План-конспект урока по теме
Картина в технике «Живопись шерстью».
8класс
Цели урока.
Образовательные: способствовать формированию системы технологических понятий по теме «Проект»; представлению о технике креативного рукоделия «шерстяная живопись».
Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, экологических, экономических и других качеств личности.
Методическое оснащение урока
1. Материально – техническая база: компьютер, проектор.
2. Дидактическое обеспечение – рабочая тетрадь, презентация по теме урока, электронная инструкционно - технологическая карта.
Материалы и инструменты для работы:
· Шерсть акриловая и натуральная разных цветов
· Нитки
· Рамка для фотографий
· Бархатная бумага
· Ножницы
· Пинцет
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Проводится в форме урока с использованием:
· компьютерных технологий,
· технологии проектной деятельности,
· коллективного взаимодействия,
· проблемного обучения (проблемный диалог),
· игровых технологий,
· здоровьесберегающих технологий.
Ход урока
1. Организационный момент.
Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы оно было на протяжении всего урока.
2. Актуализация знаний – На протяжении всей четверти мы работаем над темой ПРОЕКТ. На прошлом уроке я говорила вам о том, что, в рамках этой темы, буду знакомить вас с новыми техниками.
У меня черный ящик, в нем необходимые инструменты и материалы, и термины. Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, надо узнать, что в ящике.
Я раздам листы с вопросами, а вам надо будет ответить на них.
1. Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.
2. Волосяной покров кожи у животных.
3. Деревянное или пластиковое обрамление картины.
4. Особая бумага, к лицевой стороне которой приклеен флок (ворс), эффективно имитирующий поверхность бархатной ткани.
(Рамка, живопись бархатная бумага, шерсть, картина).
Кто сможет объединить эти понятия?
Какое изделие мы сегодня изготовим?
Да это картина. Но картина будет необычная.
Кто из вас знает, как называется техника изготовления картин при помощи шерсти?
ТЕМА УРОКА: Картина в технике «Живопись шерстью».
Записать в тетрадь.
3.Целеполагание.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Каждая работа имеет свою цель.
Когда я готовилась к уроку, то поставила перед собой определенную цель, но у каждого из вас может быть своя цель выполнения данной работы:
1. Те, из вас, кто не знает еще этой техники, какую цель поставят перед собой? (познакомится с данной техникой).
2. Те, кто уже слышал и видел работы, выполненные в данной технике, какую цель поставят перед собой? ( научиться).
3. Те, кто выполнял такие картины, ваша цель? (совершенствовать умения).
ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ КАЖДЫЙ СВОЮ ЦЕЛЬ, и в конце урока, мы посмотрим, достигли ли мы результата?
4.Информационная страничка.
В основе техники под необычным названием "живопись шерстью" лежит естественная способность шерсти сваливаться, без этого многочисленные слои из волокон цветной овечьей шерсти, которые образуют изображение, не смогли бы составить единое живописное полотно.
Наверняка Вы сразу зададите вопрос: мокрое это валяние или сухое?
Отвечаю, заранее предвидя вопрос: это не валяние!
Мы рисуем, выкладывая шерстяные мазки так же, как если бы Вы наносили краску слой за слоем. Получается изображение, которое прижимается стеклом и обрамляется.
Для работы не нужны ни краски, ни кисти, ни вода, только шерсть, рамка для фотографий и Ваше желание творить!
Главное преимущество техники живописи шерстью - возможность в любой момент исправить неудачный "мазок", изменить цвета, композицию и прочее…
Противопоказание - аллергия на шерсть животных.
Назовите синтетическое волокно заменитель шерсти?
5. Термины, материалы и инструменты
6.Выбор сюжета (работа с банком данных).
В качестве сюжета обычно используются семейные фотографии, открытки иллюстрации, можно рисовать с натуры, по памяти или подключить воображение - возможности безграничны!
Я предлагаю вам простой вариант, ИЗОБРАЖЕНИЕ ЦВЕТОВ.
7. Практическая работа: рассаживаемся по группам.
1. Правила ТБ и ОТ.
Прежде чем приступить к работе вспомним правила безопасной, коллективной организованной работы.
Каждая группа получает задание систематизировать и озвучить:
· правила работы с ножницами,
· правила работы в группе,
· правила организации рабочего места.
6.Составление технологической карты с техниками.
А теперь давайте вместе составим технологическую карту, т. е. последовательность нашей работы.
С чего мы начнем свою работу.
1. Подбор цветовой гаммы шерсти.
Для основы, какие цвета шерсти вы выберите?
Для травы и листиков?
2. Основа вырезается из ткани или бархатной бумаги по форме рамки. (Какую ткань можно взять? Почему?)
3. Выкладываем фон картины.
Для этого выкладываем основу травы. Каким образом? Применяем технику вытягивание.
Шерсть отрываем ровными по толщине прядками, выкладывая слой так, чтобы не было видно дырочек и просветов.
Сначала шерсть выкладывается вертикально. Далее выкладываем второй слой шерсти горизонтально.
Третий слой выкладывается, так же как и первый слой – вертикально.
4. Выкладываем травинки. (скручивание шерсти) Какой еще материал можно выкладывать в виде травинок?
5. Выкладываем лепестки. (техника – рубка)
Выкладываем элементы цветов, применяем различные техники.
6. Накрываем стеклом, оформляем в рамку.
7. Момент креативности:
• Что можно добавить или убавить?
• Что можно изменить?
• Как украсить?
8. Рефлексия –
· С каким материалом мы работали на уроке?
· В какой технике?
· Что в этих работах вам понравилось и почему?
· Что еще можно сделать из шерсти, войлока?
· Где можно применить данную технику?
· Вспомните, какие цели поставили вы перед собой?
· Подумайте, достигли ли вы поставленной цели? (Значит и моя цель реализована)
9. ИТОГ
· Все справились с заданием, молодцы!
· Выставка работ.
Я предлагаю тем, кто еще не выбрал технику для своего проекта, выполнить картину в технике «Живопись шерстью», как вариант итоговой творческой проектной работы.
- А теперь приведем в порядок рабочие места.