kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа элективного курса разработана для знакомства с основами финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»»

Пояснительная записка


«Когда человек говорит, что деньги могут все, знайте:

у него их нет и никогда не было».

Э. Хоу, американский писатель


О деньгах у каждого человека есть свое собственное представление. Много у вас денег или мало, нужны они постоянно. Нужно ли учиться основам финансовой грамотности? Ответ прост: нужно, если мы не хотим пополнить ряды людей, которые не имеют ни малейшего представления о том, как держать под контролем ситуацию с деньгами, как обеспечить собственные финансовую безопасность и благополучие и добиться личного финансового успеха. Тот, кто разбирается в своих финансовых делах, контролирует денежные потоки, ведет учет того, откуда приходят и куда уходят деньги, имеет больше шансов осуществить свои цели и мечты. Все это определило выбор содержания и тем курса, который поможет ее участникам найти варианты ответов, отвечающие их личным финансовым потребностям и обстоятельствам.

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» разработана для учащихся восьмых классов. Молодым людям необходимо как можно раньше понять, что такое деньги и какую роль они играют в жизни. Им также нужно разобраться в том, какое влияние оказывают их ценности и убеждения на то, как они тратят деньги и относятся к сбережениям.

Цель программы – помочь молодым людям найти варианты ответов, отвечающие их личным финансовым потребностям и обстоятельствам.

Основные задачи программы «Основы финансовой грамотности» - помочь старшеклассникам:

1. Научиться, с учетом личностных ценностей и убеждений, управлять финансами с наибольшей пользой и выгодой;

2. Выработать полезные финансовые привычки, которые станут важной частью их финансовой жизни в настоящем и будущем.

Программа содержит знания, вызывающие познавательный и развивающий интерес учащихся, учащиеся начнут лучше понимать:

- характерные особенности денежной культуры своей страны;

- основные отличия между культурами разных стран;

- универсальные черты, свойственные всем денежным культурам.

Программа включает восемь основных тем, продолжительность курса 17 часов. Занятия предусматривают разнообразие форм и видов деятельности, преимущественно активные методы обучения (проектные, исследовательские, игровые), самостоятельную работу участников программы: сбор и анализ информации, подготовку сообщений, презентаций, выполнение упражнений и заданий творческого характера. Содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями. Программа направлена на выработку и закрепление у старшеклассников таких умений, как сбор и анализ финансовой информации, проведение самостоятельных исследований и работу в группах, развитие навыков межличностного общения и проведение опросов, планирования и принятия решений. Далеко не все знания и навыки, приобретаемые на занятиях будут немедленно применяться учащимися в повседневной жизни. Тем не менее, все, что они узнают и чему научатся, станет основой формирования полезных и устойчивых финансовых привычек, которые необходимы, чтобы разумно распоряжаться деньгами и по мере взросления обеспечивать свое финансовое благополучие. Участники программы начнут разрабатывать личные финансовые стратегии, изучать связь между профессиональной карьерой и управлением личными финансами и попробуют определить, какие виды профессиональной деятельности позволят каждому из них построить успешную карьеру и достичь желаемого уровня жизни. Учащиеся много работают самостоятельно, принимают решения личного характера и учатся нести личную ответственность за принимаемые решения.

Многие темы и понятия обсуждаются с применением специальных финансовых терминов, которые часто кажутся слишком сложными непосвященным людям. С определением и толкованием терминов учащиеся будут знакомиться по мере изучения программы. Владение терминологией – одна из основных задач личной финансовой грамотности и финансовой дисциплины. Каждая тема завершается формулированием правила. По окончании изучения всех тем программы ребята не только изучат все двенадцать правил, но и научатся использовать их в своей повседневной жизни.

Оценить, насколько участники программы преуспели в усвоении основ финансовой грамотности, на этапе промежуточного и финального контроля необходимо учитывать следующие факторы:

  1. задания, связанные с темой «Временная стоимость денег»;

  2. задания, связанные с выработкой личной жизненной стратегии;

  3. задания, связанные с определением и прогнозируемой оценкой чистых личных активов.

Личные финансовые цели и планы по определению имеют индивидуальный характер и не могут обсуждаться с точки зрения их «правильности» или «неправильности», то как будут выполнены указанные задания покажет, насколько полно усвоены понятия и выработаны навыки их применения в реальной жизни.

Чем заниматься, сколько зарабатывать, где жить, как проводить свободное время, эти и многие другие аспекты, в совокупности формирующие образ и уровень жизни, непосредственно связаны с финансовыми вопросами и тем, как на них отвечает каждый конкретный человек. Деньги дают свободу в реализации жизненных целей и планов. По завершении курса участники смогут найти варианты ответов, отвечающие их личным финансовым потребностям и обстоятельствам.

Тематический план курса

п/п

Тема курса

Общее кол-во

часов

Вид занятий

Форма

контроля

Теория

Практика

Семинар

1.

Введение в программу

1

1



Анализ рекламных объявлений

2.

Личный бюджет и баланс

2

1

1


Таблица «Учет расходов»

Выполнение теста

3.

Сбережения и вклады

2

1

1


Расчет будущей и текущей стоимости денег

4.

Финансовые механизмы в экономике

3

1

1

1

-Изучение электронных средств расчетов и платежей.

-Сопоставление валютных курсов

5.

Инвестиции

3

1

1

1

-Исследование депозитных процентных ставок.

- Подготовка рефератов о фондовом рынке.

- Выполнение заданий «Типы инвестиций»

6.

Кредитование населения

2

1


1

-Рассмотрение условий предоставления кредита.

-Подготовка сообщений об образовательном кредите, жилищной ипотеке;

7.

Страхование

1

1



Сопоставление различных видов страхования и страховых систем.

8.

Личная жизненная стратегия

3

1

2


- Определение ценностей и моделей поведения.

- Информированный выбор профессий.

- Задания, связанные с определением личной жизненной стратегии


Итого:

17

8

6

3



Содержание курса

Тема 1.Введение в программу. Знакомство с программой и программными материалами (1 час)

Содержание: Основные идеи программы. Обзор тем и учебных материалов. Обсуждение видов деятельности, связанных с участием в программе. Знакомство с видами контроля знаний.

Практическая работа: Сбор рекламных объявлений, их анализ с позиции изучения потребностей.


Тема 2. Личный бюджет и баланс (2 часа)

Занятие 1.Личная финансовая отчетность (1 час)

Занятие 2. Классификация потребностей (1 час)

Задачи: 1. Дать возможность учащимся проанализировать, как тратить и копить деньги, планировать личный бюджет;

2. Способствовать развитию навыков в учете доходов и расходов, планировании и контроле движения денег; применения понятий «активы» и «пассивы» для оценки текущей финансовой ситуации;

3. Выявление ценностей, считающихся важными на разных этапах жизни при принятии индивидуальных решений в области управления деньгами.

Изучаемые понятия: «активы», «пассивы», «ликвидность», «чистые личные активы», «личный баланс», «потребности».

Содержание занятий: Доходы и расходы подростка. Оценка принадлежащих активов. Составление личного баланса. Удовлетворение потребностей (пирамида Маслоу). Планирование финансовой защиты от нежелательных ситуаций и явлений.

Практическая работа: Исследование «Потребительские привычки населения», выполнение теста «Умеете ли вы обращаться с деньгами?», Составление таблицы «Учет личных расходов».



Тема 3. Сбережения и вклады (2 часа)

Занятие 1. Как вложить деньги, чтобы заработать.

Занятие 2. Инфляция и ее воздействие на сбережения и вклады

Задачи: 1. Показать учащимся пути вложения денег, чтобы они приносили процентный доход, влияние инфляции на сбережения;

2. Развитие навыков в расчете будущей и текущей стоимости денег;

3. Знакомство с видами инвестиций.

Изучаемые понятия: Депозит, процент, процентная ставка, временная стоимость денег. Эффект сложного процента.

Содержание: Цели сбережений. Проблемы, с которыми могут столкнуться люди, не имеющие сбережений. Инфляция и ее воздействие на сбережения и вклады. Инвестирование. Обеспечение финансовой безопасности. Выплаты банков за пользование привлеченных свободных денег. Расчеты будущей и текущей стоимости сбережений. Эффект сложного процента.

Практическая работа: Изучение и выбор сберегательных схем, расчет стоимости денег.


Тема 4. Финансовые механизмы в экономике (3 часа)

Занятие 1. Виды и формы денег.

Занятие 2. Кредитный рынок.

Занятие 3. Валютный рынок.

Задачи: 1. Рассмотрение различных видов финансовых операций и расчетов;

2. Выявление воздействия на займы сложных процентов и процентных ставок. 3. Изучение валютных курсов, покупательской способности денег.

Изучаемые понятия: бартер, чек, электронные деньги, валюта, конвертируемость валют, курс валют, кредитные карты, дебетовые карты, покупательская способность денег.

Содержание: Различные виды и формы денег и их заменителей (бартер, наличные, чеки, пластиковые карты, электронные деньги), их достоинства и недостатки. Процентные ставки по кредитам. Международные расчеты. Курс валют. Паритет покупательской способности денег.

Практическая работа: Обзор валютного и кредитного рынка, видов пластиковых карт; изучение информационных ресурсов, видов электронного мошенничества.


Тема 5. Инвестиции (3 часа)

Занятие 1. Доходность и риск инвестирования

Занятие 2. Доходность и риски предоставления займов

Занятие 3. Виды инвестиций

Задачи:

1.Способствовать развитию осознанного выбора между доходностью инвестиций и связанными с ними рисками.

2. Изучение связи между выбором способа инвестиций и личными финансовыми целями, степенью риска;

3. Познакомить с различными вариантами инвестирования.

Изучаемые понятия: Процент, фиксированная процентная ставка, дивиденды, доходность, ликвидность, акция, облигация, фондовый рынок, недвижимость, диверсификация.

Содержание: Способы инвестирования денежных средств, включая банковские депозиты. Расчеты уровня доходности и уровня риска. Зависимость выбора вида инвестирования от финансовых целей.

Рассмотрение ситуаций, развивающих навыки в оценке потенциальной доходности и прогнозируемых рисков. Риски и доходность предоставления займов. Инвестиции в акции, недвижимость, вложения в капитал. Фондовый рынок. Разные виды финансовых организаций, предоставляющих услуги частным инвесторам.

Практическая работа: Изучение вариантов финансовых целей;

Исследование депозитных процентных ставок;

Рассмотрение инвестиций в облигации;

Выполнение заданий «Типы инвестиций»


Тема 6. Кредитование населения (2 часа)

Занятие 1. Жизнь в кредит.

Занятие 2. Кредитные организации.

Задачи: 1. Познакомить с различными типами кредитов, условиями их предоставления и погашения;

2. Расширение знаний об основных достоинствах и недостатках кредита.

3. Рассмотрение кредитных рейтингов и историй.

Изучаемые понятия: залог, кредитоспособность, ипотечный кредит, товарный кредит, целевой кредит, кредит на неотложные нужды, кредитные карты.

Содержание: Причины по которым люди прибегают к кредитованию. Необходимая информация для заемщиков. Различные схемы погашения кредита. Оценка кредитоспособности заемщика. Риски, связанные с жизнью в кредит.

Практическая работа: Исследование условий предоставления кредита; Подготовка сообщений об образовательном кредите, жилищной ипотеке.


Тема 7. Страхование (1 час)

Занятие 1. Виды страхования

Задачи:

1. Знакомство с основными видами страхования;

2. Показать связь страхования с управлением личными финансами.

Изучаемые понятия: страхование, страхование ответственности, страхование жизни, здоровья, имущества

Содержание: Забота о безопасности, сохранности и приумножении собственности – страхование. Виды страхования, инструменты и схемы, разработанные в страховании, которые можно использовать в управлении личными финансами. Пенсионное обеспечение

Практическая работа: Изучение и сопоставление различных видов страхования и страховых схем, страхование банковских вкладов. Тест на оценку способности идти на риск.


Тема 8. Личная жизненная стратегия (3 часа)

Занятие 1. Жизненные ценности и выбор профессии.

Занятие 2. Личная жизненная стратегия

Занятие 3. Этапы жизненного пути. Составление мини-проекта.

Задачи: 1. Определение жизненной стратегии;

2. Разработка личного плана достижения жизненных, карьерных и финансовых целей;

3. Закрепление знаний, полученных при изучении курса «Основы финансовой грамотности».

Изучаемые понятия: основные жизненные ценности, карьерный рост. Экономически активное население.

Содержание: Изучение жизненных целей, выработка жизненной стратегии (методы, средства, принципы и инструменты), рассмотрение путей, факторов правильного выбора профессии, рассмотрение примеров разных жизненных стратегий. Планирование личного плана, который поможет достичь финансовой независимости. Работа с правилами и основными понятиями курса.

Практическая работа: Определение личных ценностей и моделей поведения; знакомство с информацией о правилах выбора профессии; подготовка и проведение интервью с работодателями; задания, связанные с определением личной жизненной стратегии. Составление мини-проекта «Моя жизненная стратегия».

Литература

  1. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Богатство. Доходы семьи// Школьный экономический журнал. – 1998. - №5.

  2. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Деньги// Школьный экономический журнал. – 1998. - №4.

  3. Корлюгова Ю.Н. Деловые игры по экономике: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2008.

  4. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране экономика: для детей среднего школьного возраста. – М.: фирма «Нивекс», Триада,1998

  5. Липсиц И.В. История и современная организация хозяйственной деятельности: учебник для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Вита-Пресс, 1999.

  6. Н.Нидхэм. Е. Дюпон. Управление личными финансами. В помощь учителю и консультанту. МОО «Достижения молодых», 2007.

  7. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Пособие для учителя.- М.: Вита – Пресс, 2007.

8. Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры: хрестоматия и практикум для учащихся старших классов. – М.:Вита – Пресс,2004

9. Стариченко Т.Н. Экономика: Практикум. – М.: Изд –во НЦ ЭНАС, 2007.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»

Автор: Лисичникова Вера Георгиевна

Дата: 12.10.2016

Номер свидетельства: 348508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_elektivnogo_kursa_osnovy_finansovoi_gramotnosti_dlia_uchashc"
    ["file_id"] => string(6) "515531"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1560999210"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Программа элективного курса "Основы финансовой грамотности""
    ["seo_title"] => string(57) "programma_elektivnogo_kursa_osnovy_finansovoi_gramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "533190"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1577040809"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства