kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческой активности обучающихся на занятиях по технологии (раздел "Кулинария")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел кулинария содержит практические работы по ириготовлению пищи. Для развития творческой активности следует добавлять элементы дегустации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой активности обучающихся на занятиях по технологии (раздел "Кулинария")»

Министерство образования и науки РСО-Алания

ГБОУ СОШ № 47







Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии

(раздел кулинария)






Туркина А. В.


учитель технологии





г. Владикавказ


2017 г.



Людей неинтересных в мире нет …

/Е. Евтушенко/

Люди различаются не только своей внешностью, но и по внутреннему миру: по разному мыслят, чувствуют, воспринимают окружающий мир.

Проблема воспитания творческой активности учащихся на уроках (заня­тиях) – это проблема, стоящая перед многими учителями технологии в настоящее время. Особенности сегодняшней жизни прояв­ляются во многом: это и загруженность учащихся в школьной и внешкольной жизни, а также материальная сторона, так как 75% учебного времени отве­дена на практические работы, на которые учащиеся приносят продукты сами. И всё-таки, несмотря на сложности, мы работаем и решаем, поставленные перед нами задачи.

Пятиклассники впервые приходят в кабинет кулинарии. Для них это совершенно новый предмет, неизвестная до сих пор форма проведения занятия. К величайшему сожалению, многие из них не подготовлены к позитивному восприятию практических занятий. Зачастую, это связано с тем, что родители этих детей сами занимались в другой системе преподавания учебной области «Технология». Но не надо забывать, что один из разделов бывшего в советской школе предмета «Трудовое обучение», а именно, «Обслуживающий труд», является составной частью «Технологии», но только на более высоком, современном уровне преподавания. Следует обратить внимание и на то, что материальную базу для преподавания кулинарии в нашей школе. Это кабинет с 4-мя рабочими столами, имеющими подводку холодной и горячей воды. Каждое рабочее место имеет электроплиту с 4-мя конфорками. Безусловно, это накладывает специфику обучения кулинарии, в частности, необходимы не только знания по технике безопасности, а главное умение учитель вынужден довольно часто останавливать ребят. Учащиеся воспринимают это как проявление строгости учителя, а родители – как придирчивость, непонимания со стороны учителя. А ведь существует огромное множество документации, регламентирующей работу учителя в кабинетах данного профиля. Это всё и накладывает определённые обязанности на преподавателя, заставляя его находить всё новые и новые пути привлечения учащихся к активной работе на занятиях.

Существует немало приёмов, помогающих добиться результатов, разви­вающих самостоятельность мышления и воображения учеников, пробуж­дающих их фантазию, создающих на занятиях условия для самовыражения каждого ученика, для его творчества. Такие методы и приёмы в современной методике преподавания принято называть активными, то есть действую­щими, развивающими.

Методов и форм проведения занятий много. Главное – правильно их ис­пользовать. Я остановлюсь лишь на некоторых из них, применяемых на заня­тиях кулинарии, прослежу их применение на различных этапах обучения и в зависимости от возрастных особенностей.

Очень важно первое знакомство с кабинетом «Кулинария» и непосредст­венно самим методом преподавания. Здесь мной используется комбинация методов объяснения и наглядности, а в последнее время и сценка кукольного театра (сценка разыгрывается учащимися, куклы выполнены мною, с исполь­зованием кухонных принадлежностей).

Самое главное в работе – полная самостоятельность в выполнении прак­тической работы. Преподаватель даёт направление работы, показывает безо­пасные приёмы работы и ставит конкретную задачу - цель занятия выход го­товой продукции. Непосредственно практическую работу учащиеся выпол­няют сами.

Со стороны, может показаться, что учащиеся, особенно 5-6 классов, иг­рают во взрослых: мам, бабушек и т. д., повторяя их поведение у себя дома. В работе каждый из учеников проявляет себя по-разному, индивидуально: одни работают активно, другие – менее активно. Я стараюсь выяснить причину, почему учащиеся не активны в своей работе, зависит это от их характера или не желания принимать участие в общей работе, так как она их не привлекает. Иногда бывает – ребёнка достаточно похвалить перед другими учениками или сделать запись об их отличной работе в дневнике для родителей. С дру­гими приходиться сложнее – необходимо выявить, чем ребёнок интересуется больше всего, какой вид работы ему больше нравится, стараться каждый раз отмечать небольшие победы детей и так далее.

Есть ещё одна форма повышения активности учащихся – это привлечение занимательного материала из различных книг и журналов, например, таких как журналы «Спутник», «Бурда Моден», книги В. Гиляровского «Москва и москвичи», «Энциклопедия выпечки» и так далее. Хорошим помощником в данной работе может стать и компьютер, который появился в кабинете в этом учебном году.

