kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Этническое украшение из соленого теста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное состояние мировой культуры можно характеризовать как кризисное. В этом контексте актуальным становится сохранение культурно-исторического опыта традиционных этнических культур, которые, необходимо для дальнейшего развития человечества. Традиционное украшение является частью вещественной стороны культуры, одним из артефактов, сохраняющим и передающим информацию о духовной культуре этноса, выраженной в универсальном семиотическом комплексе представлений – картине мира. Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если почувствовать его красоту, узнать его свойства и научиться работать с ним. И тем самым изготовлять своими руками, свое украшение с этническими элементами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Этническое украшение из соленого теста»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр

Муниципального образования «Вилюйский Район» Республики Саха (Якутия)
















Тема занятия:

«Этническое украшение из соленого теста»













Разработала: педагог

дополнительного образования

Томская Саргылана Михайловна











2015 г.

Томская Саргылана Михайловна педагог дополнительного образования.


Актуальность: Современное состояние мировой культуры можно характеризовать как кризисное. В этом контексте актуальным становится сохранение культурно-исторического опыта традиционных этнических культур, которые, необходимо для дальнейшего развития человечества. Традиционное украшение является частью вещественной стороны культуры, одним из артефактов, сохраняющим и передающим информацию о духовной культуре этноса, выраженной в универсальном семиотическом комплексе представлений – картине мира. Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если почувствовать его красоту, узнать его свойства и научиться работать с ним. И тем самым изготовлять своими руками, свое украшение с этническими элементами.

Цель: - распространение опыта.

В соответствии с целью выделяется ряд педагогических задач:

  • Ознакомить с традиционным национальным украшением

  • Изучить значение узоров, применяющих традиционном шитье

  • Обобщение и обмен опытом с педагогами.

Новизна данного занятия заключается в сформировании видения красоты родного края, в этнических украшениях. Также приобщение к культуре и истории родной местности способствует к пониманию сохранения и возрождения. Применять этническое украшение в современной жизни.

Теоретические: ознакомление традиционным национальным украшением, изучить значение узоров применяемых в традиционном быту;

Практические занятия: усвоение практических навыков при лепке, росписи, бисероплетения, демонстрации своего изделия.

Знания

  • Уметь владеть основами знаний в области тестопластики

  • Использование инструментов и приспособлений;

  • Знание значения узоров

Умения

  • Сочетать цвета, умение работать с тестом;

  • Скорректировать свою работу с целью исправления недочетов;

  • Работать в коллективе, умение сопереживания и помощи, взаимовыручки и поддержки.

  • Навыки

  • Развивать мелкую моторику рук.



Организация и порядок проведения

Продолжительность занятия – 45 минут. С правилами техники безопасности при работе ознакомить заранее, а на занятии лишь напомнить. Занятие проводиться младшей группе.

Ход занятия:

Педагог: - Здравствуйте! Мы сегодня будем изготовлять этническое украшение из соленого теста.

- Как вы думаете, что означает слово этнос?

-Слово «Этнос» означает, слово народ. Значит будем делать украшения с народным орнаментом. Это занятие будем посвящать якутским орнаментам. Что бы делать нам украшение в виде подвески «Чаппараах». Сперва нам нужно узнать, что означает слово «Чаппараах». Чепрак является главным в убранстве коня, предназначен для крупа коня, имеет трапециевидную форму.

