I.Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. 16 часов Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации. 1. Организация рабочего места. Верстак, его устройство. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов, механизмов и станков. 2.Древесина – природный конструкционный материал, её применение. Лиственные и хвойные породы древесины, характерные признаки и свойства. Лабораторная работа «Строение древесины» 3.Виды древесных материалов и сфера их применения: пиломатериалы, шпон, фанера. Отходы древесины и их рациональное использование. Лабораторная работа «Определение вида пиломатериала и древесного материала» 4.Изготовление изделий из конструкционных или поделочных материалов: выбор заготовки для изготовления изделий с учётом механических, технологических и эксплуатационных свойств, наличия дефектов материалов и минимизации отходов. 5.Графическое изображение изделий с использованием чертёжных инструментов и средств компьютерной поддержки. Условные обозначения на рисунках, чертежах, эскизах, схемах. Типы графических изображений. Тест «Графическое изображение деталей из древесины» 6. Чтение графической документации, отображающей конструкцию изделия и последовательность его изготовления. Практическая работа «Выполнение чертежа детали». 7. Планирование технологической последовательности операций обработки заготовки. Подбор инструментов и технологической оснастки. 8. Разметка заготовки для детали (изделия) на основе графической документации с применением разметочных, контрольно-измерительных инструментов, приборов и приспособлений. Практическая работа «Разметка заготовок из древесины» 9. Обработка ручными инструментами заготовок с учётом видов и свойств материалов. Использование технологических машин для изготовления изделий. Пиление столярной ножовкой. Строгание древесины. Сверление отверстий. 10.Соединение деталей в изделии с использованием инструментов и приспособлений для сборочных работ. 11.Зачистка поверхностей деталей. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. 12.Выжигание по древесине. Изготовление изделия декоративно-прикладного назначения с использованием различных технологий обработки материалов. 13. Выпиливание лобзиком. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием различных технологий обработки материалов. Выжигание. Практическая работа по теме «Выжигание и выпиливание» 14. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Изготовление изделий с использованием технологий одного или нескольких промыслов (ремёсел), распространённых в районе проживания. 15. Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий. Контроль и оценка качества изделия. Выявление дефектов и их устранение. 16. Влияние технологий обработки материалов и возможных последствий нарушения технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов. 2. Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование. 4 ч 17. Механизмы и их назначение. Ременные и фрикционные передачи. Тест 18. Детали механизмов. Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. 19. Чтение и построение простых кинематических схем. 20. Практическая работа по сборке моделей механизмов из деталей конструктора. Проверка моделей в действии. | Знать, что такое «технология», содержание и задачи новой учебной дисциплины «Технология»; правила техники безопасности. Знать, что такое рабочее место, устройство столярного верстака, инструменты и приспособления; строение древесины, основные разрезы ствола, породы древесины, их физические и механические свойства, текстуру древесины, виды древесных пиломатериалов, применение материалов знать виды графических изображений, масштаб, проекции детали на плоскость, основные линии чертежа, изображение изделия, оформление чертежа, этапы разработки технологической карты; знание чертежных и измерительных инструментов для разметки заготовки; знать устройство ножовки, виды пил, стругов, гвоздей, шурупов, сверл, клеев; устройство рубанка, ручной дрели; правила забивания гвоздей; инструменты для забивания гвоздей, для выполнения соединения, для зачистки,; машины и механизмы, подвижное и неподвижное соединение, типовые детали и их соединения. Знать приемы и правила безопасной работы выжигателем и лобзиком, устройство лобзика Знать методы защиты материалов от воздействия окружающей среды, виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов Знать виды механизмов, их назначение, условные обозначения деталей и узлов | Уметь формулировать определение понятия «Технология». Уметь правильно оборудовать рабочее место для обработки древесины; Уметь определять по внешнему виду образцы древесных пород; читать чертеж, технический рисунок и эскиз Умение пользоваться чертежными и измерительными инструментами для разметки заготовки; осуществлять разметку детали; уметь работать столярной ножовкой, строгать, сверлить отверстия, уметь соединять детали различными способами уметь выжигать по древесине, выпиливать лобзиком. покрывать детали лаком, морилкой Уметь читать и строить простые кинематические схемы, собирать модели механизма из деталей конструктора | Осознавать нужность своего труда, возможность приобретения нового опыта, развивающего творческие способности; необходимость соблюдения правил безопасности, культуры поведения и личной гигиены. Уметь формулировать определение понятия «Технология». Уметь формулировать определение понятия «Технология». Воспитывать чувство прекрасного; бережное отношение к дереву и древесине; аккуратность при выполнении графической документации, разметки, при выполнении работ с древесиной. Развивать пространственное воображение, техническое мышление, эстетические качества Осознавать нужность своего труда, возможность приобретения нового опыта, развивающего творческие способности; необходимость соблюдения правил безопасности работы, культуры поведения и личной гигиены. необходимость соблюдения правил безопасности работы, использование здоровье- сберегающих технологий Осознавать нужность своего труда, возможность приобретения нового опыта, развивающего творческие способности; | Фронтальный опрос Лабораторная работа «Строение древесины» Лабораторная работа «Определение вида пиломатериала и древесного материала» Практическая работа «Выполнение чертежа детали» Тест «Графическое изображение деталей из древесины» Практическая работа «Разметка заготовок из древесины» Тест «Выжигание и выпиливание» Фронтальный опрос Тест по теме «Понятие о механизме и машине |
3. Технология создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации. 16 ч 21. Рабочее место для ручной обработки металлов. Практическая работа «Ознакомление с устройством слесарных тисков» 22. Тонколистовой металл и проволока. Тест «Тонколистовой металл и проволока» 23. Графическое изображение изделий с использованием чертёжных инструментов и средств компьютерной поддержки. Практическая работа ««Эскиз и расчет размеров чертилки» 24. Чтение графической документации, отображающей конструкцию изделия и последовательность его изготовления. Условные обозначения на рисунках, чертежах, эскизах. Тест « Графическое изображение деталей из металла» 25. Планирование технологической последовательности операций обработки заготовки. Подбор инструментов и технологической оснастки. 26. Технологические процессы изготовления изделий из металла. Особенности изделий из пластмасс. 27. Выбор заготовки для изготовления изделий с учётом механических, технологических и эксплуатационных свойств, наличия дефектов материалов и минимизации отходов. Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Тест «Правка заготовок из металла» 28. Разметка тонколистового металла и проволоки на основе графической документации с применением разметочных, контрольно-измерительных инструментов, приборов и приспособлений. 29. Приемы резания тонколистового металла и проволоки. Тест «Основные приемы резания» 30. Гибка тонколистового металла и проволоки. Тест «Гибка» 31. Пробивание и сверление отверстий 32. Устройство сверлильного станка. Приемы работы на сверлильном станке. Тест «Пробивание и сверление отверстий. Устройство сверлильного станка» 33. Соединение деталей в изделии из тонколистового металла с использованием инструментов и приспособлений для сборочных работ. Тест «Соединение изделий» Защитная и декоративная отделка изделия. Контроль и оценка качества изделия. 34. Выявление дефектов и их устранение. 35. Проектирование полезных изделий из конструкционных и поделочных материалов. 36. Профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов. II.Электротехнические работы. 7ч 1.Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. 2. Применение индивидуальных средств защиты при выполнении монтажных работ. Соблюдение правил электробезопасности, правил эксплуатации бытовых электроприборов. 3 Электрический ток. Электрические провода. Виды соединения проводов. Монтаж эл. цепи. 4. Применение условных графических обозначений элементов электрических цепей для чтения и составления электрических схем. 5. Сборка моделей электроосветительных приборов и проверка их работы с использованием электроизмерительных приборов. 6.Сборка моделей простых электронных устройств из деталей конструктора по схеме. Практическая работа «Сборка эл. цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока» Проверка работы цепи при различных вариантах её сборки. 7. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств. | Знать устройство слесарного верстака и тисков; знать способы получения и виды листового металла и проволоки; графическое изображение изделий из металла и проволоки; знать способы и инструменты для правки листового металла и проволоки; знать разметку металла и проволоки, инструменты для разметки; знать устройство и правила работы ручными слесарными ножницами и кусачками; способы и инструменты для гибки металла и проволоки; знать основные составляющие части сверлильного станка, подготовку и операции сверлильного станка; знать виды фальцевых швов; этапы получения и инструменты для заклепочного соединения; инструменты и приемы зачистки и отделки изделий из металла; методы окраски изделий. Знать правила безопасности труда. Знать правила безопасной работы с электроустановками , правила эксплуатации бытовых приборов, виды соединения проводов, пути экономии эл. энергии в быту | Уметь правильно оборудовать рабочее место для обработки металла, работать с тисками уметь определять вид металла и сплава, выполнять и читать чертежи изделий из металла и проволоки, правильно использовать приемы разметки, пробивания, сверления, зачистки, изделий из металла, использовать измерительные инструменты, Уметь объяснять работу простых электрических устройств, уметь осуществлять сборку эл. цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. | Воспитание, прилежание и внимательность, трудолюбие и самостоятельность в работе, чувство прекрасного; бережное отношение к металлу; аккуратность при выполнении графической документации, разметки, при выполнении работ с металлом. Развивать пространственное воображение, техническое мышление, эстетические качества Осознавать нужность своего труда, возможность приобретения нового опыта, развивающего творческие способности; необходимость соблюдения правил безопасности работы, культуры поведения и личной гигиены. Использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной эксплуатации электробытовых приборов | Фронтальный опрос Практическая работа «Ознакомление с устройством слесарных тисков» Тест «Тонколистовой металл и проволока» Практическая работа «Эскиз и расчет размеров чертилки» Тест « Графическое изображение деталей из металла» Тест «Правка заготовок из металла» Тест «Разметка детали» Тест «Основные приемы резания» Тест «Гибка» Тест «Пробивание и сверление отверстий. Устройство сверлильного станка» Тест «Соединение изделий» Фронтальный опрос Практическая работа «Сборка эл. цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока» |
III.Технологии ведения дома. 4 ч 1. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении жилых помещений. Практическая работа «Рисование оформления комнаты» Тест «Интерьер дома» 2.Уборка жилого помещения. Уход за одеждой и хранение книг Удаление загрязнений с одежды бытовыми средствами. Выбор и использование современных средств ухода за обувью. Выбор технологий и средств для длительного хранения одежды и обуви. Практическая работа «Пришивание пуговицы» «Уборка жилого помещения. Уход за одеждой и обувью». 3. Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена. Культура поведения в семье. Семейные праздники и походы. Подарки и переписка. 4. Современная бытовая техника. Профессии в сфере обслуживания и сервиса. | Знать характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; правила приема гостей и поведения в гостях. Знать правила безопасности при проведении домашних работ. | Уметь планировать ремонтно - отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой. Уметь выполнять уборку помещений и ухаживать за одеждой, правильно дарить и принимать подарки. Уметь использовать полученные знания на практике. | Развивать эстетический вкус, умение анализировать, обобщать, образно мыслить, воображать. Воспитывать аккуратность, целеустремленность. Формировать умения по самообслуживанию. Осознавать нужность своего труда, возможность приобретения нового опыта, развивающего творческие способности, необходимость соблюдения правил безопасности, культуры поведения и личной гигиены. | Фронтальный опрос Практическая работа «Рисование оформления комнаты» Тест «Интерьер дома» Практическая работа «Пришивание пуговицы» Тест «Уборка жилого помещения. Уход за одеждой и обувью» |
V. Творческая, проектная деятельность. 16 ч 1. .Основные требования к проектированию изделий. Принципы стандартизации изделий. 2.Экономические расчеты при выполнении проекта. 3. Выбор темы проектного задания. Обоснование выбора тем проектов. 4.Этапы проектирования и конструирования. 5.Разработка конструкции изделия, выбор варианта изделия 6.Разработка чертежа изделия. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Практическая работа «Выполнение эскиза и чертежа изделия» 7.Создание технологической карты. Выбор материала и инструментов. 8. Выбор вариантов проектов по обработке материала. 9.Изготовление изделия с учётом требования дизайна и эргономики. 10. Выявление недостатков и их устранение 11.Создание защитной и декоративной отделки изделия 12. Испытание изделия. 13. Методы расчёта расходов и себестоимости изделия, оценка качества выполненной работы. 14.Оформление проекта на компьютере . 15.Разработка компьютерной презентации 16.Защита творческого проекта. | Знать этапы проектной деятельности; методы определения себестоимости изделия, приемы защиты проекта. | Уметь реализовывать все этапы проектной деятельности для создания и реализации и защиты своего проекта. | Развивать интерес и активизировать познавательную деятельность. Воспитывать коммуникативные качества личности. Развивать навыки защиты своих идей. Формировать навыки творческой деятельности. Прививать навыки культуры публичной речи. | Практическая работа «Выполнение эскиза, чертежа изделия» Практические работы « Изготовление составных деталей изделия » Практическая работа «Оформление творческого проекта» Итоговая работа «Защита проекта» |