В 5-м классе учащимся предлагается большая тема по приготовлению блюд из куриных яиц. Занятие «Отваривание куриных яиц» само по себе не очень интересное, но мы делаем из куриных яиц, сваренных в крутую, фи­гурки различных животных: ежа, мышку, хрюшку, а так же грибную по­лянку, применяя набор пряных трав, произрастающих в нашем регионе, тра­диционно применяемых в пищу и необходимых человеческому организму.

Или вот другой пример. Осень – это изобилие различных овощей. Мы го­товим холодную закуску из баклажан и помидор. Дети готовят и оформляют предложенное блюдо по технологической карте, а затем я показываю им ил­люстрации из таких журналов как «Работница», «Школа гастронома» и т. д. Ученики, сравнивая свои блюда и то, что видят на иллюстрациях, делают вы­вод: и они могут не хуже приготовить и оформить. На других занятиях я на­оборот, показываю иллюстрации, например «Омлет натуральный» и ребята стараются оформить как на рисунке.

В 5-6 классах мы готовим салаты, а в 7 классе проводится итоговое заня­тие по теме «Закуски и салаты» в виде проекта. Для выполнения проекта, учащиеся выбирают вид приготавливаемого салата (закуски), работают с ли­тературой по данной теме и на практическом занятии выполняют эту работу. В оценки проекта принимают участие и ученики. Здесь 100% творчества и активности самих учащихся. Следует заметить, что, несмотря на конкурен­цию, как правило, работа выполняется на «отлично» и «хорошо».

Одна из форм активизации творчества на уроках кулинарии – это при­влечение родителей. Здесь так же существуют различные способы: подбор блюд для самостоятельного приготовления на занятиях по кулинарии, при­влечение к показу приготовления национальных блюд на занятиях по соот­ветствующим темам и т. д.

В 7-м классе по теме «Сладкие и мучные блюда» одно из практических занятий отводится под выполнение проектной работы. Учащиеся подбирают рецептуру печенья для выпекания на занятии. Самое лучшее и дешёвое пече­нье рекомендуется учащимся для выполнения в домашних условиях. Из этих рецептов затем выбирается рецептура печенья по теме «Приготовление пече­нья по оригинальной рецептуре».

Аналогично и в других классах. Проводя занятие по теме «Осетинская на­цио­нальная кухня», рекомендую для приготовление пирогов различные на­чинки при одном и том же виде теста. При подведении итогов в конце заня­тия об­суждаются все «+» и «-« применённых начинок.

Проблемные ситуации так же помогает разнообразить наши занятия. Осо­бенно хорошие результаты дают занятия в 8-х классах по теме «Приготовле­ние борщей», а в7-х и 9-х – «Приготовление овощей». На этих занятиях об­ращается внимание учащихся на виды нарезок и способы закладки овощей не только у нас на занятиях, но и как это делают мамы, бабушки и даже соседи. Детям ставится конкретная цель и вместе с тем определяется несколько пу­тей её достижения. Свободный выбор пути достижения цели – прекрасная возможность активизировать работу учащихся. По окончанию выполнения работы, каждый из учащихся делает для себя вывод – что ему больше по вкусу.

Проектные работы – тоже форма воспитания творческой активности учащихся. Этому занятию предшествует большая подготовительная работа.

На занятиях по кулинарии есть место и импровизации. Обычно это про­исходит в тех случаях, когда по каким-либо причинам в бригаде бывают не все продукты для приготовления конкретного блюда. Хотя давно известно, что любая импровизация – это хорошо продуманная работа и в данном слу­чае многое, почти всё, зависит от подготовленности учителя.

Последние годы основное внимание в технологическом обучении учащихся уделяется проектной деятельности, т. е. выполнению проекта с обязательным оформлением документации. Каждое блюдо, приготовленное на практическом занятии, фактически и является проектом, потому что это законченное блюдо (объект проекта), готовый к употреблению. Но каждый ученик может внести что-то своё, новое для других практически на любом этапе приготовления того или иного блюда: состав продуктов, приёмов тепловой обработки продуктов, но особенно – в оформлении блюда. Многие дети прекрасно проявляют себя на данном этапе работы.

Для повышения творческой активности учащихся проекты у нас идут в основном под названием «Моё любимое …». Например «Моё любимое печенье», «Нетрадиционные бутерброды». На одно из открытых занятий была приглашена бабушка ученицы. Занятие было посвящено осетинской национальной кухне.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Туркина Алла Витальевна

Дата: 10.02.2018

Номер свидетельства: 456313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Развитие  творческих способностей  учащихся через практическую деятельность  на уроках кулинарии"
    ["seo_title"] => string(103) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsiachieriezpraktichieskuiudieiatielnostnaurokakhkulinarii"
    ["file_id"] => string(6) "258766"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448558309"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства