Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой активности обучающихся на занятиях по технологии (раздел "Кулинария")»
Министерство образования и науки РСО-Алания
ГБОУ СОШ № 47
Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии
(раздел кулинария)
Туркина А. В.
учитель технологии
г. Владикавказ
2017 г.
Людей неинтересных в мире нет …
/Е. Евтушенко/
Люди различаются не только своей внешностью, но и по внутреннему миру: по разному мыслят, чувствуют, воспринимают окружающий мир.
Проблема воспитания творческой активности учащихся на уроках (занятиях) – это проблема, стоящая перед многими учителями технологии в настоящее время. Особенности сегодняшней жизни проявляются во многом: это и загруженность учащихся в школьной и внешкольной жизни, а также материальная сторона, так как 75% учебного времени отведена на практические работы, на которые учащиеся приносят продукты сами. И всё-таки, несмотря на сложности, мы работаем и решаем, поставленные перед нами задачи.
Пятиклассники впервые приходят в кабинет кулинарии. Для них это совершенно новый предмет, неизвестная до сих пор форма проведения занятия. К величайшему сожалению, многие из них не подготовлены к позитивному восприятию практических занятий. Зачастую, это связано с тем, что родители этих детей сами занимались в другой системе преподавания учебной области «Технология». Но не надо забывать, что один из разделов бывшего в советской школе предмета «Трудовое обучение», а именно, «Обслуживающий труд», является составной частью «Технологии», но только на более высоком, современном уровне преподавания. Следует обратить внимание и на то, что материальную базу для преподавания кулинарии в нашей школе. Это кабинет с 4-мя рабочими столами, имеющими подводку холодной и горячей воды. Каждое рабочее место имеет электроплиту с 4-мя конфорками. Безусловно, это накладывает специфику обучения кулинарии, в частности, необходимы не только знания по технике безопасности, а главное умение учитель вынужден довольно часто останавливать ребят. Учащиеся воспринимают это как проявление строгости учителя, а родители – как придирчивость, непонимания со стороны учителя. А ведь существует огромное множество документации, регламентирующей работу учителя в кабинетах данного профиля. Это всё и накладывает определённые обязанности на преподавателя, заставляя его находить всё новые и новые пути привлечения учащихся к активной работе на занятиях.
Существует немало приёмов, помогающих добиться результатов, развивающих самостоятельность мышления и воображения учеников, пробуждающих их фантазию, создающих на занятиях условия для самовыражения каждого ученика, для его творчества. Такие методы и приёмы в современной методике преподавания принято называть активными, то есть действующими, развивающими.
Методов и форм проведения занятий много. Главное – правильно их использовать. Я остановлюсь лишь на некоторых из них, применяемых на занятиях кулинарии, прослежу их применение на различных этапах обучения и в зависимости от возрастных особенностей.
Очень важно первое знакомство с кабинетом «Кулинария» и непосредственно самим методом преподавания. Здесь мной используется комбинация методов объяснения и наглядности, а в последнее время и сценка кукольного театра (сценка разыгрывается учащимися, куклы выполнены мною, с использованием кухонных принадлежностей).
Самое главное в работе – полная самостоятельность в выполнении практической работы. Преподаватель даёт направление работы, показывает безопасные приёмы работы и ставит конкретную задачу - цель занятия выход готовой продукции. Непосредственно практическую работу учащиеся выполняют сами.
Со стороны, может показаться, что учащиеся, особенно 5-6 классов, играют во взрослых: мам, бабушек и т. д., повторяя их поведение у себя дома. В работе каждый из учеников проявляет себя по-разному, индивидуально: одни работают активно, другие – менее активно. Я стараюсь выяснить причину, почему учащиеся не активны в своей работе, зависит это от их характера или не желания принимать участие в общей работе, так как она их не привлекает. Иногда бывает – ребёнка достаточно похвалить перед другими учениками или сделать запись об их отличной работе в дневнике для родителей. С другими приходиться сложнее – необходимо выявить, чем ребёнок интересуется больше всего, какой вид работы ему больше нравится, стараться каждый раз отмечать небольшие победы детей и так далее.
Есть ещё одна форма повышения активности учащихся – это привлечение занимательного материала из различных книг и журналов, например, таких как журналы «Спутник», «Бурда Моден», книги В. Гиляровского «Москва и москвичи», «Энциклопедия выпечки» и так далее. Хорошим помощником в данной работе может стать и компьютер, который появился в кабинете в этом учебном году.
