М. Зинченко. Новые стили вышивки. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Терешкович Т. А. Уроки вышивания. - Мн.: Хэлтон, 2000.
Литература для учеников:1. Коварская Б.П., Евдокимова Е.Ф. Уроки вышивания.— Кишинев: Тимпул, 1989.
М. Зинченко. Новые стили вышивки. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Терешкович Т. А. Уроки вышивания. - Мн.: Хэлтон, 2000.
План урока1. Организационное начало (1-2 мин) 2. Актуализация (5 мин) 3.Изложение нового материала (показ презентации) (6мин) 4. Закрепление (2мин) 5.Вводный инструктаж (3 мин) 6.Практическая работа (25 мин) 7. Итог урока. Выставление оценок (2мин)
1. Организационное начало
1. Проверить присутствующих обучающихся по списку.
2. Проверка готовности обучающихся к уроку.
2 Проверка пройденного материала - Какие инструменты и приспособления используются для вышивания? (использовать плакат). Что лишнее на плакате? Чего не хватает?
- Какие швы вам уже известны?
- На каких тканях можно вышивать бисером?
- Какие иглы используются при вышивке бисером?
- Какие виды бисера вы знаете?
- Какой российский учённый имеет отношение к сегодняшнему уроку?
- А сейчас определите правильное соответствие цыфро-буквенном соотношении. Задание на слайде, а выполнять в тетрадях для контрольных работ («рисунок», «композиция», «орнамент», «раппорт», «ритм»).
3. Изучение нового материала:
Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.
Использовался бисер и в Древней Руси. Русское искусство работы с бисером имеет давние традиции. Поначалу мастерицы использовали природные материалы, преимущественно - жемчуг, который добывался в реках. Жемчугом украшали оклады икон, одежду духовенства и знати, а так же народный костюм. Часто вся поверхность сплошь зашивалась жемчугом, а сам убор дополнялся жемчужной сеткой (поднизью), прикрывающей лоб. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. С течением времени добыча жемчуга в России сократилась, а материалов для отделки требовалось все больше. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
На смену жемчугу пришли бисер и стеклярус. Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить в Россию из-за границы. «Золотым веком» бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки, чехлы для шкатулок, чернильниц– бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство было забыто, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.
К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках. Показ кофты оформленной вышивкой из бисера.
Перед вами работы наших учениц: Селезнёвой Ирины и Морозовой Дарьи. Девочки самостоятельно освоили элементарные швы по вышивке и выполнили данные проекты.
Полезные советы при вышивке бисером.
1. Если вы хотите украсить вышивкой одежду, имейте ввиду следующее: при интенсивной носке бисер может потускнеть или вообще облезть. Поэтому перед началом работы протестируйте свой бисер - потрите некоторое время несколько бусинок между пальцами и посмотрите, не слезет ли с него краска при трении. Если это произойдет, лучше выберите другой бисер, а этот примените в вышивке, которая не будет подвергаться подобным испытаниям. Включите ее в настенное панно или картину. 2. Подержите на солнечном месте неделю-две небольшое количество бисера, который вы хотите включить в вышивку, а затем сравните его с таким же бисером, но не лежавшем на солнце. Если цвет бисера значительно изменился, подумайте, хотите ли вы видеть свою вышивку такой. Это относится к вышивке, которая периодически будет находиться на открытом солнце (на блузке, джинсах и т.д.). Если на солнце бисер сильно тускнеет, не расстраивайтесь. Используйте его для картин, они, как правило, висят на стене в комнате и не подвергаются воздействию прямых солнечных лучей. 3. Если вы хотите украсить вышивкой одежду, иногда полезно сделать ее съемной (особенно это касается больших и объемных вышивок). Выполните ее не на одежде, а на ткани, которую потом приметайте к одежде. Это позволит облегчить стирку изделия (на время стирки просто отпорите ткань с вышивкой, а потом приметайте обратно).
Притча как ангел раздавал полезные качества.
4.Практическая часть.
1. Охрана труда при организация рабочего месса.
2. Соблюдение правил самоконтроля
3. Охрана труда при вышивке
4.Охрана труда при работе с ручными инструментами.
5. Назначение дежурных
Практическая работа
сообщение названия практической работы;
цель практической работы: научиться выполнять простейшие швы: шов стебельчато-строчной;
шов «в прикреп двусторонний»;
ознакомить обучающихся с объектом труда: образцы вышивки вышеперечисленными швами;
ознакомить обучающихся с материалами, инструментами и приспособлениями, с помощью которых будет выполняться задание;
провести инструктаж по технике безопасности;
роспись учащихся в журнале.
Правила техники безопасности при работе с бисером.
1. Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой; травма руки ножницами; травма глаз. 2. Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
3. Что нужно делать во время работы:
быть внимательной к работе; вкалывать иглы и булавка только в игольницу; иглу не бросать, а класть в специально от веденную для этого коробку, класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед. 4. Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место.
Самостоятельная работа обучающихся.
Текущий инструктаж.
проверка организации рабочих мест обучающихся;
проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
инструктирование по выполнению задания;
оказание помощи отстающим обучающимся.
Индивидуальный инструктаж
анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;
разбор типичных ошибок обучающихся;
выяснение причин допущенных обучающимися ошибок;
оценка результатов работы обучающихся.
Итог урока.
На данном уроке обучающиеся познакомились с историей возникновения вышивки бисером. Посмотрели творческие работы выполненные ранее. Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки бисером. Самостоятельно, используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки бисером, приступили к выполнению работы.
С какой новой вышивкой вы познакомились?
Как давно зародилась вышивка бисером?
Какие виды швов вы сегодня рассмотрели?
Какие ткани можно использовать для основы при вышивке бисером?
Где можно применить этот вид творчества?
Люди каких профессий работают в декоративно-прикладном искусстве, в частности, вышивка бисером.
Выставление оценок
сообщить обучающимся о достижении целей урока;
оценить результаты индивидуального труда обучающихся на уроке;