Сформировать представление об основных технологиях. Представить исторические сведения о развитии технологий; познакомить с понятиями технология, труд, продукт труда, предмет труда, средства труда; с видами технологий в разных сферах производства; представить, что является технологией в той или иной созидательной деятельности; показать значимость развития технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«История развития технологий»
Технология, 5 класс
Учитель технологии
Захарова Ирина Васильевна
МОУ «Школа № 47 г. Донецка»
Тема: История развития технологий
Цель урока: Сформировать представление об основных технологиях. Представить исторические сведения о развитии технологий; познакомить с понятиями технология, труд, продукт труда, предмет труда, средства труда; с видами технологий в разных сферах производства; представить, что является технологией в той или иной созидательной деятельности; показать значимость развития технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду.
Тип урока:урок формирования знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты:
Предметные: уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), частично – исследовательский, наглядный, практический.
Тезаурус:
Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.
Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность (например, услуга).
Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.
Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда.
Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
Ход урока
Организационный момент.
Объяснение нового материала.
Мир, который нас окружает, человек изменяет и преобразует в соответствии со своими потребностями. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.
Слово технология происходит от соединения двух греческих слов: «техно-», что означает искусство, мастерство, умение и «логос-» – учение, слово, наука. Оно означает совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий при производстве продукции.
Знание технологий помогает определить с помощью каких операций и какими инструментами можно создать те или иные материальные и нематериальные блага.
В ходе этого процесса получается продукт труда.
Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность.
Предмет труда — объект природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.
Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.
Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
Чтобы произвести любой продукта труда, материального или нематериального потребительского блага, необходимо соединить предмет труда (материал), средства труда (инструменты, приспособления, механизмы) и труд человека.
Предмет труда – материал
Средства труда – инструмент
Продукт труда человека
Из этой схемы не понятно, как именно происходит процесс производства. Как, например, руда станет отливкой, отливка – заготовкой, заготовка – деталью, а деталь – частью машины. Именно технология определяет процесс превращения предмета труда в продукт труда.
Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.
Знание технологий помогает выбрать правильный способ обработки материалов для получения желаемого результата.
Так, например, пищевые продукты можно варить, коптить, жарить, запекать.
Деталь какого-либо механизма можно отлить в специальную форму или вытачать из заготовки на специальном оборудовании.
Выбор инструментов и способов обработки зависит от возможностей предприятия и умений рабочего.
Под технологией мы понимаем последовательную деятельность человека, направленную на преобразование вещества, энергии, информации и изучение этих процессов для удовлетворения потребностей людей.
Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях.
Технология как наука о способах и методах переработки сырья возникла в связи с развитием крупной машинной промышленности. Конечно же и до этого периода существовали различные методы и способы переработки сырья в изделие, только в условиях ремесленного и на начальной стадии промышленного производства невозможно было всё многообразие этих технологий объединить в единую научную систему.
Испытывая потребность в защите от непогоды, диких зверей и врагов, человек научился сначала использовать пещеры, рыть землянки, а со временем строить современные дома. Так возникли и развивались строительные технологии.
Чтобы перевозить грузы и путешествовать самому человек создал машиностроительные и транспортные технологии.
Одна из древнейших технологий – это технологии связи или коммуникации. История развития этой технологии уходит во времена первобытного человека. Чтобы предупредить соседей о грозящей опасности, информацию передавали с помощью сигнальных огней, дыма и звука. С появлением письменности и развитием транспортных технологий информацию стали отправлять письмами. Это новый этап развития технологии связи. Очень долго письмо оставалось единственным источником информации. Но у этого способа был один большой недостаток – скорость передачи. Письмо могло идти до адресата многие месяцы. Порой информация уже сильно устаревала, пока доходила до места назначения.
Новой значимой вехой в развитии информационных технологий становится изобретение радио русским учёным. Его звали Александр Степанович Попов изобретает. С этого момента технологии связи начинают стремительно развиваться. Появляется телефон. И чем больше новых предметов или благ создаёт человек, тем больше у него возникает потребностей. Ему уже не достаточно только слышать, он уже хочет видеть то, о чем ему пытаются сообщить. Начинает развиваться новый вид передачи информации – телевидение. Сегодня телевидение стало спутниковым, современные виды связи – это интернет, мобильная связь. Путь от первого радиоприёмника до спутникового телевиденья был пройден всего за 100.
Такой стремительный скачок обусловлен развитием не только технологии связи. Этому способствуют развитие всех известных технологий.
Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создаёт материальный продукт или благо, информационная технология (ИТ) — информационный продукт.
Подсказка: Предметом труда является объект природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация, а средством труда то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.
Задание 4. Расставьте подписи к изображениям.
информационные технологии
транспортные технологии
строительные технологии
Задание 5. Какая отрасль народного хозяйства отвечает за указанный вид деятельности.
В качестве ответа укажите номер правильного ответа из списка.
Что является предметом труда при производстве мебели?
Что является средством труда при производстве одежды?
Что является предметом труда при производстве бензина?
Что является средством труда при приготовлении салата?
Что является предметом труда при производстве керамической посуды?
Задание 6. Расставьте последовательность технологических операций при производстве продукта труда.
-Воздействие на предмет труда средствами труда
-Сбор урожая яблок
-Окончательная обработка продукта труда
-Подготовка предмета труда к обработке
Задание 7.Запишите в рабочей тетради последовательность действий для одной из простейших технологий:
- укладки школьной сумки перед выходом в школу;
- уборки комнаты подростка;
- мытья посуды вручную;
- подготовки велосипеда к прогулке;
- посещения продуктового магазина;
- подготовки грядки на садовом участке к посадке.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание в тетради.
Закрепление пройденного материала
Надо научиться использовать и развивать технологии таким образом, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия путём применения малоотходных и безотходных технологий, ограничения выбросов в атмосферу, применения ветряных и солнечных электростанций, восстановления разрушенных природных ландшафтов высадкой зелёных насаждений и др.
1.Что такое технология?
2.Кто ввел в научное употребление термин «технология»?
3.Назовите самые давние технологии?
2.Что такое продукт труда, предмет труда, средства труда?
3.Какие виды промышленности относятся к высоким технологиям?
Рефлексия
Подведём итог урока.
Какие новые знания вы сегодня открыли?
Когда это знание будет вам необходимо?
Как вы открыли новое знание?
Оцените свою работу на уроке.
Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.
Оценивают степень достижения цели.
Домашнее задание
Задание: Написать мини – сочинение на тему «Почему разработанные людьми технологии очень часто оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду?»