kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа элективного курса разработана для знакомства с основами финансовой грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»»

Пояснительная записка


«Когда человек говорит, что деньги могут все, знайте:

у него их нет и никогда не было».

Э. Хоу, американский писатель


О деньгах у каждого человека есть свое собственное представление. Много у вас денег или мало, нужны они постоянно. Нужно ли учиться основам финансовой грамотности? Ответ прост: нужно, если мы не хотим пополнить ряды людей, которые не имеют ни малейшего представления о том, как держать под контролем ситуацию с деньгами, как обеспечить собственные финансовую безопасность и благополучие и добиться личного финансового успеха. Тот, кто разбирается в своих финансовых делах, контролирует денежные потоки, ведет учет того, откуда приходят и куда уходят деньги, имеет больше шансов осуществить свои цели и мечты. Все это определило выбор содержания и тем курса, который поможет ее участникам найти варианты ответов, отвечающие их личным финансовым потребностям и обстоятельствам.

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» разработана для учащихся восьмых классов. Молодым людям необходимо как можно раньше понять, что такое деньги и какую роль они играют в жизни. Им также нужно разобраться в том, какое влияние оказывают их ценности и убеждения на то, как они тратят деньги и относятся к сбережениям.

Цель программы – помочь молодым людям найти варианты ответов, отвечающие их личным финансовым потребностям и обстоятельствам.

Основные задачи программы «Основы финансовой грамотности» - помочь старшеклассникам:

1. Научиться, с учетом личностных ценностей и убеждений, управлять финансами с наибольшей пользой и выгодой;

2. Выработать полезные финансовые привычки, которые станут важной частью их финансовой жизни в настоящем и будущем.

Программа содержит знания, вызывающие познавательный и развивающий интерес учащихся, учащиеся начнут лучше понимать:

- характерные особенности денежной культуры своей страны;

- основные отличия между культурами разных стран;

- универсальные черты, свойственные всем денежным культурам.

Программа включает восемь основных тем, продолжительность курса 17 часов. Занятия предусматривают разнообразие форм и видов деятельности, преимущественно активные методы обучения (проектные, исследовательские, игровые), самостоятельную работу участников программы: сбор и анализ информации, подготовку сообщений, презентаций, выполнение упражнений и заданий творческого характера. Содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями. Программа направлена на выработку и закрепление у старшеклассников таких умений, как сбор и анализ финансовой информации, проведение самостоятельных исследований и работу в группах, развитие навыков межличностного общения и проведение опросов, планирования и принятия решений. Далеко не все знания и навыки, приобретаемые на занятиях будут немедленно применяться учащимися в повседневной жизни. Тем не менее, все, что они узнают и чему научатся, станет основой формирования полезных и устойчивых финансовых привычек, которые необходимы, чтобы разумно распоряжаться деньгами и по мере взросления обеспечивать свое финансовое благополучие. Участники программы начнут разрабатывать личные финансовые стратегии, изучать связь между профессиональной карьерой и управлением личными финансами и попробуют определить, какие виды профессиональной деятельности позволят каждому из них построить успешную карьеру и достичь желаемого уровня жизни. Учащиеся много работают самостоятельно, принимают решения личного характера и учатся нести личную ответственность за принимаемые решения.

Многие темы и понятия обсуждаются с применением специальных финансовых терминов, которые часто кажутся слишком сложными непосвященным людям. С определением и толкованием терминов учащиеся будут знакомиться по мере изучения программы. Владение терминологией – одна из основных задач личной финансовой грамотности и финансовой дисциплины. Каждая тема завершается формулированием правила. По окончании изучения всех тем программы ребята не только изучат все двенадцать правил, но и научатся использовать их в своей повседневной жизни.

Оценить, насколько участники программы преуспели в усвоении основ финансовой грамотности, на этапе промежуточного и финального контроля необходимо учитывать следующие факторы:

  1. задания, связанные с темой «Временная стоимость денег»;

  2. задания, связанные с выработкой личной жизненной стратегии;

  3. задания, связанные с определением и прогнозируемой оценкой чистых личных активов.

Личные финансовые цели и планы по определению имеют индивидуальный характер и не могут обсуждаться с точки зрения их «правильности» или «неправильности», то как будут выполнены указанные задания покажет, насколько полно усвоены понятия и выработаны навыки их применения в реальной жизни.

Чем заниматься, сколько зарабатывать, где жить, как проводить свободное время, эти и многие другие аспекты, в совокупности формирующие образ и уровень жизни, непосредственно связаны с финансовыми вопросами и тем, как на них отвечает каждый конкретный человек. Деньги дают свободу в реализации жизненных целей и планов. По завершении курса участники смогут найти варианты ответов, отвечающие их личным финансовым потребностям и обстоятельствам.

Тематический план курса

п/п

Тема курса

Общее кол-во

часов

Вид занятий

Форма

контроля

Теория

Практика

Семинар

1.

Введение в программу

1

1



Анализ рекламных объявлений

2.

Личный бюджет и баланс

2

1

1


Таблица «Учет расходов»

Выполнение теста

3.

Сбережения и вклады

2

1

1


Расчет будущей и текущей стоимости денег

4.

Финансовые механизмы в экономике

3

1

1

1

-Изучение электронных средств расчетов и платежей.

-Сопоставление валютных курсов

5.

Инвестиции

3

1

1

1

-Исследование депозитных процентных ставок.

- Подготовка рефератов о фондовом рынке.

- Выполнение заданий «Типы инвестиций»

6.

Кредитование населения

2

1


1

-Рассмотрение условий предоставления кредита.

-Подготовка сообщений об образовательном кредите, жилищной ипотеке;

7.

Страхование

1

1



Сопоставление различных видов страхования и страховых систем.

8.

Личная жизненная стратегия

3

1

2


- Определение ценностей и моделей поведения.

- Информированный выбор профессий.

- Задания, связанные с определением личной жизненной стратегии


Итого:

17

8

6

3



Содержание курса

Тема 1.Введение в программу. Знакомство с программой и программными материалами (1 час)

Содержание: Основные идеи программы. Обзор тем и учебных материалов. Обсуждение видов деятельности, связанных с участием в программе. Знакомство с видами контроля знаний.

Практическая работа: Сбор рекламных объявлений, их анализ с позиции изучения потребностей.


Тема 2. Личный бюджет и баланс (2 часа)

Занятие 1.Личная финансовая отчетность (1 час)

Занятие 2. Классификация потребностей (1 час)

Задачи: 1. Дать возможность учащимся проанализировать, как тратить и копить деньги, планировать личный бюджет;

2. Способствовать развитию навыков в учете доходов и расходов, планировании и контроле движения денег; применения понятий «активы» и «пассивы» для оценки текущей финансовой ситуации;

3. Выявление ценностей, считающихся важными на разных этапах жизни при принятии индивидуальных решений в области управления деньгами.

Изучаемые понятия: «активы», «пассивы», «ликвидность», «чистые личные активы», «личный баланс», «потребности».

Содержание занятий: Доходы и расходы подростка. Оценка принадлежащих активов. Составление личного баланса. Удовлетворение потребностей (пирамида Маслоу). Планирование финансовой защиты от нежелательных ситуаций и явлений.

Практическая работа: Исследование «Потребительские привычки населения», выполнение теста «Умеете ли вы обращаться с деньгами?», Составление таблицы «Учет личных расходов».



Тема 3. Сбережения и вклады (2 часа)

Занятие 1. Как вложить деньги, чтобы заработать.

Занятие 2. Инфляция и ее воздействие на сбережения и вклады

Задачи: 1. Показать учащимся пути вложения денег, чтобы они приносили процентный доход, влияние инфляции на сбережения;

2. Развитие навыков в расчете будущей и текущей стоимости денег;

3. Знакомство с видами инвестиций.

Изучаемые понятия: Депозит, процент, процентная ставка, временная стоимость денег. Эффект сложного процента.

Содержание: Цели сбережений. Проблемы, с которыми могут столкнуться люди, не имеющие сбережений. Инфляция и ее воздействие на сбережения и вклады. Инвестирование. Обеспечение финансовой безопасности. Выплаты банков за пользование привлеченных свободных денег. Расчеты будущей и текущей стоимости сбережений. Эффект сложного процента.

Практическая работа: Изучение и выбор сберегательных схем, расчет стоимости денег.


Тема 4. Финансовые механизмы в экономике (3 часа)

Занятие 1. Виды и формы денег.

Занятие 2. Кредитный рынок.

Занятие 3. Валютный рынок.

Задачи: 1. Рассмотрение различных видов финансовых операций и расчетов;

2. Выявление воздействия на займы сложных процентов и процентных ставок. 3. Изучение валютных курсов, покупательской способности денег.

Изучаемые понятия: бартер, чек, электронные деньги, валюта, конвертируемость валют, курс валют, кредитные карты, дебетовые карты, покупательская способность денег.

Содержание: Различные виды и формы денег и их заменителей (бартер, наличные, чеки, пластиковые карты, электронные деньги), их достоинства и недостатки. Процентные ставки по кредитам. Международные расчеты. Курс валют. Паритет покупательской способности денег.

Практическая работа: Обзор валютного и кредитного рынка, видов пластиковых карт; изучение информационных ресурсов, видов электронного мошенничества.


Тема 5. Инвестиции (3 часа)

Занятие 1. Доходность и риск инвестирования

Занятие 2. Доходность и риски предоставления займов

Занятие 3. Виды инвестиций

Задачи:

1.Способствовать развитию осознанного выбора между доходностью инвестиций и связанными с ними рисками.

2. Изучение связи между выбором способа инвестиций и личными финансовыми целями, степенью риска;

3. Познакомить с различными вариантами инвестирования.

Изучаемые понятия: Процент, фиксированная процентная ставка, дивиденды, доходность, ликвидность, акция, облигация, фондовый рынок, недвижимость, диверсификация.

Содержание: Способы инвестирования денежных средств, включая банковские депозиты. Расчеты уровня доходности и уровня риска. Зависимость выбора вида инвестирования от финансовых целей.

Рассмотрение ситуаций, развивающих навыки в оценке потенциальной доходности и прогнозируемых рисков. Риски и доходность предоставления займов. Инвестиции в акции, недвижимость, вложения в капитал. Фондовый рынок. Разные виды финансовых организаций, предоставляющих услуги частным инвесторам.

Практическая работа: Изучение вариантов финансовых целей;

Исследование депозитных процентных ставок;

Рассмотрение инвестиций в облигации;

Выполнение заданий «Типы инвестиций»


Тема 6. Кредитование населения (2 часа)

Занятие 1. Жизнь в кредит.

Занятие 2. Кредитные организации.

Задачи: 1. Познакомить с различными типами кредитов, условиями их предоставления и погашения;

2. Расширение знаний об основных достоинствах и недостатках кредита.

3. Рассмотрение кредитных рейтингов и историй.

Изучаемые понятия: залог, кредитоспособность, ипотечный кредит, товарный кредит, целевой кредит, кредит на неотложные нужды, кредитные карты.

Содержание: Причины по которым люди прибегают к кредитованию. Необходимая информация для заемщиков. Различные схемы погашения кредита. Оценка кредитоспособности заемщика. Риски, связанные с жизнью в кредит.

Практическая работа: Исследование условий предоставления кредита; Подготовка сообщений об образовательном кредите, жилищной ипотеке.


Тема 7. Страхование (1 час)

Занятие 1. Виды страхования

Задачи:

1. Знакомство с основными видами страхования;

2. Показать связь страхования с управлением личными финансами.

Изучаемые понятия: страхование, страхование ответственности, страхование жизни, здоровья, имущества

Содержание: Забота о безопасности, сохранности и приумножении собственности – страхование. Виды страхования, инструменты и схемы, разработанные в страховании, которые можно использовать в управлении личными финансами. Пенсионное обеспечение

Практическая работа: Изучение и сопоставление различных видов страхования и страховых схем, страхование банковских вкладов. Тест на оценку способности идти на риск.


Тема 8. Личная жизненная стратегия (3 часа)

Занятие 1. Жизненные ценности и выбор профессии.

Занятие 2. Личная жизненная стратегия

Занятие 3. Этапы жизненного пути. Составление мини-проекта.

Задачи: 1. Определение жизненной стратегии;

2. Разработка личного плана достижения жизненных, карьерных и финансовых целей;

3. Закрепление знаний, полученных при изучении курса «Основы финансовой грамотности».

Изучаемые понятия: основные жизненные ценности, карьерный рост. Экономически активное население.

Содержание: Изучение жизненных целей, выработка жизненной стратегии (методы, средства, принципы и инструменты), рассмотрение путей, факторов правильного выбора профессии, рассмотрение примеров разных жизненных стратегий. Планирование личного плана, который поможет достичь финансовой независимости. Работа с правилами и основными понятиями курса.

Практическая работа: Определение личных ценностей и моделей поведения; знакомство с информацией о правилах выбора профессии; подготовка и проведение интервью с работодателями; задания, связанные с определением личной жизненной стратегии. Составление мини-проекта «Моя жизненная стратегия».

Литература

  1. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Богатство. Доходы семьи// Школьный экономический журнал. – 1998. - №5.

  2. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Деньги// Школьный экономический журнал. – 1998. - №4.

  3. Корлюгова Ю.Н. Деловые игры по экономике: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2008.

  4. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране экономика: для детей среднего школьного возраста. – М.: фирма «Нивекс», Триада,1998

  5. Липсиц И.В. История и современная организация хозяйственной деятельности: учебник для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Вита-Пресс, 1999.

  6. Н.Нидхэм. Е. Дюпон. Управление личными финансами. В помощь учителю и консультанту. МОО «Достижения молодых», 2007.

  7. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Пособие для учителя.- М.: Вита – Пресс, 2007.

8. Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры: хрестоматия и практикум для учащихся старших классов. – М.:Вита – Пресс,2004

9. Стариченко Т.Н. Экономика: Практикум. – М.: Изд –во НЦ ЭНАС, 2007.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»

Автор: Лисичникова Вера Георгиевна

Дата: 12.10.2016

Номер свидетельства: 348508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_elektivnogo_kursa_osnovy_finansovoi_gramotnosti_dlia_uchashc"
    ["file_id"] => string(6) "515531"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1560999210"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Программа элективного курса "Основы финансовой грамотности""
    ["seo_title"] => string(57) "programma_elektivnogo_kursa_osnovy_finansovoi_gramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "533190"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1577040809"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства