Тема урока: | «Витраж». |
Тип урока: | Комбинированный. |
Цель: | Приобщить школьников к устоявшимся общечеловеческим и национальным ценностям прошлого и настоящего, развивать человека способного осознанно воспринимать искусство и включаться в процесс создания гуманистических социально одобряемых ценностей. |
Задачи: | 1. Образовательные: - сформировать первичные представления о витраже, познакомить с тематикой витражей, типами и стилями витражей; - способствовать созданию подобия витража с эффектом цветного свечения. 2. Развивающие: - развивать и формировать у обучающихся представления о видах современного ДПИ, в частности – витража; - развивать навыки самообразования, интереса; - способствовать развитию творческой и познавательной активности; - способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, гуашь, стекло, кисти). 3. Воспитательные: - прививать любовь к истории, к народной культуре; - стимулировать положительное личностное воспитание учащихся; - формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений различать виды современного искусства. |
Планируемые результаты: -предметные | - Учащиеся должны понимать, что такое – витраж, объяснять роль витража, различать типы и стили витражей. - Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык декоративно прикладного искусства. |
-личностные | -Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся. - Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
УУД Метапредметные | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класса; - стремиться к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре и в группе; |
Основное понятия. | Витраж, типы витражей, история витража, витражные краски. |
Образовательные ресурсы. | 1. «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») и методических рекомендаций к ним для 3, 4 класса (авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева); – М.: Баласс, 2010 2. «Тетради по технологии» для учащихся. 3. Презентация «Витраж». 4. Иллюстрации с изображениями витражей. 5. Акварель, гуашь, кисти, стекло. |
Форма урока: | |
Этап (структура) урока | Результат | Взаимодействие в образовательном процессе | УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Создание эмоционального настроя Самооценка готовности к уроку | Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Ребята, давайте возьмем, друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы. Проверка готовности класса к уроку | Настрой на урок. Самооценка готовности к уроку. | Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей) |
Этап мотивации и актуализации знаний | Осознание необходимости получения новых знаний | -Беседа о ДПИ: -Какие виды декоративно-прикладного искусства вам известны? -Где могут использоваться декоративное искусство? -Назовите отличительные черты декоративного искусства от народного? Работа в паре. Сейчас внимательно просмотрите презентацию, здесь вы видете произведения декоративного искусства из стекла, определите виды и запишите названия. (проверка) | Участие в беседе Вспоминают правила работы в паре. Работа в паре по схеме. Самооценка. | Коммуникативные(общение с соседом по парте),( умение выражать свои мысли) |
Определение темы урока. Прогнозирование цели и задач. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся | Определение проблемной ситуации. - Самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, если задуматься и представить новый образ этой вещи. Перед вами примеры того, как можно преобразить предмет, который мы видим каждый день. - Посмотрите, пожалуйста, на слайды и постарайтесь определить тему урока. (Слайды витражей). – На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?
- Какие же цели мы определим на этот урок? (цели – на доску) - Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы? | Смотрят слайды и определяют тему урока. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. 1. Узнаем, что такое витраж. 2. Познакомимся с типами витражей. 3. Выполним подобие витража с эффектом цветного свечения. - Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор. | |
Сообщение нового материала | Новые знания, что такое витраж, какую роль играет витраж, для чего он необходим, виды витражей | 1.Сейчас вам необходимо разделиться на 3 группы( каждый вытягивает бумажку где написан номер группы) -Перед тем, как начнём работать, нам необходимо вспомнить правила работы в группе. 1-гуппе из представленного текстового материала нужно найти краткую историю появления витража+ понятие витраж 2 группе-из текста найти значение и применение витража 3 группе-из текста найти виды витражей Приступаем к выполнению задания, на работу отводится 3-4 минуты! | Определяют правила работы в группе. Работают в группе: читают текст и рассматривают иллюстрации Определяют, кто будет представлять итоги работы в группе. Выступления. | Коммуникативные (формирование собственного мнения)( работа в группе) Регулятивные( развитие умения принимать и сохранять нформацию) |
Физминутка | | Мы немного отдохнём, Встанем глубоко вздохнём. - Предлагаю вам поиграть. Если я назову народные художественные промыслы – потопайте, если современное декоративно-прикладное искусство – похлопайте! - Дымковская игрушка, керамика, мозаика, жостовский поднос, гжель, панно, хохлома, батик, городецкая роспись, гобелен, витраж. Отдохнули и тогда, За работу нам пора! | Отдыхают. Участвуют в физминутке. | |
Самостоятельная работа | Применение новых знаний | (обсуждение критериев оценивания работ). - Конечно, сделать настоящий витраж, используя цветные стекла, – дело непростое. Для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия. Но мы можем сделать подобие витража, используя стекло, акварель или гуашь. Я приготовила для вас стёкла, трафареты контурного рисунка, если они необходимы. - А теперь представьте, что вы художники, и я надеюсь, что у вас получится выполнить подобие витража, которые могли бы украсить наши школьные кабинеты. | Обсуждают критерии оценивания Выполняют подобие витража, используя стекло, акварель или гуашь. | Личностные (составление своего витража) |
Подведение итогов | Самооценка, итог, рефлексия | Самооценивание работ учащихся (по критериям). -Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием). -Какие существуют стили витража ? (модерн, классика, абстракция) -Что может послужить тематикой для витража? (пейзаж, портрет, сюжет, орнамент….) | Просмотр и обсуждение выполненных работ (самооценивание с комментированием) Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы. | Коммуникативные (умение выражать свои мысли) Личностные |
Домашнее задание | Использование нового знания в выполнении творческого задания, закрепление | Вариант 1-саздать эскиз витража Вариант 2-приготовить сообщение о витраже Каждый выбирает задание по душе. - Мне было очень приятно работать с вами. Всем спасибо за урок. | Запись д/з в дневник. | |