В 5-м классе учащимся предлагается большая тема по приготовлению блюд из куриных яиц. Занятие «Отваривание куриных яиц» само по себе не очень интересное, но мы делаем из куриных яиц, сваренных в крутую, фигурки различных животных: ежа, мышку, хрюшку, а так же грибную полянку, применяя набор пряных трав, произрастающих в нашем регионе, традиционно применяемых в пищу и необходимых человеческому организму.
Или вот другой пример. Осень – это изобилие различных овощей. Мы готовим холодную закуску из баклажан и помидор. Дети готовят и оформляют предложенное блюдо по технологической карте, а затем я показываю им иллюстрации из таких журналов как «Работница», «Школа гастронома» и т. д. Ученики, сравнивая свои блюда и то, что видят на иллюстрациях, делают вывод: и они могут не хуже приготовить и оформить. На других занятиях я наоборот, показываю иллюстрации, например «Омлет натуральный» и ребята стараются оформить как на рисунке.
В 5-6 классах мы готовим салаты, а в 7 классе проводится итоговое занятие по теме «Закуски и салаты» в виде проекта. Для выполнения проекта, учащиеся выбирают вид приготавливаемого салата (закуски), работают с литературой по данной теме и на практическом занятии выполняют эту работу. В оценки проекта принимают участие и ученики. Здесь 100% творчества и активности самих учащихся. Следует заметить, что, несмотря на конкуренцию, как правило, работа выполняется на «отлично» и «хорошо».
Одна из форм активизации творчества на уроках кулинарии – это привлечение родителей. Здесь так же существуют различные способы: подбор блюд для самостоятельного приготовления на занятиях по кулинарии, привлечение к показу приготовления национальных блюд на занятиях по соответствующим темам и т. д.
В 7-м классе по теме «Сладкие и мучные блюда» одно из практических занятий отводится под выполнение проектной работы. Учащиеся подбирают рецептуру печенья для выпекания на занятии. Самое лучшее и дешёвое печенье рекомендуется учащимся для выполнения в домашних условиях. Из этих рецептов затем выбирается рецептура печенья по теме «Приготовление печенья по оригинальной рецептуре».
Аналогично и в других классах. Проводя занятие по теме «Осетинская национальная кухня», рекомендую для приготовление пирогов различные начинки при одном и том же виде теста. При подведении итогов в конце занятия обсуждаются все «+» и «-« применённых начинок.
Проблемные ситуации так же помогает разнообразить наши занятия. Особенно хорошие результаты дают занятия в 8-х классах по теме «Приготовление борщей», а в7-х и 9-х – «Приготовление овощей». На этих занятиях обращается внимание учащихся на виды нарезок и способы закладки овощей не только у нас на занятиях, но и как это делают мамы, бабушки и даже соседи. Детям ставится конкретная цель и вместе с тем определяется несколько путей её достижения. Свободный выбор пути достижения цели – прекрасная возможность активизировать работу учащихся. По окончанию выполнения работы, каждый из учащихся делает для себя вывод – что ему больше по вкусу.
Проектные работы – тоже форма воспитания творческой активности учащихся. Этому занятию предшествует большая подготовительная работа.
На занятиях по кулинарии есть место и импровизации. Обычно это происходит в тех случаях, когда по каким-либо причинам в бригаде бывают не все продукты для приготовления конкретного блюда. Хотя давно известно, что любая импровизация – это хорошо продуманная работа и в данном случае многое, почти всё, зависит от подготовленности учителя.
Последние годы основное внимание в технологическом обучении учащихся уделяется проектной деятельности, т. е. выполнению проекта с обязательным оформлением документации. Каждое блюдо, приготовленное на практическом занятии, фактически и является проектом, потому что это законченное блюдо (объект проекта), готовый к употреблению. Но каждый ученик может внести что-то своё, новое для других практически на любом этапе приготовления того или иного блюда: состав продуктов, приёмов тепловой обработки продуктов, но особенно – в оформлении блюда. Многие дети прекрасно проявляют себя на данном этапе работы.
Для повышения творческой активности учащихся проекты у нас идут в основном под названием «Моё любимое …». Например «Моё любимое печенье», «Нетрадиционные бутерброды». На одно из открытых занятий была приглашена бабушка ученицы. Занятие было посвящено осетинской национальной кухне.