В дохристианское время чепраки изготовлялись из лосиной ровдуги и конского волоса. С появлением мягких материалов конское убранство стали изготовлять из суконных материалов красного, черного и, реже, зеленого цвета. Конь являлся якутам чуть ли не самым значимым богом. Главнейший бог, Демиург - создатель Вселенной часто видится в облике белого жеребца. Вплоть до XX в. лошадь в жизни якутов имела большое значение: табуны лошадей были мерилом богатства; лошадь как транспортное средство использовалась даже далеко за полярным кругом; жеребячье мясо и внутренности употреблялись в пищу; из кобыльего молока приготовлялся кумыс, а шкура, грива и хвост использовались как материал для изготовления одежды, различные вещей и предметов быта; из копыт в древности нарезали пластины для доспехов и т.д.
Множество ритуальных предметов украшено элементами коня (голова, копыта и т.д.). Во время весенне-летнего торжества природы якуты приносят свой самый драгоценный дар - коня белой масти - величайшему Юрюнг Айыы Тойону. Жеребца выпускали на свободу: кровью нельзя было осквернить Творца, устраивать в его честь кровавые жертвоприношения. С этого дня этот жеребец становился священным. Никто не мог причинить ему вред. В случае, если он попадал в беду, ему необходимо было оказывать помощь.

И в быту тоже Облик коня мы видим на коновязи. Даже ножки стола «Садалы» имели форму копыта коня. И ножки чаши Чороон имеют форму копыта коня.

По верованиям якутов, «В день человек преодолевает 44 препятствия его душа, дух должны быть сильны, здоровы, жизнь – иметь смысл. Для этого одежду шили очень продуманно, в узорах и украшениях ее должны быть знаки Айыы, отпугивающие, разгоняющие злых духов. Любая одежда, кроме практической пользы, имела и оберегающее значение.

По поверьям наших предков, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, слабоумие, дурные поступки. Поэтому существовали обряды изгнания злых духов, очищения и обереги. Большое значение придавали в этом и в одеждах, и в украшениях. Узоры на ней, тотемные украшения должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека.



Значение узоров

В якутских религиозных верованиях множество ранних женских Божеств затем заменилась мужскими Божествами патриархальной эпохи. Как сказывается в Олонхо «Осьмиободной, осьмиокружной Матери изначальной – Земли Хозяйка с начала времен Аан Алахчын Хотун…», якуты почитали ее и понимали, что рождение детей и приумножение народа Саха зависит от женщин. Это показано в лировидном узоре на вершине шапки «дьабака». Такие «дьабака» надевали на проводах Айыысыт. Нерожавшие женщины одевали «дьабака» задом наперед, обмазывали лицо и ладони маслом и должны были громко смеяться. Той, кто громче всех хохотала, Айыысыт даровала ребенка. Надевание шапки задом наперед В.Ф. Трощанский объясняет тем, что это является устранением изображения Солнца (туосахта, которая находится в передней части шапки), которое считается «мужчиной». Они не должны были присутствовать при жертвоприношениях.

«Айа ырбата»

Основу стреловидного орнамента, называемого «айа ырбата», составляют дуги и отходящие вверх от дуг стреловидные фигуры, используемые в орнаментальном искусстве якутов в основном как оберегающий, предупреждающий знак. Значение названия узора указывает на то, что, возможно, он носит магико-охранную функцию. Это подчеркивается и

(рис 2)

расположением мотива орнамента — по краям одежды, предметов быта. Возможно, таким образом человек старался ограждать себя от влияния различных злых духов.(рис 2)

В якутской вышивке в основном встречаются и растительные мотивы — витые орнаменты с побегами, символизирующие богатство растительности среднего мира. Их называют «эрбэлдьин», «эрэдэһин», «лоһуор ойуу». Гирлянды ветвей и листьев, цветов и лепестков входят в мотивы вышивок мягких материалов, вышиваются золотыми, серебряными или цветными нитками.

Трех-, пяти- и семилистные побеги «унугэс ойуу» символизируют зарождение новой жизни, являются символом молодости, благословением к их росту и процветанию (рис 2.).

Мы сейчас будем лепить подвеску «Чаппараах» из доступного материала: соленого теста, бисера и бус.

Название изделия

Подвеска “Чаппараах”

Материалы:

Картон, бисер, стразы и бусы

Инструменты:

Нож, кисточка, клей, скалка, зубачистка.

Техника выполнения:

Тестопластика



План работы.

  1. Приготовь тесто в миске.



