kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Дизайн ковровых изделий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Дизайн ковровых  изделий».

Тип урока: Урок изучения нового, закрепления теоретических знаний

Оборудование:   компьютер, экран, проектор, наглядные пособия, деревянные рамки с натянутой тканью (льняное полотенце с рисунком), приспособление для выполнения петлистого стежка (ткацкая игла), пряжа разных цветов.

Наглядные пособия: выставка картин учащихся, инструкционные карты, презентация «Дизайн ковровых изделий»

Цель:  знакомство с дизайном  ковровых изделий, с  историей ручного ковроткачества, материалами и приспособлениями для получения коврового ворса нетрадиционным способом

Планируемые результаты:

Личностные:

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;  мотивация и познавательная потребность; стимулирование познавательного интереса; индивидуальный подход к каждому участнику;. 

Регулятивные:

Определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: 

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Дизайн ковровых изделий" »



















Открытый урок по технологии в 7-8 классе

в рамках районного семинара

учителей технологии







Тема урока:

«Дизайн ковровых изделий»
































2015 год

Класс: 7-8

Тема урока: «Дизайн ковровых изделий».

Тип урока: Урок изучения нового, закрепления теоретических знаний

Оборудование:   компьютер, экран, проектор, наглядные пособия, деревянные рамки с натянутой тканью (льняное полотенце с рисунком), приспособление для выполнения петлистого стежка (ткацкая игла), пряжа разных цветов.

Наглядные пособия: выставка картин учащихся, инструкционные карты, презентация «Дизайн ковровых изделий»

Цель: знакомство с дизайном ковровых изделий, с историей ручного ковроткачества, материалами и приспособлениями для получения коврового ворса нетрадиционным способом

Планируемые результаты:

Личностные:

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; мотивация и познавательная потребность; стимулирование познавательного интереса; индивидуальный подход к каждому участнику;

Регулятивные:

Определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.


Ход урока

  1. Психологический настрой

Я рада вас всех видеть на уроке технологии. Какое настроение вы принесли на урок, я узнаю по смайликам настроения (ученики показывают смайлик, соответствующий их настроению в начале урока)

  1. Формирование темы и целей урока. Презентация (слайд 1-3).

Начать работу по теме урока мне хотелось бы со слов:

«Основоположниками искусства были гончары и кузнецы, ткачи и ткачихи, портные и портнихи и вообще ремесленники, люди, чьи аристократически созданные вещи, радуя взгляд, наполняют музеи»

М. Горький

Девочки, как вы думаете, что такое уютный дом?

Уютный дом – это радость, хорошее настроение, теплая атмосфера, создающая успокоение и душевный комфорт для вас и ваших близких. Сделать свой дом уютным помогут вещи, выполненные своими руками. Интерьер вашей комнаты преобразится благодаря картинам, выполненных в технике ручного ковроткачества. (Демонстрация картин учащихся). Посмотрите на картины учащихся и определите тему урока. Правильно, тема нашего урока «Дизайн ковровых изделий».

Давайте сформулируем цели нашего урока:

Чем мы будем заниматься на уроке, какие цели нашего урока поставим:

  • знакомство с дизайном ковровых изделий;

  • с историей ручного ковроткачества;

  • материалами и приспособлениями для получения коврового ворса нетрадиционным способом

III. Теоретическая часть

А что вы знаете об истории ковров?

История ковров. Презентация (слайд 4).

Искусство ковроткачества началось более чем две с половиной тысячи лет назад.
Ковроткачество – древнейшее искусство, которое своими корнями уходит на Древний Восток.

Какой ковёр самый древнейший в мире и где он обнаружен?
Сообщение ученицы:

Древнейший ковёр в мире — пазырыкский ковёр (V век до н. э.), обнаруженный на Алтае в 1949 году при археологических раскопках самого большого кургана Пазырык. Художественное оформление ковра отличается богатством и разнообразием мотивов.

Плотное шерстяное ворсовое полотно с изображением оленей, грифов и коней. Тому, что ковер так великолепно сохранился, он обязан особым климатическим условиям – в захоронение не проникали вода и воздух, в результате ковер замерз и избежал гниения. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений! Сегодня этот шедевр веков украшает коллекцию Эрмитажа.

Самый изношенный ковёр лежит под коленями мусульман в Великой мечети в Сивасе в Турции. По существующей традиции, старые ковры из мечетей не выбрасываются. И каждые 30-40 лет на них настилаются новые. Первый же ковёр покрыл пол Великой мечети ещё в ХI веке...

