.
Вышью, как рыбачат рядом моряки.
Получилось здорово!
Красочно вполне!
Помогли мне вышить нитки... (мулине) [5].
Учитель. - Молодцы! (Слайд 4). Действительно, для вышивания нужны следующие материалы и инструменты: схема-рисунок, нити, ткань, игла, пяльцы, ножницы, наперсток.
Запишите в тетрадь название материалов и инструментов.
Расскажите, что же вы знаете про каждый из этих инструментов.
Ответы обучающихся.
Учитель (обобщение сказанного обучающимися и демонстрация инструментов и материалов). - Для вышивки крестом лучше всего использовать специальные ткани для вышивания. Они подразделяются на два основных вида — канва и ткань равномерного плетения. Чаще всего применяется канва — сетчатое полотно из различных материалов.
Нитки для вышивания могут быть самыми разными — шерстяными, шелковыми, льняными, но чаще всего используют хлопковые нитки мулине.
Для вышивания используют специальные тупые иглы — это предохраняет канву и вышитый узор от расщепления. Они имеют удлиненное ушко, чтобы можно было вставить несколько нитей мулине сразу.
Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии, что облегчает процесс вышивания. Чаще всего они состоят из двух пластмассовых или деревянных обручей, входящих один в другой.
Ножницы лучше иметь двух видов: большие — чтобы перед началом работы отрезать ткань нужного размера, и маленькие с острыми концами — чтобы обрезать нитки.
Наперсток необходим для того, чтобы не уколоть палец.
Для нанесения меток непосредственно на ткань потребуются фломастеры с водорастворимыми или выцветающимися со временем чернилами.
Вышивка крестом: виды техник и процесс (6 мин.)
(Слайд 5).
Учитель демонстрирует процесс подготовки к вышиванию, обучающиеся повторяют.
Учитель. - процесс вышивания начинается с подготовки канвы — ее необходимо аккуратно вставить в пяльцы и закрепить.
После того, как основ готова, берем несколько нитей одного цвета и вставляем их в ушко иголки.
Дальше начинается см процесс вышивания, который напрямую зависит от выбранной техники.
Вашим домашним заданием было найти информацию в интернете о видах техники вышивания крестом. Давайте вместе рассмотрим эти виды.
Учитель показывает слайд с одним из видов техники вышивания крестом, обучающиеся должны назвать вид, рассказать о нем и записать название в тетрадь.
Счетный крест (Слайд 6,) — это техника, при которой необходимо точно следовать схеме и подсчитывать количество вышиваемых крестиков.
Несчетный крест (Слайд 7). На канву уже нанесены контуры рисунка определенного цвета. Этот контур и надо заполнить гитью помеченного цвета. Данная техника является элементарной, так как не требует никаких подсчетов.
Печатный крест (Слайд 8) — техника вышивки крестом, когда на канве нарисован готовый рисунок целиком — каждый крестик помечен необходимым цветом. Все, что необходимо сделать — это вышить крестики поверх готового шаблона.
Техника «простой крест» (3 мин.).
(Слайд 9).
Учитель. - Все виды техники вышивания крестом требуют сноровки и аккуратности, так от этого зависит результат и вид вышитого изделия. Кроме техники вышивания следует обратить внимание на виды стежков. Самый популярный стежок — обычный (простой) крест.
Может ли кто-нибудь из вас рассказать технологию выполнения стежка «обычный крест»?
Учитель. - Действительно, для того, чтобы вышивка была более наглядная, все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Есть два способа выкладки стежков на канву: английский и датский. Английский или традиционный заключается в том, что каждый крестик вышивается отдельно и целиком. При датском способе сначала выкладываются нижние стежки слева направо, а затем верхние стежки в обратном направлении.
Выбор способа — вопрос личных предпочтений, в любом случае работа получается красивой и аккуратной.
Молодцы! А теперь немного отдохнем!
Физминутка (1 мин.).
Учитель. - Мы ладошки потрясем,
Каждый пальчик разомнем.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем вышивать (повторить два раза).
Практическая часть (18 мин.).
Учитель. - Предлагаю вам попробовать вышить простым крестом фрагмент рисунка, выбранного вами на прошлом уроке. Прежде, чем начать работу, необходимо провести инструктаж по технике безопасности.
Какие опасности могут подстерегать вас при работе? (Ответы обучающихся). Повреждение пальцев, руки, глаз иглой или ножницами.
Какие меры безопасности необходимо предпринять перед началом работы? (Ответы обучающихся). Посчитать количество иголок в игольнице; положить инструменты в отведенное для них место.
Что необходимо делать во время работы, чтобы не получить травму? (Ответы обучающихся). Быть внимательным; надевать наперсток на средний палец рабочей руки; передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед; класть иглы в игольницу, а ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
Что необходимо сделать после окончания работы? (Ответы обучающихся). Посчитать количество иголок в игольнице. Положить инструменты в отведенное для них место.
Учитель. - Молодцы
Пусть иголочка танцует
Вместе с нитью на канве.
В вальсе крестики рисуют
Вновь подружки эти две!.. [21].
Приступайте к работе.
Обучающиеся вышивают фрагмент выбранного рисунка. Учитель проверяет работу каждого обучающегося, консультирует, помогает.
Учитель. - Закончите работу, положите инструменты на место.
Учитель. - Вы хорошо потрудились! Все справились с заданием! Молодцы! А теперь давайте оценим вашу работу и подведем итоги урока.
Предлагаю вам ответить на вопрос и продолжить фразы на слайде (Слайд 10, 11).
Какая из картинок соответствует вашему настроению после урока?
Было интересно...
Меня удивило...
Было трудно...
Я научилась...
Мне захотелось...
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель. - Спасибо за ответы на вопросы. Вашим домашним заданием будет закончить начатую на уроке работу. Я думаю, оно принесет вам удовольствие.
Сегодня на уроке мы рассмотрели несколько техник вышивания крестом. И ишь от вас зависит, как вы примените полученные знания на практике: начнете ли украшать узорами одежду, преобразите ли свой дом, расшив предметы быта, или, может быть, создадите множество великолепных многокрасочных картин. Чтобы вы не выбрали, можно быть уверенным в одном — ваша вышивка всегда будет неповторима, как и вы сами.
На этом наш урок окончен. Мне очень понравилось с вами работать! Не забудьте привести в порядок свои рабочие места (Слайд 12). Спасибо!