Химические волокна, их свойства. Правила ухода за тканями.
Химические волокна, их свойства. Правила ухода за тканями.
Обобщение знания о классификации текстильных волокон, изучить процесс получения химических волокон, ассортимент тканей из химических волокон и правил ухода за ними. Выявить пробелы в знаниях учащихся по предыдущим темам и их скорректировать
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Петропавловск - Камчатская школа №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока
8 класс
Тема: Химические волокна, их свойства.
Правила ухода за тканями.
Разработал и провёл
учитель трудового обучения
Супрун Н.С.
Г. Петропавловск – Камчатский
2015 г
Тема: «Химические волокна, их свойства.
Правила ухода за тканями.
Цель урока:
1.Обобщить знания о классификации текстильных волокон, изучить процесс получения химических волокон, ассортимент тканей из химических волокон и правил ухода за ними.
2. Выявить пробелы в знаниях учащихся по предыдущим темам и их скорректировать.
Задачи:
1. Учить использовать свойства тканей из натуральных и химических волокон при изготовлении изделий из них и ухода за ними.
2. Развивать мышление, творческое применение знаний и умений.
3. Воспитывать аккуратность, уважение к людям трудовой профессии.
Оснащение урока:
- Презентация «Материаловедение»
- Таблицы:
Сравнительная характеристика свойств тканей из натуральных и химических волокон.
Материалы и инструменты
- Задания для творческой работы, образцы тканей (вискоза, ацетат, капрон и др), бумага, цветные карандаши.
- Дидактический материал: карточки – задания, таблицы, коллекции волокон.
Волокна у хлопка белого цвета, находятся в стебле.
Лен_ однолетнее кустарниковое солнцелюбивое растение, волокна льна серого цвета, в коробочке.
Шерсть – это длинная тонкая нить, которая разматывается с кокона.
Шёлк – это волосяной покров некоторых животных, он огнеупорен и термостоек.
Подведение итогов работы, проверка коллективная, самопроверка или взаимопроверка.
Оценивание работы: в лекции было допущено 10 ошибок.
За 10 найденных ошибок оценка –пять, за 8 -9 –четыре, за 5 -7 –тройка
Изучение нового материала.
Учитель
Не сообщает тему урока сразу. Учащиеся сами приходят формулировке темы.
Варианты вопросов:
Посмотрите на свою одежду. Знаете, из каких материалов она сделана?
Эти материалы природные или их сделал человек?
Сегодня на уроке мы будем говорить о химических волокнах, производстве этих волокон и их свойствах (презентация №3).
Словесно – иллюстрированный рассказ.
Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа – волокна диких растений, шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий хорошее и прочное волокно.
Но природное сырье имеет свои недостатки. Натуральные волокна слишком коротки, недостаточно прочны, требуют сложной технической обработки. И люди стали искать сырье, из которого можно было бы дешевым способом получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, шёлк, дешёвую и прочную, как хлопок.
Успехи современной химии позволили создать такое химическое волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из дерева, соломы. Такое волокно называется искусственным, а волокно из синтетических полимеров – синтетическим (запись в тетрадь в виде схемы. Презентация сл 3)
Технология получения химических волокон обеих групп одинакова: сырье (органические вещества) + химические растворители, получается жидкая вязкая масса. Эту массу продавливают через фильтры, формируя тем самым нити. Затем эти нити погружают в ванну с отвердителями и после обработки и промывания сматывают в бобины полученные непрерывные нити (презентации сл.4)
Синтетические волокна вырабатывают из полимерных материалов. Волокнообразующие полимеры синтезируют из таких широко распространенных продуктов переработки нефти.
В зависимости от вида химического сырья и условий его формирования можно вырабатывать волокна с самыми различными свойствами.
Например, чем сильнее тянуть струйку в момент выхода её из фильтра, тем прочнее получается волокно.
Рассмотрим свойства некоторых искусственных и синтетических волокон:
Красивые, легкие, прочные, легко стираются, быстро сохнут, хорошо утюжатся, имеют слабо выраженные гигиенические свойства – воздухонепроницаемость, гигроскопичность.
(презентация сл 5).
На третьем этапе урока при объяснении нового материала, используя таблицу «Сравнительная характеристика свойств тканей из натуральных и химических волокон», показываю образцы тканей, составляем таблицу (учащиеся в тетради) из 2 колонок. В первой колонке перечисляю положительные, во второй отрицательные свойства тканей. Поясняю новые слова – эластан, лайкра, полиэстер (заранее пишу их на доске). Ученики повторяют названия хором
С помощью таблицы «Правила ухода за тканями» сравниваем, как ухаживать за тканями из разных волокон.
Закрепление и проверка знаний.
Предлагается 10 высказываний, необходимых оценить их верность по шкале 2да» и «нет».
Диктант (презентация сл 7 -9)
Химические волокна делятся на две группы: искусственные и синтетические.
Сырьем для получения искусственных волокон служат полезные ископаемые: нефть, уголь, газ.
Сырьем для получения синтетических волокон служат: еловая щепа, отходы от переработки хлопка.
Технология получения нитей химических волокон едина и проста:
- сырье +растворитель = вязкая масса.
- формирование нитей через фильтры
-обработка нитей затвердителем, промывание.
- сматывание в бобины
5. Химические волокна легкие, красивые, быстро сохнут
6.На получение химических волокон затрачивается меньше средств и времени – они более экономичны.
7.У химических волокон намного ниже гигиенические свойства.
8.Соединить, при выработке тканей, химические волокна с натуральными нежелательно, так как они несовместимы.
9 У тканей из синтетических волокон низкая прочность.
10. Смешивают химические волокна с натуральными для расширения ассортимента тканей.
Проверка диктанта взаимная в парах, затем идет работа над ошибками под руководством учителя.
Физкультминутка
Исходное положение – сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Выполнить приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны (5 – 6 раз)
Исходное положение- сидя на стуле, руки опущены. На счет «раз» - поднять руки вверх, потянуться, как бы стараясь достать потолок, на счет 2два» - вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.
Практикум.
На втором уроке организую деловую игру с использованием организации обучения в сотрудничестве.
Цели игры:
Закрепить знания о свойствах тканей из натуральных и химических волокон; правилами ухода за ними.
Развивать мышление, творческое применение знаний и умений, коррекцию рук.
Задание дается по частям
Группа в целом обсуждает и подбирает к данной модели соответствующую ткань, раскрашивает модель. Составляет технологический режим, формулу ухода за тканью.
Вся группа заинтересована в выполнении работы каждым её членом, поскольку успех зависит от каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемой.
Учитель на всех этапах творческой работы оказывает содействие. По окончанию проводит анализ урока.
Энергизатор
Давайте оценим наше занятие: покажите на счет «три» количество пальцев одной руки, которое соответствует оценке нашего занятия (по мнению учащихся).