История дизайна ковров уходит своими корнями в далекие времена, когда люди стали ткать ковровые покрытия не только для того, чтобы согреться, но и с целью создания уюта в своем доме.

А что вы знаете о дизайне ковров? Презентация (слайд 5)

Сообщение ученицы:

Дизайн ковров сегодня – актуальное и востребованное направление, т.к. ковровые изделия стали неотъемлемой частью современного интерьера.

В дизайне ковров важна каждая деталь и лучшим вариантом является разработка изделия для конкретного помещения (комнаты). В этом случае появляется возможность учитывать размеры, текстуру, форму и цвет коврового изделия, что придает ему индивидуальность и неповторимость. При разработке основное внимание уделяется функциональности комнаты, для которого предназначается ковёр. (Слайд 5)

На сегодняшний день разработка и изготовление ковровых изделий находится на таком уровне, что появилась возможность воплощения практически любых дизайнерских идей. Существует множество типов ковровых изделий, различающихся по методике художественного конструирования. К ним относят персидские, восточные, фольклорные изделия.

Важным элементом при разработке дизайна ковров является подбор и нанесение рисунка, либо узора.

Ковры ручной работы всегда ценились, и ценятся дорого.

Ковры ручной работы – это не только качество плетения, но и эксклюзивный дизайн. Ковры ручной работы – это всегда кропотливый труд мастера, это всегда творчество, это всегда настоящее произведение искусства.

Могут ли говорить ковры?

Какую же тайну хранят ковры, и чём они могут рассказать?

Сообщение ученицы.

О чем говорят ковры Презентация (слайд 6).

До наших дней дошла одна старинная «ковровая» легенда. Как-то раз разбойники напали на караван, с которым ехал персидский принц. Его захватили в плен, ограбили и хотели убить. Но принц уговорил сохранить ему жизнь, пообещав разбойникам соткать прекрасные ковры. Он выполнил обещание. Разбойники держали его в пещере высоко в горах, подальше от посторонних глаз, а ковры выгодно продавали. Они не знали, что люди могут «читать» по узору. С помощью орнамента принц рассказал о своих злоключениях, и вскоре пленник был найден и спасен.

Персидские ковры и в самом деле – «говорящие». Их язык – узелки и краски. Их рисунок никогда не бывает случайным – за выбором и расположением определенных элементов узора стоят вековые традиции исламской культуры и искусства, талант и замысел мастера. В каждом орнаменте зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть ...

Девочки, а как вы думаете, все ли могли раньше работать ткачихами?

Сообщение ученицы.

Легенда о ткачихе. Презентация (слайд 7).

  Есть персидская сказка о том, как в одной бедной семье младшая дочь решила соткать ковер. У нее не было цветной пряжи, и она выплетала узор из обыкновенных серых ниток. Но кропотливо вытканные пастбище, овцы, солнце оставались невидимыми на однотонном фоне ковра. Когда работа была закончена, ковер стал жаловаться на свою горькую судьбу. Барашки требовали, чтобы ткачиха отдала их прекрасному руну черноту своих кос, луга покушались на зелень ее глаз, солнце – на нежный румянец ее щек. Ковер налился небывало сочными красками и принес семье почет и достаток, а девушка потеряла свою красоту и стала бесцветной.

В каждой сказке – лишь доля сказки. И на больших городских мануфактурах, и в горных деревушках, и в лагерях кочевников ткачихами становятся совсем юные девушки с проворными руками и внимательными глазами.

А как вы думаете, ковры ценятся, или не ценятся в современном интерьере квартиры?

В современном интерьере квартиры ценятся не только ковры, но и картины, выполненные в технике ковроткачества. Презентация (слайд 7).

Это нетрадиционные способы получения ворсовой поверхности. Сюжет данных картин может быть самым разным – это персонажи детских сказок, природа и многое другое.

Для создания картин какая используется пряжа?

-Для создания таких картин используется пряжа ярких цветов.

Какие знаменательные даты мы празднуем в этом году?

- 70 лет со Дня Победы в ВОВ и 80 - летие Куюргазинского района.

Вот эти знаменательные даты и будут являться сюжетом наших картин. Презентация (слайд 8).

IV. Обучение техническим приемам работы

Создание картин в технике ручного ткачества. Презентация (слайд 10-13)

Процесс изготовления картин строится по плану:

  1. Выбор материалов, приспособлений, инструментов;

  2. Выбор рисунка и перевод рисунка на ткань;

  3. Крепление ткани;

  4. Освоение приёмов ткачества;

  5. Заполнение рисунка стежками;

  6. Оформление законченного изделия.

1. Выбор материалов, приспособлений: деревянные рамки разных размеров; пяльцы; ткани: двунитка или бортовка; пряжа разных цветов (смотреть и подбирать цвета в соответствии выбранной композиции). Инструменты: ножницы с хорошо отточенными лезвиями; ткацкая металлическая игла (сделана из медицинской полой иглы, на конце которой просверливается отверстие), игла плотно вставляется в отверстие трубки (для надёжности можно обмотать изоляционной лентой), длина ворса зависит от длины иглы; тонкая проволока для заправки пряжи в иглу.

2. Выбор рисунка и перевод рисунка на ткань: выбрать рисунок для своего изделия (детские книжки-раскраски, произведения художников, можно использовать кухонные льняные полотенца с готовым рисунком, гобелены); на светлую ткань рисунок перевести с помощью копирки.

3. Крепление ткани: если выбираются небольшие работы, то использовать пяльцы; на деревянную рамку ткань с рисунком крепится мелкими гвоздями или кнопками с обратной стороны (рисунок получается на лицевой стороне рамки).

4.Освоение приёмов ткачества: Инструкционная карта

  1. Заправить иглу пряжей: со стороны острия иглы вставить перегнутую проволоку, в петлю которой продеть нить; протянуть нить к острию иглы; вдеть нить в ушко иглы;

  2. Заправленную иглу вкалываем в рисунок на ткани;

  3. Вытягиваем иглу назад. С изнаночной стороны должны получиться короткие стежки, схожие с машинными, а с лицевой стороны образуются вытянутые петли - ворс

5. Заполнение рисунка стежками

Правила по выполнению петлистого стежка:

  1. иглу втыкать в ткань до упора, чтобы ворс на лицевой стороне был ровный, одинаковой высоты;

  2. иглу передвигать по принципу «Игла впереди – нить за ней»;

  3. стежки выполнять короткие, близко друг к другу;

  4. при смене направления стежка (снизу вверх, сверху вниз), иглу поворачивают;

  5. застилать узор можно: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, по кругу (выбрать одно направление, сочетание всех сразу не рекомендуется);

  6. застилать рисунок стежками следует так, чтобы сквозь петли на лицевой стороне не просвечивала ткань;

  7. нельзя вкалывать иглу близко от рамки, чтобы не сломать иглу или не притупить (тупая игла рвёт ткань);

  8. нитки, идущие от клубка, должны идти свободно (не натянуты).

Какие правила нужно помнить по технике безопасности при ковроткачестве?

ТБ при ковроткачестве.

Правила техники безопасности труда

1. Должно быть достаточно пространства, чтобы разместить все материалы для работы.

2. Источник света должен находиться слева.

3. Каждые 1-1.5 ч. Глазам необходим 30-минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функции глаз.

4. Иглы должны находиться в игольнице.

5. На рабочем месте должен находиться спецлоток для мусора

6. Осторожно! Ножницы должны быть закрытыми, острые предметы не должны лежать на краю.

ТБ при работе с ножницами.

  • Храните ножницы в определённом месте.

  • Кладите их сомкнутыми остриями от себя.

  • Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.

  • Передавать ножницы кольцами вперед.

V. Практическая часть (творческая работа)

VI. Проводится разминка для глаз. Презентация (слайд 13 -15)

VI. Заключительная часть. Рефлексия. Презентация (слайд 17)

Что мы узнали сегодня на уроке?

Узнали: историю ковров; дизайн ковров; технологию изготовления ковров.

Научились: получать ковровый ворс нетрадиционным способом

заправлять ткацкую иглу;

Сегодня вы увидели вещи, которые не купишь в магазине, и которые делают дом непохожим на другие. Надеюсь на то, что те знания и умения, которые вы приобретаете на уроках труда, пригодятся в вашей дальнейшей жизни.

Подведение итогов выполненных работ

VII. Выставление оценок.

 VIII. Домашнее задание: продолжить работу




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
конспект урока "Дизайн ковровых изделий"

Автор: Хохлова Людмила Александровна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198687

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока технологии на тему "Производство гобелена""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-na-tiemu-proizvodstvo-ghobieliena"
    ["file_id"] => string(6) "249023"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446815125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства