Цель : ознакомить учащихся с видами дефектов тканей и способам их устранения.
Задачи: - научить учащихся определять дефект и устранять его.
- формирование эстетического вкуса, npививать навыки культуры труда и аккуратности;
- Развитие пространственного мышления, зрительно-образной памяти, умение анализировать.
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах( чтение, письмо, разговор,слух)
Методическое оснащение урока:
1. Материально – техническая база: компьютер, наборы тканей с дефектами, презентация темы.
2. Дидактическое обеспечение: таблицы определения дефектов тканей, карта дефектов ткани, карточки – настроения, кружки рефлексии.
Методы обучения: познавательные, проблемно- поисковые, мозгового штурма.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная
Тип урока: урок изучения нового учебного материала, формирование специальных умений по предмету.
Вид урока: урок – игра.
I. Организационный момент (2 слайд): (2 мин.)
• проверка готовности к уроку;
• настрой учащихся на урок.
- Вы готовы к занятию по технологии?
Перед вами лежат карточки настроений. Определите, какое сейчас у вас настроение и поднимите нужную карточку вверх, чтобы я увидела.
Хорошо! Я рада, что у многих отличное настроение и, мы можем приступить к работе!
II. Актуализация знаний учащихся (3-10 слайд): (3 мин.)
Отгадайте загадку.
Он очень скромен и опрятен,
Он защищает нас от пятен,
Хозяйке служит много лет
На завтрак, ужин и обед.
Что это?
Давайте вспомним:
Для чего нужен фартук?
Назначение фартука?
Из какой ткани шьют фартук?
3. Изучение нового материала : (5 мин.)
В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность. Большое внимание уделяется силуэту, пропорциям, цветовому решению, качеству тканей, отделке, деталям. Вот сегодня на уроке мы как раз и поговорим о качестве ткани, т.е о ее дефектах.
Дефект ткани (от лат. defectus— недостаточность) применяемые для обозначения не качественной ткани.( записать в тетрадь) Очень часто при покупке ткани мы можем встретить и такую! (11 слайд) К дефектам внешнего вида относятся:
· местные дефекты, т. е. дефекты, расположенные на ограниченном участке ткани (пятна, слеты, близны, дыры, подплетины и др.);
· распространенные дефекты, т. е. дефекты, расположенные по всей длине куска ткани (засоренность, разнооттеночность, полосатость, растраф и др.).
Как вы думаете, из – за чего могут возникать дефекты при производстве тканей?
В процессе производства ткани иногда происходит разладка станков или обрыв нитей.( слайд 12-15) Если своевременно не устранять неполадки в оборудовании или невнимательно работать, то на ткани будут появляться дефекты. Их называют ещё – пороки. Дефекты ткани – перекос рисунка, утолщение нити, нарушение целостности, непропичатанные места, засечка.(слайд 16-18)
Думаю, что вы готовы проверить полученные знания на практике?
Задание №1(слайд 19)
Перед вами лежат образцы ткани, вам необходимо среди них найти ткань с дефектом и записать в тетрадь почему вы выбрали именно эти образцы( для проверки под каждым образцом с дефектом есть буквы де-фе-кт ) Вы хорошо поработали молодцы, а теперь давайте отдохнем.( 5 мин)
Физкультминутка «Рябинка». (Разминка рук, плечевого пояса)).(3 мин.)
1. На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивания – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловища влево и вправо)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится - смеётся.
(Наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует,
На рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер)
Вы хорошо отдохнули, теперь продолжим работу. Если уж так получилось, что вы приобрели ткань с небольшим дефектом, то мы ее не выбрасываем, а кроим с учетом дефекта. В таком случае дефект мы обрисовываем мелом или обозначаем нитками ярких цветов. ( показать образец) затем раскладываем выкройку с учетом дефекта.(слайд 21)
Задание№2Повторение правил Т.Б при работе с ножницами.
У каждого из вас есть образец ткани с дефектом и лекала цельнокроеного фартука. Вам необходимо выкроить с учетом дефекта.( алгоритм определения качества знания)- 10 минут ( слайд 20-21)
Внешние дефекты (пороки) ткани на всех этапах проверки качества производится по определенному алгоритму :
1. Определяют лицевую и изнаночную стороны ткани.
2. Ткань просматривают с лицевой стороны.
3. Выявляют дефекты на ткани.
4. Фиксирование дефектов цветными нитками с изнаночной стороны.
Молодцы хорошо поработали, а скажите пожалуйста, что будет если мы при раскрое не обратим внимание на дефект? ( Показать на образце и как исправить можно). Мы выяснили, что дефект можно исправить карманом или аппликацией используя остатки ткани. Давайте подумаем и запишем в тетрадь, как еще можно использовать остатки ткани ( 5 мин.):
Использование остатков
Ткани( слайд№22)
Показать учащимся работы которые можно сделать из остатков ткани( слайд23-2 мин)
VI. Подведение итогов урока (24-26 слайд): (3 мин.)
Молодцы! Вы отлично и дружно поработали!
а теперь продолжите предложение:
Я узнала….
Я научилась…
Мне пригодится это…
Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии, я попрошу вас выбрать один из кружков на вашем столе: красный – очень интересно, синий – интересно, зеленый – было неинтересно. Поднимите выбранный круг.
Спасибо за урок!
До свидания!
VIII. Уборка класса. (2 мин.)