Стакан муки добавить половину стакана соли перемешать. Добавить половину стакана воды, перемешать. Помеси тесто.

2.Подготовь инструменты и материалы. В том числе и шаблон для вырезания фигур из теста. Организуй свое рабочее место.



3.Раскатай тесто скалкой.























  1. Вырежи фигуру по шаблону. (шаблон делай на картоне)





3.Вырезать кусочек теста, сперва делай круг, потом раскатай тонко, должен быть как макарон.






4.Тонкое тесто выложи узорами на основное тесто. Приклей тесто между собой водой.







5. Придавливай края ножиком


















6. Сделай дырочки для нанизывания веревочки.
















7. Что бы изделие не растрескалось помажь клеем ПВА.







8.Высуши изделие в духовке при градусе 100 С, 1 минуту.





9.Высушенное изделие отбеливаем. Потом начинаем расписывать.



9. Раскрась края изделия














10. Раскрась узоры изделия.


















11. Оформляй изделие используя бисер, бусинки, ленточки.














12. Разделяй на три пучка, перевязывай ниткой.











13. Приклеивай вершинки клеем ПВА.



14. Нанизывай бисер на нитке, обведи пучок вокрук.





15. Вдень подвески и ленточку в дырочки изделия. И ленточку укрась бисером.



У нас получилось этническое украшение, подвеска «Чаппараах»

Педагог: Что мы сегодня изготовили?

Ученик: этническое украшение, подвеску «чаппараах».

Педагог: Что такое «чаппараах»?

Ученик: Чепрак является главным в убранстве коня, предназначен для крупа коня.

Педагог: Молодцы! Вы освоили сегодняшнее занятие. И у вас получилось очень красивое украшение.



































Использованная литература:

  1. А.Н. Акимова. Төрүт иис. Бичик, 2013.С.11.17.22.24.25.

  2. Е.Е.Аммосова. Ремесла предков вчера и сегодня. Якутск. 1989. С.13.14.23.32.

  3. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004.

  4. Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII – середины XVIII вв. Новосибирск, 1998.

  5. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.

  6. Зеленчук В.С. Молдавский национальный костюм. Кишинев, 1985. Наука, 1999.

  7. Народное искусство Якутии. Под. Ред. Каплан Н.И. Л. 1981

  8. Неустроев Б.Ф. Саха оhуора. Якутск. 1990.

  9. Неустроев Б.Ф. Узоры шитья. Якутск: Бичик, 2002. С. 13.

10.Неустроев Б.Ф.Узоры и орнаменты Саха. Бичик, 2010.

11. Носов М.М. Художественно- бытовые изделия якутов 18-20 вв. Якутск.

12. Петрова С.И. Традиционная одежда и мировоззрение наших предков. Якутск. 1999.

13. Петрова С.И. Современная якутская одежда. Якутск. 2001.

4.Петрова С.И. Девушки земли Олонхо. Якутск. 2001

15. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов. Новосибирск: изд-во Со РАН “Наука”, 2006.

16.Петрова С.И. Традиционное шитье и вышивка: организация, технология, семантика. Якутск: изд-во ЯГУ, 2007.

17.Скрябина А.П. Умсугутуулаах оhуордар. Якутск 2003.

18.Смирнова Р.С. Как научиться шить. Лениздат. 1963.

19. Санжеева Л.В. Традиционная одежда как элемент культуры бурят. Улан-Удэ, 2002.

20.Стрелов Е.Д. Одежда и украшение якутки в первой половине XVIII в. Советская этнография. 1937. № 2–3.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
«Этническое украшение из соленого теста»

Автор: Томская Саргылана Михайловна

Дата: 01.03.2016

Номер свидетельства: 300952

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС НА ТЕМУ " МОЯ МАЛАЯ РОДИНА""
    ["seo_title"] => string(51) "vospitatiel-skii-chas-na-tiemu-moia-malaia-rodina-1"
    ["file_id"] => string(6) "264887"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449786354"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства