Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»»
Пояснительная записка
«Когда человек говорит, что деньги могут все, знайте:
у него их нет и никогда не было».
Э. Хоу, американский писатель
О деньгах у каждого человека есть свое собственное представление. Много у вас денег или мало, нужны они постоянно. Нужно ли учиться основам финансовой грамотности? Ответ прост: нужно, если мы не хотим пополнить ряды людей, которые не имеют ни малейшего представления о том, как держать под контролем ситуацию с деньгами, как обеспечить собственные финансовую безопасность и благополучие и добиться личного финансового успеха. Тот, кто разбирается в своих финансовых делах, контролирует денежные потоки, ведет учет того, откуда приходят и куда уходят деньги, имеет больше шансов осуществить свои цели и мечты. Все это определило выбор содержания и тем курса, который поможет ее участникам найти варианты ответов, отвечающие их личным финансовым потребностям и обстоятельствам.
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» разработана для учащихся восьмых классов. Молодым людям необходимо как можно раньше понять, что такое деньги и какую роль они играют в жизни. Им также нужно разобраться в том, какое влияние оказывают их ценности и убеждения на то, как они тратят деньги и относятся к сбережениям.
Цель программы – помочь молодым людям найти варианты ответов, отвечающие их личным финансовым потребностям и обстоятельствам.
Основные задачи программы «Основы финансовой грамотности» - помочь старшеклассникам:
1. Научиться, с учетом личностных ценностей и убеждений, управлять финансами с наибольшей пользой и выгодой;
2. Выработать полезные финансовые привычки, которые станут важной частью их финансовой жизни в настоящем и будущем.
Программа содержит знания, вызывающие познавательный и развивающий интерес учащихся, учащиеся начнут лучше понимать:
- характерные особенности денежной культуры своей страны;
- основные отличия между культурами разных стран;
- универсальные черты, свойственные всем денежным культурам.
Программа включает восемь основных тем, продолжительность курса 17 часов. Занятия предусматривают разнообразие форм и видов деятельности, преимущественно активные методы обучения (проектные, исследовательские, игровые), самостоятельную работу участников программы: сбор и анализ информации, подготовку сообщений, презентаций, выполнение упражнений и заданий творческого характера. Содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями. Программа направлена на выработку и закрепление у старшеклассников таких умений, как сбор и анализ финансовой информации, проведение самостоятельных исследований и работу в группах, развитие навыков межличностного общения и проведение опросов, планирования и принятия решений. Далеко не все знания и навыки, приобретаемые на занятиях будут немедленно применяться учащимися в повседневной жизни. Тем не менее, все, что они узнают и чему научатся, станет основой формирования полезных и устойчивых финансовых привычек, которые необходимы, чтобы разумно распоряжаться деньгами и по мере взросления обеспечивать свое финансовое благополучие. Участники программы начнут разрабатывать личные финансовые стратегии, изучать связь между профессиональной карьерой и управлением личными финансами и попробуют определить, какие виды профессиональной деятельностипозволят каждому из них построить успешную карьеру и достичь желаемого уровня жизни. Учащиеся много работают самостоятельно, принимают решения личного характера и учатся нести личную ответственность за принимаемые решения.
Многие темы и понятия обсуждаются с применением специальных финансовых терминов, которые часто кажутся слишком сложными непосвященным людям. С определением и толкованием терминов учащиеся будут знакомиться по мере изучения программы. Владение терминологией – одна из основных задач личной финансовой грамотности и финансовой дисциплины. Каждая тема завершается формулированием правила. По окончании изучения всех тем программы ребята не только изучат все двенадцать правил, но и научатся использовать их в своей повседневной жизни.
Оценить, насколько участники программы преуспели в усвоении основ финансовой грамотности, на этапе промежуточного и финального контроля необходимо учитывать следующие факторы:
задания, связанные с темой «Временная стоимость денег»;
задания, связанные с выработкой личной жизненной стратегии;
задания, связанные с определением и прогнозируемой оценкой чистых личных активов.
Личные финансовые цели и планы по определению имеют индивидуальный характер и не могут обсуждаться с точки зрения их «правильности» или «неправильности», то как будут выполнены указанные задания покажет, насколько полно усвоены понятия и выработаны навыки их применения в реальной жизни.
Чем заниматься, сколько зарабатывать, где жить, как проводить свободное время, эти и многие другие аспекты, в совокупности формирующие образ и уровень жизни, непосредственно связаны с финансовыми вопросами и тем, как на них отвечает каждый конкретный человек. Деньги дают свободу в реализации жизненных целей и планов. По завершении курса участники смогут найти варианты ответов, отвечающие их личным финансовым потребностям и обстоятельствам.
Тематический план курса
№
п/п
Тема курса
Общее кол-во
часов
Вид занятий
Форма
контроля
Теория
Практика
Семинар
1.
Введение в программу
1
1
Анализ рекламных объявлений
2.
Личный бюджет и баланс
2
1
1
Таблица «Учет расходов»
Выполнение теста
3.
Сбережения и вклады
2
1
1
Расчет будущей и текущей стоимости денег
4.
Финансовые механизмы в экономике
3
1
1
1
-Изучение электронных средств расчетов и платежей.
-Сопоставление валютных курсов
5.
Инвестиции
3
1
1
1
-Исследование депозитных процентных ставок.
- Подготовка рефератов о фондовом рынке.
- Выполнение заданий «Типы инвестиций»
6.
Кредитование населения
2
1
1
-Рассмотрение условий предоставления кредита.
-Подготовка сообщений об образовательном кредите, жилищной ипотеке;
7.
Страхование
1
1
Сопоставление различных видов страхования и страховых систем.
8.
Личная жизненная стратегия
3
1
2
- Определение ценностей и моделей поведения.
- Информированный выбор профессий.
- Задания, связанные с определением личной жизненной стратегии
Итого:
17
8
6
3
Содержание курса
Тема 1.Введение в программу. Знакомство с программой и программными материалами (1 час)
Содержание: Основные идеи программы. Обзор тем и учебных материалов. Обсуждение видов деятельности, связанных с участием в программе. Знакомство с видами контроля знаний.
Практическая работа: Сбор рекламных объявлений, их анализ с позиции изучения потребностей.
Тема 2. Личный бюджет и баланс (2 часа)
Занятие 1.Личная финансовая отчетность (1 час)
Занятие 2. Классификация потребностей (1 час)
Задачи: 1. Дать возможность учащимся проанализировать, как тратить и копить деньги, планировать личный бюджет;
2. Способствовать развитию навыков в учете доходов и расходов, планировании и контроле движения денег; применения понятий «активы» и «пассивы» для оценки текущей финансовой ситуации;
3. Выявление ценностей, считающихся важными на разных этапах жизни при принятии индивидуальных решений в области управления деньгами.
Содержание занятий: Доходы и расходы подростка. Оценка принадлежащих активов. Составление личного баланса. Удовлетворение потребностей (пирамида Маслоу). Планирование финансовой защиты от нежелательных ситуаций и явлений.
Практическая работа: Исследование «Потребительские привычки населения», выполнение теста «Умеете ли вы обращаться с деньгами?», Составление таблицы «Учет личных расходов».
Тема 3. Сбережения и вклады (2 часа)
Занятие 1. Как вложить деньги, чтобы заработать.
Занятие 2. Инфляция и ее воздействие на сбережения и вклады
Задачи: 1. Показать учащимся пути вложения денег, чтобы они приносили процентный доход, влияние инфляции на сбережения;
2. Развитие навыков в расчете будущей и текущей стоимости денег;
3. Знакомство с видами инвестиций.
Изучаемые понятия: Депозит, процент, процентная ставка, временная стоимость денег. Эффект сложного процента.
Содержание: Цели сбережений. Проблемы, с которыми могут столкнуться люди, не имеющие сбережений. Инфляция и ее воздействие на сбережения и вклады. Инвестирование. Обеспечение финансовой безопасности. Выплаты банков за пользование привлеченных свободных денег. Расчеты будущей и текущей стоимости сбережений. Эффект сложного процента.
Практическая работа: Изучение и выбор сберегательных схем, расчет стоимости денег.
Тема 4. Финансовые механизмы в экономике (3 часа)
Занятие 1. Виды и формы денег.
Занятие 2. Кредитный рынок.
Занятие 3. Валютный рынок.
Задачи: 1. Рассмотрение различных видов финансовых операций и расчетов;
2. Выявление воздействия на займы сложных процентов и процентных ставок. 3. Изучение валютных курсов, покупательской способности денег.
Изучаемые понятия: бартер, чек, электронные деньги, валюта, конвертируемость валют, курс валют, кредитные карты, дебетовые карты, покупательская способность денег.
Содержание: Различные виды и формы денег и их заменителей (бартер, наличные, чеки, пластиковые карты, электронные деньги), их достоинства и недостатки. Процентные ставки по кредитам. Международные расчеты. Курс валют. Паритет покупательской способности денег.
Практическая работа: Обзор валютного и кредитного рынка, видов пластиковых карт; изучение информационных ресурсов, видов электронного мошенничества.
Тема 5. Инвестиции (3 часа)
Занятие 1. Доходность и риск инвестирования
Занятие 2. Доходность и риски предоставления займов
Занятие 3. Виды инвестиций
Задачи:
1.Способствовать развитию осознанного выбора между доходностью инвестиций и связанными с ними рисками.
2. Изучение связи между выбором способа инвестиций и личными финансовыми целями, степенью риска;
3. Познакомить с различными вариантами инвестирования.
Содержание: Способы инвестирования денежных средств, включая банковские депозиты. Расчеты уровня доходности и уровня риска. Зависимость выбора вида инвестирования от финансовых целей.
Рассмотрение ситуаций, развивающих навыки в оценке потенциальной доходности и прогнозируемых рисков. Риски и доходность предоставления займов. Инвестиции в акции, недвижимость, вложения в капитал. Фондовый рынок. Разные виды финансовых организаций, предоставляющих услуги частным инвесторам.
Практическая работа: Изучение вариантов финансовых целей;
Исследование депозитных процентных ставок;
Рассмотрение инвестиций в облигации;
Выполнение заданий «Типы инвестиций»
Тема 6. Кредитование населения (2 часа)
Занятие 1. Жизнь в кредит.
Занятие 2. Кредитные организации.
Задачи: 1. Познакомить с различными типами кредитов, условиями их предоставления и погашения;
2. Расширение знаний об основных достоинствах и недостатках кредита.
Содержание: Причины по которым люди прибегают к кредитованию. Необходимая информация для заемщиков. Различные схемы погашения кредита. Оценка кредитоспособности заемщика. Риски, связанные с жизнью в кредит.
Практическая работа: Исследование условий предоставления кредита; Подготовка сообщений об образовательном кредите, жилищной ипотеке.
Тема 7. Страхование (1 час)
Занятие 1. Виды страхования
Задачи:
1. Знакомство с основными видами страхования;
2. Показать связь страхования с управлением личными финансами.
Изучаемые понятия: страхование, страхование ответственности, страхование жизни, здоровья, имущества
Содержание: Забота о безопасности, сохранности и приумножении собственности – страхование. Виды страхования, инструменты и схемы, разработанные в страховании, которые можно использовать в управлении личными финансами. Пенсионное обеспечение
Практическая работа: Изучение и сопоставление различных видов страхования и страховых схем, страхование банковских вкладов. Тест на оценку способности идти на риск.
2. Разработка личного плана достижения жизненных, карьерных и финансовых целей;
3. Закрепление знаний, полученных при изучении курса «Основы финансовой грамотности».
Изучаемые понятия: основные жизненные ценности, карьерный рост. Экономически активное население.
Содержание: Изучение жизненных целей, выработка жизненной стратегии (методы, средства, принципы и инструменты), рассмотрение путей, факторов правильного выбора профессии, рассмотрение примеров разных жизненных стратегий. Планирование личного плана, который поможет достичь финансовой независимости. Работа с правилами и основными понятиями курса.
Практическая работа: Определение личных ценностей и моделей поведения; знакомство с информацией о правилах выбора профессии; подготовка и проведение интервью с работодателями; задания, связанные с определением личной жизненной стратегии. Составление мини-проекта «Моя жизненная стратегия».